Напоминание

Методическая разработка открытого занятия кружка «Творческая мастерская» Тема занятия: Постановка пьесы Е.Шварца «Дракон»


Автор: Таирова Зульфия Абукаровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ННТ (филиал) ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: г.Нижневартовск, Тюменская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка открытого занятия кружка «Творческая мастерская» Тема занятия: Постановка пьесы Е.Шварца «Дракон»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК ГД

Протокол № __________________

«____»__________________2020 г.

Председатель ПЦК

________________Патунина Ю.Н.

УТВЕРЖДЕНО

Зам. директора по УВР ННТ (филиал)

ФГБОУ ВО «ЮГУ»

«____»_____________________2020 г.

_________________Хайбулина Р.И.

Методическая разработка

открытого занятия кружка «Творческая мастерская»

Тема занятия: Постановка пьесы Е.Шварца «Дракон»

Подготовила руководитель кружка

Таирова З.А.

Нижневартовск

-2020-

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения: актовый зал

Время на выполнение: 60 минут

Цель:

-гармоничное развитие личности обучающегося средствами эстетического

образования; развитие его художественно-творческих умений; нравственное

становление; знакомство с произведениями русских писателей.

Задачи:

-обеспечение

необходимых

условий

для

личностного

творческого

развития

студентов;

-формирование общей культуры;

-приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

Обеспеченность занятия:

1. Комплекс упражнений по актерскому мастерству;

2. Скороговорки;

3. Текст пьесы;

4. Инвентарь для инсценировки;

5. Костюмы;

6. Декорации.

Предварительная работа обучающихся: чтение пьесы; обсуждение сценария;

разделение ролей между участниками спектакля; репетиции; изготовление

декораций, подбор костюмов.

Ход занятия:

1.

Организационный момент.

2

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами представим постановку пьесы

Е.Шварца «Дракон» публике. Прежде чем выступить, я предлагаю вам, как

обычно, «разогреть» артикуляционный аппарат, чтобы ваша речь звучала ясно и

отчетливо. Для этого я предлагаю вам выполнить различные «разогревающие»

упражнения:

1.Речевой тренинг

Разогревающий массаж

Артикуляция

Дыхание

Масочный звук и посыл

Логика речи

2.Упражнения по актерскому мастерству.

Внимание

Воображение

Упражнения на развитие воображения для создания предлагаемых

обстоятельств.

Репетиция спектакля.

3.Зарядка для шеи и челюсти

1.

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по

спине и груди

2.

«Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при

этом открывается широко и свободно.

3.

«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части

и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская

нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4.

«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую

картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо

поднято, гортань опущена).

Упражнения со звуками

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя

каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-

и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участнику становятся полукругом, и

каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её

вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук

вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если

вместо «я» будут произносится буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и

одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной

согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.

3

Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу –

бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и»

произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары

согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на

груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе

с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство»,

«пктрча», «пство», «ремкло».

«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы

комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая

повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДЫБДТ-БДГИБДТ

Требования к упражнениям:

1.

Вера в предлагаемые обстоятельства.

2.

Быть серьезным при исполнении заданий.

3.

Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие.

Каждый педагог выбирает упражнения, представленные в этом пособии

(Приложение 1), по своему усмотрению. Игровые упражнения нужно менять

чаще, чтобы у детей не пропал интерес к ним. При выборе упражнений, нужно

также учитывать поставленную задачу на конкретное занятие. Если вы

проводите разминку перед репетицией, то она не должна превышать 20-40

минут (в зависимости от возраста детей). Все этюды на 1 году обучения

желательно проводить без слов. Чтобы дети учились действовать, а не прятались

за текст. Познакомьте детей с основными принципами поведения на сцене: Я

ВИДЕН, Я СЛЫШЕН, Я НИКОМУ НЕ МЕШАЮ.

И еще, дети должны знать, что спектакль играется: для глухих (значит наши

действия, движения, пластика должны быть очень выразительными, чтобы

человек понял по ним суть спектакля) и для слепых (наша речь должна быть

четкой, громкой, богатой интонациями.

2. -Переходим к постановке пьесы.

4

Дети занимают свои места (уже распределенные согласно ролям), и начинается

спектакль.

Ребята играют отрывок из сказки Евгения Шварца «Дракон»:

Просторная, уютная кухня, очень чистая, с большим очагом в глубине. Пол каменный,

блестит. Перед очагом на кресле дремлет кот.

Ланцелот (входит, оглядывается, зовет). Господин хозяин! Госпожа хозяйка! Живая душа,

откликнись! Никого... Дом пуст, ворота открыты, двери отперты, окна настежь. Как

хорошо, что я честный человек, а то пришлось бы мне сейчас дрожать, оглядываться,

выбирать, что подороже, и удирать во всю мочь, когда так хочется отдохнуть. (Садится.)

Подождем. Господин кот! Скоро вернутся ваши хозяева? А? Вы молчите?

Кот. Молчу.

Ланцелот. А почему, позвольте узнать?

Кот. Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, мой милейший.

Ланцелот. Ну а где же все-таки твои хозяева?

Кот. Они ушли, и это крайне приятно.

Ланцелот. Ты их не любишь?

Кот. Люблю каждым волоском моего меха, и лапами, и усами, но им грозит огромное

горе. Я отдыхаю душой, только когда они уходят со двора.

Ланцелот. Вон оно что. Так им грозит беда? А какая? Ты молчишь?

Кот. Молчу.

Ланцелот. Почему?

Кот. Когда тебе тепло и мягко, мудрее дремать и помалкивать, чем копаться в

неприятном будущем. Мяу!

Ланцелот. Кот, ты меня пугаешь. В кухне так уютно, так заботливо разведен огонь в

очаге. Я просто не хочу верить, что этому милому, просторному дому грозит беда. Кот!

Что здесь случилось? Отвечай же мне! Ну же!

Кот. Дайте мне забыться, прохожий.

Ланцелот. Слушай, кот, ты меня не знаешь. Я человек до того легкий, что меня, как

пушинку, носит по всему свету. И я очень легко вмешиваюсь в чужие дела. Я был из-за

5

этого девятнадцать раз ранен легко, пять раз тяжело и три раза смертельно. Но я жив до

сих пор, потому что я не только легок, как пушинка, а еще и упрям, как осел. Говори же, кот,

что тут случилось. А вдруг я спасу твоих хозяев? Со мною это бывало. Ну? Да ну же! Как

тебя зовут?

Кот. Машенька.

Ланцелот. Я думал - ты кот.

Кот. Да, я кот, но люди иногда так невнимательны. Хозяева мои до сих пор удивляются,

что я еще ни разу не окотился. Говорят: что же это ты, Машенька? Милые люди, бедные

люди! И больше я не скажу ни слова.

Ланцелот. Скажи мне хоть - кто они, твои хозяева?

Кот. Господин архивариус Шарлемань и единственная его дочь, у которой такие

мягкие лапки, славная, милая, тихая Эльза.

Ланцелот. Кому же из них грозит беда?

Кот. Ах, ей! И, следовательно, всем нам!

Ланцелот. А что ей грозит? Ну же!

Кот. Мяу! Вот уж скоро четыреста лет, как в нашем городе поселился дракон.

Ланцелот. Дракон? Прелестно!

Кот. Он наложил на наш город дань. Каждый год дракон выбирает себе девушку. И мы,

не мяукнув, отдаем ее дракону. И он уводит ее к себе в пещеру. И мы больше никогда не

видим ее. Говорят, что они умирают там от омерзения. Фрр! Пшел, пшел вон! Ф-ф-ф!

Ланцелот. Кому это ты?

Кот. Дракону. Он выбрал нашу Эльзу! Проклятая ящерица! ф-ффф!

Ланцелот. Сколько у него голов?

Кот. Три.

Ланцелот. Порядочно. А лап?

Кот. Четыре.

Ланцелот. Ну, это терпимо. С когтями?

Кот. Да. Пять когтей на каждой лапе. Каждый коготь с олений рог.

6

Ланцелот. Серьезно? И острые у него когти?

Кот. Как ножи.

Ланцелот. Так. Ну а пламя выдыхает?

Кот. Да.

Ланцелот. Настоящее?

Кот. Леса горят.

Ланцелот. Ага. В чешуе он?

Кот. В чешуе.

Ланцелот. И, небось, крепкая чешуя-то?

Кот. Основательная.

Ланцелот. Ну а все-таки?

Кот. Алмаз не берет!

Ланцелот. Так. Представляю себе. Рост?

Кот. С церковь.

Ланцелот. Ага, все ясно. Ну, спасибо, кот.

Кот. Вы будете драться с ним?

Ланцелот. Посмотрим.

Кот. Умоляю вас - вызовите его на бой. Он, конечно, убьет вас, но пока суд да дело, можно

будет помечтать, развалившись перед очагом, о том, как случайно или чудом, так или сяк, не

тем, так этим, может быть, как-нибудь, а вдруг и вы его убьете…

Ланцелот. Спасибо, кот.

Кот. Встаньте.

Ланцелот. Что случилось?

Кот. Они идут.

7

Ланцелот. Хоть бы она мне понравилась, ах, если бы она мне понравилась! Это так

помогает... (Смотрит в окно.) Нравится! Кот, она очень славная девушка. Что это? Кот!

Она улыбается? Она совершенно спокойна! И отец ее весело улыбается. Ты обманул меня?

Кот. Нет. Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются. Тише.

Здравствуйте! Давайте ужинать, дорогие мои друзья.

Входят Эльза и Шарлемань.

Ланцелот. Здравствуйте, добрый господин и прекрасная барышня.

Шарлемань. Здравствуйте, молодой человек.

Ланцелот. Ваш дом смотрел на меня так приветливо, и ворота были открыты, и в кухне

горел огонь, и я вошел без приглашения. Простите.

Шарлемань. Не надо просить прощения. Наши двери открыты для всех.

Эльза. Садитесь, пожалуйста. Дайте мне вашу шляпу, я повешу ее за дверью. Сейчас я

накрою на стол... Что с вами?

Ланцелот. Ничего.

Эльза. Мне показалось, что вы... испугались меня.

Ланцелот. Нет, нет... Это я просто так.

Шарлемань. Садитесь, друг мой. Я люблю странников. Это оттого, вероятно, что я всю

жизнь прожил, не выезжая из города. Откуда вы пришли?

Ланцелот. С юга.

Шарлемань. И много приключений было у вас на пути?

Ланцелот. Ах, больше, чем мне хотелось бы

Эльза. Вы устали, наверное. Садитесь же. Что же вы стоите,

Ланцелот. Спасибо.

Шарлемань. У нас вы можете хорошо отдохнуть. У нас очень тихий город. Здесь никогда

и ничего не случается.

Ланцелот. Никогда?!

Шарлемань. Никогда. На прошлой неделе, правда, был очень сильный ветер. У одного

дома едва не снесло крышу. Но это не такое уж большое событие.

8

Эльза. Вот и ужин на столе. Пожалуйста. Что же вы?

Ланцелот. Простите меня, но... Вы говорите, что у вас очень тихий город?

Эльза. Конечно.

Ланцелот. А... а дракон?

Шарлемань. Ах, это... Но ведь мы так привыкли к нему. Он уже четыреста лет живет у

нас.

Ланцелот. Но... мне говорили, что дочь ваша...

Эльза. Господин прохожий...

Ланцелот. Меня зовут Ланцелот.

Эльза. Господин Ланцелот, простите, я вовсе не делаю вам замечания, но все-таки прошу

вас: ни слова об этом.

Ланцелот. Почему?

Эльза. Потому что тут уж ничего не поделаешь.

Ланцелот. Вот как?

Шарлемань. Да, уж тут ничего не сделать. Мы сейчас гуляли в лесу и обо всем так

хорошо, так подробно переговорили. Завтра, как только дракон уведет ее, я тоже умру.

Эльза. Папа, не надо об этом.

Шарлемань. Вот и все, вот и все.

Ланцелот. Простите, еще только один вопрос. Неужели никто не пробовал драться с ним?

Шарлемань. Последние двести лет - нет. До этого с ним часто сражались, но он убивал

всех своих противников. Он удивительный стратег и великий тактик. Он атакует врага

внезапно, забрасывает камнями сверху, потом устремляется отвесно вниз, прямо на

голову коня, и бьет его огнем, чем совершенно деморализует бедное животное. А потом он

разрывает когтями всадника. Ну и, в конце концов, против него перестали

выступать...

Ланцелот. А целым городом против него не выступали?

Шарлемань. Выступали.

Ланцелот. Ну и что?

9

Шарлемань. Он сжег предместья и половину жителей свел с ума ядовитым дымом. Это

великий воин.

Эльза. Возьмите еще масла, прошу вас.

Ланцелот. Да, да, я возьму. Мне нужно набраться сил. Итак - простите, что я все

расспрашиваю, - против дракона никто и не пробует выступать? Он совершенно обнаглел?

Шарлемань. Нет, что вы! Он так добр!

Ланцелот. Добр?

Шарлемань. Уверяю вас. Когда нашему городу грозила холера, он по просьбе городского

врача дохнул своим огнем на озеро и вскипятил его. Весь город пил кипяченую воду и был

спасен от эпидемии.

Ланцелот. Давно это было?

Шарлемань. О нет. Всего восемьдесят два года назад. Но добрые дела не забываются.

Ланцелот. Что он ест, ваш дракон?

Шарлемань. Город наш дает ему тысячу коров, две тысячи овец, пять тысяч кур и два

пуда соли в месяц. Летом и осенью сюда еще добавляется десять огородов салата, спаржи и

цветной капусты

Ланцелот. Он объедает вас!

Шарлемань. Нет, что вы! Мы не жалуемся. А как же можно иначе? Пока он здесь - ни

один другой дракон не осмелится нас тронуть.

Ланцелот. Да другие-то, по-моему, все давно перебиты'

Шарлемань. А вдруг нет? Уверяю вас, единственный способ избавиться от драконов -

это иметь своего собственного. Довольно о нем, прошу вас.

Ланцелот. Я хочу помочь вам!

Эльза. Как?

Шарлемань. Чем вы нам можете помочь?

Кот. Мяу!

Ланцелот. Три раза я был ранен смертельно теми, кого насильно спасал. Хоть вы меня и

не просите об этом, я вызову на бой дракона! Слышите, Эльза?

Эльза. Нет, нет! Он убьет вас, и это отравит последние часы моей жизни

10

Кот. Мяу!

Ланцелот. Я вызову на бой дракона!

Раздается всё нарастающий свист, шум, вой, рев. Стекла дрожат. Зарево

вспыхивает за окнами

Кот. Легок на помине!

Вой и свист внезапно обрываются. Громкий стук в дверь

Шарлемань. Войдите!

Входит богато одетый лакей

Лакей. К вам господин дракон

Шарлемань. Милости просим

Лакей широко распахивает дверь Пауза. И вот не спеша в комнату входит

пожилой, но крепкий, моложавый, белобрысый человек, с солдатской выправкой.

Волосы ежиком. Он широко улыбается. Вообще обращение его, несмотря на

грубоватость, не лишено некоторой приятности. Он глуховат.

Дракон. Здорово, ребята. Эльза, здравствуй, крошка. А у вас гость. Кто это?

Шарлемань. Это странник, прохожий.

Дракон. Как? Рапортуй громко, отчетливо, по-солдатски.

Шарлемань. Это странник!

Дракон. Не цыган?

Шарлемань. Что вы! Это очень милый человек.

Дракон. А?

Шарлемань. Милый человек.

Дракон. Хорошо. Странник! Что ты не смотришь на меня? Чего ты уставился на дверь?

Ланцелот. Я жду, когда войдет дракон.

Человек. Ха-ха! Я - дракон.

Ланцелот. Вы? А мне говорили, что у вас три головы, когти, огромный рост!

11

Дракон. Я сегодня попросту, без чинов.

Шарлемань. Господин дракон так давно живет среди людей, что иногда сам

превращается в человека и заходит к нам в гости по-дружески.

Дракон. Да. Мы воистину друзья, дорогой Шарлемань. Каждому из вас я даже более чем

просто друг. Я друг вашего детства. Мало того, я друг детства вашего отца, деда, прадеда.

Я помню вашего прапрадеда в коротеньких штанишках. Черт! Непрошеная слеза. Ха-ха!

Приезжий таращит глаза. Ты не ожидал от меня таких чувств? Ну? Отвечай! Растерялся?

Ну, ну. Ничего. Ха-ха. Эльза!

Эльза. Да, господин дракон.

Дракон. Дай лапку (Эльза протягивает руку Дракону). Плутовка. Шалунья. Какая

теплая лапка. Мордочку выше! Улыбайся. Так. Ты чего, прохожий? А?

Ланцелот. Любуюсь.

Дракон. Молодец. Четко отвечаешь. Любуйся. У нас попросту, приезжий. По-солдатски.

Раз, два, горе не беда! Ешь!

Ланцелот. Спасибо, я сыт.

Дракон. Ничего, ешь. Зачем приехал?

Ланцелот. По делам.

Дракон. А?

Ланцелот. По делам.

Дракон. А по каким? Ну, говори. А? Может, я и помогу тебе. Зачем ты приехал сюда?

Ланцелот. Чтобы убить тебя.

Дракон. Громче!

Эльза. Нет, нет! Он шутит! Хотите, я еще раз дам вам руку,

господин дракон?

Дракон. Чего?

Ланцелот. Я вызываю тебя на бой,слышишь, ты, дракон! (Дракон молчит, побагровев). Я

вызываю тебя на бой в третий раз, слышишь?

Раздается оглушительный, страшный, тройной рев. Несмотря на мощь этого рева,

от которого стены дрожат, он не лишен некоторой музыкальности. Ничего

человеческого в этом реве нет. Это ревет Дракон, сжав кулаки и топая ногами.

12

Дракон. (Внезапно оборвав рев, спокойно) Дурак. Ну? Чего молчишь? Страшно?

Ланцелот. Нет.

Дракон. Нет?

Ланцелот. Нет.

Дракон. Хорошо же. Ваше имя Ланцелот?

Ланцелот. Да.

Дракон. Вы потомок известного странствующего рыцаря Ланцелота?

Ланцелот. Это мой дальний родственник.

Дракон. Принимаю ваш вызов. Странствующие рыцари - те же цыгане. Вас нужно

уничтожить.

Ланцелот. Я не дамся.

Дракон. Вы против меня, следовательно, вы против войны?

Ланцелот. Что вы! Я воюю всю жизнь.

Дракон. Вы чужой здесь, а мы издревле научились понимать друг друга. Весь город

будет смотреть на вас с ужасом и обрадуется вашей смерти. Вам предстоит бесславная

гибель. Понимаете?

Ланцелот. Нет

Дракон. Я вижу, что вы решительны по-прежнему?

Ланцелот. Даже больше

Дракон. Вы - достойный противник

Ланцелот. Благодарю вас

Дракон. Я буду воевать с вами всерьез.

Ланцелот. Отлично.

Дракон. Это значит, что я убью вас немедленно. Сейчас.

Здесь.

Ланцелот. Но я безоружен!

13

Дракон. А вы хотите, чтобы я дал вам время вооружиться? Нет. Я ведь сказал, что буду

воевать с вами всерьез. Я нападу на вас внезапно, сейчас... Эльза, принесите метелку!

Эльза. Зачем?

Дракон. Я сейчас испепелю этого человека, а вы уберете его пепел.

Ланцелот. Вы боитесь меня?

Дракон. Я не знаю, что такое страх.

Ланцелот. Почему же тогда вы так спешите? Дайте мне сроку до завтра. Я найду себе

оружие, и мы встретимся на поле.

Дракон. А зачем?

Ланцелот. Чтобы народ не подумал, что вы трусите.

Дракон. Народ ничего не узнает. Эти двое будут молчать Вы умрете сейчас храбро, тихо и

бесславно (Поднимает руку.)

Шарлемань. Стойте!

Дракон. Что такое?

Шарлемань. Вы не можете убить его.

Дракон. Что???

Шарлемань. Умоляю вас - не гневайтесь, я предан вам всей душой. Но ведь я архивариус

Дракон. При чем здесь ваша должность?

Шарлемань. У меня хранится документ, подписанный вами триста восемьдесят два

года назад. Этот документ не отменен. Видите, я не возражаю, а только напоминаю. Там

стоит подпись: "Дракон".

Дракон. Ну и что?

Шарлемань. Это моя дочка, в конце концов. Я ведь желаю, чтобы она жила подольше.

Это вполне естественно.

Дракон. Короче.

Шарлемань. Будь что будет - я возражаю. Убить его вы не можете. Всякий вызвавший вас

- в безопасности до дня боя, пишете вы и подтверждаете это клятвой. И день боя

назначаете не вы, а он, вызвавший вас, - так сказано в документе и подтверждено

14

клятвой. А весь город должен помогать тому, кто вызовет вас, и никто не будет

наказан, - это тоже

подтверждается клятвой.

Дракон. Когда был написан этот документ?

Шарлемань. Триста восемьдесят два года назад

Дракон. Я был тога наивным, сентиментальным, неопытным мальчишкой.

Шарлемань. Но документ не отменен.

Дракон. Мало ли что...

Шарлемань. Но документ...

Дракон. Довольно о документах. Мы - взрослые люди

Шарлемань. Но ведь вы сами подписали. Я могу сбегать за документом.

Дракон. Ни с места.

Шарлемань. Нашелся человек, который пробует спасти мою девочку. Любовь к ребенку

- ведь это же ничего. Это можно. А, кроме того, гостеприимство - это ведь тоже вполне

можно. Зачем же вы смотрите на меня так страшно? (Закрывает лицо руками.)

Эльза. Папа! Папа!

Шарлемань. Я протестую

Дракон. Ладно. Сейчас я уничтожу все гнездо

Ланцелот. И весь мир узнает, что вы трус!

Дракон. Откуда?

Кот одним прыжком вылетает за окно. Шипит издали

Кот. Всем, всем, все, все расскажу, старый ящер.

Дракон снова разражается ревом, рев этот так же мощен, но на этот раз в нем

явственно слышны хрип, стоны, отрывистый кашель. Это ревет огромное, древнее,

злобное чудовище.

Дракон. (Внезапно оборвав вой). Ладно. Будем драться завтра, как вы просили.

Быстро уходит И сейчас же за дверью поднимается свист, гул, шум Стены дрожат,

мигает лампа, свист, гул и шум затихают, удаляясь.

15

Шарлемань. Улетел! Что я наделал! Ах, что я наделал! Я старый, проклятый себялюбец.

Но ведь я не мог иначе! Эльза, ты сердишься на меня?

Эльза. Нет, что ты!

Шарлемань. Я вдруг ужасно ослабел. Простите меня. Я лягу. Нет, нет, не провожай меня.

Оставайся с гостем. Занимай его разговорами, - ведь он был так любезен с нами.

Простите, я пойду прилягу. (Уходит.)

Вбегает кот.

Кот. Восемь моих знакомых кошек и сорок восемь моих котят обежали все дома и

рассказали о предстоящей драке. Мяу! Бургомистр бежит сюда!

Ланцелот. Бургомистр? Прелестно!

Вбегает бургомистр.

Бургомистр. Здравствуй, Эльза. Где прохожий?

Ланцелот. Вот я.

Бургомистр. Прежде всего, будьте добры, говорите потише, по возможности, без жестов,

двигайтесь мягко и не смотрите мне в глаза.

Ланцелот. Почему?

Бургомистр. Потому что нервы у меня в ужасном состоянии. Я болен всеми нервными и

психическими болезнями, какие есть на свете, и, сверх того, еще тремя, неизвестными

до сих пор. Думаете, легко быть бургомистром при драконе?

Ланцелот. Вот я убью дракона, и вам станет легче.

Бургомистр. Легче? Ха-ха! Легче! Ха-ха! Легче! (Впадает в истерическое состояние.

Пьет воду. Успокаивается.) То, что вы осмелились вызвать господина дракона, - несчастье.

Ланцелот. Да поймите же вы, несчастный человек, что я спасу город!

Бургомистр. Город? Ха-ха! Город! Город! Ха-ха! (Пьет воду, успокаивается.) Умоляю вас,

уезжайте.

Ланцелот. Не уеду.

Бургомистр. Поздравляю вас, у меня припадок каталепсии. (Застывает с горькой улыбкой

на лице.)

Ланцелот. Ведь я спасу всех! Поймите!

16

Бургомистр молчит.

Ланцелот. Не понимаете?

Бургомистр молчит. Ланцелот обрызгивает его водой.

Бургомистр. Нет, я не понимаю вас. Кто вас просит драться

с ним?

Ланцелот. Весь город этого хочет.

Бургомистр. Да? Посмотрите в окно. Лучшие люди города прибежали просить вас,

чтобы вы убирались прочь!

Ланцелот. Где они?

Бургомистр. Вон, жмутся у стен. Подойдите ближе, друзья мои.

Ланцелот. Почему они идут на цыпочках?

Бургомистр. Чтобы не действовать мне на нервы. Друзья мои, скажите Ланцелоту, чего вы

от него хотите. Ну! Раз! Два! Три!

Хор голосов. Уезжайте прочь от нас! Скорее! Сегодня же!

Ланцелот отходит от окна.

Бургомистр. Видите! Если вы гуманный и культурный человек, то подчинитесь воле

народа.

Ланцелот. Ни за что!

Бургомистр. Поздравляю вас, у меня легкое помешательство. (Упирает одну руку в бок,

другую изгибает изящно.) Я - чайник, заварите меня!

Ланцелот. Я понимаю, почему эти людишки прибежали сюда на цыпочках.

Бургомистр. Ну, почему же это?

Ланцелот. Чтобы не разбудить настоящих людей.

Гремит музыка.

Ланцелот. Эльза, дай руку. Я люблю всех вас, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал

возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот

и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!

17

3. Подведение итогов занятия. Ребята сами рассказывают, что удалось на

сегодняшнем занятии, а над чем еще необходимо в будущем поработать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание раздела «Речевой тренинг»

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ

Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинают с

массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг

о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите

подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро

и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло.

После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху.

Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от

времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится

массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых

пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам,

что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают

одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой

руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и

губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со

звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их,

предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному

свободному течению звука.

Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с

ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной

клетки и рёбер.

18

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом

открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме –

представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими,

испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, педагог объясняет

детям, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом

положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а

вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в

зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы

лица)

Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно

садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц

лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как

можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо.

Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по

парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить.

Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью

вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только

лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка,

которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов,

поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой.

Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно

больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Часы

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и

обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами

карандаш и написать им в воздухе своё имя.

«Веселый пятачок»:

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на

счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

19

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем

вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ,

фыркнув, как лошадка.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только

нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

«в» - верхняя губа поднимается вверх;

«м» - возвращается на место;

«з» - нижняя губа опускается вниз.

Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на

нижние.

Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные

пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Уколы

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки.

Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться

достать им до носа, а затем до подбородка.

Чаша

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким

образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный

коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика

хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным

длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и

заканчивая пальцами стоп.

«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно

двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-

влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как

язычок звонкого колокольчика.

20

«Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот.

Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения

упражнения.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

5.

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по

спине и груди

6.

«Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при

этом открывается широко и свободно.

7.

«Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части

и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская

нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

8.

«Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую

картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо

поднято, гортань опущена).

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя

каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-

и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участнику становятся полукругом, и

каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её

вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук

вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если

вместо «я» будут произносится буквы из треугольника.

«Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и

одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной

согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д.

Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу –

бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и»

произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные».. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары

согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

«Сложные звукосочетания. Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на

груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе

с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство»,

«пктрча», «пство», «ремкло».

21

«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы

комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая

повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПТКАПТ-ПТКОПТ-ПТКУПТ-ПТКЭПТ-ПТКЫПТ-ПТКИПТ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

БДГАБДТ-БДГОБДТ-БДГУБДТ-БДГЭБДТ-БДЫБДТ-БДГИБДТ

«ЧИСТОГОВОРКИ»

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и

скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на

чистоту проговаривания.

Вот некоторые упражнения с чистоговорками.

Участники стоят в кругу и по очереди вспоминают чистоговорки. Каждый по

одной. Это упражнение помогает сосредоточиться при внимании к участнику

большого количества людей (зал).

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу

новость. Упражнение может использоваться и в разделе «Логика речи». Только

там основной акцент будет сделан на новость, а здесь на чёткость произнесения.

«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из

них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и

отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

«Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному

выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее

заданных педагогом образах. Например, сказать: «От топота копыт пыль по

полю летит» - как учительница русского языка, читающая диктант. Ту же

чистоговорку – как её скажет преподаватель по речи и т.д.

СКОРОГОВОРКИ

Шила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

22

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два

гроша.

Мыши сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать

стали, мышки зубки поломали!

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо

колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать,

перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щётки.

У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

Мокрая погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе

кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Король – орёл, орёл – король.

Турка курит трубку, курка клюёт крупку.

Собирала Маргарита маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки на

дворе.

Бобр добр для бобрят.

Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

Орёл на горе, перо на орле. Орёл под пером, гора под орлом.

23

Повар Павел, повар Пётр. Павел парил, Пётр пёк.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Милая Мила мылась мылом.

Мы ели-ели линьков у ели…Их еле-еле у ели доели!

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Из-под пригорка, из-под подвыподверта, зайчик приподвыподвернулся.

ДИАЛОГИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ

- Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб:

- Грабь граблями гравий, краб!»

Игры со скороговорками:

1.

«Испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой

получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по

сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и

последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её

вслух;

2.

«Ручной мяч» - ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого –

либо ребёнка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и

произнести скороговорку и т.д.;

3.

Вариант «ручного мяча» - дети стоят в кругу, в центре – ведущий с

мячом. Он бросает мяч любому ребёнку, тот должен его поймать и

быстро произнести скороговорку. Если ребёнок не сумел поймать

24

мяч или не смог чётко произнести скороговорку, он получает

штрафное очко или выбывает из игры;

4.

«Змейка с воротцами» - дети двигаются цепочкой за ведущим и

проходят через воротики, образованные двумя последними детьми.

Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен

произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо,

воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае

ребёнок повторяет скороговорку;

5.

«Фраза по кругу» - дети, сидя по кругу произносят одну и туже

фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – отработка

интонации;

6.

«Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди,

каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с

мячом или со скакалкой.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается

правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так

чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом

ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На входе прыжком широко

расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На 4, 8 или 12

счетов выдыхается воздух и собирается всё тело вместе.

«Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за

максимально короткое время.

«Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько

приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны.

Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук

произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся,

и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй –

насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной

позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в

пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох,

каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух

набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает

«затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит

длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем,

25

что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох

и выдох.

«Счёт». Распределить выход на заранее заданное количество счетов: четыре,

восемь, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно даётся кратным

четырем, но Е. Ласкавая делает счет кратным трём. Большое значение в

кратности трём или четырём я не вижу. Это упражнение, я обычно

сопровождаю движением руки. Пока рука двигается в одну сторону,

произносится одна цифра (один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую

сторону – следующая ( и тоже один раз непрерывным звуком).

«Егорка».: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка,

два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается

дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько

ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

Очень важно помнить, что время выполнение каждым учеником каждого

дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит

дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детейстремление быть в

этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Скакалка

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой,

чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

«Упражнение с мячом». Стукая мяч об пол, читать стихи:

Барабанил в барабан

Барабанщик Андриан

Барабанил, барабанил

Бросил барабан

Пришел баран,

Прибежал баран,

Прободал барабан

И пропал барабан

«Перед сном»

Лечь на пол на спину, положить руку на живот. Полностью расслабить все

мышцы и, вспоминая, как умиротворённо дышится перед сном, попытаться

отследить технологию этого вдоха. Затем следует обратить внимание на

положение живота, диафрагмы, грудной клетки в процессе дыхания и

попытаться мысленно зафиксировать это положение.

Необходимо повторить вдох, сознательно утрируя движение мышц живота;

обратить особое внимание на расслабленность плеч. Когда же ученик понял

26

принцип дыхания и овладел им, приступаем к вариантам упражнения со счётом

(выполняются лёжа).

Вдох – задержка дыхания – выдох на счёт. Сначала выдох длится 3 счёта,

затем 6, 9 и т.д.

Вдох 5 с. – задержка дыхания 5 с. – выдох 5 с. Повторить 6 раз.

«Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки

свободно опущены вдоль корпуса. На выдохе ладони сложить домиком на

уровне груди. Далее:

вдох – руки и голову поднять вверх;

выдох – наклон, руки ладонями упираются в пол;

вдох - левую руку отставить назад, голову поднять вверх;

выдох – нога возвращается на исходную позицию, голова опущена вниз;

вдох – выдох – повторить тоже самое с правой ноги;

вдох – выпрямить позвоночник, голову держать прямо;

выдох – ладони сложить домиком на уровне груди.

Упражнение выполняется одновременно всеми сначала в очень медленном

темпе. Постепенно темп ускоряется до максимально быстрого, затем следует

успокоить дыхание. Для этого выполняется специальное упражнение.

«Два вдоха и два выдоха»

Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку

педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются

дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся

делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

«Черепаха-2»

Шею вытянуть вперед – вдох в живот, убрать назад – «холодный выдох» через

длинное произнесение звука «п».

«Арлекин»

Вдох в живот – руки от плеча до локтевого сустава зафиксированы

параллельно полу, предплечья и кисти свободно висят. «Холодный выдох» через

«п» - одно быстрое круговое движение предплечий и кистей рук при

закреплённом плечевом поясе. Далее на каждый выдох скорость движения рук

увеличивается, и так до 6 круговых движений на одном выдохе. Затем

повторяем движения в обратном порядке, сводя их снова до одного на выдохе.

Скорость движения определяет педагог. Амплитуда – максимально возможная.

«Мельница»

Вдох в живот – руки поднимаем вверх. Задержка дыхания. Выдох – наклон,

руки опускаем вниз. И так 6 раз. Усложняем упражнения. Вдох – корпус, голову,

руки опускаем вниз. Выдох – корпус выпрямляем, руки поднимаем вверх. 6 раз.

«Кофемолка»

27

Садимся на «мячик». Вдох в живот. Задержка дыхания. Выдох – круговое

движение бёдрами: 3 в одну сторону и 3 в другую.

«Катание на мячике»

Из положения «сидим на мячике» перекатываемся с пятки на носок – выдох, с

носка на пятку – вдох. Затем, наоборот: с пятки на носок – вдох, с носка на

пятку – выдох.

«Тряпичная кукла-1»

Вдох – руки поднимаем вверх «в замок», выдох – бросок расслабленного тела

вправо, влево, вперёд.

«Примус»

Резкий вдох в низ живота. На «холодном выдохе» через «п» - резкое

поджимание ягодиц.

«Львенок греется»

Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у

нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти,

плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется»

всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем

к следующему блоку.

«Цветочный магазин»

Представляем, что вошли в цветочный магазин и с удовольствием вдыхаем

через нос ароматы цветов. Если ученик точно выполняет задание, то он

автоматически пропускает воздух в диафрагму. Выдыхаем через рот, как бы

беззвучно произнося «ха» (тёплый выдох).

«Свеча»

Это упражнение включает 3 ступени. Движение каждой повторяем 6 – 8 раз.

1-я ступень: делаем вдох в живот, затем представляем себе, что дуем на пламя

свечи очень медленно и ровно, таким образом, чтобы удержать это пламя в

горизонтальном положении.

2-я ступень: упрямая свеча. Мы хотим затушить свечу, но пламя не гаснет.

Выдох становится более интенсивным.

3-я ступень: затушу свечу. Теперь делаем сильный резкий выдох, и свеча гаснет.

«Мяч-насос»

Дети распределяются по парам, договариваются, кто из них мяч, а кто насос.

Тот, кто изображает мяч, - «сдувается», т.е. сидит на корточках, расслабив

корпус. Второй медленно, с усилием опускает корпус вниз, произносит звук «с»,

- изображает насос.

( Данное упражнение и последующие из этого комплекса заимствованы из

программы З. Савковой.)

Первый поднимается на вдохе, изображая надувшийся мяч. Затем он сдувается,

произнося «пш». Вся группа работает одновременно под счёт педагога.

Упражнение повторяется 6 – 8 раз, после чего ребята меняются ролями.

28

«Дровосек»

Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и –

раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах,

выдох – удар.

Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В

игровом пространстве посредствам физических движений, помогающих

«открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся

распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит

долгота и сила звука.

РОЖДЕНИЕ ЗВУКА

Следует обратить внимание на тот факт, что чем конкретнее ученик

представляет технологию звукоизвлечения, тем более стабильным он достигает

результатов. Мы апеллируем к воображению ребят, добиваясь от них полного

сосредоточения на звуке, предлагая умозрительно передвигать его в своём теле

и пространстве и, наконец, осознанно овладеть им. Необходимо продолжить все

усилия для того, чтобы студийцы учились слышать себя и своих товарищей. Для

этого нужно каждый раз обращать их внимание на верный звук, а также на

ошибки в звучании и стараться помочь определить причины этих ошибок.

Все последующие упражнения начинаются с правильного вдоха в живот.

«Бамбук»

Ноги на ширине плеч. Расслабленный корпус брошен вниз, дыхание

свободное. Очень медленно выстраиваем позвоночник, начиная с копчика,

представляя, что каждый позвонок – это звено молодого бамбука. В каждом

звене мы умозрительно посылаем звук. Удобнее всего это делать на тихом стоне

– прерывисто произнося звук «м». Но в тот момент, когда берётся дыхание, не

должно возникать жёстких точек. Когда позвоночник выстроен, бамбук острой

стрелой пронзает небо.

«Тряпичная кукла-2»

Это упражнение аналогично дыхательному «Тряпичная кукла–1», правда, на

выдохе мы стонем на звук «м».

«Корни»

После полузевка представляем, что наши ноги превращаются в корни деревьев

и уходят глубоко в землю, с ними же в землю уходит звук «а».

«Резиновый крег»

Представляем себе, что наши бёдра скованы упругим резиновым кругом, и мы

звуком «о» на выдохе отталкиваем его от себя кистями рук и животом.

29

«Фонарь»

Представляем себе, что в нашей груди находится столп света, который мы со

звукам «я» на выдохе выпускаем наружу, освещая им всё пространство вокруг.

«Антенна»

Мы представляем себе, что из нашего темени в небо уходит антенна со звуком

«и».

«Разноцветный фонтан»

Произносим весь блок гласных звуков – А, О, Я, Э, И, представленных в

предыдущих упражнениях (от «Корней» до «Антенны»). Добиваясь звучания,

аналогичного достигнутому: воображаем, что через наше тело пробивается

наружу и вверх разноцветный фонтан воды.

«Спираль»

Всё те же звуки прокручиваем по спирали снизу вверх вокруг нашего

позвоночника.

«Орган»

Дети лежат на спине, «переливая» любой гласный звук или сонорный «м» по

телу от ног до головы.

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СКОРОГОВОРКИ

Шила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два

гроша.

Мыши сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки

кушать стали, мышки зубки поломали!

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

31

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо

колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол

переколоколовать, перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щётки.

У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

Мокрая погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

32

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп, как при

Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Король – орёл, орёл – король.

Турка курит трубку, курка клюёт крупку.

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

Бобр добр для бобрят.

Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

Орёл на горе, перо на орле. Орёл под пером, гора под орлом.

Повар Павел, повар Пётр. Павел парил, Пётр пёк.

В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

Милая Мила мылась мылом.

Мы ели-ели линьков у ели…Их еле-еле у ели доели!

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Из-под пригорка, из-под подвыподверта, зайчик приподвыподвернулся.

33



В раздел образования