Автор: Митюкова Ксения Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Кызылского президентского кадетского училища"
Населённый пункт: города Кызыла, Республики Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание в подростковом возрасте"
Раздел: среднее образование
«Нравственное воспитание в подростковом возрасте»
Что
такое
нравственность?
В
чем
должна
состоять
нравственность?
В
твердом,
глубоком
убеждении,
в
пламенной,
непоколебимой
вере
в
достоинство
Человека,
в
его
высокое
назначение. Это
убеждение,
эта
вера
есть
источник
всех
чел овеческих
добродетелей, всех действий.
В.Белинский
Подростничество
–
это
самый
трудный
и
сложный
из
всех
детских
возрастов
представляющий
собой
период
становления
личности.
Вместе
с
тем
это
самый
ответственный
период,
поскольку
здесь
закладываются
основы
нравственности,
формируются социальный установки, отношения к себе, к людям, к обществу. По словам
К.Д.Ушинского:
«…Влияние
нравственное
составляет
главную
задачу
воспитания,
гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями ».
Тема нравственного воспитания очень актуально
звучит в наше время, в нашей
стране, где непреходящие общечеловеческие ценности отодвигаются на второй план, а о
попирании законов нравственности во всю кричат средства массовой информации.
Психология
современных
подростков
во
многом
отличается
от
психологии
подростков, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и
смелый
взгляд
на
мир,
включая
постановку
и
решение
многих
проблем
морально-
эстетического
характера,
и
самостоятельность
–
хотя
и
не
всегда
правильность
–
суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и
религиозных
проблем,
которые
совсем
еще
недавно
считались
непедагогическими,
идеологически неоправданными.
И поэтому, в наш век падения морали, мы должны уделять большое значение этому
немаловажному аспекту воспитания.
Важность
подросткового
возраста
определяется
тем,
что
в
нем
закладываются
основы, и намечается общее направление в формировании тех моральных и социальных
установок личности, развитие которых в юношеском возрасте продолжится.
Таким образом, кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот
период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у
подростка стремления познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в
отличие
от
всех
других
людей,
присущими
качествами.
Это
порождает
у
подростка
стремление к самоутверждению, самовыражению, (т.е. стремление проявлять себя в тех
качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию.
В
научной
литературе
нравственность
определяется
как
специфическая
форма
регуляции человеческого поведения. «Нравственность регулирует человеческое поведение
и сознание человека в той или иной мере во всех без исключения сферах общественной
жизни… Принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на
всех людей, фиксируя то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих
отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества» [3. С.11-12].
Явления, относящиеся к сфере нравственного, отражают многообразие психической
жизни человека. Человека как субъекта нравственности характеризуют установки, или
отношение
к
другим
людям;
переживания
и
поступки,
в
которых
воплощаются
эти
установки; мотивы, потребности, побуждающие его поведение; ценности, которым он
руководствуется в жизни; свойства его личности; особенности нравственных понятий,
представлений, воззрений и языка, на котором он их выражает [5. С.16].
Нравственное
поведение
человека,
его
отношения,
переживания,
побуждения
оцениваются в категориях добра и зла, в зависимости от того, в какой степени они
способствуют благу и счастью людей, утверждают человека как ценность.
В последние годы большое внимание уделяется так называемым общечеловеческим
ценностям, что обусловлено остротой глобальных проблем, с которыми столкнулось
мировое
сообщество
в
последние
десятилетия.
В
силу
этого
человечество
было
поставлено перед необходимостью выделения и осмысления нравственных ориентиров,
которые давали бы возможность развиваться цивилизации в позитивном направлении. Эти
ориентиры, принимаемые людьми вне зависимости от их классовой принадлежности,
места
жительства,
религиозных,
философских
и
иных
взглядов,
получили
название
общечеловеческих
ценностей.
Важно
отметить,
что
общечеловеческие
ценности
не
конструируются
искусственно
в
историческом
процессе,
но
открываются
в
нем,
встраиваясь в культуру.
Основу
нравственной
регуляции
составляют
нравственные
нормы.
Это
правила,
направленные на поддержание целостности человеческого общежития, регулирующие
поведение человека по отношению к людям: нельзя красть, нельзя лгать, нужно трудиться,
помогать, защищать, не обижать. Кроме нравственных норм, существует широкий реестр
предписаний и запретов: ритуалы, этикет, обычаи, групповые и прочие нормы, имеющие
свою специфику в зависимости от сферы действия. Регуляция общественной жизни людей
с помощью нравственных норм на разных этапах развития общества носит название
морали[1. С.34] .
Формирование
долга,
ответственности,
гуманности,
справедливости,
чести,
благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому
себе
во
все
времена
определяло
содержание
нравственного
воспитания.
Эти
общечеловеческие
моральные
ценности
были
и
остаются
главной
мерой
достоинств
личности.
В педагогической литературе принято под нравственным воспитанием понимать
целенаправленную
деятельность
по
формированию
личности
гражданина,
которая
осуществляется учебно-воспитательными учреждениями. В то же время признается и
наличие целенаправленных стихийных влияний. Таким образом, понятие «нравственное
воспитание»
имеет
три
функциональных
аспекта:
социальный,
теоретический
и
практический [2. С.44] .
Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно
становится
таким
в
зависимости
от
того,
в
какой
среде
живет
и
какое
воспитание
получает. Но любые, даже самые проникновенные слова могут остаться только словами,
если не будут подкрепляться делом и взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно
так
же,
как
трудовое,
эстетическое,
требует
постоянных
практических
усилий,
настойчивости в достижении намеченного. Иначе импульсы доброты, желания помочь
людям, уже вспыхнувшие в сознании, могут затухать. Многие негативные черты в облике
современной
молодежи
–
результат
того,
что
растущий
человек
резко
включался
в
разрешение нравственных коллизий, ограждался от всего противоречивого, негативного.
Формированию
у
подростка
правильных
отношений
к
действительности,
устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, так как именно в
этом
возрасте
закладываются
основы
сознательного,
принципиального
поведения
в
обществе, которые дают себя знать и в будущем. Нельзя ограничиваться формированием у
подростка
правильных
привычек
поведения.
Надо
добиваться,
чтобы
он
действовал
исходя из правильных убеждений и в силу привычки, чтобы сознательно руководствоваться
в своем поведении нравственными принципами.
Наряду
с
тем,
что
нравственные
убеждения,
как
известно,
складываются
при
изучении таких предметов, как литература, история, в процессе общественно полезной
работы в коллективе, необходима специальная работа с подростками по обсуждению
вопросов
морали,
в
процессе
которой
важно
устранять
их
заблуждения,
ошибки;
формировать правильные этические понятия.
Этой
цели
могут
служить
специальные
подготовленные
моральные
беседы
(индивидуальные и коллективные), лекции, доклады, диспуты на соответствующие темы,
читательские конференции и так далее, хотя, разумеется, ограничиваться ими нельзя.
Особое внимание необходимо обращать на воспитание правильного соответствия между
словом и делом у подростка, между складывающимися у него убеждениями, моральными
идеями, понятиями и установками, с одной и его поступками, действиями, конкретным
поведением – с другой. При формировании нравственных убеждений учитель должен
проводить с подростками моральные беседы, которые должны строиться в соответствии c
определёнными требованиями, и они, в свою очередь, будут служить важным средством
формирования убеждений подростков.
Целенаправленное
нравственное
воспитание
в
образовательное
среде
возможно
лишь при условии взаимного принятия учителя и ученика, взаимопонимания между ними.
На
усвоение
детьми
нравственных
норм,
формирование
совести
и
нравственных
убеждений огромное влияние оказывает нравственный облик самого учителя, отношение
детей к учителю.
В нравственном развитии ребенка, в формировании его гуманистических чувств
огромная роль принадлежит литературе. Русская классика, как бы ни банально и избито
это звучало, – неиссякаемый источник опыта нравственных переживаний, хранительница
высших нравственных ценностей и смыслов.
Анализируя поведение и переживания героев, воспитатель будет способствовать
развитию
у
ребенка
нравственной
рефлексии,
формированию
нравственных
представлений, без которых эстетическое сопереживание грозит развиться в нравственный
гедонизм – наслаждение собственным состраданием.
При формировании нравственных идеалов подростков следует помочь подростку в
выборе достойного идеала, иногда даже тактично подсказать этот идеал. Так же тактично
и осторожно надо развенчать недостойный идеал (если такой имеется у учащегося),
показать его несостоятельность, рассеять тот ореол славы и поклонения, который иногда
создается вокруг недостойной личности в силу тех или иных ее привлекательных для
подростка качеств. Надо только стараться делать это осторожно и тактично, не навязывая
своего мнения, так как подростки всегда готовы ревниво вступиться за честь своего
идеала. Лучше, если сами подростки будут поставлены перед необходимостью произвести
«переоценку
ценностей».
Наконец, воспитатель
должен
добиваться,
чтобы
идеалы
подростка
были
действенными. Мало восхищаться своим идеалом, нужно стараться
походить на него. Надо побуждать подростка сравнивать свое поведение с поведением
идеала,
больше
внимания
обращать
на
свои
повседневные,
обычные
поступки,
на
отношение к своим обязанностям, труду, коллективу. Надо добиваться, чтобы желание
подростка
подражать
своему
идеалу
превращалось
в
устойчивое
стремление,
в
потребность.
Неотъемлемой
частью
нравственного
воспитания
является
половое
воспитание,
которое
имеет не только нравственное и медицинское, но и важнейшее социальное и
демографическое,
а,
следовательно,
государственное
значение.
Половое
воспитание
подростков должно продолжать воспитание, начатое на предыдущих этапах. Если оно в
этом возрасте только начинается, то это, по существу, не столько воспитание, сколько
перевоспитание – трудно преодолеваемые результаты неосведомленности и «воспитания
улицы». От взрослых требуется помощь именно в создании содержательных дружеских
отношений. У девочек в этот период важно пробудить чувство девичьей чести, женского
достоинства,
у
мальчиков
–
мужскую
сдержанность,
глубокое
уважение,
чуткость
к
девушке.
Половое
воспитание
ставит
целью
выработать
моральную
устойчивость
к
отрицательным явлениям в сфере взаимоотношений полов, а не устранять сами эти
взаимоотношения,
что
было
бы
бессмысленно.
Половое
воспитание
противостоит
неведению.
Таким образом, нравственное воспитание имеет большое значение для развития
личности
подростка,
поскольку
именно
в
этот
ответственный
период
закладываются
основы нравственности, на которые школьник затем будет опираться в своей будущей
взрослой жизни.
Формирование правильных моральных установок требует не только благоприятных
социальных условий, но и целенаправленного влияния школы и семьи.
Исключительно важно, чтобы в этот период рядом с подростками был образцовый
жизненный пример, способный служить для них главным нравственным ориентиром.
Большое значение здесь, конечно же, принадлежит родителям, которые воспитывают и
направляют нравственные понятия и качества детей. Но по-настоящему повести за собой
школьников
сможет
только
человек
с
доброй
душой,
чутким
сердцем,
собственным
достоинством и честью, способный любить и дарить любовь своим ученикам, имеющий
жизненный опыт и неудержимое желание посвятить свою жизнь детям.
Список литературы:
1)
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы
психологии. – М.: Просвещение, 2011.
2)
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2001.
3) Дробницкий О.Г.
Понятие
морали:
Историко-критический
очерк
[1974]
//Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М.: Гардарики, 2002.
4) Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Просвещение,
2009.
5) Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. – Минск, 2010.