Напоминание

Система работы по профилактике фонематической дислексии у обучающихся первых классов


Автор: Гребенькова Светлана Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СШ №32
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: cтатья
Тема: Система работы по профилактике фонематической дислексии у обучающихся первых классов
Раздел: начальное образование





Назад




Система работы по профилактике фонематической дислексии

у обучающихся первых классов

Цели работы:

1.Выявление речевых нарушений у обучающихся 1-х классов.

2. Проведение коррекционной работы в соответствии со структурой речевого деффекта.

Педагогические задачи.

В описываемом опыте эффективно решены следующие задачи:

1.

Формирование и развитие языкового анализа и синтеза.

2.

Формирование и развитие фонематического восприятия.

3. Развитие психологических процессов, влияющих на темп чтения.

4.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности

( активности, самостоятельности, произвольности).

5.

Обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений, которые позволят

ребенку воспринимать учебный материал осознанно.

6.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимани

я.

7.

Формирование и развитие интереса к чтению.

Актуальность опыта.

В стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с

качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда –

необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно –

воспитательного процесса.

По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но

существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор –

уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством

получения и выражения знаний. Как показала практика, в наши дни в целом по стране

свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти

отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на

общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно, если логопату

своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине

речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.

При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель –

логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с

другими учащимися овладеть школьными знаниями.

Нарушения чтения (дислексии) у детей младшего школьного возраста – это одна

из самых актуальных проблем логопедии. А дислексия, обусловленная недоразвитием

фонематического слуха (фонематическая дислексия) – это самый распространенный вид

этого нарушения, потому что является составляющей практически всех речевых

диагнозов, с которыми работают учителя-логопеды в массовых школах.

Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения,

а также на школьную адаптацию первоклассников, поэтому профилактика этого

нарушения особенно важна для успешного обучения детей в школе.

Чтобы правильно построить коррекционную работу по предупреждению

фонематической дислексии, необходимо провести углубленное логопедическое

обследование.

Диагностика:

1.

Начало учебного года

Диагностика устной речи младших школьников по методике Т.И. Фотековой

2.

В течение учебного года

Авторские промежуточные диагностики

3.

Конец учебного года

Диагностика процесса чтения у обучающихся-логопатов первых классов по методике

Т.А. Фотековой

Для профилактики фонематической дислексии у обучающихся-логопатов 1-х

классов, учитывая механизмы этого нарушения, проводится коррекционная работа по

следующим направлениям:

Содержание коррекционной работы:

1.Формирование языкового анализа и синтеза.

формирование и развитие навыка работы с предложением

формирование и развитие слогового анализа и синтеза

развитие фонематического анализа и синтеза

2. Развитие фонематического восприятия

Формирование и развитие навыка работы с предложением:

Упражнения

1. Придумывание предложений с заданным количеством слов.

2. Составление предложений из слов в начальной форме.

3. Составление схемы предложения различными способами – двигательные упражнения

(руками), графическую.

4. Определение границ предложений по сюжетной картинке.

5. Определение количества слов в предложении (упражнение «Кулачок»).

Формирование и развитие слогового анализа и синтеза:

1. Работа с опорой на вспомогательные средства.

2. Работа в плане громкой речи.

3. Работа на основе слухопроизносительных представлений.

Работа с опорой на вспомогательные средства:

Упражнения

● Произнесение слова по слогам в сопровождении движений руки слева направо и справа

налево.

● Деление слов на слоги с помощью хлопков рук

Работа в речевом плане:

Упражнения

● Определение количества слогов в названных словах.

● Выделение первого слога из названий картинок.

● Определение пропущенного слога в словах по картинкам.

● Составление слов из слогов, данных в беспорядке.

● Выделение слов из предложений с заданным количеством слогов.

● Раскладывание картинок под соответствующими графическими схемами, на которых

указаны только гласные буквы

● Придумывание слов по слоговым графическим схемам, на которых записаны только

гласные буквы

Работа в умственном плане на основе слухопроизносительных представлений:

Упражнения

● Придумывание слов с заданным количеством слогов

● Придумывание слов с определенным слогом в начале или в конце слова

● Определение количества слогов в названии картинки и записывание соответствующей

цифры

● Называние слов с заданным количеством слогов из предложения, составленного по

сюжетной картинке

● Составление слоговых графических схем отдельных слов и предложений.

Развитие фонематического анализа и синтеза:

● Упражнения на определение звукового состава слова.

● Упражнения на определение последовательности звуков в слове.

● Упражнения на определение места каждого звука по отношению к другим звукам.

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков

● Сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане

План работы по развитию фонематического восприятия:

● Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие и

кинестетические ощущения

● Выделение звука на фоне слова

● Формирование умения определять наличие звука в слове

● Определение места звука в слове

● Выделение слова с заданным звуком из предложения

Психологический аспект становления навыка чтения

● Упражнения на увеличение природного темпа деятельности

● Упражнения на развитие артикуляторной подвижности речевого аппарата

● Упражнения на расширение малого поля зрения

● Упражнения на развитие внимания

● Упражнения на развитие памяти

Результативность

Приведенная выше система средств опыта помогает активному включению

обучающихся-логопатов первых классов в учебный процесс на занятиях по преодолению

фонематической дислексии, а также на уроках русского языка и чтения в классе.

У обучающихся логопункта выросли показатели по развитию фонематического

восприятия, языкового анализа и синтеза, расширился лексический запас, а также

улучшились показатели сформированности психических процессов (внимания, памяти,

мышления). Все это, в свою очередь, положительно повлияло на процесс чтения, что

отразилось в увеличении качественных и количественных показателей при проверке

техники чтения.

В результате использования приведенной системы упражнений, наглядного и

практического материала, представленного в приложениях, удалось улучшить зрительное

и слуховое восприятия, а также работу речедвигательного аппарата, что качественно

повысило техническую и смысловую сторону процесса чтения.

Между этими сторонами существует неразрывная связь, ведь процесс понимания

читаемого определяется характером восприятия.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять

профилактику нарушений чтения у обучающихся первых классов, но и формировать

положительную мотивационную сферу для усвоения навыка чтения и учебной

деятельности в целом.

Теоретико - практические основы опыта.

Основная идея данного опыта состоит в том, чтобы показать коррекционную систему

работы по профилактике нарушений чтения у обучающихся-логопатов 1-х классов, в

частности фонематической дислексии, а также раскрыть принципы работы по

формированию психических процессов и мотивации к процессу чтения.

Данный опыт преимущественно основан на методических разработках

Л.Н. Ефименковой, а также И.Н. Садовниковой, Р.И Лалаевой и практических

психологов С.Н. Костроминой и С.Н. Нагаевой.

Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной

практике.

а) Данный опыт может быть использован учителями – логопедами массовых школ ,

дефектологами и учителями начальных классов.

б) При организации коррекционной работы по преодолению нарушений чтения

необходимо учитывать:

1. Подбор упражнений должен соответствовать возрасту и структуре речевого дефекта

ребенка.

2. Упражнения должны отличаться разнообразием.

3. В работе над упражнениями необходимо задеть различные анализаторы.

4. В занятия необходимо включать упражнения на развитие психических процессов.

5. Упражнения должны чередоваться (устные и письменные).

Библиография по теме исследования.

1. Р.И Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».

«Союз» Санкт – Петербург 1998.

2. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов». Москва, 2004.

3. Л.Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью

фонематического восприятия». «Книголюб», 2003.

4. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению».

Москва, 1989.

5. А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей». Санкт – Петербуг, 1997.

6. Л.С. Волкова « Логопедия». Москва, 1997.

7. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии», Москва.

«Просвещение», 1989.

8. Р.С. Немов « Психология». Москва. «Просвещение».1994.



В раздел образования