Автор: Садовская Ольга Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №12
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: статья
Тема: Пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование
Пути формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира
в начальных классах
Познавательная
деятельность
-
это
активное
изучение
человеком
окружающей действительности, в процессе которого ребенок приобретает
знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только
взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Человек не может существовать в мире и не познавать его.
Формирование широких познавательных мотивов учения у младших
школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией
на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию
познавательных
задач,
под
которыми
понимают
осмысление
явлений
и
формулировку целей.
Познавательные
задачи
проходят
через
весь
учебный
процесс,
выполняя в нём самые различные функции: - активизируют и мотивируют
учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса
учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов
учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и
навыков и уровень развития способностей ребёнка.
При формировании познавательных универсально-учебных действий
у учеников необходимо было учитывать следующие условия:
1.
«Слитность»
познавательной
активности
с
эмоциональным
состоянием ребенка: - для того чтобы у детей возник интерес и был устойчив,
все время использовала эмоциональную поддержку.
2. Опора на жизненный опыт младших школьников, те знания, которые
они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства
массовой информации, книги и пр.), в процессе учебной деятельности для
появления живого познавательного интереса у них.
3.
Поддержка
любой
инициативы,
самостоятельности
ученика,
его
стремления к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности,
способа выполнения задания.
4.
Проведение
речевых
разминок,
которые
помогли
решить
нам
следующие задачи:
а) учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с
целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным
людям
-
учителю,
другим
взрослым,
сверстникам,
друзьям,
незнакомым
людям;
б) формировать умения и навыки участия в диалоге;
в) учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками
которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и
воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли
учитывать ее особенности (настроение, характер, поведение и др.);
г)
развивать
умение
понимать
жесты,
мимику,
воспроизводить
различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
В
процессе
формирования
познавательных
УУД
(универсальные
учебные
действия)
необходимо
использовать
как
разнообразные
пути,
включающие в себя конкретные методы и приёмы, так и элементы отдельных
технологий. Образовательная программа «Перспективная начальная школа»
основывается
на
личностно-ориентированном
подходе,
который
предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания, то в её
рамках с помощью разнообразных технологий согласовываются приёмы и
методы
работы
с
познавательными
интересами,
стратегиями
и
стилем
ребёнка,
а
не
ученик
подстраивается
под
цели
педагога,
способы
его
мышления, сложившийся обучающий стиль.
Создаются и ставятся такие учебная ситуация и цель урока, которые
вызывают у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать
вместе с другими в направлении конкретных целей.
Проблемное обучение позволяет включать в урок разнообразные формы,
такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах,
самостоятельная работа.
В
учебном
процессе
осуществляется
дифференцированный
и
индивидуальный
подход,
сочетаются
фронтальные,
групповые
и
индивидуальные
задания
для
повышения
качества
обучения
и
развития
каждого ученика.
Ур о к и
с о п р о в ож д а ют с я
п р и м е н е н и е м
и н ф о рм а ц и о н н о
-
коммуникационных
технологий,
которые,
безусловно,
способствовали
лучшему формированию познавательных универсальных учебных действий,
позволяли погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Так, перед
нами стояла следующая цель: - подготовка детей к овладению современными
компьютерными
технологиями
и
действия,
полученные
с
помощью
их
информации для дальнейшего самообразования.
Мы
ставили
перед
собой
такие
задачи,
как:
-
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся
начальных
классов;
-
проводить
уроки
на
высоком
эстетическом
уровне
(музыка,
анимация,
аудиозаписи,
ресурсы интернета, электронные учебники); - повысить объем выполняемой
работы на уроке; - рационально организовать учебный процесс, повысить
эффективность урока.
Одним словом, при активном использовании ИКТ в начальной школе
успешнее достигались общие цели образования, легче формировались такие
компетенции в области коммуникации, как: - умение сопоставлять факты,
выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и
понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор
и принимать решения.
В
целом,
использованные
нами
методы,
приёмы
и
средства
по
формированию
познавательных
универсальных
учебных
действий
были
положительно приняты учащимися экспериментальной группы и успешно
осуществлены.
В процессе обучения позитивные изменения в деятельности учащихся:
- наблюдается устойчивый мотив к обучению, который характеризуется не
только
желанием
узнать
новое,
но
и
потребностью
его
изучения;
-
проявляются
активность,
уверенность,
самостоятельность,
успешность
школьников в реализации собственных потребностей; - успешно осваивается
более сложный учебный материал; - в речи учащихся появляется свободное
изложение собственного суждения; - проявляется желание планировать свою
деятельность
и
осуществлять
само
и
взаимоконтроль;
-
наблюдается
конструктивная коммуникация школьника со сверстниками и учителем; -
успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания и
умения в рамках освоения темы.
Все это, безусловно, помогает ребенку включать в процесс запоминания
все
виды
памяти,
материализует
понятия,
позволяет
развивать
наблюдательность,
формирует
умение
анализировать,
сравнивать,
делать
выводы.
Опираясь
на
результаты
проведения
формирующего
эксперимента
можно сделать следующие выводы.
В
процессе
систематической
и
последовательной
работы
по
формированию
познавательных
УУД
учащиеся
получают
реальную
возможность
научиться:
-
формулировать
правило
на
основе
выделения
существенных
признаков;
-
выполнять
задания
с
использованием
материальных
объектов,
схем;
-
проводить
сравнение,
классификации,
выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ; -
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - строить
логическую цепь рассуждений.
Именно
благодаря
широкому
применению
различных
путей
формирования
познавательных
УУД
на
уроках
окружающего
мира
в
начальных классах можно добиться положительных результатов, успешно
осуществляя поставленные цели и задачи обучения в данном направлении.