Напоминание

Пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальных классах


Автор: Садовская Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №12
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира

в начальных классах

Познавательная

деятельность

-

это

активное

изучение

человеком

окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает

знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только

взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.

Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Формирование широких познавательных мотивов учения у младших

школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией

на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию

познавательных

задач,

под

которыми

понимают

осмысление

явлений

и

формулировку целей.

Познавательные

задачи

проходят

через

весь

учебный

процесс,

выполняя в нём самые различные функции: - активизируют и мотивируют

учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса

учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов

учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и

навыков и уровень развития способностей ребёнка.

При формировании познавательных универсально-учебных действий

у учеников необходимо было учитывать следующие условия:

1.

«Слитность»

познавательной

активности

с

эмоциональным

состоянием ребенка: - для того чтобы у детей возник интерес и был устойчив,

все время использовала эмоциональную поддержку.

2. Опора на жизненный опыт младших школьников, те знания, которые

они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства

массовой информации, книги и пр.), в процессе учебной деятельности для

появления живого познавательного интереса у них.

3.

Поддержка

любой

инициативы,

самостоятельности

ученика,

его

стремления к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности,

способа выполнения задания.

4.

Проведение

речевых

разминок,

которые

помогли

решить

нам

следующие задачи:

а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с

целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным

людям

-

учителю,

другим

взрослым,

сверстникам,

друзьям,

незнакомым

людям;

б) формировать умения и навыки участия в диалоге;

в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками

которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и

воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли

учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.);

г)

развивать

умение

понимать

жесты,

мимику,

воспроизводить

различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

В

процессе

формирования

познавательных

УУД

(универсальные

учебные

действия)

необходимо

использовать

как

разнообразные

пути,

включающие в себя конкретные методы и приёмы, так и элементы отдельных

технологий. Образовательная программа «Перспективная начальная школа»

основывается

на

личностно-ориентированном

подходе,

который

предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания, то в её

рамках с помощью разнообразных технологий согласовываются приёмы и

методы

работы

с

познавательными

интересами,

стратегиями

и

стилем

ребёнка,

а

не

ученик

подстраивается

под

цели

педагога,

способы

его

мышления, сложившийся обучающий стиль.

Создаются и ставятся такие учебная ситуация и цель урока, которые

вызывают у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать

вместе с другими в направлении конкретных целей.

Проблемное обучение позволяет включать в урок разнообразные формы,

такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах,

самостоятельная работа.

В

учебном

процессе

осуществляется

дифференцированный

и

индивидуальный

подход,

сочетаются

фронтальные,

групповые

и

индивидуальные

задания

для

повышения

качества

обучения

и

развития

каждого ученика.

Ур о к и

с о п р о в ож д а ют с я

п р и м е н е н и е м

и н ф о рм а ц и о н н о

-

коммуникационных

технологий,

которые,

безусловно,

способствовали

лучшему формированию познавательных универсальных учебных действий,

позволяли погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Так, перед

нами стояла следующая цель: - подготовка детей к овладению современными

компьютерными

технологиями

и

действия,

полученные

с

помощью

их

информации для дальнейшего самообразования.

Мы

ставили

перед

собой

такие

задачи,

как:

-

активизировать

познавательную

деятельность

учащихся

начальных

классов;

-

проводить

уроки

на

высоком

эстетическом

уровне

(музыка,

анимация,

аудиозаписи,

ресурсы интернета, электронные учебники); - повысить объем выполняемой

работы на уроке; - рационально организовать учебный процесс, повысить

эффективность урока.

Одним словом, при активном использовании ИКТ в начальной школе

успешнее достигались общие цели образования, легче формировались такие

компетенции в области коммуникации, как: - умение сопоставлять факты,

выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и

понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор

и принимать решения.

В

целом,

использованные

нами

методы,

приёмы

и

средства

по

формированию

познавательных

универсальных

учебных

действий

были

положительно приняты учащимися экспериментальной группы и успешно

осуществлены.

В процессе обучения позитивные изменения в деятельности учащихся:

- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не

только

желанием

узнать

новое,

но

и

потребностью

его

изучения;

-

проявляются

активность,

уверенность,

самостоятельность,

успешность

школьников в реализации собственных потребностей; - успешно осваивается

более сложный учебный материал; - в речи учащихся появляется свободное

изложение собственного суждения; - проявляется желание планировать свою

деятельность

и

осуществлять

само

и

взаимоконтроль;

-

наблюдается

конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем; -

успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и

умения в рамках освоения темы.

Все это, безусловно, помогает ребенку включать в процесс запоминания

все

виды

памяти,

материализует

понятия,

позволяет

развивать

наблюдательность,

формирует

умение

анализировать,

сравнивать,

делать

выводы.

Опираясь

на

результаты

проведения

формирующего

эксперимента

можно сделать следующие выводы.

В

процессе

систематической

и

последовательной

работы

по

формированию

познавательных

УУД

учащиеся

получают

реальную

возможность

научиться:

-

формулировать

правило

на

основе

выделения

существенных

признаков;

-

выполнять

задания

с

использованием

материальных

объектов,

схем;

-

проводить

сравнение,

классификации,

выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; -

строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить

логическую цепь рассуждений.

Именно

благодаря

широкому

применению

различных

путей

формирования

познавательных

УУД

на

уроках

окружающего

мира

в

начальных классах можно добиться положительных результатов, успешно

осуществляя поставленные цели и задачи обучения в данном направлении.



В раздел образования