Автор: Мухамедрахимова Наиля Рафкатовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Кулуевская СОШ
Населённый пункт: с.Кулуево Аргаяшского района Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей через научно-исследовательскую деятельность в школе.
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей
через научно-исследовательскую деятельность в школе.
Мухамедрахимова Н.Р., учитель математики
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В течении нескольких лет я работаю над темой самообразования «Формирование
творческого мышления школьников» , что предполагает организацию в школе различной
деятельности учащихся для развития творческих способностей личности . Основными
целями моей работы является выявление одаренных школьников, обладающих
нестандартным творческим мышлением, способных к исследовательской работе,
педагогическая поддержка и составление карты роста таких учеников.
Развитие творческого мышления и исследовательская деятельность — два тесно
взаимосвязанных между собой понятия. Без творчества невозможно проведение любого
исследования. Оно необходимо в постановке проблемы, в формировании гипотезы, в
выборе методов и приемов проведения исследования. Чем развитей у школьника навыки
исследовательской деятельности, тем более творческим является человек. И наоборот, чем
более развиты творческие способности, тем интересней и качественней сами
исследования. Исследовательская деятельность развивает у школьников стремление
самому созидать, осознавать себя творцом в своей деятельности. Научно-
исследовательская работа – сама по себе деятельность творческая. Поэтому для меня
очень важно развивать у учащихся навык самостоятельной творческой деятельности.
Только в этом случае полученная информация переходит в знания, а знания
перерабатываются в умения и навыки.
Под исследовательской деятельностью школьников принято понимать процесс решения
ими творческих, исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом, с целью
получения нового знания. Научно-исследовательскую деятельность школьников можно
классифицировать на 3 категории. ( Смотри рисунок №1)
Рисунок №1
Исследовательская работа может проводиться как на уроках, так и во внеурочной
деятельности, на элективных курсах, математических кружках и факультативах.
Исследование- это самостоятельное творческое решение школьниками новой для них
проблемы, используя и развивая такие умения:
Делать поиск и обзор литературы по интересующему вопросу, во всех известных
ему источниках;
Систематизировать всю найденную информацию;
Составлять план своей работы ;
Применять собственные и
теоретические навыки для решения поставленных
задач;
Провести эксперимент или лабораторную работу
Анализировать и обобщать полученные результаты;
Написать и оформить научную статью, исследовательский реферат;
Оформлять и докладывать свои работы на семинарах и конференциях;
Применять при решении поставленных проблем и при выступлении ПК
Исследовательская деятельность учащихся наиболее эффективное средство для
углубления и расширения полученных знаний, умений, навыков и помогает получить
более качественное их усвоение. В исследовательской деятельности важен не только
полученный результат, но и сам процесс выполнения работы.
научно-
исследо-
вательская
работа
школьников
предметные
исследования
исследования, выполняемые по
одному предмету. Результаты
исследования могут быть
получены в результате изучения
данного предмета
межпредметные
исследования
исследования требующие
привлечения знаний из
различных учебных предметов.
Результаты выходят за рамки
отдельного учебного предмета
надпредметные
иследования
исследование проводимое
совместно учеником и
учителем.
Исследование конкретных
личностно значимых для
школьника проблем.
Научно-исследовательская деятельность учащихся это процесс совместной
деятельности учащегося и педагога. Для успешного выполнения исследования мне
необходимо составить индивидуальные программы для учащихся, дополняющие и
углубляющие их знания, это позволяет использовать различные виды исследовательского
творчества учащихся и активно применять информационные технологии, а так же
Интернет-ресурсы.
В процессе накопления исследовательских навыков и умений школьников
происходит и некоторое изменение методов моей работы. Сначала предлагаю им
подготовить небольшие сообщения к урокам, творческие домашние задания, затем
заинтересованные каким либо вопросом, учащиеся готовят доклады, исследовательские
рефераты, а уже самые успешные начинают научно-исследовательскую работу к научно-
практическим конференциям .
Такие работы затрагивают не столько теорию математики, сколько её применение на
практике. Например :
«Математика и здоровое питание», ученик 6 класса высчитал ежедневные затраты
калорий для себя и своей мамы, и составил недельный рацион питания, так что бы
мама могла похудеть, а он сам поправиться.
активизация мыслительной деятельности
учащихся, в формировании дополнительных
знаний , в ходе проведения исследования, а
также в обучении их структуре проведения
исследования по интересующей их теме
.
развитие умственного
потенциала учащихся, их
познавательных и личностных
возможностей
испособностей.
Терпение , память,
любознательность
Творческие
способности
Научно-
исследовательская
работа
формирование
самостоятельности и
ответственности,
формирование умения
планировать и
организовывать свою
деятельность
«Жить или курить», ученица 10 класса проанализировала частоту и количество
заболеваний у курящих и некурящих школьников.
И много других тем, позволяющих школьникам увидеть , что математика не
сухой набор формул и правил, а интересная и полезная в жизни каждого человека ,
очень творческая наука.
Научно-исследовательская деятельность для учащегося особенно
привлекательна, тогда когда не только он, а и его товарищи могут видеть полученный
результат .Для школьников это сложный и долгий труд, и что бы заинтересовать им нужно
показать учащимся какие конкретно выгоды для себя они получат в конце своей работы.
Поэтому учителю важно продумать где будет выставлены работы учащихся. В кабинете
есть сменный стенд, где школьники могут увидеть свои творческие работы, а затем они
попадают в папку детских работ . Это является огромным стимулом, для участия в
различных творческих конкурсах и исследовательских работах.
Ученики, с которыми мы прошли все этапы по реализации творческих идей, принимали
участие в научно-практических конференциях различного уровня. От школьного до
регионального, кроме того их работы принимали участие во всероссийском фестивале
исследовательских творческих работ «Портфолио».
Анализируя опыт работы можно сделать вывод, что уровень знаний и умений
школьников, хоть раз выполнивших научно-исследовательскую работу, значительно
возрастает. Такие учащиеся отличаются умением слушать товарищей, четко
формулировать вопросы, находить нужную информацию в различных источниках,
анализировать и классифицировать . Они в любой задаче видят проблему, требующую
решения и творчески подходят к нахождению методов и средств для этих решений. Они с
удовольствием участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, пишут доклады и
исследовательские работы. Поступают в престижные вузы, а в дальнейшем продолжают
работать по выбранной еще в школе специальности. Что очень важно для детей так как в
современном мире добиться успеха может только творчески развитый, эрудированный,
мобильный, умеющий отстаивать свою точку зрения, умеющий не только получать знания,
но и преумножать , творчески перерабатывать , а так же применять его на практике.
Литература
1.
Математика. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / автор-составитель
М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.
2.
Мерлина Н.И., Шоркина \\ Л.В. Темы исследовательских работ по математике для
учащихся 5-11 классов: учеб.-метод. пособие– Москва: Изд-во Глобус, 2006. – 80 с.
3.
Попова Т.А. \\ Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
4.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по математике:
методическое пособие \\ Е.В.Тяглова. – М.: Глобус, 2008. – 255с.-
5.
Ивочкина Т., Ливерц И. \\ Организация научно-исследовательской деятельности
учащихся \\ Народное образование. 2000. №3. С. 136-138.
6.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.:
Народное образование, 2001