Напоминание

Повышение эффективности формирования профессиональных компетенций студентов в процессе интеграции дисциплин дирижерско-хоровой подготовки


Автор: Усманова Люция Махмутовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО
Населённый пункт: Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение эффективности формирования профессиональных компетенций студентов в процессе интеграции дисциплин дирижерско-хоровой подготовки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Усманова Л.М.

Повышение

эффективности

формирования

профессиональных

компетенций студентов в процессе интеграции дисциплин дирижерско-

хоровой подготовки

Ус м а н о в а

Л ю ц и я

М а х м у т о в н а ,

преподаватель МДК.03.02. Хоровой класс

и управление хором

ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж

педагогического образования», г. Иркутск

Аннотация. Дирижерско-хоровая подготовка является одной из важнейших из

профессионально-педагогических компетенций будущего учителя-музыканта.

Решение

конкретных

исполнительских

и

педагогических

задач

в

классе

хорового дирижирования колледжа построено на системе интегрированных

музыкальных и профессионально значимых дирижерских и хормейстерских

умений,

которые

формируются

в

системе

музыкально-педагогического

образования в учреждении СПО.

Формирование педагогической культуры как интегрированного начала

будущего учителя музыки возможно только в условиях его готовности жить

по

законам

культуры

и

красоты,

когда

будет

создана

платформа

стремительного

роста,

движения

его

в

направлении

«субъект,

индивидуальность, личность». Мы предполагаем, что в решении данного

вопроса большую роль играет дирижерско-хоровая подготовка студентов в

колледже,

способная

сформировать

культурное

образовательное

пространство

как

специфическое

качество

единства,

как

результат

конструктивной

деятельности,

характеризующийся

единством

отражения,

отношения и поведения. Культурное пространство предполагает постоянное

внимание к развитию у студента-музыканта, поющего в хоре и работающего с

хором

в

качестве

дирижера,

способностей

к

диалогическому

общению,

познанию

другого

человека

и

самопознанию,

формированию

данных

к

музыкальному восприятию и мышлению, отношения к другому человеку как

высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с

ним.

В

этой

связи

дирижерско-хоровая

подготовка

учителя

музыки

в

современной системе среднего музыкально-профессионального образования

требует

существенных

изменений,

интенсификации,

новых

подходов,

направлений и форм педагогической деятельности.

Интеграция определяется в педагогике как одна из форм взаимосвязи и

взаимодействия предметов и явлений в теории и практике, восстановление их

изначальной природной целостности, и одновременно рассматривается как

процесс, как средство и как результат взаимодействия объектов; как создание

нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в

нескольких

прежде

разных

единицах

(учебных

дисциплинах,

видах

1

деятельности и т.д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их

объединение в не существовавший ранее монолит особого качества (по Н.

Светловской).

Определение структуры и содержания дирижерско-хоровой подготовки

в

музыкально-педагогической

образовательной

деятельности

дает

право

говорить

о

ней

как

об

интегрирующей

области,

где

просматриваются

взаимосвязи

между

специальными

(дирижерско-хоровыми,

вокальными,

инструментальными)

и

общими

(педагогическими

и

психологическими)

знаниями и умениями;

музыкально-теоретическими и музыковедческими

знаниями

и

умениями;

теоретическими

знаниями

и

практическими

умениями,

полученными

в

процессе

освоения

МДК

Хоровой

класс

и

управлением

хором

(хоровое

дирижирование,

хоровой

класс,

хоровая

практика, хороведение, хоровая аранжировка).

Таким образом, интеграция содержания музыкального образования в

среднем

профессиональном

учебном

заведении

при

подготовке

учителя

музыки

предполагает

следующие

ориентиры

в

п р е п од а ва н и и

индивидуальных и музыкально-теоретических дисциплин: направленность

всего теоретического и практического обучения на реализацию современной

модели учителя музыки; тесная связь между дисциплинами дирижерско-

хоровой подготовки, специальными музыкальными дисциплинами, частными

методиками.

Установление

смысловых,

содержательных,

структурных

и

технологических

связей

между

дисциплинами

профессионального

модуля

дает возможность осуществлять дирижерско-хоровую подготовку студентов

на комплексной основе.

Особая актуальность данного

подхода

заключается

в

раскрытии

проблемы становления теории интеграции в музыкальной педагогике как

передовой

педагогиче ской

технологии,

где целью интеграции

в

педагогическом

процессе

является

моделирование

процесса

работы

над

вокально-хоровым произведением на основе синтеза знаний по дисциплинам

дирижерско-хоровой подготовки, специальным музыкальным дисциплинам,

частным методикам (междисциплинарная интеграция).

Реализация

интеграции

дисциплин

дирижерско-хоровой

подготовки

направлена

на

созидание

особого

образовательного

пространства,

характеризующегося

атмосферой

эмоциональной

открытости

и

сопричастности.

Все

это

реализуется

в

теоретических

и

практических

занятиях, которые тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг

друга

и

интегрируются

в

различных

формах,

спо собствующих

осуществлению компетентностного подхода к обучению студентов.

Целостный компонент дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки

как

определенная

профессиональная

культура

возможен

посредством

междисциплинарной

интеграции.

Компетентностный

подход

приводит

к

расширению

принципа

междисциплинарных

связей

до

принципа

междисциплинарной

интеграции.

Междисциплинарная

интеграция

это

2

целенаправленное

усиление

междисциплинарных

связей

при

сохранении

теоретической и практической целостности учебных дисциплин.

Междисциплинарная

интеграция

расширяет

образовательное

пространство,

создает

виртуальную

учебную

междисциплинарную

лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой

дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает

умения применять знания в профессиональной деятельности.

Интегрированное

содержание

урока

фактическими

примерами

из

нескольких дисциплин создает условия для разностороннего рассмотрения

изучаемой

информации,

систематизирует

разностороннюю

трактовку

сложных

понятий,

развивает

творче ские,

и н т е л л е к т у а л ь н ы е ,

коммуникативные

способности

у

студентов,

порождает

инициативу,

энтузиазм и мотивацию для дальнейшего обучения.

Интеграция

дисциплин

предполагает:

устранение

дублирования

в

процессе изложения учебного материала различных дисциплин; усиления

важности

профессиональной

направленности

всех

без

исключения

дисциплин специальной направленности; преодоление фрагментарности и

мозаичности

знаний

студентов,

что

обеспечивает

овладение

ими

комплексным

знанием,

системой

универсальных

учебно-педагогических

действий; формирование

системно-целостного

представления

на

будущую

профессию. Междисциплинарная интеграция способствует формированию

компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно.

Кроме того, интегративно-целостный подход к подготовке учителей музыки в

колледже способствует формированию их профессионально-педагогической

дирижерско-хоровой мобильности.

Интеграционные

процессы

играют

ведущую

роль

на

всех

уровнях

дирижерско-хорового

образования.

Наиболее

эффективно

формирование

комплекса дирижерских педагогических умений осуществляется в условиях

взаимосвязи

обучения

в

классе

дирижирования

с

хоровой

практикой.

Наблюдая за особенностями работы студентов-практикантов на занятиях хора

можно

сделать

вывод,

что

существует

определенный

разрыв

между

формированием

дирижерских

умений

в

индивидуальном

классе

и

применением их в процессе самостоятельной практики работы с хором.

Главной

целью

хормейстерской

практики

является

формирование

готовности

студентов

к

самостоятельной

деятельности

в

качестве

руководителя хора. И важнейшую роль среди названных видов практики

играет

хоровая

практика

на

учебном

хоре

в

колледже,

направленная

на

формирование

специальных

дирижерско-хоровых

компетенций

студентов,

которые носят интегративный характер.

Показатели специальных компетенций:

1.

Знание

и

понимание

целей

и

задач

вокально-хорового

воспитания;

знание

художественно-понятийного

аппарата

хороведения

и

применение

его

на

практике;

знание

новейшей

методической

литературы, обобщающей лучший педагогический опыт.

3

2.

Знание

возможностей

певческих

голосов

и

основополагающих

установок вокально-хорового воспитания.

3.

Выбор репертуара, отвечающего требованиям художественности.

4.

Определение

и

грамотное

объяснение

задач

исполнения;

умение

быстро реагировать на интонационные, ритмические и ансамблевые

ошибки хора, понимать причины выявленных неточностей исполнения.

5.

Умение

профессионально

грамотно

проводить

вокально-хоровую

работу,

демонстрировать

«эталонное»

звучание

и

давать

ему

адекватную словесную характеристику. Умение модифицировать звук

своего голоса в соответствии с хормейстерскими задачами.

6.

Умение

самостоятельно

распевать

хор.

Составление

интонационно-

слуховых

упражнений,

помогающих

преодолению

трудностей

изучаемого произведения.

7.

Умение самостоятельно планировать хоровые занятия, организовывать

свою деятельность и деятельность хора.

8.

Умение методически грамотно проводить хоровые занятия, используя

при этом различные приемы и средства обучения.

9.

Применение

методических

приемов

работы

дирижера

над

хоровой

партитурой.

10.

Использование

различных

технических

и

художественных

приемов

хорового

дирижирования,

дирижерских

навыков

в

передаче

художественного образа при управлении хоровым коллективом.

11.

Совершенствование

дирижерских

жестов.

Эффективное

управление

хоровой

звучностью

с

помощью

экономных,

четких

и

ясных

дирижерских жестов; владение репетиционными жестами.

12.

Использование

новых

прогрессивных

методов

и

приемов,

видов

занятий,

форм

организации

хоровой

деятельности.

Продумывание

способов

реализации

поставленных

задач,

вариативных

методов

и

приемов.

13.

Постоянное

совершенствование

исполнительских

умений.

Самостоятельное разучивание и подготовка к концертному исполнению

хоровых произведений.

14.

Рефлексия качества результатов проведенной вокально-хоровой работы.

Самоанализ

проводимой

хормейстерской

работы;

рефлексия

собственных действий, умение владеть собой.

В процессе хоровой практики студенту предоставляется возможность

объединить теоретические знания, полученные при изучении дирижерско-

хоровых дисциплин в колледже, с практическими умениями организации и

проведения различных видов вокально-хоровой работы. Полученные в ходе

само стоятельной

хормейстерской

практики,

знания

и

умения

систематизируются

и

претворяются

в

найденные

собственным

путем

способы

и

приемы

общения

и

управления

вокальными

и

хоровыми

коллективами разных типов и видов.

4

На

практических

занятиях

в

классе

хорового

дирижирования

преподаватель оказывает консультативную помощь студенту по организации

и

содержанию

проведения

хоровой

репетиции.

Более

детально

отрабатываются приемы работы студента над элементами вокально-хоровой

техники,

управлением

звучания

хора,

выполнением

художественно-

исполнительских задач.

Особенно большую трудность вызывает задача организовать звучание

хорового коллектива и осуществлять управление им. Это можно объяснить

недостаточной практической нацеленностью в классе дирижирования, когда

обучение дирижированию долгое время проводится «без инструмента хора»,

поздно формируются представления о реальном приложении дирижерских

умений

к

процессу

вокально-хоровой

работы.

С

другой

стороны,

определенную сложность для студента представляет процесс переноса уже

имеющихся дирижерских умений в новые условия – в самостоятельную

хормейстерскую работу.

Организации учебного процесса через интегрированный подход будет

способствовать

целостный

характер

хоровых

занятий

это

тесная

взаимосвязь и взаимодействие всех видов дирижерско-хоровой деятельности:

– исполнительская деятельность /хоровое исполнение обязательно включает в

себя

приобретение

вокально-хоровых

навыков;

развиваются

музыкальные

способности

студентов

(музыкальный

слух,

интонация,

ритм,

память);

происходит

знакомство

с

основными

элементами

музыкальной

выразительности, приобретаются навыки музыкального восприятия.

– в хоровом исполнении слово и мелодия, обладающие наибольшей силой

воздействия на человека, как бы взаимно переплетаются воедино;

возможность

объединения

в

едином

творческом

процессе

студентов

с

различным уровнем музыкальной подготовки: без музыкальной подготовки, с

частичной подготовки и полной музыкальной подготовкой;

процесс

слушания

хорового

произведения

не

может

существовать

без

внутреннего

и

внешнего

интонирования

мелодии

произведении,

знания

музыкальной

грамоты

и

элементов

творчества,

которые

в

комплексе

способствуют закреплению в памяти изучаемого хорового произведения.

Умение читать хоровую партитуру помогает слышать звучание каждой

партии, петь любой из голосов партитуры. Развитие этого навыка проходит

интенсивно

в

том

случае,

если

на

уроке

применяется

метод

вокально-

интонационного

изучения

произведений.

Суть

метода

заключается

в

мысленном представлении

незнакомой

партитуры

до

её

непосредственного

исполнения.

Студент

ставится

перед

необходимостью

внимательно слушать, активно представлять и правильно воспроизводить

произведение. Е.А.Красотина отмечает, что «выходя к хору с произведением,

выученным под фортепиано, студент теряется от неумения выразительно

пропеть тот или иной голос, недостаточно уверен в чистоте интонирования,

не может передать образно-эмоциональную, тембровую окраску отдельных

хоровых партий».

5

В деле формирования и развития дирижерских умений и навыков всё

одинаково важно. Очень важно выработать у студентов прочные связи между

дирижерским жестом и представляемым звучанием. Педагогу необходимо

помнить,

что

отсутствие

взаимосвязи

между

мануальной

техникой

и

музыкально-слуховыми

представлениями

приводит

к

тому,

что

студент

передаёт

лишь

внешние

дирижерские

схемы,

а

не

руководит

процессом

пения. Умение анализировать хоровое произведение приводит к пониманию

его образа, развивает умение ориентироваться в особенностях формы, стиля,

жанра

и

т.д.

Также

развивается

умение

осмысливать

вокальные

характеристики

хоровых

партий,

разбираться

в

логике

развития

каждого

голоса.

Процесс накопления начального хормейстерского опыта включает

в себя постепенно вырабатываемые качества на основе субъективной

активности самих студентов и связан с последовательным решением

задач: формирование «эталона» звучания; усвоение профессиональной

терминологии;

реализация

на

каждой

репетиции

минимальных

конкретных

заданий;

развитие

вокального

слуха;

формирование

отношения к певческому звуку как критерию качества вокально-хоровой

работы;

освоение

репетиционного

жеста;

развитие

эмоционально-

волевых

качеств,

уверенности

в

работе

с

хоровым

коллективом;

развитие

творческой

инициативы

студентов,

самостоятельности;

свободная

ориентация

в

вокально-хоровой

звучности,

владение

приемами работы над всеми элементами вокально-хоровой звучности и

средствами художественной выразительности.

Схема решения поставленной задачи включает в себя совместное

обсуждение проблемы подготовки студентов к вокально-хоровой работе

преподавателем дирижирования при активном участии самих студентов.

План

совместных

действий

содержит

следующее:

преподаватель

дирижирования

усиливает

практическую

направленность

обучения

(моделирование

ситуации,

использование

аудио-

и

видеозаписи

репетиций,

создание

вокального

ансамбля

класса);

руководитель

хорового

класса

организует

систему

психологической

поддержки

студентов-практикантов

(ободрение,

создание

условий

для

самостоятельной

работы),

а

также

усиливает

методическую

нацеленность занятий хорового класса

Очень

важно,

чтобы

преподаватель

дирижирования

наблюдал

работу

студентов

на

хоровой

практике,

обеспечивал

своевременную

помощь

в

развитии

и

совершенствовании

дирижерских

навыков,

организовал самостоятельную работу студента по поиску оптимальных

методов работы с хоровым коллективом.

В

процессе работы н а д вокально-хоровым

произведением

в классе

дирижирования и

на

хоровой репетиции отрабатывается

темп ведения

6

репетиций, студент учится объяснять хору вокальные задачи, стоящие перед

ним, слушать исполнение и находить погрешности, исправлять имеющиеся

недостатки,

учится подбирать специальные

упражнения для

работы

по

устранению имеющихся недостатков. Опыт показывает, что не все студенты

легко справляются с этой работой. Поэтому так важно направить мышление

с т у д е н т о в н

а о с о з н а н и е

с в о и х н е д о с т а т к о в

и содействовать

совершенствованию хормейстерских навыков в работе с учебным хоровым

коллективом.

В

результате

стремление

студентов

к

достижению

более

совершенного качества в вокально-хоровой работе, установка студента

на

то,

что

постоянное

совершенствование

специальных

дирижерско-

хоровых

компетенций поможет ему стать настоящим

хормейстером,

даст

ощущение

уверенности, будет результативной и принесет удовлетворение в

дальнейшей работе.

Литература

1.

Безрукова,

В.С.

Словарь

нового

педагогического

мышления

/

В.С.Безрукова. – Екатеринбург: НИЛ Альтернативная педагогика, 1992. –

93 с.

2.

Ержемский,

Г.Л.

Психология

дирижирования:

некоторые

вопросы

исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным

коллективом / Г.Л.Ержемский. – Москва: Музыка, 1988. – 80 с.

3.

Хазеева,

И.Н.

Компетенции

в

музыкальном

образовании:

тенденции,

проблемы, перспективы. – Нижневартовск, 2011. С. 42-46.

4.

Эстрина, Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования,

в практической работе с хором : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.

пед. наук / Т.А.Эстрина. – Москва: [б.и.], 1981. – 16 с.

7



В раздел образования