Напоминание

Внеурочное занятие по теме "Дружба"


Автор: Гинжелева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по теме "Дружба"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта внеклассного занятия по теме «Дружба»

Учитель- Гинжелева Елена Валентиновна- учитель начальных классов, МАОУ « СОШ №33» г Череповца

Внеклассное занятие по курсу внеурочной деятельности « Мы вместе»

Класс: 3 Д класс

Тема занятия « Дружба»

Оборудование: карточки с пословицами, карточки с рассказами, лепестки для составления «Ромашки дружбы», фонограмма песни

«Дружба» ,толковый словарь С.И. Ожегова; кроссворд.

Цель на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы. создать условия для развития и

совершенствования представлений о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи: Познавательные: уточнить детские представления о понятии «дружба», знать отличительные черты дружбы.

Развивающие: содействовать развитию познавательных интересов, развивать умение определять степень успешности выполнения своей

работы. способствовать

умению аргументировать свою точку зрения,

анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими

человеческими ценностями; развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу. воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи,

положительные качества личности. создать условия для воспитания чувства доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам

других людей. на материалах литературных произведений.

УУД: Познавательные: -формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного

задания; -строить логическое рассуждение. Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение

аргументировать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и

взаимопомощь по ходу выполнения задания; Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности

учебной деятельности. выстраивать добрые дружеские отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности

Критерии достижения цели урока

Учащиеся

1)сформировали понятие дружба и друг;» 2знают отличительные черты дружбы 2) могут оценивать поступки людей соотнеся их с общими

человеческими ценностями 3)выстраивают конструктивные отношения во время учебной деятельности ,ориентируются в учебнике; находят

ответы на вопросы в тексте; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; учитывают разные мнения и стремятся

к координации различных позиций в сотрудничестве

Основные понятия: • Дружба - устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на

симпатии, активной взаимопомощи и терпении ,бескорыстность- отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(Формируемые УУД)

1.Организационный

момент.

М о т и в и р о в а н и е

к

внеурочной

деятельности

На

доске

записано

незаконченное

высказываниеФрансуа

де Ларошфуко:

Самый

прекрасный

подарок,

сделанный

л ю д я м

п о с л е

мудрости, — это ... .

Проверяет готовность обучающихся к

занятию. (Создать благоприятный

психологический настрой на работу,

организованное начало занятия)

Учитель приветствует детей.

- Я рада вновь видеть ваши лица,

ваши глаза. И думаю, что сегодняшнее

занятие

принесет

нам

всем

радость

общения друг с другом. Успехов вам и

удачи!

-

Каким

бы

вы

хотели

видеть

наше

с е год н я ш н е е

з а н я т и е ?

С

к а к и м

н а с т р о е н и е м

в ы

е го

н ач и н а е т е ?

«Просигнальте» мне, пожалуйста.

Дети

поднимают

карточку

«настроение»

в

вид е

р а з н ы х

смайликов.

Организовать своё рабочее

место.(Р)

2.Сообщение темы и

цели занятия–

А) 2.Этап актуализации

знаний

- Ребята, сегодня у нас очень интересная

и серьёзная тема занятия. А о чём мы

будем

говорить,

вы

узнаете,

когда

разгадаете кроссворд. Подсказка: к этому

слову

подходят

определения

«крепкая»,

«долгая», «настоящая».

Учитель открывает на доске кроссворд.

(Приложение № 1)

- Назовите слово по вертикали.

- Так какая тема сегодняшнего урока?

Учащиеся разгадывают кроссворд

У ч а щ и е с я

о т в е ч а ю т

н а

вопросы,

отгадывая

слова.

Когда

все

слова

отгаданы,

читается

ключевое

сл ово

- извлечение необходимой

информации из текстов (П)

- самоопределение (Л)

- смыслообразование (Л)

- целеполагание (П)

- принятие и сохранение

учебной задачи (Р)

- планирование своих действий

(Р)

Б) Этап целеполагания.

(сформулировать тему

и задачи занятия)

При

затруднении

учитель

обращает

внимание учащихся к учебнику стр.32-33.

рубрика

«Вы

узнаете».

Значит

какого

слова не хватает в высказывании Франсуа

де Ларошфуко? Дружба

ДРУЖБА.

Дети

формулируют

тему

занятия,

определяют

цели

и

задачи.

3.

Операционно-

деятельностный этап

А)

Открытие нового

знания.

Учитель читает притчу.(приложение 2)

Какой вопрос у вас возник?

Какую задачу для себя поставим?

( определить что такое дружба)

Что такое дружба? Каждый знает. Может

быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

- Как вы думаете, что такое «дружба»?

Выразите одним словом.

(по цепочке говорит каждый игра

«Снежный ком»

Учитель просит учащихся озвучить идеи

и предположения. Все версии

(правильные и неправильные) учитель

записывает на доску, задавая при этом

вопрос: все ли согласны с этими идеями?

(Приложение № 3)

Организует работу с толковым

словарем

Учитель подводит итог

От

какого

слова

произошло

слово

«дружба»?

Слушают притчу и определяют о чём

притча.

( определить что такое дружба)

Учащиеся

высказ ывают

с в о и

предположения,

пытаясь

дать

определение понятию «ДРУЖБА».

Ищут определение в словаре.

Озвучивают

понятие.

- «Дружба

одна

из

высших

нравственных

- осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной форме

(П)

- подведение под понятие (П)

- интерпретация и обобщение

информации (П)

- извлечение необходимой

информации из текстов (П)

- анализ и объяснение понятий

(П)

- сравнение понятий (П)

- формулировка выводов на

основе анализа объектов (П)

- фиксирование

индивидуального затруднения в

пробном действии (Р)

- учет разных мнений (К)

- аргументация своего мнения

(К)

- достижение договоренностей

и согласование общего решения

(К)

- смыслообразование (Л)

Познавательные:

Умение сравнивать ,

Б)Решение задач

- Кто такой «друг»?

Какую 2 задачу для себя ставили?

Организует работу в парах

(приложение4 и 5)

Назовите

синонимы

к

слову

«друг»

(товарищ, приятель).

- Есть ли разница между ними?

Соедините слова с их

значениями(карточка) -Высшей степенью

товарищества будет дружба. У каждого

человека может быть много приятелей,

товарищей, но друзей немного, а лучший

друг – один.

-Обычно дружат люди, похожие друг на

друга, сходство характеров облегчает им

взаимопонимание. Не случайно

появилась поговорка: «Скажи мне, кто

твой друг, и я скажу, кто ты».

Организует беседу

- Какие слова вы связываете со словом

«дружба»?

какие качества необходимы

для дружбы?.

- А зачем человеку друг?

- Кто может быть вашим другом?

ц е н н о с т е й .

Д р у ж б а

э т о

привязанность

между

людьми,

возникающая в результате взаимного

уважения,

веры

друг

в

д руг а ,

общности

интересов

и

взглядов,

совместной деятельности»

В

толковом

словаре

Ожегова

дано

такое толкование слову ДРУГ. Друг -

это тот, кто связан с кем-нибудь

взаимным

доверием,

преданностью,

любовью

(о п р е д е л и т ь

ч е м

д р у ж е с к и е

отношения

отличаются

от

других

отношений)

Дети

отвечают

на

в о п р о с ы ,

объясняя,

как

они

понимают

эти

определения.

Дети работают в парах.

Выполняют

задания

по

карточкам

оценивают работу

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свое мнение

анализировать, работать с

текстом

Коммуникативные:

Сотрудничать в паре

контроль, коррекция, оценка

действий партнера

оценка учебных действий в

соответствии с поставленной

задачей (Р)

- учет разных мнений,

координирование в

сотрудничестве разных позиций

(К)

- выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью (К)

4. Физминутка. (песня

«дружба»

«Барбарики» Игровое

упражнение для

объединения детей в

группы.

Выполнение

физкультминутки

под

музыку-проводят ученики).

Учитель

дает

задание

детям:

-

Объединиться

в

группы

и

занять

свои

места за столами. Разговаривать при этом

нельзя.

Организует работу в группе

- Какие слова вы связываете со словом

«дружба»?

какие качества необходимы

для дружбы? Построим Дом дружбы.

Дети, получают следующие слова:

искренность, доверие, честность,

свобода, надежность, бескорыстие,

симпатия, интерес, милосердие,

равноправие).и слова антонимы. -

Заселите домик дружбы.- Ребята, но

остались еще кирпичики ( Подойдут ли

они для строительства Дома Дружбы?

(Вывод: эти качества мешают дружбе)

Дети определяют( по цвету

жетонов), за какой стол они сядут.

Работа в группе. Из кирпичиков-слов

составляют дом Дружбы.

Высказывают свое мнение.

Объясняют свой выбор.

-

адекватное использование

различных средств для решения

коммуникационных задач (К)

- осознание ответственности за

общее дело (Л)

5. Закрепление

материала.

Подберите

пословицу

по

ключевым

словам.

(Приложение № 6)

Заслушивание ответов групп.

- О каких секретах дружбы говорится в

пословицах?

- У кого из вас есть настоящие друзья?

Почему вы считаете их настоящими?

Анализ проблемных ситуаций

- А сейчас послушайте ситуации и

выскажите свое мнение.

(Приложение № 7)

Осуществляет: контроль

Заранее подготовленный ребенок читает

стихотворение.)(приложение 7)

- Почему же с девочкой никто не

хочет дружить? - Значит, для дружбы

нужны правила. - Какими качествами

должен обладать человек, умеющий

дружить?

- Попробуйте сформулировать правила

дружбы для нашего класса. Запишите их

на лепестках цветка.

Игра-тренинг «Ромашка

Правило:

з а п и с а т ь

о д н о

с а м о е

необходимое качество для дружбы.

Приглашаю представителя от каждой

команды. Зачитайте правила дружбы,

который вы считаете важными.

Ребята

работают

в

г р у п п а х .

Составляют пословицу по ключевым

словам, обсуждают смысл пословиц.

Затем

представители

от

каждой

группы

выступают,

комментируя

пословицы.

Дети

работают

в

группах.

Ведут

о б с у ж д е н и е ,

у ч а т с я

ч е т к о

формулировать

вопрос,

выражать

свое

мнение,

учитывать

другие

точки зрения.

.

Группы по очереди выходят к доске,

куда прикрепляют свою ромашку и

называют качества необходимые для

дружбы.

Лепестки ромашки:

1) Уважайте друг друга, проявляйте

- осознание ответственности за

общее дело (Л)

- осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания (П)

- извлечение необходимой

информации из текстов (П)

формулировка выводов на

основе анализа проблемных

ситуаций (П)

- осуществление синтеза,

- построение логической цепи

рассуждений, доказательство

(П)

- оценка учебных действий в

соответствии с поставленной

задачей (Р)

- выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью (К)

- - формулирование и

аргументация своего мнения в

коммуникации (К)

- учет разных мнений,

координирование в

сотрудничестве разных позиций

(К)

- достижение договоренностей

о правилах общения и

поведения, сотрудничестве в

совместном решении задачи,

выполняя разные роли в группе

(К)

заботу.

2)Умей признавать свои ошибки.

3)Умей делиться.

4) Умей прощать.

5)Приди на помощь другу.

6)Учись дружить.

7)Будь честным, терпимым,

справедливым.

- определение и высказывание

самых простых, общих для всех

людей правил, формулировка

выводов (Л)

- нравственно-этическое

оценивание усваиваемого

содержания(Л)

5. Итог занятия.

Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу

Давайте подведем итоги.

Что нового о дружбе вы узнали?

- О чем этот урок заставил задуматься?

Составьте синквейн (Приложение № 8)

по нашей теме урока. Лучший вариант я

размещу на доске:

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас

было доброе, верное, любящее сердце.

Чтобы

вы

научились

дружить

друг

с

другом, помогать друг другу в трудную

минуту и чтобы вы никогда никого не

обижали., радоваться успехам друга.

Формулируют конечный результат

своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового

материала и как они их усвоили (что

получилось, что не получилось и

почему)

Ребята составляют свои синквейны.

Дружба.

Настоящая, лживая.

Создается, укрепляется, разрушается.

Улей дружбой крепок.

Друг.

- контроль и оценка процесса и

результатов деятельности (Р)

- выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и

точностью (К)

- формулирование и

аргументация своего мнения

(К)

- формулировка выводов с

пониманием моральных норм и

этических требований (Л)

Приложение № 1.

1) стремление человека к добру.

2) система норм и ценностей, регулирующих поведение человека.

3)Понятие, противоположное эгоизму.

4) Высшая ценность для человека.

5)Чем обладает человек в отличие от других существ?

6) Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при

распределении благ, наград, наказаний.

Добродетель.

Мораль.

Альтруизм.

Жизнь.

Свобода.

Справедливость

Приложение № 2.

«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в

овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его

многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли

на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его

друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему

помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал

глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

Приложение № 3

Приложение № 4

- Избирательность – человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто

ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг и я скажу кто ты».

-

Бескорыстность – ещё одна отличительная черта дружбы. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто

приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.

-

Взаимная симпатия и общность интересов – это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между

друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.

Отношение доверия – друзья доверяют секреты друг другу и сами могут хранить секреты других.

Приложение № 5.

Друг

близкий и дружески расположенный знакомый.

Товарищ

человек, который связан тобой близкими отношениями,

основанными

на

привязанности,

доверии,

общности

интересов.

Приятель

человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по

условиям жизни.

Приложение № 6.

… – ищи ,а нашел – …

Не имей … … ,а имей … ….

Человек без …… ,что дерево без ….

… – как стекло разобьешь – не ….

Недруг поддакивает, а …спорит.

Приложение № 7.

Рассказ «Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай

вместе играть!».

- Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Вывод: Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Дружить нужно потому, что этот

человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга.

Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. - Мы во всем, во всем

одинаковые!- с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвалилась маме:

- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые...

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? – удивилась Соня. Но ведь тройку-то получила не я!

- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

Вывод: Умей сопереживать другу, поддерживать его.

Рассказ «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки

шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.



В раздел образования