Напоминание

«Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»


Автор: Иконникова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Корсаков
Наименование материала: Методический материал
Тема: «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
Раздел: начальное образование





Назад




«Активные формы обучения (АФО) в реализации программы

«Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся

начальной школы»

Активные формы обучения

(выступление сопровождается презентацией)

1. В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного

воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На

практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм

обучения .

2.

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая

высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для

личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать

в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные

ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки

общения, коллективного взаимодействия, управления собственной

деятельностью и деятельностью группы.Активное занятие является

основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся.

3. Аспекты активных форм обучения и воспитания.

Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам

качества образования:

3. 1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий

предмета «Истоки»

3.2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к

партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к

иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать и

слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично

общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.

3.3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью

(развитие способности выделить главное в содержании и главное в

личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать

время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать

дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к

согласию.

3.4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая

особенности восприятия и мышления, предполагает формирование

мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых

результатов на основе принципа синергизма.

3.5.

Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл

служения Отечеству, заключается в том, что учащиеся получают

опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем

самореализоваться, а не репрезентовать себя в обществе.

4. Методика АФО строится на основе следующих принципов:

1). Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в

практических занятиях.

2). Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников

тренинга.

3). Принцип диалогового общения, предусматривающий общение в группе

на уровне «взрослый-взрослый», что связано с осмыслением способов

достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому

мнению.

4). Принцип положительного результата деятельности, означающий, что

каждый, даже маленький результат социокультурного развития учащегося и

группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы,

одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.

5). Принцип психологической безопасности и доверия в группе Его

реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на

совместное решение проблем. В ходе тренинга учащиеся испытывают

эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства,

нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.

6.)Принцип творческой позиции участников тренинга. В ходе тренинга

создается креативная среда, характеризующаяся проблемностью

обсуждаемых вопросов, неопределенностью вариантов выполнения задания,

принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений

участников группы.

5. Виды активных занятий:

Разновидности ресурсного круга (на мотивацию, углубление знаний, рефлексию,

на развитие целостного восприятия :

Я вижу.... Я слышу.... Я чувствую...)

Работа в паре (обсуждение вопросов урока, развитие коммуникативных навыков,

поиск совместных решений)

Работа в четвёрке (первая малая группа)

Работа в семёрке.

Мнемотехника (на развитие целостного восприятия)

Активный экзамен.

6. Активные формы обучения имеют этапы проведения:

1. Подготовительный этап – это создание атмосферы доверия,

взаимоуважения, постановки цели на предстоящую работу. На этом этапе

более активен педагог. Работа строиться в форме беседы, диалога,

используется музыкальное оформление, или сюрпризный момент, заранее

подбирается оборудование.

2. Основной этап. Здесь активность передается детям. Роль педагога –

направляющая, поддерживающая. Педагог наблюдает за самостоятельной

работай детей, анализирует успехи и неудачи в общении детей.

3. Заключительный этап.

На этом этапе идет анализ и оценка педагогом результатов работы при

анализе акцент делается на положительные результаты определяется то, что

научиться в будущем, подчеркивается важность совместной работы группы.

7.

Развитие УУД в активных формах обучения.

Коммуникативные УУД : ресурсный круг, работа в паре, четвёрке, семёрке.

Регулятивные УУД :ресурсный круг, работа в паре, четвёрке, семёрке.



В раздел образования