Авторы: Зинченко Вера Алексеевна, Рогалева Валентина Николаевна
Должность: учитель истории, учитель математики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г. Таштагол
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "История Древнего Египта в математических вычислениях"
Раздел: среднее образование
Учитель истории Зинченко В. А.
Учитель математики Рогалева В. Н.
Интегрированный урок (история + математика) по теме "История
Древнего Египта в математических вычислениях"
Цели:
1.
Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Действия с многозначными
числами” и “Древний Египет”.
2.
Развивать аналитическое и логическое мышление.
3.
Формировать интерес к истории и математике.
Задачи:
1.
Развитие умений анализировать события, обобщать факты, делать выводы.
2.
Развитие вычислительных навыков, умения работать с текстом, выделять главное из текста.
3.
Воспитание чувства прекрасного, здорового образа жизни.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, историческая карта “Египет и Передняя Азия в древности”,
фигуры Сфинкса, богини Бастет, египетский папирус. (Презентация) (Слайд 1)
Учитель математики: Сегодня на нашем уроке мы, повторяя тему “Выполнение действий с многозначными
числами”, погружаемся с вами в далекое прошлое. Математические задачи помогут нам стать участниками
былых событий и открыть некоторые исторические факты. Наш сегодняшний урок не похож на обычный. Его
будут вести два учителя: истории и математики. Мы с вами сегодня убедимся в том, что знания математики
могут очень пригодиться на уроке истории и наоборот.
Учитель истории: Ребята! Перед вами на доске тема нашего урока истории, наверняка вы догадались, что мы
отправимся в путешествие по загадочной стране под названием “Древний Египет”, чтобы повторить
пройденное на предыдущих уроках, а возможно узнать что-то новое из истории этой страны.
Учитель математики: Как всегда на уроке математики, мы начинаем с устной математической разминки:
Устный счет (Слайд 4)
Прочитайте числа:
22584
1005
4000089
2500000
4002527
Ученик приглашается к исторической карте, показывая по ней города, реки, моря, оазисы.
Учитель истории: Какова разница между следующими выражениями “страна Египет” и “государство Египет”
(“Страна Египет” это долина Нила”, сама река, горы, окаймляющие долину, “государство Египет” – это власть,
располагавшая войсками, стражниками, палачами и тюрьмами.)
Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в государство? (В
3000 году до н.э.) Столицей стал город Мемфис.
Сколько лет тому назад это произошло? (3000 + 2018 = 5018.)
Все эти примеры написаны с помощью арабских цифр, которых в Древнем Египте не знали. Египтяне
пользовались специальными иероглифами, которые обозначали числа.
(Слайд 5).
1 – одна палочка, 10 – путы для коров, 100 – мерная веревка для измерения земельных участков, 1000 –
цветущий лотос, 10000 – указательный палец, согнутый в суставе “Будь внимателен!”, 100000 – просто
“лягушонок” , 1000000 – человек удивится и возведет руки к небу, когда увидит такое большое число,
10000000 – египтяне поклонялись Богу Солнца Ра и самое большое число изображали в виде восходящего
солнца.
Учитель математики: Всегда интересно заглянуть в глубину веков, узнать о людях, понять как они жили. Мы
живем в эпоху техники и наша техника основана на математики и физики. Великие народы оставили нам
бесценное наследие. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта не иссяк, а напротив.
Только сейчас мы понимаем какая цивилизация процветала на берегах Нила именно там появились первые
математические задачи. Телепортируемся и попробуем прочитать египетские числа и посчитать примеры:
,
,
,
Вычислите:
Учитель истории: Как называли правителя Египта, кто помогал ему управлять государством? (Фараон,
жрецы, вельможи, писцы, на них работали ремесленники, крестьяне, рабы.)
Учитель математики: Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло. Сколько масла сдадут
сборщику 190 человек, если каждому нужно сдать по 5 литров масла?
190*5=950 литров
Физкультминутка
Учитель истории: Все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи
вместе с фараоном участвовали и в военных походах (Слайд 6), чтобы пополнить свои богатства, расширить
свои владения. По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут
награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – это пленники.
3. Кто из фараонов совершил самые крупные военные завоевания?
(Тутмос III – в 1500 г. до н.э., совершил 17 успешных походов, овладел Палестиной, Сирией, Финикией.)
Учитель математики: Ребята, сейчас вы говорили о войнах, которые вели фараоны, а вот задача на эту
тему. (Слайд 8)
Задача № 1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2
воина: возничий и стрелок. Сколько воинов было в войске фараона
2025 ∙ 2 = 4050 воинов
Учитель истории: Говоря сегодня о Древнем Египте, мы с вами должны вспомнить еще несколько понятий,
без которых Египет трудно представить и в прошлом, и сегодня. (Пирамиды, Сфинкс, иероглифы, папирус.)
(Слайд 10)
Самая высокая пирамида, построенная в Древнем Египте – пирамида фараона Хеопса. Для чего возвели
статую Сфинкса египтяне? (Слайд 11)
Основная часть гробниц египетских фараонов была разграблена еще в Средневековье, лишь в 1922 г. одним из
английских археологов был открыт вход в одну из египетских гробниц. Имя этого фараона стало известно
лишь потому, что археологи открыли его захоронение. Как звали фараона?
Для этого вам нужно решить примеры с натуральными числами:
250-120=130-е
320+80=400 – п
500+720=1220-х
44x2+2=90 – о
30x4+60=180 - с
(Слайд 12)
Учитель математики:
Задача № 3. Посчитаем высоту пирамиды фараона Хеопса для этого нам нужно решить пример:
8*11+58=146 Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей)
Задача № 4. (Слайд 13)
Узнаем сколько лет ушло на строительство пирамиды для этого Вам нужно решить пример:
(100-60):2=20 лет
Учитель истории: Ребята, если мы с вами представим, что устройство египетского государства – есть
пирамида, кого из представителей населения Египта на каком ярусе пирамиды расположим? (Фараон, жрецы,
высшие чиновники, вельможи, государственные чиновники, писцы, офицеры, ремесленники, купцы,
художники, свободные земледельцы, рабы.)
(Слайд 15)
Мы с вами говорили о том, что египтяне строили пирамиды, воевали, а кроме этого, какими еще занятиями
была наполнена жизнь египтян? (Они изготавливали орудия труда, оружие, предметы быта, украшения,
торговали). Какой торговый путь был для них одним из главных?) (Слайд 16)
Учащиеся: По главной реке Египта – Нилу.
Учитель математики: Если мы решим уравнение, то мы узнаем длину Нила – величайшей реки мира. (Слайд
17)х-3000=3671
Задача № 5.
Учитель истории: Знаменитый египетский папирус, благодаря сохранившимся папирусам человечество
узнало о событиях, происходивших в Египте тысячелетия назад.
(Слайд 19) Французскому ученому Шампольону удалось расшифровать эти таинственные знаки. Что
представляла из себя древнеегипетская книга? (Папирус был недешев, поэтому сначала мальчиков учили
писать на чем-нибудь другом, например, царапая на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус.)
Учитель математики: Древнеегипетский торговец приобрел на рынке два папируса. Первый имел длину 10
метров, второй был на 5 метров больше. Кокова длина всего папируса?
(10+5)+10=25 м
(Слайд 20)
Учитель математики: Как вы думаете, ребята, могли ли египтяне построить свои пирамиды, если бы не знали
математики?
Учитель истории: Я думаю, подобные уроки станут в нашей с вами доброй традицией, особенно в конце
четверти и учебного года.
Релаксация:
Продолжи фразу:
Сегодня я узнал….
Я понял что…
Я научился…
Теперь я могу….
Было трудно….
У меня получилось….
Меня удивило….
Я смог….
Мне захотелось….
Учителя выставляют оценки учащимся (Слайд 21).
Задание на дом: (Слайд 22).
– История:
– Математика: индивидуальные задания.
(Слайд 23)
Список литературы:
1.
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. М.: Вако, 2005 г.
2.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М..1996 г.
3.
Интегрированные уроки // ПИОШ. № 2.2004 г.
4.
Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика.5 класс.М.: Мнемозина, 2004 г.
5.
Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Шанцева М.Н. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы.
М.:Мнемозина, 2009 г.
6.
Кочергина Л.Л. Поурочные планы по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.История
древнего мира. Волгоград: Учитель, 2007 г.
7.
Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000
г.
Приложение 1.