Автор: Яковлева Виктория Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Рейтинговая система как интегральная оценка уровня освоения школьных модулей по математике.
Раздел: среднее образование
Рейтинговая система как интегральная оценка уровня освоения
школьных модулей по математике.
В жизни нашего общества происходят значительные изменения. В связи с
этим
особое
значение
приобретает
проблема
совершенствования
школьной
подготовки
подрастающего
поколения.
Современное
общество
требует
от
обучающихся учебных заведений не багажа знаний, а умения воспользоваться им,
а затем – самостоятельно пополнить. Особое внимание на сегодняшний день в
контексте ФГОС следует уделять качеству получаемого образования. Решению
данной задачи способствует применением целого ряда педагогических средств,
среди которых особое место занимает контроль и оценивание полученных знаний
как необходимая составная часть учебного процесса. В настоящее время вводится
новая
система
контроля
и
оценки
знаний
–
система
рейтингового
контроля.
Применение данной системы возможно и на уровне среднего образования. Она
может рассматриваться как одно из эффективных средств повышения качества
образования.
Рейтинговая
система
оценки
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов
деятельности
обучающегося
за
весь
период
изучения
курса.
Введение
рейтинговой системы преследует следующие цели: – стимулирование регулярной
систематической
работы
и
повышение
мотивации
к
изучению
материала;
–
повышение
в
учебе
путем
замены
усредненных
категорий
обучающихся
(отличники,
хорошисты,
троечники)
точной
оценкой
того
места,
которое
конкретный обучающийся занимает среди своих одноклассников; – уменьшение
роли
случайности
при
оценке
знаний;
–
осуществление
текущей
аттестации
обучающихся;
–
обеспечение
более
высокого
уровня
планирования
учебного
процесса;
–
повышение
качества
образования.
Модульно-рейтинговая
система
подходит для оценки компетенции в силу того, что в баллах оцениваются не
только знания и навыки обучающихся, полученные при изучении учебного цикла,
но
и
их
творческие
возможности:
активность,
неординарность
решений
поставленных
проблем,
умение
работать
в
группе.
Рассмотрим
возможную
систему оценивания знаний обучающихся при изучении учебных циклов. Для
формирования
рейтинга
выбраны
следующие
контрольные
точки
и
соответствующее им количество баллов: написание реферата по геометрии – до 7
баллов,
конспектирование
текста
учебника
–
до
3
баллов,
конструирование
вопросов различной сложности и эталонных ответов – до 5 баллов, подготовка
дополнительного материала по теме – до 5 баллов, присутствие на уроке – до 2
баллов, выполнение домашнего задания – до 4 баллов, выполнение тестовых
заданий
–
до
5
баллов,
устный
ответ
(диалог)
–
до
3
баллов,
выполнение
практических работ – до 5 баллов, выполнение учебноисследовательской работы –
до 15 баллов, участие в конференции (презентации) – до 15 баллов, составление и
оформление математических ребусов, головоломок и кроссвордов – до 5 баллов,
выполнение
индивидуальных
заданий
учителя
–
до
6
баллов,
оформление
наглядных пособий, таблиц – до 6 баллов.
При использовании рейтинговой
системы возможно применение «штрафных» баллов. Штрафные баллы могут
быть начислены: за отклонение от графика и несвоевременная сдача работы –
минус 4 балла, отказ от выполнения предложенного задания – минус 4 балла.
Учебный цикл считается усвоенным, если обучающийся набрал не менее 60
баллов. Рейтинговая система оценки качества обучения позволяет более полно и
эффективно
использовать
текущий
и
рубежный
контроль,
направлять
его
на
освоенные
компетенции
знаний,
обеспечивающие
соответствующий
уровень
образования.