Напоминание

"История Древнего Египта в математических вычислениях"


Авторы: Зинченко Вера Алексеевна, Рогалева Валентина Николаевна
Должность: учитель истории, учитель математики
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: г. Таштагол
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "История Древнего Египта в математических вычислениях"
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель истории Зинченко В. А.

Учитель математики Рогалева В. Н.

Интегрированный урок (история + математика) по теме "История

Древнего Египта в математических вычислениях"

Цели:

1.

Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам “Действия с многозначными

числами” и “Древний Египет”.

2.

Развивать аналитическое и логическое мышление.

3.

Формировать интерес к истории и математике.

Задачи:

1.

Развитие умений анализировать события, обобщать факты, делать выводы.

2.

Развитие вычислительных навыков, умения работать с текстом, выделять главное из текста.

3.

Воспитание чувства прекрасного, здорового образа жизни.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, историческая карта “Египет и Передняя Азия в древности”,

фигуры Сфинкса, богини Бастет, египетский папирус. (Презентация) (Слайд 1)

Учитель математики: Сегодня на нашем уроке мы, повторяя тему “Выполнение действий с многозначными

числами”, погружаемся с вами в далекое прошлое. Математические задачи помогут нам стать участниками

былых событий и открыть некоторые исторические факты. Наш сегодняшний урок не похож на обычный. Его

будут вести два учителя: истории и математики. Мы с вами сегодня убедимся в том, что знания математики

могут очень пригодиться на уроке истории и наоборот.

Учитель истории: Ребята! Перед вами на доске тема нашего урока истории, наверняка вы догадались, что мы

отправимся в путешествие по загадочной стране под названием “Древний Египет”, чтобы повторить

пройденное на предыдущих уроках, а возможно узнать что-то новое из истории этой страны.

Учитель математики: Как всегда на уроке математики, мы начинаем с устной математической разминки:

Устный счет (Слайд 4)

Прочитайте числа:

22584

1005

4000089

2500000

4002527

Ученик приглашается к исторической карте, показывая по ней города, реки, моря, оазисы.

Учитель истории: Какова разница между следующими выражениями “страна Египет” и “государство Египет”

(“Страна Египет” это долина Нила”, сама река, горы, окаймляющие долину, “государство Египет” – это власть,

располагавшая войсками, стражниками, палачами и тюрьмами.)

Когда в Египте завершилась борьба между двумя царствами, и произошло их объединение в государство? (В

3000 году до н.э.) Столицей стал город Мемфис.

Сколько лет тому назад это произошло? (3000 + 2018 = 5018.)

Все эти примеры написаны с помощью арабских цифр, которых в Древнем Египте не знали. Египтяне

пользовались специальными иероглифами, которые обозначали числа.

(Слайд 5).

1 – одна палочка, 10 – путы для коров, 100 – мерная веревка для измерения земельных участков, 1000 –

цветущий лотос, 10000 – указательный палец, согнутый в суставе “Будь внимателен!”, 100000 – просто

“лягушонок” , 1000000 – человек удивится и возведет руки к небу, когда увидит такое большое число,

10000000 – египтяне поклонялись Богу Солнца Ра и самое большое число изображали в виде восходящего

солнца.

Учитель математики: Всегда интересно заглянуть в глубину веков, узнать о людях, понять как они жили. Мы

живем в эпоху техники и наша техника основана на математики и физики. Великие народы оставили нам

бесценное наследие. Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта не иссяк, а напротив.

Только сейчас мы понимаем какая цивилизация процветала на берегах Нила именно там появились первые

математические задачи. Телепортируемся и попробуем прочитать египетские числа и посчитать примеры:

,

,

,

Вычислите:

Учитель истории: Как называли правителя Египта, кто помогал ему управлять государством? (Фараон,

жрецы, вельможи, писцы, на них работали ремесленники, крестьяне, рабы.)

Учитель математики: Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло. Сколько масла сдадут

сборщику 190 человек, если каждому нужно сдать по 5 литров масла?

190*5=950 литров

Физкультминутка

Учитель истории: Все подчинялись фараону, самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи

вместе с фараоном участвовали и в военных походах (Слайд 6), чтобы пополнить свои богатства, расширить

свои владения. По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут

награбленное золото, бронзу, ткани, дорогое черное дерево. Но главная добыча – это пленники.

3. Кто из фараонов совершил самые крупные военные завоевания?

(Тутмос III – в 1500 г. до н.э., совершил 17 успешных походов, овладел Палестиной, Сирией, Финикией.)

Учитель математики: Ребята, сейчас вы говорили о войнах, которые вели фараоны, а вот задача на эту

тему. (Слайд 8)

Задача № 1. В колесничем войске египетского фараона было 2025 колесниц. На каждой колеснице было по 2

воина: возничий и стрелок. Сколько воинов было в войске фараона

2025 ∙ 2 = 4050 воинов

Учитель истории: Говоря сегодня о Древнем Египте, мы с вами должны вспомнить еще несколько понятий,

без которых Египет трудно представить и в прошлом, и сегодня. (Пирамиды, Сфинкс, иероглифы, папирус.)

(Слайд 10)

Самая высокая пирамида, построенная в Древнем Египте – пирамида фараона Хеопса. Для чего возвели

статую Сфинкса египтяне? (Слайд 11)

Основная часть гробниц египетских фараонов была разграблена еще в Средневековье, лишь в 1922 г. одним из

английских археологов был открыт вход в одну из египетских гробниц. Имя этого фараона стало известно

лишь потому, что археологи открыли его захоронение. Как звали фараона?

Для этого вам нужно решить примеры с натуральными числами:

250-120=130-е

320+80=400 – п

500+720=1220-х

44x2+2=90 – о

30x4+60=180 - с

(Слайд 12)

Учитель математики:

Задача № 3. Посчитаем высоту пирамиды фараона Хеопса для этого нам нужно решить пример:

8*11+58=146 Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей)

Задача № 4. (Слайд 13)

Узнаем сколько лет ушло на строительство пирамиды для этого Вам нужно решить пример:

(100-60):2=20 лет

Учитель истории: Ребята, если мы с вами представим, что устройство египетского государства – есть

пирамида, кого из представителей населения Египта на каком ярусе пирамиды расположим? (Фараон, жрецы,

высшие чиновники, вельможи, государственные чиновники, писцы, офицеры, ремесленники, купцы,

художники, свободные земледельцы, рабы.)

(Слайд 15)

Мы с вами говорили о том, что египтяне строили пирамиды, воевали, а кроме этого, какими еще занятиями

была наполнена жизнь египтян? (Они изготавливали орудия труда, оружие, предметы быта, украшения,

торговали). Какой торговый путь был для них одним из главных?) (Слайд 16)

Учащиеся: По главной реке Египта – Нилу.

Учитель математики: Если мы решим уравнение, то мы узнаем длину Нила – величайшей реки мира. (Слайд

17)х-3000=3671

Задача № 5.

Учитель истории: Знаменитый египетский папирус, благодаря сохранившимся папирусам человечество

узнало о событиях, происходивших в Египте тысячелетия назад.

(Слайд 19) Французскому ученому Шампольону удалось расшифровать эти таинственные знаки. Что

представляла из себя древнеегипетская книга? (Папирус был недешев, поэтому сначала мальчиков учили

писать на чем-нибудь другом, например, царапая на черепках битой посуды. Потом им доверяли и папирус.)

Учитель математики: Древнеегипетский торговец приобрел на рынке два папируса. Первый имел длину 10

метров, второй был на 5 метров больше. Кокова длина всего папируса?

(10+5)+10=25 м

(Слайд 20)

Учитель математики: Как вы думаете, ребята, могли ли египтяне построить свои пирамиды, если бы не знали

математики?

Учитель истории: Я думаю, подобные уроки станут в нашей с вами доброй традицией, особенно в конце

четверти и учебного года.

Релаксация:

Продолжи фразу:

Сегодня я узнал….

Я понял что…

Я научился…

Теперь я могу….

Было трудно….

У меня получилось….

Меня удивило….

Я смог….

Мне захотелось….

Учителя выставляют оценки учащимся (Слайд 21).

Задание на дом: (Слайд 22).

– История:

– Математика: индивидуальные задания.

(Слайд 23)

Список литературы:

1.

Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира. 5 класс. М.: Вако, 2005 г.

2.

Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М..1996 г.

3.

Интегрированные уроки // ПИОШ. № 2.2004 г.

4.

Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика.5 класс.М.: Мнемозина, 2004 г.

5.

Зубарева И.И., Мильштейн М.С., Шанцева М.Н. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы.

М.:Мнемозина, 2009 г.

6.

Кочергина Л.Л. Поурочные планы по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.История

древнего мира. Волгоград: Учитель, 2007 г.

7.

Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2000

г.

Приложение 1.



В раздел образования