Напоминание

Развитие творческих способностей через научно-исследовательскую деятельность в школе.


Автор: Мухамедрахимова Наиля Рафкатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Кулуевская СОШ
Населённый пункт: с.Кулуево Аргаяшского района Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей через научно-исследовательскую деятельность в школе.
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей

через научно-исследовательскую деятельность в школе.

Мухамедрахимова Н.Р., учитель математики

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

В течении нескольких лет я работаю над темой самообразования «Формирование

творческого мышления школьников» , что предполагает организацию в школе различной

деятельности учащихся для развития творческих способностей личности . Основными

целями моей работы является выявление одаренных школьников, обладающих

нестандартным творческим мышлением, способных к исследовательской работе,

педагогическая поддержка и составление карты роста таких учеников.

Развитие творческого мышления и исследовательская деятельность — два тесно

взаимосвязанных между собой понятия. Без творчества невозможно проведение любого

исследования. Оно необходимо в постановке проблемы, в формировании гипотезы, в

выборе методов и приемов проведения исследования. Чем развитей у школьника навыки

исследовательской деятельности, тем более творческим является человек. И наоборот, чем

более развиты творческие способности, тем интересней и качественней сами

исследования. Исследовательская деятельность развивает у школьников стремление

самому созидать, осознавать себя творцом в своей деятельности. Научно-

исследовательская работа – сама по себе деятельность творческая. Поэтому для меня

очень важно развивать у учащихся навык самостоятельной творческой деятельности.

Только в этом случае полученная информация переходит в знания, а знания

перерабатываются в умения и навыки.

Под исследовательской деятельностью школьников принято понимать процесс решения

ими творческих, исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом, с целью

получения нового знания. Научно-исследовательскую деятельность школьников можно

классифицировать на 3 категории. ( Смотри рисунок №1)

Рисунок №1

Исследовательская работа может проводиться как на уроках, так и во внеурочной

деятельности, на элективных курсах, математических кружках и факультативах.

Исследование- это самостоятельное творческое решение школьниками новой для них

проблемы, используя и развивая такие умения:

Делать поиск и обзор литературы по интересующему вопросу, во всех известных

ему источниках;

Систематизировать всю найденную информацию;

Составлять план своей работы ;

Применять собственные и

теоретические навыки для решения поставленных

задач;

Провести эксперимент или лабораторную работу

Анализировать и обобщать полученные результаты;

Написать и оформить научную статью, исследовательский реферат;

Оформлять и докладывать свои работы на семинарах и конференциях;

Применять при решении поставленных проблем и при выступлении ПК

Исследовательская деятельность учащихся наиболее эффективное средство для

углубления и расширения полученных знаний, умений, навыков и помогает получить

более качественное их усвоение. В исследовательской деятельности важен не только

полученный результат, но и сам процесс выполнения работы.

научно-

исследо-

вательская

работа

школьников

предметные

исследования

исследования, выполняемые по

одному предмету. Результаты

исследования могут быть

получены в результате изучения

данного предмета

межпредметные

исследования

исследования требующие

привлечения знаний из

различных учебных предметов.

Результаты выходят за рамки

отдельного учебного предмета

надпредметные

иследования

исследование проводимое

совместно учеником и

учителем.

Исследование конкретных

личностно значимых для

школьника проблем.

Научно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной

деятельности учащегося и педагога. Для успешного выполнения исследования мне

необходимо составить индивидуальные программы для учащихся, дополняющие и

углубляющие их знания, это позволяет использовать различные виды исследовательского

творчества учащихся и активно применять информационные технологии, а так же

Интернет-ресурсы.

В процессе накопления исследовательских навыков и умений школьников

происходит и некоторое изменение методов моей работы. Сначала предлагаю им

подготовить небольшие сообщения к урокам, творческие домашние задания, затем

заинтересованные каким либо вопросом, учащиеся готовят доклады, исследовательские

рефераты, а уже самые успешные начинают научно-исследовательскую работу к научно-

практическим конференциям .

Такие работы затрагивают не столько теорию математики, сколько её применение на

практике. Например :

«Математика и здоровое питание», ученик 6 класса высчитал ежедневные затраты

калорий для себя и своей мамы, и составил недельный рацион питания, так что бы

мама могла похудеть, а он сам поправиться.

активизация мыслительной деятельности

учащихся, в формировании дополнительных

знаний , в ходе проведения исследования, а

также в обучении их структуре проведения

исследования по интересующей их теме

.

развитие умственного

потенциала учащихся, их

познавательных и личностных

возможностей

испособностей.

Терпение , память,

любознательность

Творческие

способности

Научно-

исследовательская

работа

формирование

самостоятельности и

ответственности,

формирование умения

планировать и

организовывать свою

деятельность

«Жить или курить», ученица 10 класса проанализировала частоту и количество

заболеваний у курящих и некурящих школьников.

И много других тем, позволяющих школьникам увидеть , что математика не

сухой набор формул и правил, а интересная и полезная в жизни каждого человека ,

очень творческая наука.

Научно-исследовательская деятельность для учащегося особенно

привлекательна, тогда когда не только он, а и его товарищи могут видеть полученный

результат .Для школьников это сложный и долгий труд, и что бы заинтересовать им нужно

показать учащимся какие конкретно выгоды для себя они получат в конце своей работы.

Поэтому учителю важно продумать где будет выставлены работы учащихся. В кабинете

есть сменный стенд, где школьники могут увидеть свои творческие работы, а затем они

попадают в папку детских работ . Это является огромным стимулом, для участия в

различных творческих конкурсах и исследовательских работах.

Ученики, с которыми мы прошли все этапы по реализации творческих идей, принимали

участие в научно-практических конференциях различного уровня. От школьного до

регионального, кроме того их работы принимали участие во всероссийском фестивале

исследовательских творческих работ «Портфолио».

Анализируя опыт работы можно сделать вывод, что уровень знаний и умений

школьников, хоть раз выполнивших научно-исследовательскую работу, значительно

возрастает. Такие учащиеся отличаются умением слушать товарищей, четко

формулировать вопросы, находить нужную информацию в различных источниках,

анализировать и классифицировать . Они в любой задаче видят проблему, требующую

решения и творчески подходят к нахождению методов и средств для этих решений. Они с

удовольствием участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, пишут доклады и

исследовательские работы. Поступают в престижные вузы, а в дальнейшем продолжают

работать по выбранной еще в школе специальности. Что очень важно для детей так как в

современном мире добиться успеха может только творчески развитый, эрудированный,

мобильный, умеющий отстаивать свою точку зрения, умеющий не только получать знания,

но и преумножать , творчески перерабатывать , а так же применять его на практике.

Литература

1.

Математика. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / автор-составитель

М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.

2.

Мерлина Н.И., Шоркина \\ Л.В. Темы исследовательских работ по математике для

учащихся 5-11 классов: учеб.-метод. пособие– Москва: Изд-во Глобус, 2006. – 80 с.

3.

Попова Т.А. \\ Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

4.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся по математике:

методическое пособие \\ Е.В.Тяглова. – М.: Глобус, 2008. – 255с.-

5.

Ивочкина Т., Ливерц И. \\ Организация научно-исследовательской деятельности

учащихся \\ Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.

6.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:

Народное образование, 2001



В раздел образования