Автор: Иконникова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Сахалинская область, г.Корсаков
Наименование материала: Методический материал
Тема: «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
Раздел: начальное образование
«Активные формы обучения (АФО) в реализации программы
«Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся
начальной школы»
Активные формы обучения
(выступление сопровождается презентацией)
1. В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного
воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На
практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм
обучения .
2.
Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая
высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для
личностно-ориентированного общения: дети на уроках учатся работать
в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные
ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки
общения, коллективного взаимодействия, управления собственной
деятельностью и деятельностью группы.Активное занятие является
основой учебного процесса, в нем участвует вся группа учащихся.
3. Аспекты активных форм обучения и воспитания.
Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам
качества образования:
3. 1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий
предмета «Истоки»
3.2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к
партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к
иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать и
слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично
общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.
3.3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью
(развитие способности выделить главное в содержании и главное в
личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать
время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать
дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к
согласию.
3.4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая
особенности восприятия и мышления, предполагает формирование
мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых
результатов на основе принципа синергизма.
3.5.
Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл
служения Отечеству, заключается в том, что учащиеся получают
опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем
самореализоваться, а не репрезентовать себя в обществе.
4. Методика АФО строится на основе следующих принципов:
1). Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в
практических занятиях.
2). Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников
тренинга.
3). Принцип диалогового общения, предусматривающий общение в группе
на уровне «взрослый-взрослый», что связано с осмыслением способов
достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому
мнению.
4). Принцип положительного результата деятельности, означающий, что
каждый, даже маленький результат социокультурного развития учащегося и
группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы,
одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.
5). Принцип психологической безопасности и доверия в группе Его
реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на
совместное решение проблем. В ходе тренинга учащиеся испытывают
эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства,
нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.
6.)Принцип творческой позиции участников тренинга. В ходе тренинга
создается креативная среда, характеризующаяся проблемностью
обсуждаемых вопросов, неопределенностью вариантов выполнения задания,
принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений
участников группы.
5. Виды активных занятий:
Разновидности ресурсного круга (на мотивацию, углубление знаний, рефлексию,
на развитие целостного восприятия :
Я вижу.... Я слышу.... Я чувствую...)
Работа в паре (обсуждение вопросов урока, развитие коммуникативных навыков,
поиск совместных решений)
Работа в четвёрке (первая малая группа)
Работа в семёрке.
Мнемотехника (на развитие целостного восприятия)
Активный экзамен.
6. Активные формы обучения имеют этапы проведения:
1. Подготовительный этап – это создание атмосферы доверия,
взаимоуважения, постановки цели на предстоящую работу. На этом этапе
более активен педагог. Работа строиться в форме беседы, диалога,
используется музыкальное оформление, или сюрпризный момент, заранее
подбирается оборудование.
2. Основной этап. Здесь активность передается детям. Роль педагога –
направляющая, поддерживающая. Педагог наблюдает за самостоятельной
работай детей, анализирует успехи и неудачи в общении детей.
3. Заключительный этап.
На этом этапе идет анализ и оценка педагогом результатов работы при
анализе акцент делается на положительные результаты определяется то, что
научиться в будущем, подчеркивается важность совместной работы группы.
7.
Развитие УУД в активных формах обучения.
Коммуникативные УУД : ресурсный круг, работа в паре, четвёрке, семёрке.
Регулятивные УУД :ресурсный круг, работа в паре, четвёрке, семёрке.