Напоминание

"Словарно-орфографическая работа на урока русского языка в начальных классах"


Автор: Филатова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: города Батайска, Ростовской области
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Словарно-орфографическая работа на урока русского языка в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

Рада приветствовать вас на мастер-классе, рассчитываю на продуктивное взаимодействие.

Медведь и собака, капуста и помидор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост,

все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица

умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый

словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто

возвращаясь к одному и тому же слову.

Учащиеся запоминают, заучивают слова, пишут диктанты, изучение словарных слов дается с

трудом:

- дети устают от монотонного повторения;

- неохотно заглядывают в словарь;

- повышается уровень тревожности перед написанием словарного диктанта.

Актуальной для каждого учителя начальных классов остается задача: как сделать

познавательный процесс изучения словарных слов интересным, а так же снизить тревожность

детей перед написанием словарного диктанта.

Работая над той темой, я пришла к выводу, что необходимо выполнять ряд условий для

формирования прочного навыка правописания «трудных слов»:

При изучении опираться на различные анализаторы: слух, зрение, сознание, руку;

Активно привлекать к изучению учащихся;

Использовать различные приемы для запоминания;

Работу проводить в системе.

Память является основой психической жизни личности;

Память младшего школьника отличается большой пластичностью, в дальнейшем

память приобретает избирательный характер (учащийся лучше и на больший срок

запоминает то, что ему интересно, и использует эту информацию в своей

деятельности), развитие памяти способствует развитию воображения, мышления;

Обучение детей рациональным способам и приёмам запоминания способствует

развитию метапамяти – произвольной памяти, что помогает обучающимся более

эффективно хранить и воспроизводить информацию.

На своем опыте я убедилась, что понимание этих моментов из психологии и

использование их, значительно повышает результативность образовательной

деятельности.

Для дальнейшей работы предлагаю пойти 2 теста и исследовать память.

1 тест – методика А. Р. Лурии «10слов»

Тест на проверку кратковременной слуховой памяти.

Я назову 10 слов, по окончанию чтения слов вам необходимо записать их. Последовательность

может быть нарушена.

Лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, игла, огонь, мед.

Проверка.

10 – 9 слов – оптимальный объем

7 – 8 – допустимый

5 – 6 – критический

Сколько человек в группе с оптимальным объемом памяти?

Вывод: с первого раза на слух не все могут запомнить качественно.

2 тест.

Так же продиктую 10 слов, но на каждое слово предлагаю схематично зарисовать образ,

который поможет вспомнить то слово.

Приемник, цветок, стул, шляпа, лампа, дискета, фотоаппарат, нож, муравей, груша.

Воспроизведите слова, которые вы зарисовали.

Проверка.

У кого из вас получилось запомнить все 10 слов, поднимите руки. Рук гораздо больше.

Вывод: наглядно-образная память срабатывает гораздо эффективнее.

У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они

запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Зная это, использую ресурсы наглядно-образной памяти, мышления, воображения при

организации словарной работы.

Работу со словарными словами на уроках русского языка провожу в несколько этапов:

1.

Знакомство с новым словарным словом:

«Угадай словечко» (загадка, ребус или лексическое значение 1 класс)

«Убери лишнее» (может быть связана, например, с работой по фонетике и повторением

изученного материала) 2 класс.

Так, даю четкую установку «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и

вы узнаете слово, с которым познакомимся сегодня»

«Обязательно получится!»

Прием заключается в том, что уменьшаю количество конкретных указаний, помогающим

учащимся определить искомое слово. Например, «Вы прочитаете слово, с которым мы

познакомимся сегодня на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите

последовательность соединения остальных букв искомого слова»

«Смогу сам!»

Прием состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся.

Например, «Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы

познакомимся на уроке. Что это за слова? Как нашли?»

Использую подобные приемы, начиная со 2 класса, что способствует совершенствованию

интеллектуальных качеств учащихся. Уменьшение или отсутствие координирующих установок

учителя заставляет детей напряженно и сосредоточенно мыслить, мобилизовывать свою волю,

наблюдательность, сообразительность, развивает речь.

На третьем- четвертом году обучения для увеличения самостоятельности и

стимулирования интеллектуальной деятельности детей использую новые, более

сложные, нетрадиционные приемы. Они направлены на активизацию словесно-

логического мышления, усиления речевого действия учащихся, осуществления

умственных операций на основе интуиции и более напряженного внимания:

«Смысловая цепочка»

Предлагаю задание такого типа: «Вы сможете назвать новое словарное слово, если определите

характер смысловой связи между словами в данных парах» СТР6 (3 КЛАСС)

«Юный математик»

Прием, предусматривающий в процессе установления нового слова использование знаний по

математике или первичные знаний по геометрии.

Так, даю задание «При помощи шифра, знака умножения, определите новое словарное слово»

(СТР.10 3КЛАСС)

«Собери словечко»

Данный прием заключается в последовательном нахождении букв искомого слова по указанным

признакам и соединение их между собой

Например, СТР 195 4КЛ.

ОРФОЭПИЯ????? (как из словаря, так и слова часто употребляемые, например, торты, банты,

звонит, жалюзи)

2.

Орфографически верное написание слова.

«Живые буквы»

Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву, ее надо «оживить», либо создать

ассоциативный образ, который поможет ребенку запомнить орфограмму. Ведь, как мы помним,

мышление и память у младших школьников носит наглядно-образный характер.

Суть приема: не навязывать ребенку свои ассоциации.

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и

общая заданная программа.

Ассоциативная связь может быть по: цвету, материалу, назначению, форме, количеству, вкусу,

действию, звучанию, месту расположения.

ПРИМЕР, СОБАКА – ХВОСТ, КОСТЬ, (хвост форма), ВОЛК

Прием ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала,

активизировать воображение обучающихся, что способствует развитию познавательного

интереса.

Этот прием позволяет не только эффективно работать со словарными словами, но и

формировать такие универсальные учебные действия, как

Познавательный интерес к новым способам решения задач

Осуществлять поиск информации в разных источниках

Использовать знаково-символические средства

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Допускать возможность существования разных мнений

«Истоки слова»

Прием основан на этимологии слова.

Часто оба приема (образные ассоциации и работа с этимологическим словарем) присутствуют на

уроке.

ПРИМЕР, СТОЛИЦА

Предлагаю вам, коллеги, попробовать прием ассоциативного образа на практике.

Работа в группах.

Отчет группы.

Предлагаю отрефлексировать мастер-класс в следующей форме:

1) Я не сожалею/сожалею о потраченном времени.

2) Я узнал(а) много полезного.

3) Что именно оказалось для Вас полезным:

-теоретический материал мастер-класса;

-иллюстративный материал.

4) У меня остались вопросы, сомнения. Какие?

5) Мне бы хотелось использовать идеи опыта в своей работе.

6) Организация и форма проведения мастер-класса.

7) На мой взгляд, требуют доработки следующие моменты: …

Пожелания мастеру,,,.

Спасибо коллеги, за активное участие в обсуждении проблемы.



В раздел образования