Автор: Юлия Геннадьевна Чистова
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 8" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Анализ учебно-воспитательной работы
Раздел: начальное образование
Чистова Юлия Геннадьевна
МОУ «СОШ №8» г. Магнитогорска
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
за 2019 – 2020 учебный год
3-г класс
Цель и задачи работы
Цель: моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности
ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения,
уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
1.
Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.
Стараюсь обеспечить такой опыт взаимодействия, который убедил бы ребят в следующем:
- работать сообща приятно и интересно,
- коллективная работа более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться
самостоятельно,
- в совместной работе возникают теплые чувства к партнерам и хорошие отношения, которые сохраняются и по ее окончании,
2.
Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.
Опыт совместной работы со сверстниками позволит детям:
- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции, результат работы может существенно отличаться от личных
первоначальных замыслов,
- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.
3.
Обучение правилам эффективной организации совместной работы.
Например:
- до начала выполнения работы и по ходу ее обсуждались и согласовывались планы,
- знакомились и использовали правила эффективного обсуждения,
- сами распределяли обязанности и средства, используя справедливые и объективные критерии.
4.
Развитие эмоциональной сферы.
Учить детей:
- распознавать эмоциональные состояния свои и партнеров, ориентируясь на вербальные и невербальные проявления (жесты, мимику,
позу, интонацию),
- адекватными средствами выражать собственные чувства.
Задача – доминанта обучения в начальных классах – формирование уважительного отношения к жизни, к себе и ко всему живому как
проявление жизни. Задача планирования воспитательной работы состоит в том, чтобы так организовать жизнь коллектива в свободное от
уроков время, чтобы учащиеся добровольно и с желанием участвовали в делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы
оценивать свои возможности и постоянно стремились познать самих себя.
Направление «Здоровье». Цель направления: Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической
культуре. Пропаганда здорового образа жизни. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной
безопасности, общей культуры.
1.
Обеспечение оптимальных гигиенических условий в классе. Озеленение класса.
2.
Организация горячего питания.
3.
Рациональная организация учебного процесса:
a)
проведение физкультпауз, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности, на каждом уроке;
b)
с целью расслабления провожу релаксационные упражнения;
c)
проведение уроков с учётом возрастных и психологических
особенностей учащихся на основе дифференцированного
подхода;
d)
организация физкультурно–оздоровительной работы в работы (поездки за город, прогулки, экскурсионная работа).
Экскурсии. В гостях у природы. Организация отдыха на свежем воздухе, показать значение прогулок. Воспитание бережного
отношения к природе.
Теплая осень позволила проводить подвижные игры, беседы, наблюдения за природными изменениями, сбор природного материала для
уроков труда, занятия по интересам направлены на воспитание у учащихся умения подчинять свои интересы, свою деятельность интересам
коллектива и требованиям учителя.
Э к с к у р с и я
в
Л и м о н а р и й . Была
организована
в
февра ле,
в
период
вероятно сти
про студных
з а б о л е в а н и й .
Поход «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Вместе с родителями организовали отдых на природе (мини – футбол, подвижные игры).
4.
Просветительно – воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности и здорового образа жизни.
Классные часы:
«Полезные привычки» (преодоление обучающимися неуверенности в себе), «Режим дня школьника» (значение
соблюдения режима дня, составление индивидуального режима дня).
5.
Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению дней Здоровья, спортивных соревнований.
Приняли участие в школьном празднике «Папа, мама, я – олимпийская семья», заняли 2 место.
В соревновании по биатлону заняли 1 место.
Участвовали
в
Дне
Здоровья,
в
соревнованиях
«Весёлые
старты,
победила
Дружба.
6.
В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры
используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или
сигнальных карточек различного цвета, ответы на «ушко».
Направление «Нравственность». Учить детей понимать смысл человеческого существования, ценность своего Я и ценности существования
других людей; поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, формировать у детей умения
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Уроки нравственности. Интерес к другому человеку. Довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими
людьми; прививать учащимся правила эффективного общения; воспитывать уважительное отношение друг к другу; развивать навык
коммуникативного общения.
На
конкретных примерах систематически приучаю каждого ученика рассматривать своё действие, оценивать свой поступок. Учимся
работать в парах и группах. А это нелегко, когда хочется каждому быть командиром, быть ведущим.
Очень трудно пришлось ребятам, которые постигали впервые смысл слов «надо» и «нельзя». Не случайно
классные часы «Правила
школьника», «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», «Уроки вежливости» (Научить применять вежливые слова в жизни;
воспитывать вежливость, уважительное отношение к людям, друг к другу, к себе) были посвящены теме «Хочу» и «надо».
Игра для первоклассников – это частица их жизни. Через игру знакомились с правилами дорожного движения. Участвовали в школьном
марафоне «Правила дорожного движения» (единый урок). Игра - конкурс «Я не ты, ты не я, ну а вместе мы – друзья» . Развивать
умение жить в коллективе. Показать значимость товарищества и дружбы в жизни. Вывести главные принципы дружбы.
Цель: воспитание любви к родной школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Задачи:
расширять знания учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
воспитывать у учащихся любви к своему родному городу и краю как к малой Родине;
формировать чувство гордости за свою Отчизну;
воспитывать активную жизненную позицию;
формировать понятия «гражданин», «гражданский долг».
Праздник «Школа, здравствуй! Это – мы!». Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность по отношению друг к
другу, чувство гордости по отношению к школе.
Классные часы, посвящённые Дню Блокады Ленинграда, празднику 9 мая – воспитание чувства патриотизма, чувства сострадания,
сопереживания.
Клуб
выходного
дня.
Выезд
в
Абзаково,
посещение
зоопарка. Организация
совместного
проведения
досуга
детей
и
родителей.
Воспитание уважения и гордости к малой родине.
Классный час «С чего начинается Родина». Продолжение урока по окружающему миру знакомят учащихся с понятиями “государственные
символы страны”, расширяют круг знаний и представлений об истории России, воспитывают чувство гордости за свою страну.
Конкурс на лучшую фотографию «Я вижу мир»
Приняли участие в конкурсе новогодних поделок «В Царстве Снежной Королевы». 26 шикарных поделок в разной технике сотворили
ребята вместе со своими родителями.
Приняли участие в школьном празднике «Смотр строя и песни», посвящённому Дню Защитника Отечества.
В акции «Красная гвоздика» каждая семья внесла свой вклад.
Показали свои таланты в коллективном творческом деле «Прощание с Букварём». Здесь на сцену вышли и удивили своими способностями
и мамы.
Участвовали в праздновании Дня Матери; в празднике, посвящённом 8 марта; в празднике «Широкая Масленица».
Направление «Интеллект»
Создание условий для продвижения детей в интеллектуальном развитии, формирование интеллектуальной культуры, развитие интереса и
любознательности.
Интеллектуальные игры. Внеклассное занятие по математике. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Формирование
приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представление).
Развитие вариативного мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений.
Развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.
Формирование умения обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго
подчиняться заданным правилам и алгоритмам.
Первые шаги проектной деятельности предприняли ребята нашего класса. На уроках окружающего мира демонстрировали собственные
презентации
«Мой
питомец»
(Долгушева
А.,
Оверчук
М.,
Грицай
Ю.,
Климова
О.,
Худяков
Д.,
Булла
З.,
Яппаров
К.).
Интересную работу фотопроекта «Моя семья» представил Швырёв Г.
В ТВОРЧЕСКОМ проекте «Делаем своими руками» показали своё мастерство Долгушева А., Нукаева, О., Мельников Г., Спиридонов А.
Проектную деятельность необходимо продолжить во 2 классе.
Цель: развитие умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности.
Задачи:
- развивать интерес к познавательной деятельности;
- расширять детский кругозор;
- формировать ключевые компетентности;
стимулирование познавательной активности учащихся;
- способствовать развитию ребёнка, как личности.
Направление «Досуг. Семья.»
Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных
ситуациях; развитие интереса к внеклассной деятельности. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию
развитой личности.
Провели Праздник «Ура! Каникулы!». Для этого выехали за город.
Задачи:
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и
внимательности
к
людям,
готовности
к
сотрудничеству
и
дружбе
развитие
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
общечеловеческой нравственности и гуманизма;
принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
формирование положительного отношения к школе;
выявить таланты.
Общение учеников с родителями в необычной обстановке, возможность показать себя с лучшей стороны помогают открыть своё «я», создать
атмосферу для творчества, возможность проявить активность, самостоятельность.
Веселись, детвора, в гости к нам пришла зима! Развитие познавательного интереса детей через произведения о зиме и зимних явлениях.
Активизация умственной деятельности и познавательной сферы ребенка.
Воспитание культуры общения, интереса к чтению, любви к родному краю, бережного отношения к лесным обитателям и природе.
Съездили в Гости к Деду Морозу, прошёл утренник в классе «Это чудо –
Новый год».
Всю подготовку взял на себя родительский комитет класса.
Работа с родителями
Новые образовательные стандарты. Обучение третьеклассников.
Создание социально-психологических условий для адаптации детей в
ситуации школьного обучения по новым образовательным стандартам.
Трудности обучения и пути их решения.
Проблемы детского чтения.
На заседаниях родительского комитета обсуждались следующие вопросы:
- корректировка воспитательного плана работы;
- ремонт класса;
- поздравление именинников;
- проведение тематических праздников;
Работа с семьями показало, что в основном дети имеют хорошие условия, отношение к ним родителей соответствует норме. Однако, есть
семья, требующие особого внимания (Ясногорская). Излишняя строгость и требовательность к ребенку наблюдается в семье Степана
Кузовенко. Маме было предложено побеседовать с психологом. Определились с едиными требованиями к процессу обучения. В других
семьях, наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Общий недостаток – родители часто балуют детей, не всегда объективно
оценивают ребенка.
Заметно имущественное расслоение семей. Класс как бы поделился на детей из семей, имеющих большие материальные возможности, и из
семей, менее обеспеченных. Дети поставлены перед выбором истинно культурных ценностей. Успехи и неудачи сверстников в классе не
всегда находят должный отклик у всех ребят.
Все мероприятия были направлены и подчинены единой цели:
эмоциональное благополучие как условие успешности учебной
деятельности.
В результате совместной работы учащихся, учителя, психолога и родителей прослеживается динамика развития коллектива. Формируется
познавательный интерес к учебной деятельности.
УДАЧИ В РАБОТЕ:
многообразие форм работы;
развитие познавательных интересов учащихся, нравственного потенциала;
начало формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений;
творческие «открытия» учащихся;
насыщенность физкультурно-оздоровительных мероприятий;
удачное построение индивидуальной работы с учащимися;
большая совместная работа детей и родителей;
ПРОБЛЕМЫ:
не все дети понимают значение физической культуры, небрежно относятся к своему здоровью;
требуется целенаправленная работа по формированию коллектива;
у некоторых учащихся не развито чувство уважения к другим;
в классе много детей, стремящихся к лидерству;
не все учащиеся могут преодолевать трудности в учебе, правильно и рационально расходовать учебное время;
во время проведения классных и школьных мероприятий бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах,
невысокий уровень культуры отдельных учащихся.
Анализируя проделанную работу, можно отметить, что были предприняты следующие шаги по осуществлению успешной учебно-
воспитательной работы:
- в классе созданы условия для отдыха детей на переменах (создан игровой уголок с настольными играми, наличие множества
комнатных цветов, раскрасок, пластилина и т. д. для организации отдыха детей);
- соблюдение нормы гибкого режима дня. Основные уроки проходят до 13.00, внеурочная деятельность начинается с 14.30. В
течение урока проходят 2 физкультминутки: одна – двигательная, другая - для снятия напряжения зрения. Уроки проходят с
применением сюжетных, ролевых и дидактических игр, что увлекало детей учебным процессом, снимало усталость и напряжение
(были проведены нетрадиционные уроки: уроки-праздники, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии и т.д.);
- возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы через уроки музыки, изобразительного
искусства и художественного труда, конструкторской деятельности на уроках математики);
- созданы условия для наибольшего сохранения здоровья третьеклассников;
Исходя из анализа воспитательного процесса в классе за третий год обучения и на основе диагностических материалов, были определены
цели, задачи и направления воспитательной работы на четвёртый класс 2020-2021 учебного года.
Цель: продолжить работу по построению воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности
ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения,
уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
Задачи:
1)
изучать личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;
2)
осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
3)
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для
развития первоклассников;
4)
способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных
форм (в том числе и жизнь человечества).