Автор: Гребенькова Светлана Витальевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ СШ №32
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: cтатья
Тема: Система работы по профилактике фонематической дислексии у обучающихся первых классов
Раздел: начальное образование
Система работы по профилактике фонематической дислексии
у обучающихся первых классов
Цели работы:
1.Выявление речевых нарушений у обучающихся 1-х классов.
2. Проведение коррекционной работы в соответствии со структурой речевого деффекта.
Педагогические задачи.
В описываемом опыте эффективно решены следующие задачи:
1.
Формирование и развитие языкового анализа и синтеза.
2.
Формирование и развитие фонематического восприятия.
3. Развитие психологических процессов, влияющих на темп чтения.
4.
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
( активности, самостоятельности, произвольности).
5.
Обогащение кругозора, формирование разносторонних представлений, которые позволят
ребенку воспринимать учебный материал осознанно.
6.
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимани
я.
7.
Формирование и развитие интереса к чтению.
Актуальность опыта.
В стране создалась совершенно новая педагогическая ситуация, связанная с
качественным изменением контингента детей, поступающих в школу. Отсюда –
необходимость полного пересмотра традиционных форм и методов организации учебно –
воспитательного процесса.
По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, но
существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор –
уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством
получения и выражения знаний. Как показала практика, в наши дни в целом по стране
свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти
отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на
общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно, если логопату
своевременно не оказать логопедическую помощь. Нередки случаи, когда по причине
речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.
При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель –
логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с
другими учащимися овладеть школьными знаниями.
Нарушения чтения (дислексии) у детей младшего школьного возраста – это одна
из самых актуальных проблем логопедии. А дислексия, обусловленная недоразвитием
фонематического слуха (фонематическая дислексия) – это самый распространенный вид
этого нарушения, потому что является составляющей практически всех речевых
диагнозов, с которыми работают учителя-логопеды в массовых школах.
Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения,
а также на школьную адаптацию первоклассников, поэтому профилактика этого
нарушения особенно важна для успешного обучения детей в школе.
Чтобы правильно построить коррекционную работу по предупреждению
фонематической дислексии, необходимо провести углубленное логопедическое
обследование.
Диагностика:
1.
Начало учебного года
Диагностика устной речи младших школьников по методике Т.И. Фотековой
2.
В течение учебного года
Авторские промежуточные диагностики
3.
Конец учебного года
Диагностика процесса чтения у обучающихся-логопатов первых классов по методике
Т.А. Фотековой
Для профилактики фонематической дислексии у обучающихся-логопатов 1-х
классов, учитывая механизмы этого нарушения, проводится коррекционная работа по
следующим направлениям:
Содержание коррекционной работы:
1.Формирование языкового анализа и синтеза.
формирование и развитие навыка работы с предложением
формирование и развитие слогового анализа и синтеза
развитие фонематического анализа и синтеза
2. Развитие фонематического восприятия
Формирование и развитие навыка работы с предложением:
Упражнения
1. Придумывание предложений с заданным количеством слов.
2. Составление предложений из слов в начальной форме.
3. Составление схемы предложения различными способами – двигательные упражнения
(руками), графическую.
4. Определение границ предложений по сюжетной картинке.
5. Определение количества слов в предложении (упражнение «Кулачок»).
Формирование и развитие слогового анализа и синтеза:
1. Работа с опорой на вспомогательные средства.
2. Работа в плане громкой речи.
3. Работа на основе слухопроизносительных представлений.
Работа с опорой на вспомогательные средства:
Упражнения
● Произнесение слова по слогам в сопровождении движений руки слева направо и справа
налево.
● Деление слов на слоги с помощью хлопков рук
Работа в речевом плане:
Упражнения
● Определение количества слогов в названных словах.
● Выделение первого слога из названий картинок.
● Определение пропущенного слога в словах по картинкам.
● Составление слов из слогов, данных в беспорядке.
● Выделение слов из предложений с заданным количеством слогов.
● Раскладывание картинок под соответствующими графическими схемами, на которых
указаны только гласные буквы
● Придумывание слов по слоговым графическим схемам, на которых записаны только
гласные буквы
Работа в умственном плане на основе слухопроизносительных представлений:
Упражнения
● Придумывание слов с заданным количеством слогов
● Придумывание слов с определенным слогом в начале или в конце слова
● Определение количества слогов в названии картинки и записывание соответствующей
цифры
● Называние слов с заданным количеством слогов из предложения, составленного по
сюжетной картинке
● Составление слоговых графических схем отдельных слов и предложений.
Развитие фонематического анализа и синтеза:
● Упражнения на определение звукового состава слова.
● Упражнения на определение последовательности звуков в слове.
● Упражнения на определение места каждого звука по отношению к другим звукам.
Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем)
●Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков
● Сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане
План работы по развитию фонематического восприятия:
● Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие и
кинестетические ощущения
● Выделение звука на фоне слова
● Формирование умения определять наличие звука в слове
● Определение места звука в слове
● Выделение слова с заданным звуком из предложения
Психологический аспект становления навыка чтения
● Упражнения на увеличение природного темпа деятельности
● Упражнения на развитие артикуляторной подвижности речевого аппарата
● Упражнения на расширение малого поля зрения
● Упражнения на развитие внимания
● Упражнения на развитие памяти
Результативность
Приведенная выше система средств опыта помогает активному включению
обучающихся-логопатов первых классов в учебный процесс на занятиях по преодолению
фонематической дислексии, а также на уроках русского языка и чтения в классе.
У обучающихся логопункта выросли показатели по развитию фонематического
восприятия, языкового анализа и синтеза, расширился лексический запас, а также
улучшились показатели сформированности психических процессов (внимания, памяти,
мышления). Все это, в свою очередь, положительно повлияло на процесс чтения, что
отразилось в увеличении качественных и количественных показателей при проверке
техники чтения.
В результате использования приведенной системы упражнений, наглядного и
практического материала, представленного в приложениях, удалось улучшить зрительное
и слуховое восприятия, а также работу речедвигательного аппарата, что качественно
повысило техническую и смысловую сторону процесса чтения.
Между этими сторонами существует неразрывная связь, ведь процесс понимания
читаемого определяется характером восприятия.
Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять
профилактику нарушений чтения у обучающихся первых классов, но и формировать
положительную мотивационную сферу для усвоения навыка чтения и учебной
деятельности в целом.
Теоретико - практические основы опыта.
Основная идея данного опыта состоит в том, чтобы показать коррекционную систему
работы по профилактике нарушений чтения у обучающихся-логопатов 1-х классов, в
частности фонематической дислексии, а также раскрыть принципы работы по
формированию психических процессов и мотивации к процессу чтения.
Данный опыт преимущественно основан на методических разработках
Л.Н. Ефименковой, а также И.Н. Садовниковой, Р.И Лалаевой и практических
психологов С.Н. Костроминой и С.Н. Нагаевой.
Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной
практике.
а) Данный опыт может быть использован учителями – логопедами массовых школ ,
дефектологами и учителями начальных классов.
б) При организации коррекционной работы по преодолению нарушений чтения
необходимо учитывать:
1. Подбор упражнений должен соответствовать возрасту и структуре речевого дефекта
ребенка.
2. Упражнения должны отличаться разнообразием.
3. В работе над упражнениями необходимо задеть различные анализаторы.
4. В занятия необходимо включать упражнения на развитие психических процессов.
5. Упражнения должны чередоваться (устные и письменные).
Библиография по теме исследования.
1. Р.И Лалаева «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».
«Союз» Санкт – Петербург 1998.
2. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов». Москва, 2004.
3. Л.Н. Ефименкова «Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью
фонематического восприятия». «Книголюб», 2003.
4. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению».
Москва, 1989.
5. А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей». Санкт – Петербуг, 1997.
6. Л.С. Волкова « Логопедия». Москва, 1997.
7. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии», Москва.
«Просвещение», 1989.
8. Р.С. Немов « Психология». Москва. «Просвещение».1994.