Напоминание

Белая ладья


Автор: Лялько Вячеслав Владимирович
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №68"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Белая ладья
Раздел: среднее образование





Назад




25.5.2020

Рабочая

программа по

внеурочной

деятельности

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

Направление:

Спортивно-оздоровительное

Класс: 5-6

Составитель: Лялько В.В.

МБОУ «СОШ№68» Г.ВЛАДИВОСТОК

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Белая ладья» для 5-6 классов составлена

в соответствии с:

1.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего

образования, утвержденным приказом от 17.12.2010 года № 1897

2.

Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «СОШ № 68»,

утвержденным приказом № ___- от ____г.

3.

ООП ООО МБОУ «СОШ № 68», утвержденной приказом № ____- от ______г.

Актуальность

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности

ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных

качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт

необходимые предпосылки для

международного сотрудничества, обмена опытом.

Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого

раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников,

открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение

круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет

этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития

учащихся, формирования общей культуры и

организации содержательного

досуга

посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

-

формирование ключевых

компетенций

(коммуникативных,

интеллектуальных,

социальных) средством игры в шахматы;

- формирование критического мышления;

- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими

фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-

умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать

их

в

практической игре;

- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

- овладение навыками игры в шахматы.

Развивающие:

-

формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и

оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

-

формирование

творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность,

точность)

Воспитательные:

- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения

к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Возрастная группа обучающихся, объем часов, отпущенных на занятия:

Программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов (10- 12 лет).

Программой

предусматривается

34

шахматных

занятия,

поэтому

для

прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.

Формы и методы работы

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они

применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски,

обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной

партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на

доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего

формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт -

ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и

основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и

эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.

Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда

большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На

более

поздних

этапах

в

обучении

применяется творческий

метод,

для

совершенствования

тактического мастерства учащихся (самостоятельное

составление

позиций, предусматривающих

определенные

тактические удары, мат в определенное

количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их

осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование

этих

методов

предусматривает, прежде

всего,

обеспечение

самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач,

комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические

занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и

соревнованиях.

Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и

упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные

результаты

формирование чувства гордости за

свою Родину, формирование

ценностей многонационального российского общества;

– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов;

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

на

основе

представлений о

нравственных нормах,

социальной

справедливости и свободе;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических качеств, доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения

не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредмет

ные

результаты:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в

соответствии с

поставленной задачей и

условиями ее

реализации; определять наиболее эффективные способы достижения

результата;

формирование

умения понимать причины успеха/неуспеха

учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться

о

распределении функций

и

ролей

в

совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно

оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать

конфликты посредством

учета

интересов сторон и сотрудничества;

овладение базовыми предметными и

межпредметными

понятиями,

отражающими существенные

связи и отношения между объектами и

процессами.

Предметные

результаты:

– формирование первоначальных представлений о древней

игре, о ее

позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,

эмоциональное,

социальное), о физической культуре и

здоровье как

факторах успешной учебы и социализации;

овладение

умениями

организовать

здоровьесберегающую

жизнедеятельность

(режим

дня,

утренняя зарядка, оздоровительные

мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной

партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления,

начальных форм волевого управления поведением.

К концу учебного года дети должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,

партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на

проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без

нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.

Шахматная доска (2 ч)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий

шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.

Шахматные фигуры

( 1 ч)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные

фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны

догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди

называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо

названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,

какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они

похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую

фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.

Начальная расстановка фигур ( 2 ч)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной

позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями,

диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно

расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры

рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:

"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч

следует поймать.

4.

Ходы и взятие фигур ( 16 ч)

Правила хода и

взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и

чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые

фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,

превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план

действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с

учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает

тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются

заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не

становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной

доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных

фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

"Кратчайший путь".

За минимальное число ходов белая фигура должна достичь

определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не

с

целью

уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное

поле. При этом

запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих

сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную

фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную

фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они

проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это

разновидность "игры

на

уничтожение", но

с

"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5.

Цель шахматной партии ( 9 ч)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан

ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает

тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.

Игра всеми фигурами из начального положения

( 5 ч)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет

с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими

ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план

действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с

учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто

побьёт все фигуры

противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не

становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь

определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную

фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде

те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на

шахматной доске.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема

Всего часов В том числе

Дата

теория

практика

1

Шахматная доска

2

1

Шахматная доска

1

2

Шахматная доска

1

2

Шахматные фигуры

1

Знакомство с

шахматными

фигурами

1

3

Начальная расстановка

фигур

2

4,5

Шахматная доска и фигуры

1

1

4

Ходы и взятие фигур

16

6

Знакомство

с

шахматной

фигурой. Ладья

1

7

Ладья в игре

1

8

Знакомство

с

шахматной

фигурой. Слон.

1

9

Слон в игре

1

10

Ладья против слона

1

11

Знакомство

с

шахматной

фигурой. Ферзь

1

12

Ферзь в игре

1

13

Ферзь против ладьи и слона

1

14

Знакомство

с

шахматной

фигурой. Конь

1

15

Конь в игре

1

16

Конь против ферзя, ладьи,

слона

1

17

Знакомство с пешкой

1

18

Пешка в игре

1

19

Пешка против ферзя, ладьи,

слона

1

20

Знакомство

с

шахматной

фигурой. Король

1

21

Король против других фигур

1

5

Цель шахматной партии

9

22

Шах

1

23

Шах

1

24

Мат. Цель шахматной партии

1

25

Мат

1

26

Ставим мат

27

Ставим мат

28

Ничья, пат

29

Рокировка

30

Рокировка

Игра всеми

фигурами

из

начального положения

4

31

Шахматная партия

1

32

Шахматная партия

1

33-

34

Повторение

программного

материала.

Игра

всеми

фигурами

1

1

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Для оценки

эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем

помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше

развивающий эффект занятий;

поведение обучающихся на

занятиях: живость, активность, заинтересованность

школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется,

справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;



В раздел образования