Напоминание

Характеристика методов обучения


Автор: Неверова Людмила Валентиновна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Архангельской области
Населённый пункт: Город Архангельск
Наименование материала: конспект учебного занятия
Тема: Характеристика методов обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




План-конспект учебного занятия

преподавателя ГБПОУ Архангельской области

«Архангельский государственный многопрофильный колледж»

Неверовой Людмилы Валентиновны

по учебной дисциплине ОП.01 Педагогика

Порядковый номер пары уроков

по календарно-тематическому плану № 42 (2 часа)

Тема учебного занятия: Характеристика методов обучения

Вид учебного занятия: лекция с элементами практической работы.

Задачи учебного занятия:

образовательные:

раскрыть

сущность

понятий

«лабораторная

работа»

и

«практическая работа»;

познакомить

студентов

с

особенностями

упражнения

как

практического метода обучения;

представить студентам вида и дидактические правила проведения

упражнения как метода обучения;

формировать

у

студентов

предст авления

о

су щ н о с т и

экспериментирования как метода обучения дошкольников;

раскрыть задачи и особенности организации экспериментирования с

дошкольниками;

познакомить

дошкольников

с

моделированием

как

методом

обучения дошкольников;

воспитательные:

создать

условия,

обеспечивающие

развитие

у

обучающихся

устойчивого

интереса

к

будущей

профессии

воспитателя

детей

дошкольного возраста, через привитие познавательного интереса к

изучению учебной дисциплины ОП.01 Педагогика;

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и

норм поведения у студентов;

продолжить

работу

по

воспитанию

культуры

общения

обучающихся;

формировать у студентов умение работать в микрогруппах;

развивающие:

создать

условия

для

развития

аналитических

способностей

студентов;

продолжить работу по развитию памяти, творческого воображения,

внимания, наблюдательности обучающихся;

содействовать

развитию

самостоятельности,

ответственности

студентов;

продолжить работу по развитию профессиональной речи.

Форма

педагогической

работы,

используемая

на

уроке: фронтальная,

групповая.

Методы работы на уроке: рассказ, объяснение, беседа, практическая работа.

Оборудование:

для педагога:

мультимедийный

комплекс

(персональный

компьютер,

проектор),

презентация «Характеристика методов обучения»;

для обучающихся:

раздаточные материалы: «Моделирование», кроссворд;

ручки, тетради.

Информационные источники:

1.

Гогоберидзе,

А.Г.

Дошкольная

педагогика

с

основами

методик

воспитания

и

обучения

/А.Г

Гогоберидзе,

О.В.

Солнцева.

СПб.:

Питер, 2014. – 464 с.

2.

Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб заведений / С.А. Козлова, Т.А Куликова. –М.: Издательский

центр «Академия», 2016. - 416с.

3.

Примерная образовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 387 с.

4.

Геращенко, Л.И. Детское экспериментирование как средство развития

познавательных

способностей

старших

дошкольников

/

Л.И.

Геращенко, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный

вестник. – 2017. – № 4. – С. 23 – 45.

5.

Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для

студ. пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2004. –

399 с. (рекомендовано Министерством образования и науки РФ.)

6.

Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. средних пед. учебных

заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 6-е изд.,

стереотип. – М.: ОИЦ «Академия», 2013. – 576 с. (рекомендовано

ФИРО.)

7.

Сковородкина, И.З. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред.

проф.

образования

/

И.З.

Сковородкина,

С.А.

Герасимов.

М.:

Издательский центр «Акодемия», 2018. – 640 с.

8.

Крысин, Л.П. Современный словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. –

СПб.: АСТ-Пресс, 2018. – 416 с.

9.

Филосовская энциклопедия / под редакцией В.С. Степина. – М.: Мысль,

2010. – 487 с.

Оформление пространства учебного занятия: традиционное.

Подготовка к учебному занятию:

1.

Подготовка плана-конспекта урока на тему «Характеристика методов

обучения».

2.

Подготовка мультимедийной презентации по теме учебного занятия

«Характеристика методов обучения».

3.

Подготовка раздаточного материала: «Моделирование», кроссворд по

теме занятия.

4.

Организация учебного пространства.

План учебного занятия

п.п

.

Этапы мероприятия

Содержание этапов мероприятия

Время,

мин.

1

Организационный

момент

Приветствие участников, проверка

готовности студентов и кабинета к

уроку

2

2

Сообщение темы и задач

урока

Представление

темы

урока

и

основных задач урока.

2

3

Опрос по теме «Методы

обучения»

Установление взаимосвязи с ранее

изученным

материалом

через

опрос по теме «Методы обучения»

5

4

Изучение нового

материала

Р а с с к а з ,

о б ъ я с н е н и е

преподавателем нового материала

с опорой на наглядность.

3 . 1

С у щ н о с т ь

п о н я т и й

« Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а »

и

«Практическая работа».

3.2

Характеристика

упражнения

67

к а к

п р а к т и ч е с ко го

м е т о д а

обучения. Виды и дидактические

правила проведения упражнений.

3.3

Экспериментирование

как

м е т од

о бу ч е н и я .

З а д ач и

и

особенности организации.

3.4

Моделирование

в

процессе

обучения.

5

Закрепление полученных

знаний

П р а к т и ч е с к а я

р а б о т а

п о

закреплению полученных знаний.

4.1

Работа

с

кроссвордом

на

закрепление полученных знаний.

8

6

Подведение итогов урока

5.1

Формулировка

вывода

по

учебному занятию.

5.2 Оценка работы обучающихся

на учебном занятии.

Обратная

связь

по

учебному

занятию.

5

7

Формулировка

домашнего задания

6 . 1

С о о б щ е н и е

д о м а ш н е г о

задания.

6.2 Обратная связь по содержанию

домашнего задания

1

Конспект учебного занятия

1.

Организационный момент.

Приветствие участников учебного занятия, проверка готовности студентов и

учебного кабинета к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.

2.

Сообщение темы и задач урока.

В

рамках

нашего

учебного

занятия

мы

поговорим

о

практических

методах обучения. Сегодня в процессе урока мы:

познакомимся с понятиями «Практическая работа» и «Лабораторная

работа»;

охарактеризуем

упражнения

как

практический

метод

обучения,

рассмотрим виды упражнений и определим дидактические правила

проведения упражнений;

познакомимся

с

экспериментированием

как

методом

обучения,

определим задачи обучения, которые решаются в процессе проведения

э к с п е р и м е н т о в ,

о б о з н ач и м

о с о б е н н о с т и

о р г а н и з а ц и и

экспериментирования;

рассмотрим

моделирование

как

метод

обучения,

познакомимся

с

видами моделей и этапами моделирования.

3.

Опрос по теме «Методы обучения».

Прежде,

чем

перейдем

к

изучению

нового

материала,

вспомним

материал,

который

мы

изучили

по

теме

«Методы

обучения»

и

на

двух

предыдущих парах по теме «Характеристика методов обучения».

1. Вспомните определение понятию «метод обучения»?

- это система последовательных взаимосвязанных способов работы

педагоги

и

обучаемых

детей,

которые

направлены

на

достижение

дидактических задач;

- это система последовательных взаимосвязанных действий педагога и

обучаемых,

обеспечивающих

усвоения

усвоение

содержание

образования

(Светлана Акимовна Козлова);

- это

способ

совместной

деятельности

учителя

и

учащихся,

направленный

на

решение

задач

образования,

воспитания

и

развития

в

процессе обучения (Юрий Константинович Бабанский).

2. Раскройте понятие «прием обучения»?

- составная часть, деталь, элемент метода обучения (Галина Михайловна

Коджаспирова).

3. В чем отличие метода обучения от приема обучения?

1. Прием не имеет самостоятельной учебной задачи, а выполняет ту

учебную задачу, что и метод, конкретизируя и дополняя ее.

2. Один и тот же метод может включать разные приемы.

3. Одинаковые приемы обучения могут быть использованы в разных

методах обучения.

Мы с вами знаем, что существуют несколько подходов к классификации

методов обучения. Более подробно мы остановились на одном из подходов к

классификации методов обучения.

4. Назовите эту классификацию и авторов этой классификации?

(классификация

методов

обучения

по

источнику

знаний

автор

Евгений

Яковлевич Голант и Сергей Иванович Петровский).

5.

Вспомните

какие

группы

методов

мы

рассмотрели

на

двух

предыдущих

занятиях?

(наглядные

методы:

наблюдения,

демонстрация

наглядных

пособий;

словесные: рассказ,

объяснение,

беседа,

дискуссия,

лекция, работа с книгой).

Мы с вами говорили, что наглядные методы опираются на зрительное

восприятие детей, словесные – на слуховое восприятие, А на что будут

опираться практические методы? (на практическую деятельность детей).

4.

Изучение нового материала.

Переходим

к

изучению

нового

материала.

Сегодня

на

занятии

мы

подробно охарактеризуем практические методы обучения, которые присущи

общей

педагогики

и

те

методы,

которые

использует

именно

дошкольная

педагогика.

И

первый

вопрос,

который

мы

с

вами

рассмотрим

звучит

следующим образом:

1. Сущность понятий «Лабораторная работа» и «Практическая

работа».

Эти

методы

обучения

как

практические

рассматривали Евгений

Яковлевич Голант и Сергей Иванович Петровский. В такой формулировке эти

методы в дошкольной педагогике, как правило, не употребляются.

Владимир Викторович Воронов дает следующее определение понятию

практическая

работа

это

метод

обучения,

при

котором

учащиеся

выполняют задания по обработке материалов, изготовлению предметов,

продуктов, работают на приусадебном участке, в мастерских. Запишите

это определение в тетради.

А лабораторную

работу

рассматривают

как метод

обучения,

при

котором

учащиеся

под

руководством

учителя

проводят

опыты

с

использованием

специальных

инструментов

и

приборов. Обратите

внимание на слайд и зафиксируйте это определение.

Применение этих методов в процессе обучения способствуют:

повышению познавательной активности обучающихся;

приобретению практических умений и навыков;

а также приближают обучение к жизни.

Значение методов:

данные методы повышают познавательную активность детей;

способствуют приобретению практических умений и навыков;

приближают обучение к жизни.

Итак,

мы

познакомились

с

лабораторной

работой

и

практической

работой как практическими методами обучения. Рассмотрели определения,

этих понятий и определили значение данных методов в процессе обучения.

Обратная связь по вопросу лекции:

1.

преподаватель формулирует вопросы на обратную связь по теме

лекции

(Какие

действия

выполняют

учащиеся

в

практической

работе? (учащиеся выполняют задания по обработке материалов,

изготовлению

предметов,

продуктов,

работают

на

приусадебном

участке,

в

мастерских)

А

применительно

к

вам,

как

студентам

педагогического

колледжа?

(выполняют

задания

по

написанию

конспекта

утренней

гимнастики,

физкультурного

занятия

и

др.)

получение обратной связи от студентов.

Переходим ко второму вопросу нашего занятия.

2. Характеристика упражнения как практического метода обучения.

Виды и дидактические правила проведения упражнений.

Ведущим

практическим

методом

является

упражнение.

Все

умения

достигаются путем упражнений.

Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных

или практических действий заданного содержания. Это определение дает

в

своем

учебном

пособии

Светлана

Акимовна

Козлова

(Запишите

определение понятия упражнение в тетради). Благодаря упражнениям дети

овладевают

различными

способами

умственной

деятельности,

у

них

формируются различные умения.

Чтобы

детям

научиться

петь,

танцевать,

выполнять

основные

движения,

грамотно

говорить,

чисто

произносить

звуки,

рисовать,

лепить,

ребенку

необходимо

овладеть

соответствующими

способами

действий.

И

этими

способами

действий

ребенок

овладевает

через

упражнения.

В

обучении

дошкольников

применяют

упражнения

разного

вида.

В

современной

педагогике

существуют

разные

подходы

в

классификации

упражнений. Мы с вами рассмотрим некоторые из них.

1.

Первая

классификация.

В

своем

учебнике

Сергей

Александрович

Герасимов

рассматривал

классификацию

упражнений по

способу

выполнения:

устные

упражнения (например,

проговаривание

новых

слов,

со

значение

которых

дети

только,

что

познакомились

или

упражнения

в

составлении предложений или рассказа по картине);

письменные

упражнения (например, прорисовка кружков, палочек

при подготовке руки к письму);

практические

упражнения (например, упражнение в изготовлении

тюльпана из бумаги способом оригами);

графические

упражнения (это

построение

различных

схем

или

графиков).

2.

Классификация

упражнений,

которую

предложила

Светлана

Акимовна Козлова:

в одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу.

Такие

упражнения

Козлова

называла подражательными

(упражнения

на

развитие артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика, когда

воспитатель

показывает

какое-либо

движение,

а

ребенок

пытается

его

повторить, глядя на себя в зеркало. Или воспитатель показывает, как нанизать

бусины,

а

ребенок,

подражая

воспитателю,

упражняются

в

нанизывании

таких же бусин);

конструктивные

упражнения.

В

процессе

выполнения

таких

упражнений

ребенок

переносит

ранее

усвоенные

под

руководством

воспитателя способы действия на новое содержание (дети под руководством

воспитателя упражнялись в рисовании мячиков, а потом им предложили

нарисовать воздушные шарики);

т во рч е с к и е

у п р а ж н е н и я . Это

упражнения,

требующие

комбинирования или иного сочетания знаний и умений, которыми дети уже

овладели (дети упражняются в составлении загадок или в придумывании

концовки сказки).

Итак,

мы

рассмотрели

с

вами

разные

подходы

к

классификации

упражнений, которые используются в дошкольном обучении.

Все

упражнения

проводят

в

определенной

системе,

которая

выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а

также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы.

Усложнение так же достигается за счет уменьшения времени на выполнение

упражнений.

Специфика

упражнений,

которые

используются

в

дошкольном

обучении, состоит в том, что они, как правило, включаются в интересную

для детей практическую или умственную деятельность. Особое место

занимают

упражнения,

которые

включены

в

игровую

деятельность.

Благодаря игровому характеру действий ребенок с интересом и очень легко

воспринимает новые знания и умения и происходит закрепление усвоенных

ранее.

Кроме

того, игровые упражнения создают атмосферу радости и

эмоциональной

приподнятости,

что

очень

важно

для

психического

здоровья дошкольника.

Существуют

определенные дидактические

правила

проведения

упражнение,

которые

воспитатель

должен

знать

и

соблюдать

при

организации упражнений в процессе обучения дошкольников (зафиксируем

их в тетрадь):

1) ставить перед детьми учебную задачу, говорить, что им предстоит

делать (сегодня мы будем учиться делать из бумаги тюльпан, будем учиться

составлять предложения, решать задачи);

2)

показывать

способ

выполнения

действий

с

одновременным

словесным

объяснением.

Постепенно

у

ребенка

формируется

образ

предстоящей деятельности, в соответствии с которым он и будет выполнять

упражнение. В случае затруднения, воспитатель подсказывает ребенку

как

выполнять

упражнение,

помогает

советом,

подбадривает.

Если

способ

действия

оказывается

сложным,

после

показа

и

объяснения

воспитателя

весь процесс

выполнения

упражнения

модно

разбить

на

этапы и ребенок выполняет упражнения поэтапно;

3

) для

усвоения

знаний

и

умений

требуются

многократные

упражнения, но с постепенным усложнением задач, с введение новых

приемов работы, с использованием нового оборудования. То есть при

повторных упражнениях необходимо создать условия для проявления детьми

творчества;

4) выполнение детьми упражнений нуждается в контроле со стороны

воспитателя, иначе могут закрепиться ошибочные приемы работы и

искаженные знания. Постепенно от прямого контроля воспитатель должен

переходить

к

косвенному,

постепенно

развивая

у

детей

элементы

самоконтроля.

Таким

образом,

мы

с

вами

рассмотрели

4

дидактических

правила

организации с дошкольниками упражнений в процессе обучения.

Итак,

мы

познакомились

с

упражнением

как

методом

обучения

дошкольников.

Рассмотрели

виды

упражнений,

которые

используются

в

процессе

обучения

дошкольников

и

определили

дидактические

правила

проведения упражнений с детьми дошкольного возраста.

Обратная связь по вопросу лекции:

2.

преподаватель формулирует вопросы на обратную связь по теме

лекции (Какие виды упражнений можно использовать в процессе

обучения дошкольников? Приведите пример упражнения, которое

можно использовать для обучения детей, и определите к какому виду

это упражнение можно отнести?).

3.

получение обратной связи от студентов.

Переходим к третьему вопросу нашего занятия.

3. Экспериментирование как метод обучения. Задачи и

особенности организации экспериментов.

Элементарные эксперименты, которые используются в дошкольном

обучении направлены на то, чтобы помочь приобрести новые знания о

том или ином предмете или явлении окружающего мира. В ходе опытов и

экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств,

связей, особенностей.

Экспериментирование

можно

рассматривать

как

метод

познания

закономерностей и явлений окружающего мира.

Само слово эксперимент происходит от греческого слова (эксприментум)

experimentum, что означает проба, опыт. Современный словарь иностранных

слов

содержит

следующее

определение: эксперимент

это

научно

поставленный

опыт,

наблюдение

исследуемого

явления

в

научно

учитываемых

условиях,

позволяющих

следить

за

ходом

явления

и

многократно воспроизводить его при повторении этих условий; вообще

опыт, попытка осуществить что-либо.

В

педагогике экспериментирование

рассматривается

как

особая

форма

поисковой

деятельности

ребенка.

(Воспитатель

организует

несложный

эксперимент,

в

процессе

которого

дошкольники

посредством

поисковых действий выявляют свойства различных предметов. Например,

свойства предметов «тонут – плавают». Какие поисковые действия будут

выполнять дети? (опускают в таз с водой попеременно деревянную дощечку,

металлическую пластинку, пластмассовую палочку, высказав предварительно

предположение относительно их способности плавать)).

Многие

предметы

и

вещества

(вода,

песок,

руда)

обладают

признаками, непосредственно воспринимаемыми органами чувств (цвет,

величина,

форма,

запах,

твердость)

и

скрытыми,

не

поддающимися

непосредственному восприятию (растворимость, хрупкость, переход из

одного

состояния

в

другое,

магнетизм). Какими

видимыми

свойствами

обладает

вода?

(Не

имеет

цвета,

запаха,

вкуса).

А

какими

скрытыми

свойствами?

(Не

имеет

формы,

имеет

свойства

растворять

некоторые

вещества,

при

определенных

условиях

становится

твердой

или

газообразной).

Выявление

скрытых

признаков

осуществляется

с

помощью

элементарных

экспериментов.

В

ходе

которых

воспитатель

вместе

с

детьми создает условия, которые помогают определить тот или иной

скрытый признак.

В

ходе

экспериментальной

деятельности

дошкольники

учатся

наблюдать,

размышлять,

сравнивать,

искать

ответы

на

вопросы,

делать

выводы,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

соблюдать

правила

безопасности.

При формировании основ естественно-научных знаний, экологических

понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к

идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными

и более прочными. За использование этого метода выступали такие классики

педагогики

как

Жан

Жак

Руссо,

Ян

Амос

Коменский,

Иоган

Генрих

Песталоцци,

Николай

Николаевич

Поддъяков,

Константин

Дмитриевич

Ушинский и современные педагоги и исследователи Светлана Николаевна

Николаева, Наталья Александровна Рыжова, Ольга Витальевна Дыбина.

При помощи экспериментирования в процессе обучения воспитатель

решает

разнообразные задачи

(Какие

виды

задач

воспитатель

решает

в

процессе обучения? Перечислите их) рассмотрим пример каждого вида задач:

1) образовательные задачи:

познакомить детей со свойствами предмета исследования;

формировать умения делать открытия и выводы;

2) развивающие задачи:

развивать

у

детей

познавательные

способности

(анализ,

синтез, классификация, сравнение, обобщение);

развивать наблюдательность;

развивать

психические

процессы

(внимание,

мышление,

память);

развивать

речь

дошкольников

(расширение

активного

и

пассивного

словаря;

развитие

связной

речи,

через

высказывание

суждений,

выдвижения

предположений,

интерпретации результатов);

развивать

сенсорные

способности

(какие?)

зрительное

и

слуховое

восприятие,

тактильные,

вкусовые,

обонятельные

ощущения;

3) воспитательные задачи:

воспитывать аккуратность в работе;

воспитывать

желание

слушать

друг

друга,

работать

в

коллективе;

чувство

взаимопомощи,

доброжелательность

и

отзывчивость;

воспитывать

самостоятельность

и

активность

в

процессе

экспериментирования.

Экспериментирование

в

процессе

обучения

имеет

определенную

структуру:

а) выбор объекта, оборудования и материалов для эксперимента;

б) создание мотивации к участию детей в экспериментировании (для

этого

можно

использовать

загадку,

проблемную

ситуацию,

письмо

с

просьбой, интригующую интонацию);

в) постановка цели и задач (что будем делать, чего добиваться), они

могут выдвигаться и педагогом, и детьми, но сформулированы должны

быть четко;

г) обсуждение вероятности прогноза или выдвижение гипотезы (что

произойдет, если мы опустим металлический предмет в таз с водой, а –

деревянный);

д) инструктаж по технике безопасности;

е) организация опыта: объяснение опыта, показ хода эксперимента,

процесс

сенсорного

обследования

предмета

детьми,

самостоятельное

выполнение опыта детьми;

ж) завершение эксперимента: обсуждение полученных результатов,

делаются выводы и заключения;

з) оформление схем, графиков, рисунков, моделей по результатам

экспериментирования.

Ит ак,

в

рамках

третьего

вопроса

мы

познакомились

с

экспериментированием как методом обучения, определили задачи обучения,

которые

решаются

в

процессе

проведения

опытов

и

экспериментов,

а

также

обозначили

особенности

организации

экспериментов

с

детьми

дошкольного возраста.

Обратная связь по вопросу лекции:

1. Преподаватель

формулирует

вопросы

на

обратную

связь

по

теме

лекции

1. В чем назначение экспериментирования как метода обучения?

(Выявление

скрытых

признаков

объектов;

установление

причин

их

изменений под воздействием определенных факторов; развитие сенсорных

ощущений, любознательности и активности в процессе обучения).

2 . А

сейчас

обратите

внимание

на

слайд.

На

нем

представлена

структура проведения экспериментирования, но на слайде есть ошибки.

Ваша задача – найти эти ошибки первыми. Кто нашел, сразу поднимайте

руку.

Сколько

ошибок

вы

нашли?

Исправьте

ошибки.

Какие

структурные компоненты оказались не на своем месте? Где они должны

быть?

3. На листах написаны разные задачи, которые можно решить с

помощью метода экспериментирования. Вы должны распределить все

задачи

по

группам:

воспитательные,

развивающие,

образовательные.

Ваша задача найти студентов, у которых задачи такой же группы и

объединится в группу. Остальные проверяют правильность выполнения

задания.

Задание

по

такому

же

типу

вы

можете

проводить

с

дошкольниками в своей работе.)

2.

Получение обратной связи от студентов.

И

четвертый

вопрос

лекции

посвящен моделированию

как

методу

обучения.

4. Моделирование в процессе обучения.

Моделирование это один из практических методов обучения. Прежде,

чем рассмотреть этот метод обучения, рассмотрим понятие «модель». Модель

представляет

собой

обобщенный

образ

существенных

свойств

моделируемого объектов (запишите определение).

В дошкольном обучении используются разные виды моделей:

1)

предметные модели – в которых воспроизводятся особенности,

пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов (глобус предметная

модель Земли; пластиковая модель цветка; модель устройства органов

чувств);

2)

предметно-схематические

модели

в

которых

существенные

признаки и связи выражены с помощью предметов заместителей или

графических знаков (календарь природы, который ведут дети, используя

специальные

значки-символы

для

обозначения

явлений

живой

и

неживой природы; модели, которые используются для формирования

природоведческих знаний; модели, которые используют при составлении

рассказов, пересказе произведений и заучивании стихов).

В

философской

энциклопедии

представлено

следующее

определение

моделирование – это построение и изучение моделей реально существующих

предметов и явлений.

Светлана

Акимовна

Козлова

рассматривала

моделирование

как

процесс создания моделей и использование их в целях формирования

знаний о свойствах, структуре, отношениях и связях объектов.

В

основе

метода

моделирования

лежит

принцип

замещения:

реальный объект замещается другим предметом, его изображением либо

условным знаком

Моделирование, также рассматривается как совместная деятельность

воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Чтобы дети овладели моделированием, необходимо создавать модели

вместе с ними и следить, чтобы все дети принимали в изготовлении моделей

непосредственное и активное участие.

Моделирование

в

процессе

обучения

дошкольников

имеет

ряд

определенных этапов. Рассмотрим их более подробно.

1.

Первый этап – овладение самой моделью.

На данном этапе осваивается способ замещения. Тем самым уже на

первом этапе в процессе освоения модели решается с ее помощью важная

познавательная задача: расчленение целостного процесса на составляющие

компоненты.

2.

Второй этап – готовое моделирование. Формирование навыка

дешифровки.

3.

Третий

этап

моделирование

детьми.

На

этом

этапе

дети

самостоятельно стоят модель и работают с ней. Владение обобщенной

предметно-схематической

моделью

позволяет

детям

применять

ее

для

самостоятельного познания.

Таким образом, мы рассмотрели проблему моделирования в процессе

обучения. Узнали, что такое модель и моделирование, рассмотрели виды

моделей,

которые

можно

использовать

в

дошкольном

образовании

и

познакомились с этапами моделирования.

Обратная связь по вопросу лекции:

-

студентам выдается четверостишие или загадка и предлагается

разбить

текст

на

части

и

составить

модель

отрывка

для

заучивания

стихотворного

произведения

(время

выполнения

задания 5 минут);

-

получение обратной связи от студентов.

На этом мы завершаем рассмотрение теоретических вопросов нашего

занятия. Какие вопросы по изложенному материалу у вас возникли? А сейчас

обратите

внимание

на

слайд,

на

котором

представлен

список

информационных

источников,

в

которых

более

подробно

можете

познакомиться с материалами по теме

5.

Закрепление полученных знаний.

А

сейчас

давайте

закрепим

пройденный

материал.

Для

этого

вам

предлагается ответить на 6 вопросов кроссворда. Дежурный, пожалуйста,

раздайте

кроссворды.

Внимательно

прочитайте

вопросы

и

приступайте

к

заполнению кроссворда. На выполнение работы Вам дается 5 минут. Кто

раньше решит кроссворд, поднимите руку.

Обратная связь по осознанию сути выполнения практической работы.

Выполнение практической работы студентами.

Подведение итогов практической работы.

6.

Подведение итогов урока.

Итак, в заключении нашего учебного занятия, я хочу спросить, что

нового вы сегодня узнали? А чему научились?

Имеются ли вопросы по теме сегодняшнего учебного занятия?

случае возникновения вопросов, подразумеваются ответы на них)

В ходе учебного занятия вы активно отвечали на поставленные вопросы,

выполняли

практические

задания,

поэтому

оценки

за

урок

будут

следующие…

Выяснение мнения студентов относительно организации и проведения

учебного занятия.

А

сейчас

мы

оценим

наше

занятие.

Достаньте

свои

смайлики.

Напоминаю,

что

веселый

зеленый

смайлик

соответствует

оценки

«очень хорошо»; равнодушный голубой смайлик – «хорошо»; грустный

белый смайлик – «удовлетворительно».

Оцениваем наше занятие по следующим направлениям:

как вы оцениваете наше взаимоотношение;

как вы оцениваете степень достижения задач нашего занятия;

как вы думаете на сколько понадобятся знания и умения,

которые вы приобрели сегодня для вашей будущей специальности.

7.

Формулировка домашнего задания.

А сейчас внимательно прослушайте домашнее задание: вам предстоит

подготовиться

к

письменному

опросу

по

темам

«Методы

обучения»

и

«Характеристика

методов

обучения».

Очень

важно

выучить

материал

по

данному вопросу, потому, что к этим понятиям вы будете возвращаться на

протяжении всего обучения в колледже при изучении методик и в своей

будущей

профессиональной

деятельности.

Занятие

закончено.

Можете

отдыхать.

КРОССВОРД

1.

м

н

о

г

о

к

р

а

т

н

о

е

2.

з

а

м

е

щ

е

н

и

е

3.

к

о

н

с

т

р

у

к

т

и

в

н

ы

е

п

о

д

д

ъ

я

к

о

в

5.

п

р

е

д

м

е

т

н

ы

е

на тему «Характеристика методов обучения»

Вопросы к кроссворду

1.

Это

слово

пропущено

в

определении. Упражнение

это

………

повторение

ребенком

умственных

или

практических

действий

заданного

содержания.

2. Этот принцип лежит в основе метода моделирования.

3. Вид упражнений, в процессе выполнения которых ребенок переносит

ранее усвоенные под руководством воспитателя способы действия на новое

содержание.

4.

Фамилия

педагога

и

психолога,

выступающего

за

необходимость

использования моделирования как метода обучения дошкольников.

5.

Вид

моделей

в

которых

воспроизводятся

особенности,

пропорции,

взаимосвязь частей каких-либо объектов.

6. Это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный

на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения



В раздел образования