Автор: Кузьмина Светлана Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинская ООШ №22"
Населённый пункт: Тульская область, Алексинский район, посёлок имени Мичурина
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование
МБОУ «Пушкинская ООШ №22»
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
на уроках литературного чтения"
Педагог: Кузьмина Светлана Викторовна
21.05.2020 год
«Если ученик в школе
не научится ничего творить,
то в жизни он всегда
будет только подражать…»
Л. Н. Толстой.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает
в
качестве
приоритетной
проблему
развития
творческих
способностей учеников начальной школы.
В
концепции
модернизации
российского
образования
сказано:
«Развивающемуся
обществу
нужны
образованные,
творчески
мыслящие,
обладающие нестандартным взглядом на проблемы люди,
которые могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения
в
ситуации
выбора,
прогнозировать
их возможные последствия, способные к сотрудничеству,
отличающиеся
мобильностью,
обладающие
развитым
чувством
ответственности за судьбу Родины. В связи с этим повышается роль школы в
воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан ».
Благоприятными условиями для формирования творческих способностей
младших
школьников
является
практическая
деятельность
на
уроках
литературного чтения. Очень
важно вызвать интерес к родному слову,
правильно
научить
маленького
ученика
слушать,
говорить,
сочинять
и
писать.
В своей работе, по развитию творческих способностей, я стараюсь
использовать различные
приёмы
и в этом мне помогают сказки. Вот
некоторые из них
I. Интерпретация сказки
Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески
проявить себя, выступая в новой роли. Вот примеры некоторых заданий.
1.
Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей
2.
«Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
3.
Рассказать сказку так, чтобы отрицательные герои стали
положительными: (злой – добрым, жадный – щедрым )
4.
Например: Карабас Барабас стал добрым.
5.
Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным
для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь,
зернышко из колоска)
6.
Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На
определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о
том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении.
Обращение к классу:
- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех
человек).
- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей
историей.
7.
Рассказывание
известных
сказок с разными присказками. (Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается. )
8.
Перестановка персонажей внутри одной сказки.
Начало сказки
Жил – был Колобок один – одинёшенек. Однажды он покатился, куда
глаза глядят, искать родных бабушку и дедушку.
Катится Колобок, а навстречу ему медведь.....
Конец сказки
Когда все вместе, то и душа на месте! Стали они жить поживать и добра
наживать. Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
9.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая
носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок.
Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к
выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В
некотором царстве…», «Жил на свете…»
II. «Привлекательная цель»
Школьникам поставлена цель – как волку стать добрым, вызвать
доверие Красной Шапочки, мамы – козы из сказки «Волк и семеро
козлят».
Михаил Пляцковский " Помощник."
Сказка о том, как Ослик Алфавит стал Трудолюбивым.
Жил – был ослик Алфавит. Он был очень ленивый.
Однажды кролик Кочерыжка попросил его полить огород. Но ослику так не
хотелось это делать. Он сел под яблоньку и уснул.
Вдруг он слышит, что кто - то его зовёт. Это была Морковная фея. Она дала
Алфавиту морковку и сказала, что если её посадить и за ней ухаживать, то
когда она вырастет - исполнит все его желания. Так он и сделал.
Морковь выросла и заговорила человеческим голосом.
- Спасибо тебе, Алфавитик, теперь я буду исполнять твои желания!
Так Морковная фея научила ослика Алфавита трудиться.
Ослик понял, что без труда не вытащишь рыбку из пруда
III. «Волшебная Ручка»
Ручка передается по классу в произвольном порядке. Передача
сопровождается речью по какому-то заранее заданному правилу.
Например:
Передающий говорит название сказки, а принимающий- одного из
персонажей этого произведения: описывает его внешний вид или
характер.
IV.«Фантастическая добавка»
Обучающимся предлагается представить себя прутиком, при
помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина
«Лягушка - путешественница» и попытаться пересказать эту
историю с позиции прутика.
Представить себя маленьким котёнком, на которого яростно лаяла
собака из рассказа Валентины Осеевой «Плохо» и рассказать эту
историю с позиции котёнка
V. «Сказочные пазлы»
Пазлы нацелены на создание творческой и игровой обстановки на уроке.
Школьникам можно предложить следующие задания:
пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;
описание персонажа;
сочинение своего продолжения сказки.
VI.«Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Обстоятельства могут быть чисто фантастическими,
невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных
избушек обитают на "летающих тарелках");
а могут быть близкими к жизни детей (лиса и петух с помощью
волшебной палочки оказались в одной клетке городского
зоопарка);
«Саша – дразнилка» из рассказа Нины Артюховой со своей
сестрой Лялей оказались на необитаемом острове. Изменится
ли поведение Саши и его отношение к сестре?
VI. «Путешествие со сказочным героем»
Угадайте, из какой сказки герой: " Емеля, отпусти меня в воду, я
выполню всё, что ни пожелаешь ". Из сказки " По щучьему велению ".
Отправляемся в путь на печи.
VII. Сочинение
сказок – это один из эффективных приемов для развития
творческих способностей школьников, потому что это мир его фантазий, это
его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту,
формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные
ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки,
человек
накапливает
«банк
жизненных
ситуаций».
Творческой
работой
является
объяснение
основных
сюжетных
линий,
поступков
героев,
сравнение с аналогичной сказкой.
Сухомлинский
писал:
«Через
сказку
-
фантазию
-
игру,
через
неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети
очень
любят
слушать
сказки,
но,
как
правило,
не
умеют
их
сочинять.
Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале
обучения, целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно
ввести детей в роль «сказочников».
1. Выделять опорные слова из сказки
-Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она
называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.
Коллективное выделение опорных слов из сказки.
Самостоятельный подбор опорных слов.
На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы
отгадаем, о какой сказке идет речь.
Сочинение сказки по опорным словам.
2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя
сюжет сказки:
Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
3. «Выворачивание сказки наизнанку»
Это задание помогает детям не только составить пародию на знакомое
произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.
Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки,
где:
Белоснежка встретила в лесу семь великанов.
Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
4. «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги,
на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом
включены слова из нашего современного лексикона. Надо написать
сказку, используя предложенные слова, на современный лад.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед,
соревнования.
5. Создание собственной оригинальной сказки.
Самый трудный вид работы. Нужно придумать самим: и название, и героев,
и сюжет. Можно использовать такой прием:
Возьми из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз,
букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово,
начинающееся с этой буквы, например:
А – Алёша Попович
Л - Леший
Ё - ёжик
Н - Настенька
У - Умка
Ш – шапка - невидимка
К - Кощей
А – Аленький цветочек
Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не
нужны, можно не использовать.
6. Очень помогает при сочинении сказок составление
«сказочного словаря», где ученики записывают зачины, концовки,
сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы, место
действия.
7.«Свободное выступление»
Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных
героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к
трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой
сказки).
Подводя итоги сказанному хочется отметить, что литература способна дать
широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека,
обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь,
способность выразить себя в слове.
На своих уроках, я стараюсь пробудить заложенное в каждом школьнике
творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать
первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни.