Автор: Усманова Люция Махмутовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО
Населённый пункт: Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение эффективности формирования профессиональных компетенций студентов в процессе интеграции дисциплин дирижерско-хоровой подготовки
Раздел: среднее профессиональное
Усманова Л.М.
Повышение
эффективности
формирования
профессиональных
компетенций студентов в процессе интеграции дисциплин дирижерско-
хоровой подготовки
Ус м а н о в а
Л ю ц и я
М а х м у т о в н а ,
преподаватель МДК.03.02. Хоровой класс
и управление хором
ГБПОУ ИО «Иркутский региональный колледж
педагогического образования», г. Иркутск
Аннотация. Дирижерско-хоровая подготовка является одной из важнейших из
профессионально-педагогических компетенций будущего учителя-музыканта.
Решение
конкретных
исполнительских
и
педагогических
задач
в
классе
хорового дирижирования колледжа построено на системе интегрированных
музыкальных и профессионально значимых дирижерских и хормейстерских
умений,
которые
формируются
в
системе
музыкально-педагогического
образования в учреждении СПО.
Формирование педагогической культуры как интегрированного начала
будущего учителя музыки возможно только в условиях его готовности жить
по
законам
культуры
и
красоты,
когда
будет
создана
платформа
стремительного
роста,
движения
его
в
направлении
«субъект,
индивидуальность, личность». Мы предполагаем, что в решении данного
вопроса большую роль играет дирижерско-хоровая подготовка студентов в
колледже,
способная
сформировать
культурное
образовательное
пространство
как
специфическое
качество
единства,
как
результат
конструктивной
деятельности,
характеризующийся
единством
отражения,
отношения и поведения. Культурное пространство предполагает постоянное
внимание к развитию у студента-музыканта, поющего в хоре и работающего с
хором
в
качестве
дирижера,
способностей
к
диалогическому
общению,
познанию
другого
человека
и
самопознанию,
формированию
данных
к
музыкальному восприятию и мышлению, отношения к другому человеку как
высшей ценности и умения творчески строить непосредственное общение с
ним.
В
этой
связи
дирижерско-хоровая
подготовка
учителя
музыки
в
современной системе среднего музыкально-профессионального образования
требует
существенных
изменений,
интенсификации,
новых
подходов,
направлений и форм педагогической деятельности.
Интеграция определяется в педагогике как одна из форм взаимосвязи и
взаимодействия предметов и явлений в теории и практике, восстановление их
изначальной природной целостности, и одновременно рассматривается как
процесс, как средство и как результат взаимодействия объектов; как создание
нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в
нескольких
прежде
разных
единицах
(учебных
дисциплинах,
видах
1
деятельности и т.д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их
объединение в не существовавший ранее монолит особого качества (по Н.
Светловской).
Определение структуры и содержания дирижерско-хоровой подготовки
в
музыкально-педагогической
образовательной
деятельности
дает
право
говорить
о
ней
как
об
интегрирующей
области,
где
просматриваются
взаимосвязи
между
специальными
(дирижерско-хоровыми,
вокальными,
инструментальными)
и
общими
(педагогическими
и
психологическими)
знаниями и умениями;
музыкально-теоретическими и музыковедческими
знаниями
и
умениями;
теоретическими
знаниями
и
практическими
умениями,
полученными
в
процессе
освоения
МДК
Хоровой
класс
и
управлением
хором
(хоровое
дирижирование,
хоровой
класс,
хоровая
практика, хороведение, хоровая аранжировка).
Таким образом, интеграция содержания музыкального образования в
среднем
профессиональном
учебном
заведении
при
подготовке
учителя
музыки
предполагает
следующие
ориентиры
в
п р е п од а ва н и и
индивидуальных и музыкально-теоретических дисциплин: направленность
всего теоретического и практического обучения на реализацию современной
модели учителя музыки; тесная связь между дисциплинами дирижерско-
хоровой подготовки, специальными музыкальными дисциплинами, частными
методиками.
Установление
смысловых,
содержательных,
структурных
и
технологических
связей
между
дисциплинами
профессионального
модуля
дает возможность осуществлять дирижерско-хоровую подготовку студентов
на комплексной основе.
Особая актуальность данного
подхода
заключается
в
раскрытии
проблемы становления теории интеграции в музыкальной педагогике как
передовой
педагогиче ской
технологии,
где целью интеграции
в
педагогическом
процессе
является
моделирование
процесса
работы
над
вокально-хоровым произведением на основе синтеза знаний по дисциплинам
дирижерско-хоровой подготовки, специальным музыкальным дисциплинам,
частным методикам (междисциплинарная интеграция).
Реализация
интеграции
дисциплин
дирижерско-хоровой
подготовки
направлена
на
созидание
особого
образовательного
пространства,
характеризующегося
атмосферой
эмоциональной
открытости
и
сопричастности.
Все
это
реализуется
в
теоретических
и
практических
занятиях, которые тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг
друга
и
интегрируются
в
различных
формах,
спо собствующих
осуществлению компетентностного подхода к обучению студентов.
Целостный компонент дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки
как
определенная
профессиональная
культура
возможен
посредством
междисциплинарной
интеграции.
Компетентностный
подход
приводит
к
расширению
принципа
междисциплинарных
связей
до
принципа
междисциплинарной
интеграции.
Междисциплинарная
интеграция
–
это
2
целенаправленное
усиление
междисциплинарных
связей
при
сохранении
теоретической и практической целостности учебных дисциплин.
Междисциплинарная
интеграция
расширяет
образовательное
пространство,
создает
виртуальную
учебную
междисциплинарную
лабораторию, в которой студент, многократно применяя знания по каждой
дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает
умения применять знания в профессиональной деятельности.
Интегрированное
содержание
урока
фактическими
примерами
из
нескольких дисциплин создает условия для разностороннего рассмотрения
изучаемой
информации,
систематизирует
разностороннюю
трактовку
сложных
понятий,
развивает
творче ские,
и н т е л л е к т у а л ь н ы е ,
коммуникативные
способности
у
студентов,
порождает
инициативу,
энтузиазм и мотивацию для дальнейшего обучения.
Интеграция
дисциплин
предполагает:
устранение
дублирования
в
процессе изложения учебного материала различных дисциплин; усиления
важности
профессиональной
направленности
всех
без
исключения
дисциплин специальной направленности; преодоление фрагментарности и
мозаичности
знаний
студентов,
что
обеспечивает
овладение
ими
комплексным
знанием,
системой
универсальных
учебно-педагогических
действий; формирование
системно-целостного
представления
на
будущую
профессию. Междисциплинарная интеграция способствует формированию
компетентного специалиста, способного мыслить широко и нестандартно.
Кроме того, интегративно-целостный подход к подготовке учителей музыки в
колледже способствует формированию их профессионально-педагогической
дирижерско-хоровой мобильности.
Интеграционные
процессы
играют
ведущую
роль
на
всех
уровнях
дирижерско-хорового
образования.
Наиболее
эффективно
формирование
комплекса дирижерских педагогических умений осуществляется в условиях
взаимосвязи
обучения
в
классе
дирижирования
с
хоровой
практикой.
Наблюдая за особенностями работы студентов-практикантов на занятиях хора
можно
сделать
вывод,
что
существует
определенный
разрыв
между
формированием
дирижерских
умений
в
индивидуальном
классе
и
применением их в процессе самостоятельной практики работы с хором.
Главной
целью
хормейстерской
практики
является
формирование
готовности
студентов
к
самостоятельной
деятельности
в
качестве
руководителя хора. И важнейшую роль среди названных видов практики
играет
хоровая
практика
на
учебном
хоре
в
колледже,
направленная
на
формирование
специальных
дирижерско-хоровых
компетенций
студентов,
которые носят интегративный характер.
Показатели специальных компетенций:
1.
Знание
и
понимание
целей
и
задач
вокально-хорового
воспитания;
знание
художественно-понятийного
аппарата
хороведения
и
применение
его
на
практике;
знание
новейшей
методической
литературы, обобщающей лучший педагогический опыт.
3
2.
Знание
возможностей
певческих
голосов
и
основополагающих
установок вокально-хорового воспитания.
3.
Выбор репертуара, отвечающего требованиям художественности.
4.
Определение
и
грамотное
объяснение
задач
исполнения;
умение
быстро реагировать на интонационные, ритмические и ансамблевые
ошибки хора, понимать причины выявленных неточностей исполнения.
5.
Умение
профессионально
грамотно
проводить
вокально-хоровую
работу,
демонстрировать
«эталонное»
звучание
и
давать
ему
адекватную словесную характеристику. Умение модифицировать звук
своего голоса в соответствии с хормейстерскими задачами.
6.
Умение
самостоятельно
распевать
хор.
Составление
интонационно-
слуховых
упражнений,
помогающих
преодолению
трудностей
изучаемого произведения.
7.
Умение самостоятельно планировать хоровые занятия, организовывать
свою деятельность и деятельность хора.
8.
Умение методически грамотно проводить хоровые занятия, используя
при этом различные приемы и средства обучения.
9.
Применение
методических
приемов
работы
дирижера
над
хоровой
партитурой.
10.
Использование
различных
технических
и
художественных
приемов
хорового
дирижирования,
дирижерских
навыков
в
передаче
художественного образа при управлении хоровым коллективом.
11.
Совершенствование
дирижерских
жестов.
Эффективное
управление
хоровой
звучностью
с
помощью
экономных,
четких
и
ясных
дирижерских жестов; владение репетиционными жестами.
12.
Использование
новых
прогрессивных
методов
и
приемов,
видов
занятий,
форм
организации
хоровой
деятельности.
Продумывание
способов
реализации
поставленных
задач,
вариативных
методов
и
приемов.
13.
Постоянное
совершенствование
исполнительских
умений.
Самостоятельное разучивание и подготовка к концертному исполнению
хоровых произведений.
14.
Рефлексия качества результатов проведенной вокально-хоровой работы.
Самоанализ
проводимой
хормейстерской
работы;
рефлексия
собственных действий, умение владеть собой.
В процессе хоровой практики студенту предоставляется возможность
объединить теоретические знания, полученные при изучении дирижерско-
хоровых дисциплин в колледже, с практическими умениями организации и
проведения различных видов вокально-хоровой работы. Полученные в ходе
само стоятельной
хормейстерской
практики,
знания
и
умения
систематизируются
и
претворяются
в
найденные
собственным
путем
способы
и
приемы
общения
и
управления
вокальными
и
хоровыми
коллективами разных типов и видов.
4
На
практических
занятиях
в
классе
хорового
дирижирования
преподаватель оказывает консультативную помощь студенту по организации
и
содержанию
проведения
хоровой
репетиции.
Более
детально
отрабатываются приемы работы студента над элементами вокально-хоровой
техники,
управлением
звучания
хора,
выполнением
художественно-
исполнительских задач.
Особенно большую трудность вызывает задача организовать звучание
хорового коллектива и осуществлять управление им. Это можно объяснить
недостаточной практической нацеленностью в классе дирижирования, когда
обучение дирижированию долгое время проводится «без инструмента хора»,
поздно формируются представления о реальном приложении дирижерских
умений
к
процессу
вокально-хоровой
работы.
С
другой
стороны,
определенную сложность для студента представляет процесс переноса уже
имеющихся дирижерских умений в новые условия – в самостоятельную
хормейстерскую работу.
Организации учебного процесса через интегрированный подход будет
способствовать
целостный
характер
хоровых
занятий
–
это
тесная
взаимосвязь и взаимодействие всех видов дирижерско-хоровой деятельности:
– исполнительская деятельность /хоровое исполнение обязательно включает в
себя
приобретение
вокально-хоровых
навыков;
развиваются
музыкальные
способности
студентов
(музыкальный
слух,
интонация,
ритм,
память);
происходит
знакомство
с
основными
элементами
музыкальной
выразительности, приобретаются навыки музыкального восприятия.
– в хоровом исполнении слово и мелодия, обладающие наибольшей силой
воздействия на человека, как бы взаимно переплетаются воедино;
–
возможность
объединения
в
едином
творческом
процессе
студентов
с
различным уровнем музыкальной подготовки: без музыкальной подготовки, с
частичной подготовки и полной музыкальной подготовкой;
–
процесс
слушания
хорового
произведения
не
может
существовать
без
внутреннего
и
внешнего
интонирования
мелодии
произведении,
знания
музыкальной
грамоты
и
элементов
творчества,
которые
в
комплексе
способствуют закреплению в памяти изучаемого хорового произведения.
Умение читать хоровую партитуру помогает слышать звучание каждой
партии, петь любой из голосов партитуры. Развитие этого навыка проходит
интенсивно
в
том
случае,
если
на
уроке
применяется
метод
вокально-
интонационного
изучения
произведений.
Суть
метода
заключается
в
мысленном представлении
незнакомой
партитуры
до
её
непосредственного
исполнения.
Студент
ставится
перед
необходимостью
внимательно слушать, активно представлять и правильно воспроизводить
произведение. Е.А.Красотина отмечает, что «выходя к хору с произведением,
выученным под фортепиано, студент теряется от неумения выразительно
пропеть тот или иной голос, недостаточно уверен в чистоте интонирования,
не может передать образно-эмоциональную, тембровую окраску отдельных
хоровых партий».
5
В деле формирования и развития дирижерских умений и навыков всё
одинаково важно. Очень важно выработать у студентов прочные связи между
дирижерским жестом и представляемым звучанием. Педагогу необходимо
помнить,
что
отсутствие
взаимосвязи
между
мануальной
техникой
и
музыкально-слуховыми
представлениями
приводит
к
тому,
что
студент
передаёт
лишь
внешние
дирижерские
схемы,
а
не
руководит
процессом
пения. Умение анализировать хоровое произведение приводит к пониманию
его образа, развивает умение ориентироваться в особенностях формы, стиля,
жанра
и
т.д.
Также
развивается
умение
осмысливать
вокальные
характеристики
хоровых
партий,
разбираться
в
логике
развития
каждого
голоса.
Процесс накопления начального хормейстерского опыта включает
в себя постепенно вырабатываемые качества на основе субъективной
активности самих студентов и связан с последовательным решением
задач: формирование «эталона» звучания; усвоение профессиональной
терминологии;
реализация
на
каждой
репетиции
минимальных
конкретных
заданий;
развитие
вокального
слуха;
формирование
отношения к певческому звуку как критерию качества вокально-хоровой
работы;
освоение
репетиционного
жеста;
развитие
эмоционально-
волевых
качеств,
уверенности
в
работе
с
хоровым
коллективом;
развитие
творческой
инициативы
студентов,
самостоятельности;
свободная
ориентация
в
вокально-хоровой
звучности,
владение
приемами работы над всеми элементами вокально-хоровой звучности и
средствами художественной выразительности.
Схема решения поставленной задачи включает в себя совместное
обсуждение проблемы подготовки студентов к вокально-хоровой работе
преподавателем дирижирования при активном участии самих студентов.
План
совместных
действий
содержит
следующее:
преподаватель
дирижирования
усиливает
практическую
направленность
обучения
(моделирование
ситуации,
использование
аудио-
и
видеозаписи
репетиций,
создание
вокального
ансамбля
класса);
руководитель
хорового
класса
организует
систему
психологической
поддержки
студентов-практикантов
(ободрение,
создание
условий
для
самостоятельной
работы),
а
также
усиливает
методическую
нацеленность занятий хорового класса
Очень
важно,
чтобы
преподаватель
дирижирования
наблюдал
работу
студентов
на
хоровой
практике,
обеспечивал
своевременную
помощь
в
развитии
и
совершенствовании
дирижерских
навыков,
организовал самостоятельную работу студента по поиску оптимальных
методов работы с хоровым коллективом.
В
процессе работы н а д вокально-хоровым
произведением
в классе
дирижирования и
на
хоровой репетиции отрабатывается
темп ведения
6
репетиций, студент учится объяснять хору вокальные задачи, стоящие перед
ним, слушать исполнение и находить погрешности, исправлять имеющиеся
недостатки,
учится подбирать специальные
упражнения для
работы
по
устранению имеющихся недостатков. Опыт показывает, что не все студенты
легко справляются с этой работой. Поэтому так важно направить мышление
с т у д е н т о в н
а о с о з н а н и е
с в о и х н е д о с т а т к о в
и содействовать
совершенствованию хормейстерских навыков в работе с учебным хоровым
коллективом.
В
результате
стремление
студентов
к
достижению
более
совершенного качества в вокально-хоровой работе, установка студента
на
то,
что
постоянное
совершенствование
специальных
дирижерско-
хоровых
компетенций поможет ему стать настоящим
хормейстером,
даст
ощущение
уверенности, будет результативной и принесет удовлетворение в
дальнейшей работе.
Литература
1.
Безрукова,
В.С.
Словарь
нового
педагогического
мышления
/
В.С.Безрукова. – Екатеринбург: НИЛ Альтернативная педагогика, 1992. –
93 с.
2.
Ержемский,
Г.Л.
Психология
дирижирования:
некоторые
вопросы
исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным
коллективом / Г.Л.Ержемский. – Москва: Музыка, 1988. – 80 с.
3.
Хазеева,
И.Н.
Компетенции
в
музыкальном
образовании:
тенденции,
проблемы, перспективы. – Нижневартовск, 2011. С. 42-46.
4.
Эстрина, Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования,
в практической работе с хором : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.
пед. наук / Т.А.Эстрина. – Москва: [б.и.], 1981. – 16 с.
7