Автор: Гукова Наталья Святославовна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: филиал РГУПС в г. Воронеж
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика проведения интерактивной игры-квеста по дисциплине "Электротехника"
Раздел: среднее профессиональное
РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Филиал РГУПС в г. Воронеж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методика проведения интерактивной игры-квеста по дисциплине
«Электротехника»»
Воронеж 2017 г.
Автор:
преподаватель высшей категории филиала РГУПС в г. Воронеж Н.С.Гукова
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..........................................................................3
1.
Применение личностно-ориентированных
технологий при изучении
общепрофессиональных дисциплин …………………………4
2.
Технология интерактивной игры-квеста ……………………..5
Заключение……………………………………………………………20
Литература………..…………………………………………………...21
2
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляем собой сценарий для
проведения игры-квеста по дисциплине «Электротехника» для студентов
второго курса очной формы обучения.
В данной игре участвует четыре команды по шесть человек. На каждом
этапе игры команда получает задание, результат выполнения которого
подскажет адрес получения следующего конверта. Учащимся предлагаются
разноплановые задания, включающие в себя решение задач, разгадывание
ребусов и кроссвордов. Это позволяет всем членам команды принять
посильное участие в игре, раскрыть cвой потенциал.
Задания выполняются на скорость, что помогает учащимся научиться
работать в нестандартной ситуации, быстро принимать решение.
По результатам выполнения каждого задания личное участие каждого
члена команды отражается в специальном листе-протоколе. Это облегчает
преподавателю подведение итогов игры и поощрение не только команды-
победителя, но и наиболее отличившихся студентов.
3
1.
Применение личностно-ориентированных
технологий при изучении общепрофессиональных дисциплин
На современном этапе обществу нужны образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения,
способны
к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью. Именно такие кадры должны в конечном итоге выйти из
стен нашего учебного заведения. Однако на пути подготовки компетентного
специалиста мы сталкивается с рядом проблем.
Одна из проблем профессиональной подготовки специалистов связана с
противоречием между теоретическим и предметным характером обучения и
практическим
межпредметным
характером
реальной
профессиональной
деятельности.
Анализ
качества
подготовленности
специалистов
свидетельствует
о
том,
что
выпускники
средних
специальных
учебных
заведений не всегда способны перенести в практическую деятельность и
использовать в ней теоретические знания.
Поиск путей повышения качества готовности специалистов к практической
профессиональной деятельности привел к созданию деятельностных
технологий, позволяющих перейти от репродуктивного обучения к
интерактивному.
Дидактические особенности технологии:
обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений,
навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение
творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение
ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации;
используется положительное стимулирование обучающихся;
формируются направленность на самореализацию, потребность в
рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения в рамках вышеозначенных технологий:
процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл
групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально
созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний
мир и успешно использовать его.
4
Групповая
форма
обучения,
по
мнению
специалистов,
позволяет
одновременно решать три основные задачи:
конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной
учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются
основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества,
необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые
для успешной деятельности:
решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Общепрофессиональные дисциплины изучаются студентами колледжа на
втором курсе. К этому времени учащиеся уже овладели знаниями, умениями
и навыками, полученными на общеобразовательных предметах. Поэтому
изучение общепрофессиональных дисциплин опирается на полученную
ранее общеобразовательную базу, а также, в свою очередь, является базой
для изучения специальных дисциплин.
Применение личностно-ориентированных педагогических технологий
при изучении общепрофессиональных дисциплин продиктовано
требованиями к уровню подготовки современного конкурентно-способного
специалиста.
2.
Технология интерактивной игры-квеста
Интерактивная игра-квест включает в себя несколько этапов, успешное
выполнение каждого из которых позволяет наиболее полно раскрыть
потенциал каждого студента и достичь целей данной игры.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе создаются
команды, выбирается капитан, способный организовать команду и
координировать ее деятельность на всех этапах игры. Также на этом этапе
преподаватель очерчивает круг вопросов, которые будут представлены в игре,
чтобы студенты могли повторить материал по данным темам.
Второй этап – старт. На данном этапе команды получают конверты с
первым заданием-задачей, в результате решения которой будет получен номер
аудитории, в которой их ждет второе задание.
5
Даны четыре сопротивления:
r
1
= 800 Ом, r
2
= 800 Ом, r
3
=410 Ом, r
4
= 10 Ом.
Определить эквивалентное сопротивление цепи при их смешанном
соединении. Значение эквивалентного сопротивления укажет вам номер
аудитории, в которой вас ждет следующее задание.
Удачи!
Даны четыре сопротивления:
r
1
= 5 Ом, r
2
= 190 Ом, r
3
=210 Ом, r
4
= 400 Ом.
Определить эквивалентное сопротивление цепи при их смешанном
соединении. Значение эквивалентного сопротивления укажет вам номер
аудитории, в которой вас ждет следующее задание.
6
Даны четыре сопротивления:
r
1
= 250 Ом, r
2
= 150 Ом, r
3
=400 Ом, r
4
= 5 Ом.
Определить эквивалентное сопротивление цепи при их смешанном
соединении. Значение эквивалентного сопротивления укажет вам номер
аудитории, в которой вас ждет следующее задание.
Удачи!
7
Даны четыре сопротивления:
r
1
= 3 Ом, r
2
= 404 Ом, r
3
=124 Ом, r
4
= 280 Ом.
Определить эквивалентное сопротивление цепи при их смешанном
соединении. Значение эквивалентного сопротивления укажет вам номер
аудитории, в которой вас ждет следующее задание.
Удачи!
8
Следующий этап игры – это разгадывание кроссворда, на пересечении
слов которого – адрес следующего этапа пути.
Команда №1
5
4
3
2
1
9
Команда №2
1.
Единица измерения магнитного потока
2.
Элемент электрической цепи, в котором можно наблюдать
явление самоиндукции
3.
Ученый, сформулировавший два закона, которые успешно
применяются при расчете сложных цепей постоянного тока
4.
Единица измерения магнитной индукции
5.
«Строительный материал» для любого вещества
1.
Единица измерения ЭДС источника питания
2.
Прибор для измерения мощности
3.
Имя отца ученого, сформулировавшего правило, по которому
определяется направление индукционного тока в контуре
4.
Частица, находящаяся в составе ядра атома и обладающая
положительным зарядом
5.
Источник питания электрической цепи, отдающий
накопленную ранее энергию
10
Команда №3
1
2
3
4
5
1.
Фамилия русского ученого-электротехника, получившего в 1875
году патент на создание трансформатора
2.
Единица измерения силы тока
3.
Чертеж электрической цепи, показывающий с помощью
условных знаков, как соединены в цепи её составные части.
4.
Упорядоченное движение свободных заряженных частиц в
проводнике
5.
Элемент электрической цепи, с помощью которого можно
11
Команда №4
1
2
3
4
5
1.
Единица измерения реактивной мощности в цепи переменного
тока
2.
Прибор для измерения силы тока.
3.
Какая энергия преобразуется в электрическую в генераторе?
4.
Частица, находящаяся в составе ядра атома и не обладающая
электрическим зарядом.
5.
Прибор, состоящий из двух проводящих пластин (обкладок),
разделенных слоем диэлектрика.
12
Следующий этап представляет собой разгадывание ребусов.
Команда №1
1
2
3
4
5
,
Количество букв в полученном слове укажет на первую цифру номера
аудитории
Вторая цифра количества букв в полученном слове укажет на вторую цифру
номера аудитории
Количество букв в полученном слове укажет на третью цифру номера
аудитории
13
Команда №2
Первая цифра номера нужной вам аудитории – это кубический корень из
количества букв в полученном слове
Количество букв в полученном слове укажет на вторую цифру номера
аудитории
Количество букв в полученном слове укажет на третью цифру номера
аудитории
14
Команда №3
Первая цифра номера нужной вам аудитории – это кубический корень из
количества букв в полученном слове
Если из количества букв в полученном слове вычесть неудовлетворительную
оценку знаний студента, вы получите вторую цифру номера нужной вам
аудитории
Количество букв в полученном слове укажет на третью цифру номера
аудитории
15
Команда №4
= ?
,,
Если количество букв в полученном слове разделить на лучшую оценку
знаний студента, вы получите первую цифру номера нужной вам аудитории
Q
Если из количества букв в полученном слове вычесть неудовлетворительную
оценку знаний студента, вы получите вторую цифру номера нужной вам
аудитории
Количество букв в полученном слове укажет на третью цифру номера
аудитории
16
,
Следующий этап – это решение мини-задачи на проверку закона Ома,
ответ на которую – номер следующей аудитории.
Команда №1
Используя закон Ома для полной цепи, определите ЭДС источника питания,
если сопротивление потребителя равно 30 Ом, внутреннее сопротивление
источника питания равно 0,5 Ом, сила тока в цепи равна 2 А.
Ответ и будет являться номером аудитории, куда вы должны будете
отправиться. Удачи!
Команда №2
Используя закон Ома для полной цепи, определите ЭДС источника питания,
если сопротивление потребителя равно 120 Ом, внутреннее сопротивление
источника питания равно 2 Ом, сила тока в цепи равна 0,5 А.
Ответ и будет являться номером аудитории, куда вы должны будете
отправиться. Удачи!
Команда №3
Используя закон Ома для полной цепи, определите ЭДС источника питания,
если сопротивление потребителя равно 15 Ом, внутреннее сопротивление
источника питания равно 0,25 Ом, сила тока в цепи равна 4 А.
Ответ и будет являться номером аудитории, куда вы должны будете
отправиться. Удачи!
Задача №4
Используя закон Ома для полной цепи, определите ЭДС источника питания,
если сопротивление потребителя равно 5 Ом, внутреннее сопротивление
источника питания равно 1,1 Ом, сила тока в цепи равна 10 А.
Ответ и будет являться номером аудитории, куда вы должны будете
отправиться. Удачи!
Следующий этап – это задача на расчет сложной цепи постоянного
тока, значения токов в которой укажут командам номер финишной аудитории.
17
Команда №1
Команда №2
18
R4
r01
R3
R2
R1
r02
E2
E1
R3
R2
R1
r02
r01
E2
E1
Дана сложная цепь постоянного тока.
ЭДС источников соответственно равны
Е
1
=45 В, Е
2
=55 В. Их внутренн-
ние сопротивления r
01
=1 Ом,
r
02
=2 Ом, сопротивления потребителей
R
1
=3 Ом, R
2
=6 Ом,
R
3
=8 Ом, R
4
=5 Ом. Определить токи в
ветвях.
Дана сложная цепь постоянного тока.
ЭДС источников соответственно равны
Е
1
=45 В, Е
2
=55 В.
Их внутренние сопротивления
r
01
=10 Ом, R
02
=2 Ом, сопротивления
потребителей R
1
=8 Ом, R
2
=2 Ом,
R
3
=3 Ом. Определить токи в ветвях.
Команда №3
Команда №4
По прибытии команд к финишу происходит подведение итогов и учитывается
не только командная работа, но лисчное участие каждого студента в
выполнении заданий по следующему протоколу.
№
п/п
Содержание конкурса
Фамилии участников
1.
Задача на смешанное
соединение
2.
Кроссворд
3.
Задача на закон Ома
4.
Ребусы
5.
Задача на расчет
сложной цепи
19
Заключение.
R2
R1
r02
r01
E2
E1
R4
R3
r02
E2
E1
R2
R1
Дана сложная цепь постоянного тока.
ЭДС источников соответственно равны
Е
1
=45 В, Е
2
=55 В. Их внутренн-
ние сопротивления r
01
=10 Ом,
r
02
=10 Ом, сопротивления потребителей
R
1
=1 Ом, R
2
=4 Ом. Определить токи в
ветвях.
Дана сложная цепь постоянного тока.
ЭДС источников соответственно
равны Е
1
=45 В, Е
2
=55 В. Их внутрен-
ние сопротивления r
01
=1 Ом,
r
02
=10 Ом, сопротивления
потребителей R
1
=9 Ом, R
2
=2 Ом,
R
3
=1.5 Ом, R
4
=1.5 Ом, Определить
токи в ветвях.
r
01
Материал, представленный в данной методической разработке, был
успешно опробован на студентах второго курса. Проведение игры-
соревнования показало, что проверка знаний, проведенная в нетрадиционной
форме, дает лучшие результаты, потому что повышается интерес учащихся к
материалу, возрастает познавательная активность студентов.
В процессе проведения данного соревнования открываются новые
умения учащихся, повышается ответственность за выполненную работу,
потому что вклад каждого учащегося – это успешная работа всей команды.
Полученные в ходе интерактивной игры навыки помогут студентам
успешно реализовать себя не только в учебной, но и в дальнейшей
профессиональной деятельности.
20
Литература.
1. Беспалько В.П. "Слагаемые педагогические технологии", М., "Педагогика",
1989.
2. Боголюбов В. Эволюция педагогических технологий// "Школьные
технологии" № 4 2004.
3. И.А.Данилов, П.М.Иванов «Общая электротехника с основами
электроники»,Москва, «Высшая школа» 2000 г.
21