Автор: Курочкина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Домашняя самостоятельная работа, как одна из форм контрольно - оценочной самостоятельности подростка"
Раздел: начальное образование
Проект: Домашняя самостоятельная работа, как
одна из форм контрольно - оценочной
самостоятельности подростка
Цели :
•
Обратить внимание на значимость проблемы
•
Показать зависимость качества усвоения учебного материала от форм выполнения
домашнего задания
•
Формировать самостоятельность , опыт творческой деятельности ,
исследовательские
умения ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы т. д.)
•
Воспитывать инициативу, активность
Задачи :
•
Организовать и провести анкетирование учащихся, опрос родителей и педагогов, обработать и
проанализировать, полученный материал, сделать выводы
•
Сделать выводы о связи качества знаний с формами выполнения домашнего задания
•
Разработать раздел положения о выполнении домашней самостоятельной работы.
•
Выделить в программах тем и разделов, способствующих выполнению СДР в новой форме
Проблема :
•
Учащиеся 5 – 9 классов не всегда выполняют д/з, процент таких учащихся к старшим классам
возрастает
Литературное чтение 4 класс
•
Раздел «Жар сказка – волшебная, бытовая, о
животных»- 10 часов
•
Тема «Сказка о животных»
Форма занятия, урока, мероприятия,
события
Вводное занятие договаривание о новых формах домашней работы:
1.Сбор информации (формы работы - мнение учащихся, родителей,
педагогов)
2. Первичный выбор домашней работы в новой форме, по литературному
чтению, по теме «Жанр сказка о животных»
Позиция педагога-организатор,
консультант, наблюдатель
Алгоритм договаривания о новых формах СДР
1.Педагог предлагает идею новых форм СДР
2.Проводит анкетирование, анализирует вместе с
учащимися, выявляются предложенные формы
3.Происходит договаривание с учащимися о формах СДР
4.Совместно с учащимися разрабатываются критерии
оценивания
5.Каждому типу заданий присваивается степень
сложности, стоимость и сроки выполнения СДР
(баллы)
Алгоритм выполнения СДР
•
Педагог объявляет тему
•
Учащиеся предлагают формы выполнения СДР
•
Происходит договаривание:
о позициях
о критериях
о стоимости заданий
о сроках выполнения
•
Презентация СДР
Формы СДР:
1.Иллюстрации к сказке (ОФОРМИТЕЛЬ).
2.Выразительное чтение фрагмента сказки по выбору (позиция ЧИТАТЕЛЬ).
3. Пересказ фрагмента (позиция ЧИТАТЕЛЬ, АКТЁР).
4.Инсценировка фрагмента сказки (позиция АКТЁР).
5.Составление структуры сказки о животных на основе структуры волшебной сказки
(позиция ТЕОРЕТИК).
6.Сравнение разных видов сказок – составление сравнительной таблицы (позиция
ТЕОРЕТИК).
7.Анализ сказки по выбору в соответствии со структурой жанра (позиция ТЕОРЕТИК)
8.Составление схемы сказки в соответствии с сюжетом (позиция ТЕОРЕТИК)
9. Сочинение собственной сказки (позиция ТЕОРЕТИК, АВТОР, сказитель)
10. Написать отзыв к сказке (позиция АВТОР, КРИТИК)
11.Оформить декорации к сказке (позиция ОФОРМИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК)
12. Оформление серии рисунков к сказке (позиция ОФОРМИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК)
13. Создать видеофрагмент по сказке (позиция РЕЖИССЁР, АВТОР СЦЕНАРИЯ)
Форма оценивания: критериальная, рейтинговая
Критерии и стоимость заданий:
1.позиция ОФОРМИТЕЛЬ (2 балла)
Критерии-
-соответствие теме;
-яркость, композиция
2.Позиция ЧИТАТЕЛЬ-сказитель (2 балла)
Критерии-
выразительность
артистичность
3.Позиция ТЕОРЕТИК – (4 балла)
-знание теории о структуре жанра,
-умение сравнить виды сказок по структуре,
-умение анализировать жанр в соответствии со структурой,
-умение составлять схему сказки по сюжету
Индивидуальный лист наблюдений по выполнению СДР в новой форме по
литературному чтению учащегося _________
Дата
Вид СДР
Позиция
Критерии
Баллы
10.04.12
Оформление декораций к
инсценировки фрагмента сказки
«Золотой серпок»
Оформитель
-Соответствие теме
-Композиция
1
1
1
1
1
13.04.12
Составление схемы сказки «Лиса и
волк» по сюжету.
Теоретик
-Знание содержания сказки
-Знание сюжетных линий сказки
-Умение составить схему сюжета
1
1
1
1
1
16.04.12
Сочинение собственной сказки.
Теоретик
Автор
сказитель
-Знание содержания сказки
-Знание структуры жанра сказки о
животных
- Умение сочинить текст в
соответствии со структурой жанра и
его особенностями
-Умение рассказать свою авторскую
сказку
Кол – во баллов по теме:
10 баллов.
Выбранные позиции:
Теоретик – 2
Автор – 1
Оформитель – 1
Сказитель - 1
Лист наблюдений по выполнению СДР в новой форме по литературному чтению учащихся 4 А
класса по теме «Структура жанра сказка о животных»
ПОЗИЦИЯ
№
Ф.И. учащегося
ЧИТАТЕЛЯ
ТЕОРЕТИКА
КРИТИКА
АВТОРА
ОФОРМИТЕЛЯ
Кол – во
выборов
Баллы
1
Андреев А.
1
1
1
3
8
2
Бикшанова Э.
1
1
1
3
7
3
Васильев И.
1
1
1
3
7
4
Ганишевская Е.
1
1
1
3
8
Какой учебный результат получился?
1.Ученик учится делать выбор
2.Вырос интерес к предмету
3.Процент выполнения и качество домашней работы возросли
4. СДР стала посильной
5.Учащийся может сравнивать задания по степени сложности, по качеству выполнения и
оценивать себя (с/о)
6.Учащиеся учатся самостоятельности, целеустремлённости, вырабатывают силу воли
7. Возможность отработать те задания, которые пока не всегда получаются
За время проекта
•
15% выбрали несколько форм СДР, качественно изучили теорию, смогли применить её
на практике (сочинение сказки)
•
30 % учащихся успели сделать выбор в пользу позиций читателя, критика, уровень
выполнения СДР средний (иногда требовалась помощь)
•
55 % работали в позиции оформителя и читателя, частично теоретика (не все учащиеся
готовы выбирать сложные задания)
Какой образовательный эффект?
1.Личные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях жанра,
- овладение базовыми предметными понятиями жанр (структура жанра)
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками (выполнение СДР в
малых группах)
-представление информации в виде схем (составление схемы сюжета сказки)
- овладение логическими действиями сравнения, анализа (сопоставление текста сказки со
структурой жанра)
2.Коммуникативные результаты:
- овладение навыками смыслового чтения (пересказ, иллюстрации, инсценировка
фрагмента)
- готовность слушать собеседника и вести диалог (работа в позиции критика при
оценивании детских авторских работ)
3.Самоорганизация и саморегуляция:
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия в соответствии с поставленной задачей (смена выбора формы СДР)
Повыбросила лисица
всю рыбу и сама
потихоньку ушла
А лисица тем временем
собрала на дороге всю
рыбу в кучку, села и ест.
Приходит к ней волк:
- Здравствуй, кумушка,
хлеб да соль…
- Я ем свой, а ты
подальше стой.
-Дай мне рыбки
.
-Эка! Ведь я же
наловила. Ты,
куманёк, ступай на
реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да
приговаривай:
«Ловись, рыбка, и
мала и велика,
ловись, рыбка, и
мала и велика!»
Пришёл волк на реку,
опустил хвост в
прорубь, сидит и
приговаривает:
«Ловись, рыбка, и
мала и велика,
ловись, рыбка, и мала
и велика!»
Биология Тема: «Класс Земноводные или
Амфибии»
Задания:
1.Зарисовать строение тела лягушки
2. Сделать таблицу (строение, кожа, скелет, мышечная система,
головной мозг, органы чувств, кровеносная, дыхательная,
пищеварительная, выделительная системы
3. Составить вопросы по данной теме
Критерии/баллы:
•
Знание темы-1 б
•
Знание терминов-2 б
•
Строение тела- 4 б
•
Знание внутреннего строения- 5 б
•
Время выполнения заданий три дня
Физика Тема: «Момент силы»
Задания:
1.
Презентация по теме- 2 б
2. Создать макеты рычагов- 1 б
3. Нарисовать рисунок с пояснениями
4. Составить интересные вопросы по теме
Критерии/баллы:
•
Знание темы- 1б
•
Знание формул-1б
Время выполнения – 2 недели
ИЗО Тема: «Натюрморт»
Задания:
•
Составить композицию на листе А-4, гуашь
•
Составить композицию, используя разнообразные материалы
•
Создать слайдовую презентацию о художниках, писавших натюрморты
•
Составить и оформить альбом лучших натюрмортов нашего класса
•
Оформить выставку натюрмортов
Критерии:
•
Оригинальность композиции
•
Сочетание цветов
•
Соответствие композиции
Баллы:
•
Выполнено полностью – 2 б
•
Выполнено частично- 1 б
•
Не соответствует – 0 б