Напоминание

"Особенности коррекционной работы с младшими школьниками по снижению агрессивности"


Автор: Луговских Вера Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: города Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности коррекционной работы с младшими школьниками по снижению агрессивности"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности

коррекционной

работы

с

младшими

школьниками

по

снижению

агре ссивно сти

Профилактика

и

коррекция

агрессивного

поведения

детей

важна

для

нормализации

социальных

отношений,

утверждения

социально-приемлемых

форм

общения

среди

вс ех

о с н о в н ы х

категорий,

а

также

для

эмоционального

благополучия

с амого

ребенка

и

для

успешного

развития

его

личности.

Д ет и

ч ерпают

знания

о

мод еля х

повед ения

из

р а з н ы х

источников.

Первый

-

это

семья,

которая

может

одновременно

демонстрировать

модели

агрессивного

поведения

и

обеспечивать

его

закрепление.

Во-вторых,

агрессии

они

также

обучаются

во

в з а и м о д е й с т в и и

с о

с в е р с т н и к а м и ,

з а ч а с т у ю

у з н а в а я

о

преимуществах

агрессивного

поведения

во

время

игр.

Следующим

фактором,

спо собствующим

ст ановлению

и

закреплению

агре ссивного

поведения

школьников,

я вл я ю т с я

неблагоприятные

взаимоотношения

с

педагогом.

Для

того

чтобы

выделить

особенности

коррекционной

работы

с

младшими

школьниками

по

снижению

агрессивности

следует

рассмотреть

эти

факторы

более

подробно.

Именно

в

семье

ребенок

проходит

первичную

социализацию.

О гр ом н о е

зн ач е н и е

в

п л а н е

с т а н о вл е н и я

а г р е с с и в н о г о

п о в е д е н и я

р е б е н к а

в

с е м ь е

и

в н е

е е ,

а

т а к ж е

х а р а к т е р а

взаимоотношений

с

окружающими

в

зрелые

годы

оказ ывают

следующие

факторы

семейного

воспитания.

Ре акция

родителей

на

неуст раивающее

их

п о в е д е н и е

ребенка;

Уровень

семейной

гармонии

или

дисгармонии;

Характер

отношений

с

родными

братьями

и

с е с т р а м и .

Также

важным

является

фактор

полной

или

неполной

семьи.

Кроме

того,

установлено,

что

«если

у

детей

(независимо

от

того,

к

какой

возрастной

группе

они

принадлежат):

плохие

отношения

с

одним

или

обоими

родителями;

или

дети

чувствуют,

что

их

в

семье

считают

никуда

не

годными;

или

они

ощущают

безразличие

к

своим

чувствам,

то

они

с

большей

долей

вероятности:

-будут

ополчаться

на

других

людей;

-будут

вести

себя

агрессивно

по

отношению

к

родителям.

Согласно

теории

привязанности,

маленькие

дети

различаются

по

степени

ощущения

безопасности

в

своих

взаимоотношениях

с

матерью.

«У

надежно

привязанного

ребенка»

в

прошлом

-

надежное,

устойчивое

и

чуткое

отношение

со

стороны

матери.

Такой

ребенок

склонен

доверять

другим

людям,

имеет

довольно

х о р о ш о

р а з в и т ы е

с о ц и а л ь н ы е

н а в ы к и .

Д л я

« н е н а д е ж н о

привязанных

детей»

характерна

несговорчивость,

сопротивление

контролю,

импульсивно сть,

эмоциональная

вспыльчиво сть

и

проявление

физической

агрессии,

при

этом

не

всегда

данные

проявления

направлены

на

нападение,

как

самоцель,

а

решают

задачи

самообороны

от

мнимой

или

реальной

угрозы.

В

ход е

р а б от ы

с

п с и хол о гом

а гр е с с и в н ы е

д е т и

ч а с т о

признаются,

что

чувствуют

себя

ненужными

своим

родителям,

особенно

отцы,

их

не

любят

и

часто

унижают.

С о зд а е т с я

в печ атле ние ,

ч то ,

пр ибе га я

к

а г р е с с и в н о м у

поведению,

дети

борют ся

про сто

за

сво е

п с и хо л о г и ч е с ко е

выживание.

Агрессия - это выражение

своего гнева,

протеста. А, как

известно,

гнев

-

это

чувство

вторичное.

В

его

основе

лежит

боль,

унижение,

обида,

страх,

которые,

в

сою

очередь,

возникают

от

неудовлетворения

«базисной,

фундаментальной

человеческой

потребности

в

любви

и

нужности

другому

человеку».

Агрессивное

поведение

детей

-

это

своеобразный

сигнал S O S,

крик

о

помощи,

о

внимании

к

своему

внутреннему

миру,

в

котором

накопилось

слишком

много

разрушительных

эмоций,

с

которыми

самостоятельно

ребенок

справится

не

в

силах.

Семьи

агрессивных

детей

имеют

свои

особенности

присущие

только

им:

1)

В

с емьях

агре ссивных

детей

разрушены

э м о ц и о н а л ь н ы е

привязанности

между

родителями

и

детьми,

особенно

между

отцами

и

сыновьями.

Родители

испытывают

скорее

враждебные

чувства

по

отношению

друг

к

другу;

не

разделяют

ценности

и

интересы

друг

друга.

2 )

О т ц ы

ч а с т о

с а м и

д е м о н с т р и р у ют

м од е л и

а г р е с с и в н о г о

п о в е д е н и я ,

а

т а к ж е

п о о щ р я ю т

в

п о в е д е н и и

с в о и х

д е т е й

агрессивные

тенденции.

3)

Матери

агрессивных

детей

не

требовательны

к

своим

детям,

часто

равнодушны

по

отношению

к

их

социальной

успешности.

Дети

не

имеют

четких

обязанностей

по

дому.

4 )

У

р од и т е л е й

а г р е с с и в н ы х

д е т е й

м од е л и

в о с п и т а н и я

и

собственного

поведения

часто

противоречат

друг

другу,

и

к

ребенку

предъявляются

взаимоисключающие

требования.

Как

п р а в и л о ,

оч е н ь

же с то к и й

от е ц

и

п о п у с т и т е л ь с ка я

мат ь .

В

р е з ул ьт а т е

у

р е б е н к а

ф о р м и р у е т с я

м од е л ь

в ы з ы в а ю щ е г о ,

оппозиционного

поведения,

которая

переносится

на

окружающий

м ир.

5) Основные

воспитательные

средства, к

которым

всегда

прибегают

родители

агрессивных

детей

-

это:

Физические

наказания;

Лишение

привилегий;

Введение

ограничений

и

отсутствие

поощрений;

Частые

изоляции

детей;

• Сознательное

лишение

любви

и

заботы

в

случае

проступка.

Причем

сами

родители

никогда

не

испытывают

чувства

вины

при

использовании

того

или

иного

метода

наказания.

6)

Родители

агрессивных

детей

не

пытаются

разобраться

в

причинах

де структивного

поведения

своих

детей,

о с т а в а я с ь

равнодушными

к

их

эмоциональному

миру.

Родители

и

во спит атели

иногда

не

подозревают

о

т о й

широкой

гамме

чувств

и

отношений,

которую

переживают

их

дети

и,

естественно,

не

придают

особого

значения

детским

дружеским

отношениям,

ссорам

и

обидам.

Между

тем

опыт

первых

отношений

со

сверстниками

является

тем

фундаментом,

на

котором

строится

дальнейшее

развитие

личности

ребенка.

Этот

первый

опыт

во

многом

определяет

характер

отношения

человека

к

себе,

к

другим,

к

миру

в

целом.

Далеко

не

всегда

этот

опыт

складывается

удачно.

У

многих

детей

уже

в

дошкольном

возрасте

складывается

и

закрепляется

негативное

отношение

к

другим,

которое

может

иметь

ве сьма

печальные

отд а ле нны е

по следствия.

Причиной

таких

проявлений

в

поведении

ребенка

могут

с л у ж и т ь

п р о б л е м н ы е

ф о р м ы

м е ж л и ч н о с т н ы х

о т н о ш е н и й

школьников,

сложившиеся

еще

в

группе

детского

сада,

такие

как

конфликты,

изолированность

ребенка

и

т.д..

Также

известно,

что

негативное

поведение

детей

усиливается

в с л е д с т в и е

н е бл а го п р и я т н ы х

о т н о ш е н и й

с

п е д а го г а м и ,

н е

о б л а д а ю щ и м и

н а в ы к а м и

о б щ е н и я

с

« т р уд н ы м и »

д е т ь м и .

Н е п р е к р а щ а ющ а я с я

ко н фр о н т а ц и я ,

затя н у в ш а я с я

н е п р и я з н ь

вызывает

вербальную

агрессию

воспитанников

на

воспитателей

и

физическую

агрессию

на

своих

сверстников.

Выделим

основные

факторы

воспитания

и

стиля

общения

с

детьми

со

стороны

воспитателей,

на

которые

дети

реагируют

н а и б о л е е

о с т р о

и

ко т о р ы е

с п о с о б с т в у ю т

ф о р м и р о в а н и ю

устойчивого

агрессивного

поведения

детей.

•Противоречивость

требований

к

ребенку

со

стороны педагогов,

в

результате

чего

у

ребенка

формируется

оппозиционное

отношение

к

внешнему

окружению;

•Собственные

частные

негативные

эмоциональные

с о с тоя н и я

взрослых

и

отсутствие

навыков

контроля

и

саморегуляции

с

их

стороны;

•Использование

наказания

детей

как

способа

отреагирования

и

разрядки

собственных

негативных

эмоций;

•Негативный

стиль

общения

с

ребенком:

-использование

обвинений,

приказов

и

угроз;

- п о с т о я н н о е

и с п о л ь з о в а н и е

« Ты

-

с о о б щ е н и и »

( « т ы

н е п р а в и л ь н о

с д е л а л . . . » ,

« ка к

т ы

с м е е ш ь

т а к

с о

м н о й

разговаривать...?»,

и

т.д.);

-вербальное

оскорбление

детей;

-игнорирование

чувств

ребенка,

его

желаний

и

интере сов.

Такой

стиль

общения

с

ребенком

нацеливает

детей

на

борьбу

и

мстительное

поведение.

Таким

образом,

анализируя

все

выше

сказанное,

мы

можем

отметить,

что

семьи,

детский

сади

школа

оказывают

огромнейшее,

основное,

влияние

на

становлении

модели

агрессивного

поведения

детей.

Поэтому

нецелесообразно

будет

проводить

коррекционную

работу

по

снижению

агрессивности

только

с

ребятами,

а

семью

и

педагогов

оставить

в

стороне.

Гл а в н о й

и д е е й

э т о й

р а б о т ы

я в л я е т с я

- в а ж н о с т ь

и

необходимость

комплексного

подхода

к

воспитанию,

обучению

и

коррекции

поведения

детей.

Только

в

том

случае,

когда

все

-

и

педагоги,

и

родители,

и

психологи,

-

совместными

усилиями

помогают

ребенку,

помощь

будет

по-настоящему эффективной.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением

-

одна

из

центральных

психолого-педагогических

проблем.

Все

чаще

в

школе

приходится

сталкиваться

с

явлением

игнорирования

общественных

норм

и

агрессивного

поведения

детей.

Явление

детской

агрессивности, к счастью, не имеет

массового

характера,

но

мириться

с

ними

наше

общество, безусловно,

не

может.

В

связи

с

этим

закономерны

поиски

путей

и

средств

предупреждения

и

преодоления

отклонений

в

поведении,

поиски

методов

и

приемов

воспитания.

Разноуровневые

социально-экономические

условия

жизни

людей, крушение прежнего мировоззрения и

несформированность

нового,

отсутствие

должных

знаний

и

умений

жить

в

этих

условиях

приводит

наше

общество

к

серьезным трудностям и внутренним

конфликтам.

Особенно

нелегко

подрастающему поколению.

Трудно

представить

себе

то

количество

внешних

и

внутренних факторов,

которые

воздействуют

на

ребенка

и

каждый

раз

изменяют

мир

его

переживаний.

Далеко

не

все

дети

владеют

своими

поступками.

Столкновение

мира

ребенка

с

миром

других

детей,

взрослых

и

самых

разнообразных

предметов

далеко

не

всегда

происходит

для

него

безболезненно.

Часто

у

него

при

этом

происходит

ломка

многих

представлений,

установок,

изменение

желаний

и

привычек,

появляется

недоверие

к

другим.

На

смену

одним

чувствам

приходят

другие,

которые

могут

но сить

и

патологический

характер.

Важным

моментом

в

работе

с

агрессивными

детьми

является

совершенствование

профессионального

мастерства

педагога

и

психолога.

Взро слый,

работ ающий

над

проблемой

р а з в и т и я

личности

ребенка,

сам

должен

уметь

находить

конструктивные

решения

в

конфликтных

ситуациях,

сохранять

с амообладание,

регулировать

свои

эмоции

и

поведение,

уметь

общаться

с

детьми,

быть

с

ними

на

равных.

Основываясь

на

этих

фактах,

мы

можем

выделить

три

направления

коррекционной

работы

по

снижению

агрессивности

школьников:

1 )

р а б о т а

с

д е т ь м и ,

и м е ю щ и м и

п о в ы ш е н н ы й

у р о в е н ь

агре ссивно сти;

2)

работа

с

их

родителями;

3)

работа

с

их

педагогами;

в

свою

очередь

работа

с

детьми

должна

быть

направлена:

на

обучение

ребенка

приемлемым

способам

разрядки

гнева

и

агрессивности;

на

снятие

излишнего

мышечного

напряжения;

•на

формирование

позитивных

навыков

общения,

конструктивных

элементов

поведения;

• н а

ф о р м и р о в а н и е

н р а в с т в е н н о го

о т н о ш е н и я

к

л юд я м ,

н а

формирование

позитивных

качеств

личности

(эмпатии,

доброты,

доверия

к

людям

и

т.д.).

Р о д и т е л и

а г р е с с и в н ы х

д е т е й

ч а с т о

с а м и

б ы в а ю т

агрессивными,

но

не

осознают

этого,

поэтому

педагогу

трудно

установить

контакт

с

ними.

В

этом

случае

желательно

как

можно

ш и р е

и с п о л ь з о в а т ь

н а гл я д н у ю

и н ф о р м а ц и ю

и

п р о в о д и т ь

с о в м е с т н ы е

м е р о п р и я т и я

с

г р у п п о й

р о д и т е л е й ,

а

н е

индивидуальные

беседы.

Также

можно

посоветовать

родителям

играть

в

игры

с

детьми,

которые

способствуют

как

понижению

агрессивности,

так

и

улучшению

детско-родительских

отношений.

При

работе

с

агрессивным

ребенком

педагогу

следует

с

уважением

относиться

к

его

внутренним

проблемам.

Агрессивным

детям

необходимо

положительное

внимание

со

стороны

взрослого

к

своему

внутреннему

миру,

в

котором

накопилось

слишком

много

р а з ру ш и т е л ь н ы х

э м о ц и й ,

с

кот о р ы м и

о н и

н е

в

с о с т о я н и и

самостоятельно

справиться.

За

агрессивным

поведением,

ка к

правило,

прячется

боль,

разочарование,

отверженность.

Агрессия

-

это

реакция

на

«неудовлетворение»

базисных

психологиче ских

потребностей

в

любви,

уважении,

принятии

и

нужности

другому

человеку.

Без

положительного

внимания

и

принятия

личности

ребенка

со

стороны

педагога

вся

коррекционная

работа

будет

обречена

на

неудачу,

так

как

ребенок,

скорее

всего,

потеряет

доверие

к

педагогу,

и

будет

сопротивляться

дальнейшей

работе.

В

то

же

время

во

время

работы

с

агрессивным

ребенком

педагог

не

должен

играть

роль

«доброй

тети»

или

«доброго

дяди»,

п о с к о л ь к у

п о м и м о

с о ч у в с т в и я

э т и м

д е т я м

н е о б х о д и м а

ко н с т р у к т и в н а я ,

д е й с т в е н н а я

п о м о щ ь

в

о т р е а г и р о в а н и и

т р а в м и р у ю щ и х

с и т у а ц и й ,

а

т а к ж е

п р и о б р е т е н и и

н а в ы ко в

саморегуляции

и

контроля.

Педагогу

также

важно

занять

безоценочную

позицию:

не

делать

оценочных

замечаний

типа

«нехорошо

так

го во р и т ь » ,

«нельзя

так

себя

вести»,

и

т.п.,

поскольку

подобные

замечания

не

способствуют

установлению

контакта

с

ребенком.



В раздел образования