Напоминание

"Домашняя самостоятельная работа, как одна из форм контрольно - оценочной самостоятельности подростка"


Автор: Курочкина Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Домашняя самостоятельная работа, как одна из форм контрольно - оценочной самостоятельности подростка"
Раздел: начальное образование





Назад




Проект: Домашняя самостоятельная работа, как

одна из форм контрольно - оценочной

самостоятельности подростка

Цели :

Обратить внимание на значимость проблемы

Показать зависимость качества усвоения учебного материала от форм выполнения

домашнего задания

Формировать самостоятельность , опыт творческой деятельности ,

исследовательские

умения ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы т. д.)

Воспитывать инициативу, активность

Задачи :

Организовать и провести анкетирование учащихся, опрос родителей и педагогов, обработать и

проанализировать, полученный материал, сделать выводы

Сделать выводы о связи качества знаний с формами выполнения домашнего задания

Разработать раздел положения о выполнении домашней самостоятельной работы.

Выделить в программах тем и разделов, способствующих выполнению СДР в новой форме

Проблема :

Учащиеся 5 – 9 классов не всегда выполняют д/з, процент таких учащихся к старшим классам

возрастает

Литературное чтение 4 класс

Раздел «Жар сказка – волшебная, бытовая, о

животных»- 10 часов

Тема «Сказка о животных»

Форма занятия, урока, мероприятия,

события

Вводное занятие договаривание о новых формах домашней работы:

1.Сбор информации (формы работы - мнение учащихся, родителей,

педагогов)

2. Первичный выбор домашней работы в новой форме, по литературному

чтению, по теме «Жанр сказка о животных»

Позиция педагога-организатор,

консультант, наблюдатель

Алгоритм договаривания о новых формах СДР

1.Педагог предлагает идею новых форм СДР

2.Проводит анкетирование, анализирует вместе с

учащимися, выявляются предложенные формы

3.Происходит договаривание с учащимися о формах СДР

4.Совместно с учащимися разрабатываются критерии

оценивания

5.Каждому типу заданий присваивается степень

сложности, стоимость и сроки выполнения СДР

(баллы)

Алгоритм выполнения СДР

Педагог объявляет тему

Учащиеся предлагают формы выполнения СДР

Происходит договаривание:

о позициях

о критериях

о стоимости заданий

о сроках выполнения

Презентация СДР

Формы СДР:

1.Иллюстрации к сказке (ОФОРМИТЕЛЬ).

2.Выразительное чтение фрагмента сказки по выбору (позиция ЧИТАТЕЛЬ).

3. Пересказ фрагмента (позиция ЧИТАТЕЛЬ, АКТЁР).

4.Инсценировка фрагмента сказки (позиция АКТЁР).

5.Составление структуры сказки о животных на основе структуры волшебной сказки

(позиция ТЕОРЕТИК).

6.Сравнение разных видов сказок – составление сравнительной таблицы (позиция

ТЕОРЕТИК).

7.Анализ сказки по выбору в соответствии со структурой жанра (позиция ТЕОРЕТИК)

8.Составление схемы сказки в соответствии с сюжетом (позиция ТЕОРЕТИК)

9. Сочинение собственной сказки (позиция ТЕОРЕТИК, АВТОР, сказитель)

10. Написать отзыв к сказке (позиция АВТОР, КРИТИК)

11.Оформить декорации к сказке (позиция ОФОРМИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК)

12. Оформление серии рисунков к сказке (позиция ОФОРМИТЕЛЬ, ХУДОЖНИК)

13. Создать видеофрагмент по сказке (позиция РЕЖИССЁР, АВТОР СЦЕНАРИЯ)

Форма оценивания: критериальная, рейтинговая

Критерии и стоимость заданий:

1.позиция ОФОРМИТЕЛЬ (2 балла)

Критерии-

-соответствие теме;

-яркость, композиция

2.Позиция ЧИТАТЕЛЬ-сказитель (2 балла)

Критерии-

выразительность

артистичность

3.Позиция ТЕОРЕТИК – (4 балла)

-знание теории о структуре жанра,

-умение сравнить виды сказок по структуре,

-умение анализировать жанр в соответствии со структурой,

-умение составлять схему сказки по сюжету

Индивидуальный лист наблюдений по выполнению СДР в новой форме по

литературному чтению учащегося _________

Дата

Вид СДР

Позиция

Критерии

Баллы

10.04.12

Оформление декораций к

инсценировки фрагмента сказки

«Золотой серпок»

Оформитель

-Соответствие теме

-Композиция

1

1

1

1

1

13.04.12

Составление схемы сказки «Лиса и

волк» по сюжету.

Теоретик

-Знание содержания сказки

-Знание сюжетных линий сказки

-Умение составить схему сюжета

1

1

1

1

1

16.04.12

Сочинение собственной сказки.

Теоретик

Автор

сказитель

-Знание содержания сказки

-Знание структуры жанра сказки о

животных

- Умение сочинить текст в

соответствии со структурой жанра и

его особенностями

-Умение рассказать свою авторскую

сказку

Кол – во баллов по теме:

10 баллов.

Выбранные позиции:

Теоретик – 2

Автор – 1

Оформитель – 1

Сказитель - 1

Лист наблюдений по выполнению СДР в новой форме по литературному чтению учащихся 4 А

класса по теме «Структура жанра сказка о животных»

ПОЗИЦИЯ

Ф.И. учащегося

ЧИТАТЕЛЯ

ТЕОРЕТИКА

КРИТИКА

АВТОРА

ОФОРМИТЕЛЯ

Кол – во

выборов

Баллы

1

Андреев А.

1

1

1

3

8

2

Бикшанова Э.

1

1

1

3

7

3

Васильев И.

1

1

1

3

7

4

Ганишевская Е.

1

1

1

3

8

Какой учебный результат получился?

1.Ученик учится делать выбор

2.Вырос интерес к предмету

3.Процент выполнения и качество домашней работы возросли

4. СДР стала посильной

5.Учащийся может сравнивать задания по степени сложности, по качеству выполнения и

оценивать себя (с/о)

6.Учащиеся учатся самостоятельности, целеустремлённости, вырабатывают силу воли

7. Возможность отработать те задания, которые пока не всегда получаются

За время проекта

15% выбрали несколько форм СДР, качественно изучили теорию, смогли применить её

на практике (сочинение сказки)

30 % учащихся успели сделать выбор в пользу позиций читателя, критика, уровень

выполнения СДР средний (иногда требовалась помощь)

55 % работали в позиции оформителя и читателя, частично теоретика (не все учащиеся

готовы выбирать сложные задания)

Какой образовательный эффект?

1.Личные результаты:

- овладение начальными сведениями об особенностях жанра,

- овладение базовыми предметными понятиями жанр (структура жанра)

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и со сверстниками (выполнение СДР в

малых группах)

-представление информации в виде схем (составление схемы сюжета сказки)

- овладение логическими действиями сравнения, анализа (сопоставление текста сказки со

структурой жанра)

2.Коммуникативные результаты:

- овладение навыками смыслового чтения (пересказ, иллюстрации, инсценировка

фрагмента)

- готовность слушать собеседника и вести диалог (работа в позиции критика при

оценивании детских авторских работ)

3.Самоорганизация и саморегуляция:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные

действия в соответствии с поставленной задачей (смена выбора формы СДР)

Повыбросила лисица

всю рыбу и сама

потихоньку ушла

А лисица тем временем

собрала на дороге всю

рыбу в кучку, села и ест.

Приходит к ней волк:

- Здравствуй, кумушка,

хлеб да соль…

- Я ем свой, а ты

подальше стой.

-Дай мне рыбки

.

-Эка! Ведь я же

наловила. Ты,

куманёк, ступай на

реку, опусти хвост в

прорубь, сиди да

приговаривай:

«Ловись, рыбка, и

мала и велика,

ловись, рыбка, и

мала и велика!»

Пришёл волк на реку,

опустил хвост в

прорубь, сидит и

приговаривает:

«Ловись, рыбка, и

мала и велика,

ловись, рыбка, и мала

и велика!»

Биология Тема: «Класс Земноводные или

Амфибии»

Задания:

1.Зарисовать строение тела лягушки

2. Сделать таблицу (строение, кожа, скелет, мышечная система,

головной мозг, органы чувств, кровеносная, дыхательная,

пищеварительная, выделительная системы

3. Составить вопросы по данной теме

Критерии/баллы:

Знание темы-1 б

Знание терминов-2 б

Строение тела- 4 б

Знание внутреннего строения- 5 б

Время выполнения заданий три дня

Физика Тема: «Момент силы»

Задания:

1.

Презентация по теме- 2 б

2. Создать макеты рычагов- 1 б

3. Нарисовать рисунок с пояснениями

4. Составить интересные вопросы по теме

Критерии/баллы:

Знание темы- 1б

Знание формул-1б

Время выполнения – 2 недели

ИЗО Тема: «Натюрморт»

Задания:

Составить композицию на листе А-4, гуашь

Составить композицию, используя разнообразные материалы

Создать слайдовую презентацию о художниках, писавших натюрморты

Составить и оформить альбом лучших натюрмортов нашего класса

Оформить выставку натюрмортов

Критерии:

Оригинальность композиции

Сочетание цветов

Соответствие композиции

Баллы:

Выполнено полностью – 2 б

Выполнено частично- 1 б

Не соответствует – 0 б



В раздел образования