Автор: Варанкина Елена Филипповна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 18 имени Подольских курсантов"
Населённый пункт: Г.о. Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "Архаические мотивы в волшебной сказке"
Раздел: среднее образование
Архаические мотивы в волшебной сказке
Сказка... Произведение, которое одинаково интересно читателям и слушателям
всех
поколений:
и
двухлетний
малыш,
и
двадцатилетняя
девушка,
и
шестидесятилетняя женщина с удовольствием слушают сказку, переживая за ее
героев, надеясь на благополучный исход. И эта надежда оправдывается. Ведь
большинство сказок имеет счастливый конец. Вот эта-то надежда на чудо,
которая всем так необходима, и привлекает читателей и слушателей сказки.
Слово «сказка» впервые встречается в письменных источниках XVII века. От
слова «казать», т.е. показывать, описывать.. . Сказка была нужна для обучения
ребёнка жизненным правилам, в которые входила необходимость защиты своей
жизни, своего рода и уважительного отношения к другим.
Как же случилось так, что в сказках добро побеждает зло? Откуда пошла эта
традиция создания сказки именно такой «структуры»? Может быть, все идет из
глубокой
древности?
Из
тех
мифов,
на
основе
которых
,
собственно,
и
создавалась волшебная сказка? Я попробую ответить на эти вопросы, работая
над темой «Архаические мотивы в волшебной сказке»
Что
такое
сказка?
В
исследовательской
литературе
дается
следующее
определение:
Сказка —
один
из
жанров фольклора,
возникновение
и
дальнейшее
использование
которого
много
значило
для
развития
литературы. Эпическое,
преимущественно
прозаическое
произведение
волшебного, героического или бытового характера. Сказка не претендует на
историчность
повествования,
в
ней
осознанная,
открыто
провозглашаемая
установка на вымысел, что, безусловно, важно. Один из жанров фольклора, т.е.
устного народного творчества, которое создавалось как результат осмысления
мироздания, мироустройства. Издревле человек стремился осмыслить, понять
не только устроиство своей жизни, но и окружающей его действительности.
Почему
лето
сменяется
зимой,
откуда
появляется
солнце,
почему
человек
умирает?«Первобытный человек не "ставил природе вопросы" и не "отвечал" на
них. Не только первобытный, но и современный человек не замечает, что
определенным образом познает мир,» - утверждала О.М.Фрейденберг
1
.
Не было ответа, готового решения проблем, которые жизнь ставит перед всем
сущим, и тогда человек, находясь в теснейшем взаимодействии с природой,
именно
ее
образы,
предметы
наделяет
той
силой
и
властью,
которая
распоряжается человеческой жизнью. Одни созданы, по мнению человека, для
того, чтобы предостеречь, уберечь его, другие — наказать, заставить пройти
через невзгоды и лишения. Так появляются добрые и злые силы, руководящие
жизнью
человека. В
частности, главные
герои
волшебных
сказок
—
традиционные Баба Яга, Кащей , Леший и др.. Это сказочные персонажи,
образы
которых
восходят
к
языческим
божествам .
О н и были
призваны
защищать или предупреждать человека о грозящей опасности, о возможной
болезни и т.д. «Мифология - выражение единственно возможного познания,
которое еще не ставит никаких вопросов о достоверности того, что познает, а
потому и не добивается ее". Люди верили, что боги могут превращаться в
животных, а животные, в соответствии со своими характерными признаками —
становиться покровителями человека или нести наказание. Более того, каждый
человек наделялся чертами животных. И здесь все не так однозначно. Меведь,
например, тотемное животное, которое в славянской мифологии иногда мог
рассматриваться и как предок человека А берлога — проход в Подземный мир.
Охота на медведя была запрещена у славян. Да и само название старались
избегать, называя его то дедушкой, то хозяином. Позднее это обозначение
животного перешло и в сказки. Вместе с тем медведь — жестокий сильный
зверь, с которым не справиться человеку. Таким образом, в более поздний
период, когда мифы сменяются сказками, медведь выступает то как помощник,
то как враг человека.
Происхождение волшебной сказки связывают с мифологическими мотивами,
сопряженными с ритуалами посвятительного типа. Как отмечает В. Я. Пропп
2
,
"волшебная
сказка
обязана
посвятительным
ритуалам
рядом
важнейших
1.Фрейденберг О.М. -
советский филолог-классик, антиковед, культуролог-фольклорист.
2
В.Я.Пропп — профессор, русский и советский ученый, филолог - фольклорист
2
символов,
мотивов,
сюжетов
и
отчасти
своей
общей
структурой".
Помимо
ритуальных
источников
на
жанровую
форму
волшебной
сказки
и
на
своеобразие
сказочной
фантастики
оказали
влияние
первобытные
фетишистские, тотемические, магические представления человека о мире. Они-
то и определили многие образы, которые так привычны нам, и мы уже не
можем себе представить волшебную сказку без Бабы Яги, Водяного или Лешего
– всех вместе или хотя бы кого-то из них. Эти герои могут выступать с разными
функциями. Так Баба Яга может быть весьма недружелюбной по отношению к
герою-искателю: «Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом
не видано; нынче же русский дух на ложку садится, сам в рот катится». Эти
слова говорят о том, что Яга принадлежит не к человеческому миру, а к иному.
И тогда Яга — сторож на границе иного царства и охраняет вход в него. Но, как
утверждает В.Я. Пропп, она же и дарительница, и
советчица, указывающая
герою путь.
В канонической сказке «Царевна-лягушка», которая приводится в школьном
учебнике литературы, Яга указывает Ивану путь к своей невесте, томящейся у
Кащея после того, как он прошел испытание на стойкость, выносливость,
верность: «Три пары сапог железных истоптал, три хлеба железных сгрыз, три
посоха железных стер». Но путь неблизок. И тут вступают дарители другого
типа. Это животные. Герой голоден, он уже натянул тетиву, но птица, рыба или
зверь просят пощадить их: «Не ешь меня, я тебе еще пригожусь» это тоже
испытание,
но
уже
испытание
на
отзывчивость,
великодушие,
что
не
проявилось
в
Иване
раньше:
он
спалил
лягушачью
кожу.
Эти
помошники
приходят в самый необходимый момент, когда герой не может справиться с
новым препятствием своими силами.
В варианте сказки «Царевна — лягушка» составителя О. Б. Алексеевой Иван-
царевич встречается с тремя старухами — утроение , по В. Я. Проппу,- признак
большой
древности
сказок
—
и
третья
старуха
подсказывает
ему
порядок
действий: «...ты найди ключ, отвори ящик, веретешко переломи, кончик брось
назад, а корешок перед себя: она (Елена Прекрасная) и очутится перед тобой».
А полет на ковре — самолете — переправа из иного царства, дальнего, которое
3
может находиться не только очень далеко, за морем, за тридевять земель, но и
глубоко под землей или под водой: « Елена Прекрасна взяла ковер — самолоет
у старухи, села на него и понеслись, как птица полетели.Жених-то за ними
вдруг и приехал, узнал, что они уехали; был тоже хитрый! Он ступай-0ка за
ними в погоню, гнал-гнал, только сажон десять не догнал: они на ковре влетели
в Русь, а ему нельзя в русь-то, воротился...».
Но В.Я Пропп не единственный и не первый, кто исследует русскую сказку, ее
структурные
элементы
и
мифологическую
основу
сюжетов.
Видный
исследователь русской сказки Александр Николаевич Афанасьев
3
(1826-1871)
считал,
что,
мифы
использовались
человеком
для
объяснения
реальных
исторических
событий,
т.к.
были
единственным
источником
познания
и
объяснения
жизни
в
доисторический
период.
В
результате
миф
и
история
сливаются, порождая поэтические образы: А. Н. Афанасьев утверждал, что на
древние
мифические
сказания
у
славян,
как
и
у
всех
других
народов,
историческая жизнь наложила свою печать: предания, передаваемые от старших
младшим,
«впитывали»
в
себя
черты
реальной
жизни,
быта,
соединяясь
с
древним содержанием, превращаясь в единое целое.
Поиск супруга, нарушение запрета, наказание, дарение чудесного предмета,
победа в бою, награда - вот тот основной список событий, которые происходят в
сказке. Здесь обозначен и даже в некоторой степени «спроецирован» мотив
поступков героя. Мотив – это побудительная причина, повод к какому либо
действию. И вот здесь-то и вступают в действие те непонятные силы, которые
либо помогают герою сказки, либо мешают ему.
Начнем
с
самого
начала.
Очень
часто
в
сказках
образ
будущей
супруги
изначально представлен в виде животного или птицы: лягушка, золотая птица.
Это мифологический намек на невесту, с которой затем произойдет процесс
перерождения.
Таким
образом,
перед
героем
стоит
задача
—
покорить
представителя
другого
рода.
Для
этого
он
должен
пройти
ряд
серьезных,
опасных
испытаний,
и
эти
эпизоды
сказки
восходят
к
древним
ритуалам
3
А.
Н
.
Афана́
сьев
—
русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских
народов, историк и литературовед
4
инициации. Часто в преодолении этих преград герою помогают представители
иного мира — мира природы: серый волк , ворон, лисица и др. Образы этих
животных
восходят
к
тотемистическим
мифам,
а
также
связаны
с
определенным значением: жертвоприношение, искупление. Например, в сказках
волк разрывает коня, - таким образом приносится жертва, которая позволяет
герою попасть в иной, чужой мир, а сам волк становится помощником героя,
таким образом искупая свое «злодейство». В сказке Братьев Гримм «Золотая
птица» лисица после «Необходимого убийства» (жертва?) превращается в брата
невесты.
Этот
переход
из
животной
природы
в
человеческую
также
осуществляется через смерть.
Но и те животные, которые находятся близ человека, рядом с ним — кошка,
конь
—
также
имеют
тотемистическую
направленность.Лошадь
—
самое
уважаемое и почитаемое животное. Белые и рыжие кони считались гонцами
солнца,
тепла,
всяческого
блага.
Изображения
коньков
и
сегодня
можно
встретить в некоторых далеких деревнях, а у славян они считались защитой от
злых духов. Часто в виде коней представлялись и те явления природы, которые
человек
считал
значительными:
солнце,
ветер,
грозовые
тучи.
С
другой
стороны, укрощение дикого коня, что мы встречаем в некоторых сказках, было
снова
связано
с
обрядом
инициации,
который
предстояло
пройти
каждому
мужу/ мужчине Черный же конь - символ беды, смерти. Не случайно в сказках
враг едет на вороном коне, сопровождаемый черным вороном.
В
волшебных
сказках
мотивы
непонятны,
причинно-следственные
связи
трудноуловимы. Почему герой, зачастую без всяких причин - во всяком случае
видимых -, отправляется в дорогу, покидает дом?. В других сказках герой
нарушает запрет. И снова возникает тот же вопрос: по какой причине? Ответ
здесь может быть только один: так надо. Сказка отражает древние верования и
древнюю ритуальную практику. И то, и другое были известны всем, к ним были
причастны все члены рода — по крайней мере, в той степени, в которой
верования
и
ритуалы
отражены
в
сказке.
Мотивы
сказки
непонятны
современному человеку, потому что он носитель другой культуры. Они были
рационально
непонятны
(но
понятны
интуитивно!)
крестьянам
19-20
вв.,
5
потому
что
традиция
уже
разрушалась,
забывалась.
Но
привлекательность
сказки в её обещании чуда остается по сей день.
6