Напоминание

Разработка урока-экскурсии


Автор: Юлия Геннадьевна Чистова
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 8" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока-экскурсии
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока – экскурсии в Магнитогорский историко-краеведческий музей

Учитель: Чистова Юлия Геннадьевна

Класс: 3-г

Тема урока: Магнитогорский историко-краеведческий музей

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

1)Предметные: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся.

2) Личностные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать,

обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать

формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории города.

3) Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.

Задачи урока:

1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые

выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать. Обеспечить условия для развития умений

грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.

2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к истории родного края. Способствовать развитию творческого

отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы

«Магнитогорский историко-краеведческий музей».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

момент

Цель этапа: настроить

учащихся к учебной

деятельности на

получение новых

знаний; создать условия

для мотивации у

ученика внутренней

потребности включения

в учебный процесс

2.Актуализация знаний

Цель этапа: предъявить

задания близкие

жизненному опыту

детей; зафиксировать

ситуацию,

-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на

урок? Сегодня мы отправимся на экскурсию в Магнитогорский историко-

краеведческий музей

- Кто из вас был в музее?

- Что означает слово «музей»?

-

Музе́

й

( о т греч.

μουσε

ον

дом

Муз)

учреждение,

занимающееся

собиранием,

изучением,

хранением

и

экспонированием

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

эмоциональный настрой на урок

Формируемые способы

деятельности: проявление

эмоционального отношения в

учебно-познавательной

деятельности

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

активное слушание, выдвижение

предположений

Формируемые способы

деятельности: формулирование

собственных ожиданий

1

демонстрирующую

недостаточность

имеющихся знаний;

актуализировать

мыслительные операции,

необходимые для

проблемного изложения

нового материала

предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной

культуры, а также просветительской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов)

по искусству и науке, затем, с 18 века, оно включает в себя также здание, где

располагаются экспонаты. С 19 века присоединилась научно-

исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов 20

века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты

для детей, подростков и взрослых).

В мире очень много музеев самой разной тематики.

- Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́

дение — полное изучение определённой части страны, города или

деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные

специалисты, которые ограничились данным краем.

- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые: слушание

собеседника

Формируемые способы

деятельности: построение

понятных для собеседника

высказываний

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

активизация имевшихся ранее

знаний, активное погружение в

тему

Ф о р м и р у е м ы е

с п о с о б ы

деятельности: умение слушать в

с о о т в е т с т в и и

с

ц е л е в о й

установкой,

дополнять,

уточнять

высказанные мнения

Познавательные

УУД

Осуществляемые

действия:

развитие и углубление потребности

и

мотивов

учебно-познавательной

деятельности;

слушают

вопросы

учителя,

отвечают

на

вопросы;

осуществляют

актуализацию

личного жизненного опыта

Ф о р м и р у е м ы е

с п о с о б ы

деятельности:

формирование

умения извлекать информацию из

текстов,

выявлять

сущность,

о с о б е н н о с т и

о б ъ е к т о в ;

формирование умения на основе

анализа объектов делать выводы,

находить ответы на вопросы

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

взаимодействие с учителем во

время опроса; участие в

коллективном обсуждении проблем

и принятии решений

Формируемые способы

деятельности: формирование

компетенции в общении, включая

сознательную ориентацию

учащихся на позицию других

2

людей как партнёров в общении и

совместной деятельности;

формирование умения слушать,

вести диалог в соответствии с

целями и задачами общения

3.Постановка учебной

задачи

Цель этапа:

Выявление места и

причины затруднения и

постановка цели

деятельности

- А теперь подумайте и скажите, какую мы сегодня на уроке поставим

цель?

Регулятивные

УУД

Осуществляемые действия:

самостоятельное определение цели

урока

Формируемые способы

деятельности: формирование

умения прогнозировать

предстоящую работу

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление

потребностей и мотивов учебно-

познавательной деятельности

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

осмысление темы нового

материала и основных вопросов,

подлежащих усвоению

Формируемые способы

деятельности: формирование

мотивации к обучению и

целенаправленной познавательной

деятельности

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

Формирование умения учитывать

позицию собеседника, осуществлять

сотрудничество с учителем

Формируемые способы

деятельности: формировать

умения ставить цель деятельности

4.Проблемное

изложение нового

материала

Дети заранее распределяются в группы по 3 человека и получают

задания:

1гр. Рассказ о времени создания музея.

2гр. Рассказ об исторической экспозиции музея.

3 гр. Рассказ об этнографической экспозиции музея.

Регулятивные

УУД

Осуществляемые действия:

осознание целей и задач обучения,

восприятие, осмысление,

запоминание учебного материала и

основных вопросов

Формируемые способы

3

4гр. Рассказ о краеведческой экспозиции музея.

деятельности: формирование

умения слушать и понимать

других; формирование умения

формулировать свои мысли в

устной форме; формирование

умения работать в группах

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

развитее умения получать

информацию из текста и строить

сообщение в устной форме;

развитие умения проводить

сравнение изученных объектов по

самостоятельно выделенным

основаниям;

Формируемые способы

деятельности: формирование

умения осуществлять

познавательную и личную

рефлексию

5.Практическая работа

с самопроверкой,

взаимопроверкой Цель

этапа: тренировать

способность к

самоконтролю,

взаимоконтролю и

самооценке,

организовать выявление

и исправление

допущенных ошибок

- В каком году основан наш краеведческий музей?

- С каким разделом музея нас познакомили?

-Какими выставками были открыты экспозиции?

-Что интересного вы узнали о Магнитогорском Металлургическом

комбинате?

Личностные УУД

Осуществляемые действия:

проявление эмоционального

отношения и волевых усилий в

учебно-познавательной

деятельности, запоминание

материала

Формируемые способы

деятельности: применение на

практике полученных знаний и

последующее повторение

Регулятивные

УУД

Осуществляемые действия:

самоконтроль выполнения заданий,

взаимоконтроль и внесение

корректив в учебно-познавательную

деятельность

4

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

развитие и углубление потребности

и мотивов учебно-познавательной

деятельности

Формируемые способы

деятельности: умения

структурировать знания,

построение логической цепи

рассуждений

7.Инструктаж учителя

по выполнению

домашнего задания

Цель этапа: включить

новый способ действий

в систему знаний

учащихся, тренировать

способность применять

новые знания

- Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру о

Магнитогорском историко-краеведческом музее.

Познавательные

УУД

Осуществляемые действия:

творческая переработка изученной

информации

Формируемые способы действия:

Развитие и углубление

потребностей и мотивов учебно –

познавательной деятельности.

8. Рефлексия учебной

деятельности на уроке

Цель этапа: организовать

фиксацию нового

содержания, изученного на

уроке; фиксацию степени

соответствия результатов

деятельности на уроке и

поставленной цели в

начале урока; организовать

проведение самооценки.

Закончи предложение:

- Хочу сказать спасибо…

- Я считаю, что прошедшее занятие…

- Я испытывал удовольствие от …

- Мне было не очень комфортно, когда …

Коммуникативные

УУД

Осуществляемые действия:

оценка и самооценка учебной

деятельности, обобщение и

систематизация знаний, учащиеся

выражают свои эмоции по поводу

урока

Формируемые способы

деятельности: формирование

умений точно и полно выражать

свои мысли

Приложение

5

Магнитогорский историко-краеведческий музей был основан в августе 1944 г. Его первая экспозиция была открыта для посетителей в

мае 1946 г. двумя выставками : "Великая Отечественная Война", "История горы Магнитной". За прошедшие годы сотрудники музея

собрали большие коллекции по истории края, города и металлургического комбината, предметные коллекции художественного металла,

русского медного литья, декоративно-прикладного искусства. Многие экспонаты были приобретены в археологических,

этнографических и геологических экспедициях, получены в дар или переданы непосредственными участниками событий.

В фондах музея хранятся персональные коллекции почётных граждан Магнитогорска, Героев СССР, Героев Социалистического труда,

Заслуженных работников культуры, образования, здравоохранения. Собран богатый фотографический материал, отражающий историю

Магнитогорского металлургического комбината и города с 1929 г.

Постоянная экспозиция "История Магнитки - история страны" пользуется большой популярностью среди жителей и гостей города. На

базе экспозиции проводятся встречи с ветеранами, учёными-историками, школьниками, студентами и представителями творческой

интеллигенции. Экспозиция значительно расширила культурное пространство города и региона. Ее дополняют и другие не менее

интересные разделы: "Животный мир и минералы Южного Урала", состоящий из коллекций флоры, горных пород и минералов горы

Магнитной, а также коллекции насекомых степной зоны Южного Урала.

Особым интересом у посетителей пользуется ретро-комната "Здесь всё теперь воспоминанье..", демонстрирующая быт советских

людей в 50-е гг. XX века, а также раздел под названием "Магнитка и космос". Литературный отдел представлен единственным на Южном

Урале литературным мемориальным комплексом "Музей-квартира поэта Бориса Ручьёва"

6



В раздел образования