Напоминание

"Тот самый Ломоносов!"


Автор: Максимова Ольга Валентиновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №;"
Населённый пункт: город Великий Устюг, Вологодской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тот самый Ломоносов!"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 305-летию М.В. Ломоносова,

«Тот самый Ломоносов!»

Цель: расширить, углубить, упорядочить знания обучающихся о М.В. Ломоносове.

Задачи: - расширить кругозор, умение работать в команде, уважительно относиться к мнению

других людей, воспитывать интерес к изучению истории России в целом,

- определить роль личности Ломоносова в развитии исторического процесса,

- воспитывать твердую гражданскую позицию, чувство патриотизма.

Оборудование: сценарий, карточки с заданием, ноутбук, мультимедиа.

1.

Ход мероприятия. Организационный момент.

- «Ломоносов был великий человек. Между Петром І и Екатериной ІІ он один является

самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше

сказать, сам был первым нашим университетом. Ломоносов обнял все отрасли просвещения.

Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор,

механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Так сказал о

личности великого ученого А.С. Пушкин.

Не каждый человек становится великим, но рассказ о жизни великого человека учит каждого быть

сильным, уметь ставить перед собой благородные цели добиваться их достижения, во что бы то ни

стало.

Рады приветствовать участников, жюри, зрителей! Мы собрались сегодня не случайно. 19 ноября

исполняется 305 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. Приглашаю вас принять участие в

интеллектуально-познавательной игре «тот самый Ломоносов!».

(Участники команд выбирают командира и название команды, соответственно теме игры»)

- Правила игры: вам предстоит пойти 4 тура, за правильный ответ команда получает 1 балл, ответы

принимаются по истечению времени, с места выкрикивать нельзя. Жюри решает все спорные

вопросы.

2. Игра.

- Внимание, 1 тур «Викторина». Жребий определил право первой отвечать команде _________.

Время на обдумывание вопроса- 20сек.

1. Назовите людей, которые привили Ломоносову любовь к грамоте (мать Елена Ивановна, Иван

Шубной, дьяк Семен Сабельников).

2. Что такое пиитика? (стихосложение)

3. Назовите дисциплины, которые Михаил Васильевич изучал в славяно-греко-латинской

академии? (латинский, русский, математика, риторика, пиитика, политика, философия)

4. Какие книги Ломоносов особенно выделял для себя? («Славянская грамота» Метелия

Смотрицкого, «Псалтирь» Симеона Полоцкого, «Арифметика» Магницкого)

5. Назовите последних два высших класса в академии (философия и богословие)

6. Что такое корпускула? (от лат.- «тельце»)

7. Назовите имя женщины, которая стала женой ученого (Елизавета-Христина Цильх)

8. Дайте определение слову адъюнкт (низшее ученое звание, которое давало право на

самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания)

9. Какие дисциплины или науки изучал Ломоносов в Марбурге? (химия и горное дело)

10. Какой чин получил Ломоносов в 1751г.? (коллежского советника, дающий право на

потомственное дворянство)

11. Назовите российского правителя, при котором Ломоносов стал почетным членом Шведской

академии Наук. (Екатерина

ⅠⅠ

)

12. Где был похоронен М.В. Ломоносов? (Лазаревское кладбище, Александро-Невская лавра)

(Жюри озвучивает итоги 1 тура)

- Объявляется начало 2 тура – Номинации. Право выбора номинации и номера вопроса

предоставляется команде с наименьшим количеством баллов.

1 Номинация «Физика»

1)

В каком году было написано 1-е научное сочинение по физике? (1738)

2)

Как первоначально назывался закон сохранения массы? (Закон сохранения материи и

движения)

3)

Назовите изобретение Ломоносова, которое стало предшественником современных

приборов для ночных наблюдений («ночезрительная труба»)

4)

Появление какого изобретение связано с 1762г.? (телескоп)

2 Номинация «Химия»

1)

Какое звание получил Ломоносов в июле 1745г.? (профессор химии)

2)

В каком году была построена химическая лаборатория? (1748г)

3)

Рецепт какого состава Ломоносов долго подбирал и собрал его около 1750 г.? (фарфоровых

масс)

4)

Как назывался 1 том книги, в которую вошли первые работы по физике и химии? («Новые

комментарии»)

3 Номинация «История»

1)

Противником какой исторической теории становится Ломоносов в 1749г? (норманнской

теории происхождения Руси)

2)

Какому российскому императору, современнику Ломоносова, в Академии наук было

произнесено хвалебное слово в 1755г.? (Петру Великому)

3)

Какая книга была завершена Ломоносовым в 1758г.? (1 том Российской истории)

4)

В каком году был составлен «Краткий летописец с родословной»? (1760г.)

(Жюри подводит итоги 2 тура)

- Мы переходим к 3 туру. Команды получают карточки с заданием. Вам требуется соотнести дату и

событие, связанные с жизнью и деятельностью ученого.

А. 1755 1. С рыбным обозом ушел в Москву.

Б. 1748 2. Написал 1-ю оду «На взятие Хотина»

В. 1730 3. Становится почетным членом Болонской Академии наук.

Г. 1739 4. Указ об учреждении университета в Москве.

Д. 1764 5. Вернулся в Россию из Германии.

Е. 1731 6. Вышла в свет «Риторика»

Ж. 1741 7. Поступил в славяно-греко-латинскую академию.

(Ответ: А-4; Б-6; В-1; Г-2; Д-3; Е-7; Ж-5)

- Пока команды решают задание, проведем Игру со зрителями. За правильный ответ вы можете

принести балл команде, за которую болеете.

1. Когда родился М.В. Ломоносов? (8(19) ноября 1711г)

2. На каком судне сын и отец Ломоносовы ходили на промысел? (парусник-галиот «Чайка»)

3. Как звали родителей ученого? (Елена Ивановна Сивкова и Василий Дорофеевич Ломоносов)

4. В какое учебное заведение поступил Ломоносов в 1731г.? (славяно-греко-латинская академия)

5. Какой язык Ломоносов выучил самостоятельно? (греческий)

6. Куда направляется Ломоносов в числе лучших студентов в сентябре 1736г.? (Германия, г.

Марбург)

7. Какие термины вошли в русскую речь благодаря Ломоносову? (термометр, формула, атмосфера.

Барометр)

8. Чем закончилось для Ломоносова столкновение с немецким начальством Академии наук? (под

арестом с мая 1743 по январь 1744г., принес формулу извинений на Академическом собрании)

9. какой чин был пожалован Ломоносову в 1763г.? (статский советник)

10. Назовите правителя-покровителя всей научной деятельности ученого (Елизавета Петровна)

11. Каким образом чин 6 класса защищал Ломоносова? (соответствовал званию полковника, что

было залогом личной безопасности, т.к. у себя на родине он числился черносошным

крестьянином)

12. Когда скончался ученый М.В. Ломоносов? (04.04. 1765г.)

- Объявляется начало 4 тура «Игра слов». Всем известно, что Ломоносов – это ученый –

энциклопедист. Задание: из букв этого слова составьте другие слова. Время на составление- 1

минута.

3.

Подведение итогов. Награждение.

Уважаемые команды, зрители, жюри! Благодарим вас за прекрасную игру. На этом мероприятие,

посвященное великому ученому Ломоносову, завершается. Спасибо за внимание, до новых встреч!



В раздел образования