Напоминание

Агрессивное поведение школьника.


Автор: Татьяна Вячеславовна Юдина
Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 8"
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Агрессивное поведение школьника.
Раздел: начальное образование





Назад




Юдина Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов

педагог-психолог

МБОУ «Средняя школа № 8

Агрессивное поведение школьника.

Цель статьи: обратить внимание учителей и родителей на психологическое здоровье

детей и создать для этого необходимые условия.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических

норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде

всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой

гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский

Психологически здоровый человек - это человек, который удовлетворен собой и своим

окружением, эмоционально благополучен. Все трудности, которые он встречает он умеет

преодолевать

без

приобретения

психологических

травм,

а

использует

их

опыт

в

последующей

жизни.

Психологическое

здоровье

является

основным

и

необходимым

условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. И это задача

нас, взрослых. Педагоги, психологи и родители должны в этом направлении работать

корректно,

слаженно,

адекватно

оценивая

ситуации

и

всегда

вставать

на

позицию

понимания и защиты ребенка.

Ребенок постигает мир начиная с семьи, затем дошкольное учреждение, школа,

различные кружки, Дома творчества, секции и, конечно, одно из главных и важных для

ребенка – обучение в школе. И от этой работы всех специалистов и педагогов зависит

насколько он легко войдет в сложный взрослый мир. Таким образом психологическое

здоровье – это:

- наличие гармонии между человеком и обществом, наличие гармонии внутри себя (между

душой и телом, эмоциями и интеллектом);

- возможность преодолевать жизненные трудности;

- стремление к развитию;

- выполнение необходимых по возрасту обязанностей.

Это приведены качества психологически здорового человека. Однако в жизни

достаточно часто встречаются нарушения в психологическом здоровье и взрослых, и

детей.

Истоки психологического здоровья начинаются в раннем детстве. Следствием могут

быть разные причины – это и психологические расстройства в семье (в первую очередь у

родителей), которые не устранялись в детстве, условия жизни, окружающей среды и

многое другое. Очень часто ребенка с детства запугивают: «там темно», «упадешь», «там

опасно», «еще раз так сделаешь – получишь» (при каком-то проступке ребенка), и т д. И

ребенок в будущем начинает защищаться от внешнего мира путем сначала страха, гнева, а

затем агрессии. Откуда эта агрессия? Очень много ребенок берет из внешнего мира:

агрессивное поведение в семье между родственниками.

Агрессия — это реакция на то, что какая - то важная потребность не реализована, или

реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои

потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это

сила, которая дана нам для защиты.

Причины детской агрессии:

- средство самозащиты (предположим хотят что-то отобрать, не дав доиграть срочно

уложить спать и т.д.);

- отказали в недопустимых или опасных вещах (самому выключить из розетки стиральную

машину, газ перекрыть, вытащить из шкафа посуду и т.д.);

-

стили

воспитания

(строгое,

авторитарное

воспитание,

постоянные

запреты

или

вседозволенность, гиперопека и т.п.);

- агрессивные отношения родителей между собой.

Вы — самое ценное, что есть у ребёнка. Частые ссоры даже за «закрытой

дверью» всё равно влияют на детей, ведь меняется атмосфера в доме, и именно поэтому

любая конфликтная ситуация воспринимается ребёнком как угроза для него самого. Что

мы делаем, когда нам угрожает опасность? Нападаем, то есть проявляем агрессию.

- родившийся ребенок не умеет выражать агрессию, а в семье это они приобретают и

родителям необходимо грамотно учить ребенка как проявлять свои чувства.

- агрессия может проявляться из-за того, что родители просто игнорируют их. Это самое

страшное – потеря родительской любви и игнорирование. Детям очень важно иметь

внимание и любовь родителей. Ваша любовь и внимание — огромный ресурс и ценность

для

детей.

Обращайте

на них

внимание,

реагируйте

на их просьбы,

высказывания,

старайтесь удовлетворять их потребности (потребность не равно желание).

Очень важно понять причину и постараться выправить негативные моменты:

проводить

время

вместе

с

детьми,

не реагировать

агрессией

на агрессию,

стараться

поддерживать

благоприятный

климат

в семье,

играть

в игры,

читать

терапевтические

сказки и рассказывать, какой мир добрый, интересный.

Неуверенность детей.

У агрессивных и неуверенных детей может не хватать энергии на учебу, просто ходить в

школу, чтение книг, занятия в кружках и секциях, просто что-то делать по дому и для себя.

И часто в этом вина взрослых и, в первую очередь родителей. Каждому здоровому ребёнку

от природы дано с рождения много энергии для развития, познания, роста, занятий

творчеством, быть активным, познавать новое.

заложено много энергии на то, чтобы

расти, развиваться, познавать, проявлять творческую активность.

Часто родители, при встрече, жалуются, что ребенка не могут заставить делать

уроки, почитать, что-то делать по дому. Перед ребенком стоит немало задач для принятия

решений и выполнения их. Часто ребенок готов их выполнить, но бывают позитивные

планы ребенка перекрываются родителями, которые советуют делать уроки в то время

когда они (родители) хотят, читать книгу - когда родитель хочет, поесть, убрать, сходить –

кругом команды и требования. Трудно делать то, что хотят другие. У ребенка должно быть

собственное желание. Энергия может появиться только тогда, когда появится собственное

желание в связи с собственной целью, собственная потребность. Она может быть и есть у

ребенка, но он планировал день по-своему. Я часто своим родителям класса советую,

чтобы они давали ребенку выбор: когда они (дети) хотят делать уроки, в какое время

ребенок хочет читать книгу или сходить в магазин. Но некоторым родителям удобнее

указывать, не считаясь со временем ребенка и его силами.

Заинтересовать ребёнка часто требует труда от взрослых, поэтому они переходят к

тактике

принуждения,

чем

окончательно

могут

убить

любую

энергию.

Мой

ученик

прибежал в школу без ранца и «парадной формы» (день выступления был на концерте).

Его заставляли одевать то что он не хочет. Ранец ему принесла сестра, тоже ученица моего

класса (они близнецы). К детям – близнецам (их воспитывали мама и бабушка – отца по

данным

мамы

нет)

проявляли

разные

подходы:

девочке

покупали

большую

коробку

карандашей, а мальчику нет (потеряет), девочке красивый альбом, а мальчику нет. На

уроках они постоянно ссорились и дрались. Мальчик жаловался мне – все для сестренки,

ее мама любит, а меня только бабушка. Вот от таких несправедливых поступков со

стороны

самых

близких

людей

и

не

удивительно,

что

ребенок

имеет

склонность

к

агрессивному поведению.

Назидания родителей часто отнимают желание у ребенка. Я сама себя помню, как в

детстве приходила из школы с желанием: пообедать и сразу за уроки, а после почитать,

поиграть. И на душе от собственных планов становилось приятно. Но придя домой за

обедом мама говорила: «обедай и иди делай уроки» и, в одно мгновение пропадало

желание. Дети не хотят, чтобы их заставляли.

Если такое происходит часто, то теряется много энергии и в душе ребенка

появляются негативные чувства: страх, обида, агрессия, подавленность, безысходность.

Своим

родителям

класса

я

говорю,

чтобы

научились

с

детьми

договариваться.

Есть

родители, которые очень мало разговаривают со своими детьми, мало спрашивают о

чувствах

(почему

сегодня

такое

настроение?).

Прошу

родителей

идете

из

школы,

спросите сначала как дела, а после про оценки. Иногда детей прошу спросить у родителей

какую-либо информацию. Некоторые дети так и отвечают «А мне мама сказала: отойди,

делай уроки, я устала или занята». Сильно подавленные чувства отнимают много энергии.

Иногда приходит мама и начинает своего ребенка критиковать, прямо при нем –это очень

опасно. В этой ситуации прошу выйти ребенка из класса и провожу беседу с мамой.

Часто у ребенка может теряться энергия от состояния неуспеха: ребенок, который

имеет низкую самооценку и высокую тревожность боится отвечать у доски, рассказать

стихотворение при всем классе, отказывается от выступлений, замкнут.

Как помочь ребенку в данной ситуации:

1.

Всегда откровенно, доверительно и доброжелательно разговаривайте с ребенком.

2.

Больше общайтесь с ребенком. Предоставляйте ребенку больше самостоятельности

и независимости.

3.

Верьте в своего ребенка.

4.

Поддерживайте ребенка.

5.

Контролируйте

свое

поведение

и

поведение

близких,

не

допуская

негативных

проявлений в отношении ребенка и других людей.

6.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА!

7.

При необходимости обратитесь к специалисту.



В раздел образования