Автор: Донецкая Ольга Васильевна
Должность: преподаватель компьютерной графики
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Компьютерная графика"
Тема: "Фаска и скругление (3D моделирование деталей, изготавливаемых точением)"
Раздел: среднее профессиональное
План открытого занятия
1
Дисциплина «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»
Специальность
15.02.08 «Технология машиностроения»
Курс 2 Семестр 4 Группа 1215
Тема: Фаска и скругление (3D моделирование деталей, изготавливаемых точением)
Вид занятия: практикум (получение новых знаний, выполнение практических заданий)
Цель занятия повторение ранее пройденного материала, изучение новых инструментов созда-
ния деталей, формирование конструктивных умений и навыков.
Задачи:
1)
Образовательная:
изучение новых инструментов создания деталей программы «Ком-
пас –3D»
2)
Развивающая: развитие конструктивных навыков и умений создания деталей;
3)
Воспитательная:
развитие аккуратности, навыка планировать свои действия, разви-
тие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности;
Методы:
•
словесный (беседа);
•
наглядный (демонстрация учебного материала);
•
практический (работа на компьютере);
•
объяснительно-иллюстративный.
Обеспечение занятия:
1)
Раздаточный материал – Карточки с заданиями, карточки с индивидуальными за-
даниями
2)
Технические средства обучения – Компьютеры, проектор, интерактивная доска.
3)
Литература:
a.
основная
Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика, Москва, Издательский
центр «Академия», 2014 г.
b.
дополнительная
Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика. Практикум.
-СПб: БХВ-Петербург, 2015 г.
Межпредметные
связи
Математика,
Технология
машиностроения,
Инженерная
графика,
САПР
Содержание занятия:
1.
Организационный момент – 2 мин.
2.
Постановка цели и задач.
3.
Повторение ранее изученного материала, подготовка к усвоению новых знаний
(актуализация) – 15 мин.
4.
Объяснение нового материала – 20 мин.
5.
Первичная проверка понимания – 3 мин.
6.
Первичный контроль новых знаний –5 мин.
7.
Контроль усвоения. Выполнение индивидуальных заданий – 40 мин.
8.
Домашнее задание
9.
Подведение итогов занятия, выставление оценок, самооценка – 5 мин.
Итоги занятия: Конструктивные умения и навыки создания 3D моделей деталей, изготавлива-
емых точением с помощью различных инструментов программы (выдавить, фаска, скругление).
Преподаватель
(О.В. Донецкая)
План открытого занятия
Основные этапы
№
Этап
Задачи этапов занятия
Действия преподавателя
Оборудование и наглядные
пособия
1
Организацион-
ный
Концентрация внимания,
настрой на работу. Ин-
структаж по охране
труда и технике безопасно-
сти.
Отметить отсутствующих,
проверить готовность к за-
нятию. Инструктаж по
охране труда и технике
безопасности.
2
Постановка
цели и задач.
Мотивация
учебной дея-
тельности
учащихся.
Концентрация внимания,
настрой на работу
Сообщаются цели, задачи и
план занятия
Мультимедиа комплекс
+экран +слайды с темой, це-
лями и задачами занятия
3
Актуализация
знаний
Проверка усвоения матери-
ала предыдущего занятия,
формирование ответствен-
ности, системности.
Выяснение уровня прочно-
сти и осмысленности зна-
ний, полученных обучаю-
щимися на предыдущем за-
нятии.
Устранение выявленных
пробелов в знаниях обучаю-
щихся.
Предлагаются обучаю-
щимся задания на составле-
ние алгоритма действий и
вопросы по материа-
лам Д/З
Доска+ мультимедиа ком-
плекс + слайды с Заданиями
и Правильными ответами
4
Первичное
усвоение но-
вых знаний.
Формирование навыков са-
мостоятельной работы с
конспектом
Объясняет новый материал,
организует деятель-
ность обучающихся, осу-
ществляет консультацион-
ную помощь
Тетрадь+ Чертежи деталей +
Мультимедиа комплекс+
Презентация Фаски и гал-
тели +компьютеры, Про-
грамма Компас
План открытого занятия
5
Первичная
проверка пони-
мания
Формирование навыков
планирования своих дей-
ствий
Обучающимся предлага-
ются вопросы по новому
материалу
Тетрадь+ Карточки с вариан-
тами заданий + Мультимедиа
комплекс
6
Первичное за-
крепление ма-
териала
Закрепление нового матери-
ала
Организует деятель-
ность обучающихся, осу-
ществляет консультацион-
ную помощь, помощь тем,
кто затруднился составить
план работы.
Тетрадь+ Карточки с вариан-
тами заданий +компьютер
7
Контроль усво-
ения
Обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
Организует деятель-
ность обучающихся, осу-
ществляет консультацион-
ную помощь
Тетрадь+ Карточки с вариан-
тами заданий +компьютер
8
Задание на дом Закрепление полученных
знаний и умений
Задание на доске
9
Подведение
итогов занятия
Рефлексия деятельно-
сти обучающихся
Выставляет отметки, дает
вербальную оценку дея-
тельности обучающихся и
их достижений, исходя из
результатов выполнения за-
даний
Задания
Задание 1
Задание: Расположить по шагам пункты
создания 3D объектов в нужном порядке
Мой
ответ
Правиль-
ный ответ
a)
Включение режима «эскиз»
b)
Выбор ориентации (XYZ)
c)
Выбор плоскости расположения
эскиза
d)
Выключение режима «эскиз»
e)
Работа с панелью «геометрия»
f)
Работа с панелью «редактирова-
ние детали»
шаг 1
шаг 2
шаг 3
шаг 4
шаг 5
шаг 6
шаг 1
шаг 2
шаг 3
шаг 4
шаг 5
шаг 6
Задание 2
Как осуществляется выбор плоскости располо-
жения эскиза?
1.
Щелчком левой клавиши мыши на
плоскости в области построения
2.
Щелчком левой клавиши мыши на
плоскости в дереве модели
3.
Оба ответа верны
4.
Верного ответа нет
Задание 3
На главном изображении чертежа точёная деталь изображается
в положении, которое она занимает на станке в процессе изготовления.
Детали, изготавливаемые на токарном станке, изображаются в гори-
зонтальном положении.
Какую выбрать плоскость для
эскиза, чтобы точёная деталь
располагалась
горизон-
тально?
Мой
ответ
Правильный
ответ
1.
Плоскость XY
2.
Плоскость ZX
3.
Плоскость ZY
Задание 4
Какую выбрать плоскость для эс-
киза в изометрии XYZ?
a)
Плоскость XY
b)
Плоскость ZX
c)
Плоскость ZY
1 – корпус
3 – эксцентрик
10 – рукоятки
Анализ индивидуального задания (Вариант №__)
1.
Количество цилиндров (количество эскизов) –
2.
Выписать диаметры(радиусы) эскизов в порядке их выполнения –
3.
Плоскость первого эскиза –
4.
Плоскости последующих эскизов – торец (Ø___), торец (Ø ___). торец (Ø ___), торец (Ø ___)
5.
Фаска: количество___, длина___, ребро цилиндра (Ø ___)
6. Скругление R_____, цилиндр (Ø ___)
5
Конспект теоретического материала
Одними из наиболее используемых дополнительных команд являются
Фаска
и Скругление
(на панели Редактирование детали они объединены в одну группу).
Для этих операций не требуется создавать эскиз. Вы лишь указываете радиус скругления или
длину и угол фаски, а также ребра, на месте которых необходимо сформировать указанный кон-
структорский элемент.
Создать эскизы частей детали: панель геометрия инструмент «Окружность», операция
«Выдавливание» на панели Редактирования детали. Приступить к выполнению фасок и скруглений
инструмент «Фаска/Скругление». В строке свойств задать параметры фасок и скруглений.
Для выделения ребра в 3D-модели подведите к нему указатель мыши и, когда справа внизу от
указателя появится изображение маленького отрезка, щелкните на ребре кнопкой мыши. Ребро
должно подсветиться красным цветом. За один вызов команды Фаска или Скругление можно созда-
вать фаску или скруглить сколько угодно ребер.
Другой способ выбора ребер для построения фаски или формирования скругления. В окне мо-
дели вы можете выбрать любую грань, тогда на всех ее ребрах будут созданы фаски или скругления
указанных параметров. Выделить грань достаточно просто: подведите к ней указатель (возле указа-
теля появится условное обозначение грани) и щелкните кнопкой мыши. Грань подсветится. Как и
для большинства других трехмерных операций, создаваемые фаски или скругления сначала отобра-
жаются фантомами с характерной точкой, позволяющей прямо в окне модели редактировать их па-
раметры.
6
Результат скругления выделением подсвеченной на рисунке грани цилиндра.
Вопросы для проверки первичного усвоения:
1. Где находятся пиктограммы операций фаска и скругление
2. Требуется ли создавать эскиз для выполнения одной из них?
3. Что выделяют, чтобы выполнить фаску или скругление?
4. Если выделить не ребро, а грань объекта, то какой будет результат данных операций?
Для первичного закрепления материала выполнить анализ индивидуального задания по
выданному плану.
Задание на дом: Аверин В.Н. Компьютерная инженерная графика, с.71-81, повторить кон-
спект.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Невский машино-
строительный техникум»
РАССМОТРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
технических общепрофессиональных
дисциплин
Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________________М.А. Карпенко
СОГЛАСОВАНО
с методистом
«__» _________________2017г.
_____________Федосеевой И.Н.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
Дисциплина «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» ________
Тема
«
ФАСКА И СКРУГЛЕНИЕ»__________________
Группа____1215_________
Специальность_
15.02.08 «Технология машиностроения»
Санкт-Петербург
2017 г.