Авторы: Шевченко Юлия Александровна, Егорова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватели специальных дисциплин
Учебное заведение: Колледж филиала Дальневосточного Федерального Университета в г. Арсеньев
Населённый пункт: г. Арсеньев
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка открытого урока по производственному модулю "Организация и управление работой структурного подразделения" по специальности СПО 24.02.01 "Производство летательных аппаратов"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая разработка открытого совместного урока
Шевченко Ю.А., Егоровой Т.Г.
По специальности СПО 24.02.01 «Производство летательных аппаратов»
(по производственному модулю № 03. «Организация и управление
работой структурного подразделения»)
В модуль входят 3 междисциплинарных курса:
МДК 03.01.Управление и организация труда на производственном участке
МДК 03.02. Трудовое право и охрана труда на производственном участке
МДК 03.03. Делопроизводство производственного участка
ОСНОВНАЯ
ЦЕЛЬ
ЗАНЯТИЯ:
Освоить
определенный
вид
профессиональной
деятельности:
ПК
3.1.
Осуществлять
руководство
производственным
участком
и
обеспечивать
выполнение участком производственных заданий. ПК 3.4. Обеспечивать безопасность труда на
производственном участке.
Пути достижения целей:
1.
С
помощью
игровых
заданий
создать
имитацию
рабочих
ситуаций,
в
которых
требуется применение знаний, умений и навыков полученных при изучении теоретического
курса.
2.
Дать возможность студентам с помощью игры пройти досрочную социализацию в
качестве члена рабочего коллектива
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков
Урок применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных упражнений)
Методы и приемы обучения: Имитационный метод (метод деловой игры)
Цели урока:
Учебные (дидактические) цели урока.
- Обеспечить в ходе урока
усвоение основных принципов организации и
управления
производственной деятельностью структурного подразделения.
-
Обеспечить
усвоение
общих
принципов
решения
производственных
задач
на
рациональное распределение ограниченных ресурсов.
-
Обеспечить
усвоение
основных
принципов
распределения
обязанностей
и
ответственности в ходе организации производственного процесса.
- Создать условия для повторения и практического закрепления пройдѐнного материала, в
частности тем : Суть управленческой деятельности. Функция и роль руководителя
Организация охраны труда на предприятии
Технологическая документация
-
Сформировать
следующие
профессиональные
компетенции
по
профессиональному
модулю «Организация и управление работой структурного подразделения», а именно: ПК 3.1.
Осуществлять руководство производственным участком и обеспечивать выполнение участком
производственных заданий. ПК 3.4. Обеспечивать безопасность труда на производственном
участке
Развивающие цели урока:
- Создать условия для развития навыков решения задач управления производственным
процессом в условиях дефицита ресурсов и времени.
- Создать условия для применения полученных знаний в практической ситуации
- Способствовать развитию таких аналитических способностей учащихся, как умение
анализировать текущую ситуацию, программировать свои действия и прогнозировать результат.
- Создать условия для развития коммуникативных навыков через игровую командную
деятельность.
Воспитательные цели урока:
- Создать условия для воспитания чувства ответственности, умения работать в команде,
чувства уважения к коллегам и соперникам.
- Обеспечить условия для формирования профессиональной уверенности при решении
оперативных задач.
- Создать условия для воспитания дисциплинированности учащихся в рамках жестких
поведенческих инструкций.
- Добиться способности оперативно действовать и решать задачи в заданном темпе.
Рекомендации по проведению урока:
Коммуникативный
компонент:
-
в
процессе
урока
преподаватели
выступают
в
качестве
координаторов процесса, а не наставников. Т.е. студенты получали инструкцию и самостоятельно выполняют
задание без участия преподавателей. Преподаватели дают только позитивное подкрепление и подбадривание.
В процессе работы, преподаватели не должны допускать замечаний, оценок и комментариев, обсуждение
проводится уже после завершения упражнения. Дистанция ученик - учитель необходима сглаженной, мнение
студента должно уважаться, но роль координатора (эксперта) необходимо сохранить. Т.е. нецелесообразно
было допускать полное равенство ролей.
Организаторский компонент: Необходимо организовать рабочее пространство, отличное от
обычной учебной обстановки. Разработан сюжет, достаточно игровой, но при этом имитирующий
реальную ситуацию. Необходимо заранее закупить материалы и подготовить реквизит. В процессе
игры необходимо провести достаточно понятные аналогии с процессом игры и рабочей ситуацией,
причем часть из них может быть сделана самими студентами (в задании с замком). Студенты должны
быть поставлены в условия быстрого принятия решения в условиях дефицита времени, а во втором
задании и с дефицитом ресурсов.
Студенты работают по группам, группы создаются в случайном порядке. Состав групп меняется в
основных заданиях (4 и 3 группы).
План проведения урока:
Вводное слово, постановка задач, инструкции преподавателей – 5-10 минут
Разминка 10 - 15 минут :
- упражнение «Здравствуйте»
- упражнение «Броуновское движение»
- упражнение «Спина к спине» или «Передай сигнал»
Упражнение: «С закрытыми глазами». 10 минут.
Студенты разбиваются на пары, один ладонью закрывает глаза – второй ведет его по
коридору и рассказывает о том, что делается вокруг. В конце пути они меняются местами и
возвращаются в класс (преподаватели в коридоре наблюдают, не разрешают быстро пробежать
дистанцию, создают препятствия). Затем – обсуждение. Игра иллюстрирует рабочие отношения -
не
специалист
всегда
«слепой»,
зависит
от
ведущего,
решения
начальства
и
наконец
–
инструкции. Мы не можем видеть последствий наших шагов. По завершении работы необходимо
обсудить меру ответственности ведущего (специалиста).
Задание 1. «Напиши инструкцию» (до 40 минут + 5-10 минут обсуждение)
Студенты делятся на две группы, каждая из групп пишет ПОШАГОВУЮ инструкцию по
заданию
(сложить
кубики).
ВНИМАНИЕ!
Инструкция
для
студентов
зачитывается
с
листа.
НИКАКИХ ПОЯСНЕНИЙ со стороны преподавателей НЕ ДОПУСКАЕТСЯ!
Шаг 1 . Первая группа выставляет 2-х человек, одному завязывают глаза и просят по
инструкции выполнить описанное действие. Остальные участники должны хранить молчание.
Шаг 2. Пока студент выполняет инструкцию – преподаватель меняет исходные условия
задания (например – расположение кубиков)
Шаг 3. Студенты по группам вносят исправления в инструкцию. Повторяем Шаг1-шаг3.
Последняя попытка – восстанавливаются эталонные условия
Обсуждение. Основные выводы которые должны сделать студенты:
- все тех.процессы должны апробироваться – из-за изменчивости окружающей среды.
- все инструкции должны предусматривать ЛЮБОЕ изменение условий
- усвоить основные правила поведения при возникновении внештатных ситуаций
Задание
2.
Построить
замок
(до
40
минут
+
5-10
минут
обсуждение).
Студенты
разбиваются на группы (не менее 5-ти человек). Распределяются роли:
- руководитель (лидер)
- архитектор
- дизайнер
- технолог
- инженер по технике безопасности
- рабочий
Студентам
необходимо
построить
замок
из
подручных
материалов,
дополнительных
инструкций не выдается (обсудить – можно дать маленькие инструкции по «профессиям»?):
На каждую группу выдается:
– рулон обоев;
- ОДНИ ножницы;
- старые журналы;
- бабина скотча;
Преподаватели внимательно наблюдают за процессом. По окончании игры обсуждаем:
- Была ли соблюдена техника безопасности во время работ? Что было нарушено?
- Специалист по технике безопасности – как передавались ножницы?
- Кто выполнит «свою» роль, а кто вышел из роли? Произошло ли перераспределение
ролей? Почему это перераспределение было допущено? Насколько это правильно?
- Кто в группе был самым «ценным специалистом (участником)» и почему?
- Все ли в группе трудились или были «зайцы»? Почему?
- Руководитель следил ли за тем, что бы все были при деле?
- Кто подбадривал всех?
- Кто генерировал главные идеи и т.д. …
- кто гасил конфликты (например из-за ножниц?)
Задание 3. (до 25 - 30 минут) Студентам зачитывают производственные ситуации, (как
можно более лаконичные), просят 1 минуту обсудить ситуацию и выдать правильное решение.
Свое решение группы высказывают по очереди. Если ответ повторяется (правильный), то вторая
группа обязана его дополнить.
Ситуации для задания № 3.
1.
Руководитель вновь созданной типографии принял срочный заказ на изготовление
серии плакатов во время предвыборной кампании. При обсуждении деталей выполнения заказа
начальники цехов заметили ему, что невозможно выполнить работу за столь короткий срок:
только изготовление форм потребует большего времени. «Так печатайте без форм», - ответил
директор, повергнув всех в легкий шок. Работа была выполнена в срок, но качество исполнения
оставляло
желать
лучшего.
При
выяснении
причин
возник
конфликт
между
работниками
печатного и формного цехов, обвинявших в этом друг друга.
2.
Руководитель
не
мог заставить
работать
подчиненных
в
полную
силу по
новому
производственному графику; они говорили, что с тех пор, как был утвержден этот график, никто
изо дня в день не знает, что нужно делать. Из-за нечеткого разделения обязанностей возникали
стычки. Руководитель, дабы устранить эти неприятные явления, дал добро на закупку нового
оборудования и на обновление отдела. Он дал возможность всем почувствовать себя немного
значительнее. Разрешат ли эти мероприятия конфликт?
3.
В офисе произошел напряженный разговор между двумя сотрудниками. Один обругал
другого
откровенно
грубо.
Обиженный
ушел,
хлопнув
дверью.
Руководитель,
который
присутствовал и «все видел», заставил обидчика извиниться. Разрешен ли конфликт?
4.
Вы руководите небольшим коллективом. Ваш непосредственный начальник, минуя
Вас,
дает
срочное
задание
подчиненному,
который
уже
занят
выполнением
другого
ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Как Вы
поступите?
5.
Когда сотрудники приходят к вышестоящему лицу с вопросом о возникшей сложной
ситуации,
тот
раздражается
и
говорит
о
том,
что
они
выдумывают
проблемы
сами.
Проанализируйте, каковы могут быть причины такой ситуации. Как должен поступить начальник?
6.
Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои
пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо.
Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не
интересуют.
От
этого
в
коллективе
в
последнее
время
стало
тревожно,
некоторые
коллеги
собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе
с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и
прибыль.
Как
нужно
воздействовать
на
своего
заместителя,
чтобы
изменить
его
стиль
взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?
7.
Вслед
за
кратким
выговором
вы
сказали
работнику
несколько
приятных
слов.
Наблюдая
за
ним,
вы
заметили,
что
его
лицо,
поначалу
несколько
напряженное,
быстро
повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и
историю, которая произошла сегодня у него в доме. В конце разговора вы поняли, что критика, с
которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он
услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?
8.
Сотрудник
сообщает
своему
начальнику
о
возникшей
сложной
ситуации,
тот
предлагает
несколько путей
выхода
из нее
и
просит подчиненного
самостоятельно
выбрать
лучший. Проанализируйте эту ситуацию и, если необходимо, измените действия руководителя.
9.
Когда менеджер Юрий пришел на работу, то обнаружил, что Александр ожидает его
возле офиса: «Я просто не могу работать с Марией в одной команде, занимающейся новым
проектом, - были его первые слова. - У нее еще мало опыта, и она не желает воспринимать мою
точку зрения серьезно, потому что у меня нет высшего образования». Проанализируйте, каковы
могут быть причины такой ситуации. Предложите свой вариант действий руководителя.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ОГЛАШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ – 5 минут
Задание 4. Задание - отдых, для снятия эмоционального напряжения. (Игра - викторина
«Тайм-лайн» до 20 минут) Игра проводится самими студентами, в группах, ассистенты готовятся
заранее. Игра проводится, если осталось время.