Напоминание

Программа воспитательной работы в группе


Автор: Соловьева Елена Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Мензелинская школа-интернат"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Мензелинск
Наименование материала: авторская программа
Тема: Программа воспитательной работы в группе
Раздел: среднее образование





Назад




Рассмотрено на заседании

ШМО воспитателей:

Руководитель МО

воспитателей

_______Е.С. Соловьева

Протокол № _ от

« »августа 2019 г.

Согласовано:

Заместитель директора по ВР

ГБОУ «Мензелинская школа-интернат»

___________С.С. Махмутова

« » 2019 г.

Утверждаю:

Директор

ГБОУ «Мензелинская школа-

интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей с

ограниченными возможностями здоровья»

______________

Н.З. Гильфанов

Приказ № от

« » 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Воспитательной работы во 2группе (6-8 классы)

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Мензелинская для детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями

здоровья» РТ

Соловьева Е.С., воспитатель высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«29 » августа 2019г.

2019/2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современных условиях развития системы образования активизируется

воспитательная

функция

образовательного

учреждения

в

самых

разных

направлениях.

Процесс воспитания очень сложен даже тогда, когда речь идет о

совершенно здоровых детях. Естественно, что он оказывается особенно сложным,

когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии. Дети и

подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями,

чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно

принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из

окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма

узок

круг

интересов.

Помимо

интеллектуального

недоразвития

учащиеся

образовательных учреждений для детей с ОВЗ VIII вида отличаются проблемами

эмоционально

-

личностного

развития,

подвержены

любому

влиянию,

особенно

негативному. Именно школа призвана воспитать полезные привычки и сформировать

социально-нормативные модели поведения.

Ученые приводят примеры по РФ нарушения поведения этих детей: около

половины выпускников с нарушениями поведения, 67% подростков направляются на

лечение

по

причине

деликвентного

(нарушения

социально

правовых

норм)

поведения:

бродяжничества,

агрессии

и

аутоагрессии,

воровства,

участия

в

асоциальных

компаниях,

алкоголизации

и

наркомании

(чаще

токсикомании),

что

обусловлено недостатками воспитания и социализации детей.

Программа

воспитания

и

социализации

обучающихся,

воспитанников

общеобразовательной

школы-интерната,

раскрывает

роль

и

место

социальной

функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения,

направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого

воспитательного пространства образовательного учреждения.

Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию

обучающихся, к жизни в современном обществе на основе становления личности

воспитанника.

Реализация

программы

должна

обеспечить

ориентацию

обучающихся,

воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные

приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой,

самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору

в

пользу

здорового

образа

жизни.

Самореализации

в

общественно

значимой

и

профессиональной

деятельности.

Формирование

таких

ценностей,

как

семья,

Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний

традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.

Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный

акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей

каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических

воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его

жизнедеятельности.

Придерживаясь принципа педагогической инверсии, воспитатель определяет -

что в данном возрасте является главным для ребенка.

Лишь

поочередно,

от

возраста

к

возрасту,

доминирование

какой-либо

стороны

очередного желаемого результата в итоге дает возможность достигнуть желаемого

результата к концу школьного обучения.

Воспитательный

процесс

строится

таким

образом,

чтобы

каждый

ребенок

чувствовал

себя

в

школе

комфортно.

По

своим

возможностям

был

вовлечен

в

активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих

психофизических

особенностей,

учебных

возможностей,

склонностей,

мог

реализовать себя как субъект собственной жизни.

Исходя

из

этого, стратегическая

цель

программы – создание воспитательной

среды,

оптимально

способствующей

развитию

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для

дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачи коррекционно-воспитательной работы:

Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей

развитие

компенсаторных

механизмов

личности

ребенка

с

интеллектуальным

недоразвитием.

Формирование

нравственно сти,

ст ановление

и

проявление

и х

индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.

Развитие потребности в здоровом образе жизни.

Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих

осуществить их

социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.

Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и

навыков и выработка адекватных профессиональных намерений.

Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной

активности, потребности в самореализации.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике

воспитательной работы:

1.

Совместное

сотрудничество

воспитателей

и

воспитанников

в

решении

общих

задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.

2.

Воспитание

существенных

личностных

качеств:

патриотизма,

чувства

гражданственности, ответственности, культуры общения.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина,

Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.

Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента

в воспитательном процессе:

1.

Принцип

мотивации,

предполагающий

наличие

побуждения,

стремления

у

воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.

2.

Принцип

продуктивной

обработки

информации,

создание

воспитателем

таких

педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают

способы отработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения.

3.

Принцип

развития

и

коррекции

высших

психических

функций.

Обязательное

включение

в

занятия

специальных

упражнений,

направленных

на

исправление

недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

4. Принцип гуманитарной направленности всех учебных дисциплин (включение в

традиционные предметы материала из жизни, помогающие понять мотивы своего

поведения, выработать правильную жизненную позицию, познания окружающего

мира, интеграции воспитанника в обществе).

5. Принцип динамичности восприятия предполагает включение воспитателем игр и

упражнений,

непосредственно

развивающих

процесс

персептивного

характера,

корригирующих отклонения в его характеристиках.

6. Психолого-педагогическое сопровождение, просвещение воспитанников, обучение

их способам делать разумный выбор в предстоящей взрослой жизни.

7. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного,

любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания.

8.

Принцип

максимальной

индивидуализации

и

демократизации

учебно-

воспитательного

процесса,

заключающийся

в

активизации

мыслительной

и

мотивационно - потребностных сфер воспитанника.

Из этого принципа вытекает

более частное правило: отбор содержания форм и методов обучения и воспитания в

соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников.

9.Принцип демократизации, обеспечивающий расширение прав и ответственности

воспитанников,

педагогов,

родителей

и

их

сотрудничество;

самостоятельность

воспитанников в определении целей, содержания и методов работы по саморазвитию.

10.

Принцип

гуманизации,

соблюдение

которого

приводит

к

устранению

авторитарности.

Доброта

и

внимание

по

отношению

к

воспитанникам

создают

психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя

защищенной,

нужной,

значимой,

без

чего

невозможно

развитие

и

саморазвитие

воспитанника. Правила, связанные с данным принципом: уважительные отношения

между

родителями,

педагогами,

воспитанниками;

толерантность

к

мнению

воспитанника; создание ситуации успеха.

11.Принцип гуманитаризации приобщает личность к культуре общества, развивает

планетарное сознание, формирует отношение к планете, как к общему дому.

12.Принцип эстетизации требует оригинальной, красивой обстановки, чистоты, уюта,

культуры общения. Это стабильно действующий фактор воспитания благородных

чувств, отношений и поведения.

13.Принцип

оперативности

полученных

знаний

требует

от

воспитанников

более

полной

самостоятельности

мышления

и

деятельности.

В

ходе

самостоятельного

решения задач они проявляют инициативу и находчивость.

14.Принцип сознательного и активного участия воспитанников в процессе обучения и

воспитания

требует

от

воспитателя

умелого

руководства

деятельностью

воспитанника.

Программа воспитательной работы составлена на основе пособия для воспитателей

и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной

(коррекционной)

школе-интернате,

детском

доме»

допущенной

Министерством

образования Российской Федерации под редакцией Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой,

Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.

Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и

структурировано по основным направлениям:

Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.

Познавательная деятельность.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Трудовая деятельность.

Художественно-творческая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность.

Ребенок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учета его

возрастных

интересов

вот

почему

в

данной

Программе

при

отборе

содержательных блоков воспитательного процесса учтены два момента: мотивы и

ведущие виды деятельности ребенка.

Средний школьный возраст

Основные мотивы:

-

потребность

занять

свое

место

в

коллективе;

стремление

как

можно

лучше соответствовать представлениям о лидере;

-

ориентация

на

оценки,

суждения

сверстников,

а

не

взрослого,

требования

коллектива становится важнейшим фактором психического развития;

-

потребность

личностной

самооценки;

стремление

к «взрослости»,

самостоятельности, к «самоутверждению» (ближе к 13 годам);

- стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности

взрослых. Неудовлетворенность этого стремления создает у подростка конфликт со

средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать его активной

деятельностью).

Ведущие виды деятельности:

- учебная деятельность, но не скучная, однообразная и утомительная — тогда

будет обратный эффект, — а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка,

значимая для него.

-

деятельность,

общение,

особенно

с

другим

подростком,

компанией

друзей;

«кодекс

товарищества»

как

доминирующий

и

организующий

мотив

поведения

подростка.

-

Интимно-личное

общение

(быть

с

другим,

уметь

получать

от

этого

удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах).

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ.

Содержательные

линии

Программы

включают

в

себя

следующие

направления

коррекционно-воспитательной работы:

1. Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.

Умственно отсталый ребенок, несмотря на дефицит психического развития,

является

полноценным

членом

общества,

в

котором

ему

предстоит

жить

самостоятельно.

Поэтому

ценностно-ориентировочная

и

коммуникативная

деятельность

наряду

с

трудовой

приобретает

ведущую

роль,

так

как

позволяет

заложить

основы

норм

и

правил

поведения,

принятых

в

обществе.

Группа

нравственных знаний должна формироваться практическим путём в разнообразных

видах деятельности самих детей.

Воспитательная

работа

направлена

на

воспитание

личности,

способной

к

самостоятельной

жизни

и

деятельности

в

естественном

социальном

окружении.

Своеобразие развития детей затрудняет процесс воспитания у них правосознания,

норм коллективной жизни, процесс формирования у воспитанников чувства долга,

однако

необходимо

добиваться

понимания

воспитанниками

нравственных

норм

общества,

а

также

необходимость

существования

и

соблюдения

правовых

норм.

Правовое

воспитание

тесно

переплетается

с

нравственно-этическим

пониманием

содержания моральных категорий. Воспитанники знакомятся с основными правилами

поведения,

законами

их

регламентирующими.

Воспитание

нравственных

представлений невозможно без правильно организованного культурного поведения

детей. Усвоение этих отношений и культуры поведения является одним из путей,

помогающих ребенку найти контакт с окружающими его людьми.

Организованное

поведение

следует

рассматривать

как

усвоение

правил,

которые со временем преобразуются в привычные формы поведения.

Цель:

Ф о р м и р о в а н и е представлений

о

нравственности,

подготовка

к

самостоятельному выбору нравственного образа жизни.

Задачи:

Развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в

процессе воспитания.

Формирование

нравственных

качеств

личности

и

приобщение

к

общечеловеческим

ценностям, усвоение

основ

толерантности,

самосознания

гражданина Российской Федерации.

Формирование уважения к Конституции, государственной символике, родному

языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей

страны.

Осмысление основ правовой и экономической грамотности.

Воспитание адекватных норм коммуникативного общения, отработка навыков

поведения в экстремальных ситуациях.

Овладение

воспитанниками

системой

знаний,

необходимых

в

дальнейшей

самостоятельной жизни.

Разделы:

занятия, направленные на гражданско-правовое и патриотическое воспитание;

занятия по нравственно - этическому воспитанию;

занятия по экологическому воспитанию;

занятие по семейному воспитанию и основам экономических знаний;

занятия по профилактике правонарушений.

2.

Познавательная деятельность.

Как отмечают исследователи, к основным особенностям психического развития

детей – олигофренов относятся: несформированность высших форм познавательной

деятельности

(анализа,

синтеза,

обобщения,

абстракции);

конкретность

и

поверхностность мышления; замедленное развитие речи; незрелость эмоционально –

волевой сферы.

Исследования

А.Р.

Лурия,

В.И.

Лубовского,

М.С.

Певзнер

показали,

что

у

умственно

отсталых

детей

имеются

довольно

грубые

изменения

в

условно-

рефлекторной

деятельности,

разбалансированность

процессов

возбуждения

и

торможения,

а

также

нарушения

сигнальных

систем.

Все

это

является

физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая

процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов,

которое

выражается

в

том,

что

они

меньше,

чем

их

нормальные

сверстники,

испытывают потребность в познании.

У детей в норме в психическом развитии важную роль играет потребность в

новых впечатлениях. Развиваясь, она становится познавательной потребностью и в

дальнейшем является побудительной силой всего психического развития ребенка. У

умственно

отсталых

детей

потребность

в

новых

впечатлениях,

а

затем

и

познавательная потребность значительно ослаблены. Как показывают исследования

С.Д. Забрамной, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют

место

элементы

недоразвития,

а

в

некоторых

случаях

атипичное

развитие

психических

функций.

В

результате

эти

дети

получают

неполные,

а

порой

искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.

У

всех

учащихся

коррекционной

школы

имеются

нарушения

нормального

развития

когнитивных

процессов,

поэтому

коррекция

недостатков

умственного

развития

и

формирование

правильной

организации

умственного

труда

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

является

одной

из

главных

задач

специальной школы.

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей приводят

к

недоразвитию

личности

и

деятельности,

которые

особенно

усугубляются

под

влиянием

негативной

социальной

ситуации.

В

условиях

же

положительного

отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в специальной школе

появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

Цель: Коррекция недостатков познавательного развития, развитие положительной

познавательной мотивации.

Задачи:

Способствование

коррекции

недостатков

интеллектуального

развития

и

активизация познавательной деятельности с учетом компенсаторных возможностей

воспитанников.

Формирование адекватного восприятия своих успехов и неудач.

Развитие основ личной самооценки; ответственности за свои поступки.

Учет психофизических особенностей воспитанников в процессе обучения и

воспитания, мониторинг и своевременная коррекция образовательного маршрута.

Формирование экологических представлений.

Во спитание

положительных

каче ств

лично сти

( с о з н ат е л ь н о с т ь ,

организованность, дисциплинированность и т. д.).

Разделы:

занятия, способствующие развитию и коррекции ВПФ;

занятия по ознакомлению с окружающей действительностью.

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Физическое

воспитание

важный

фактор

в

решении

основной

задачи

воспитания:

коррекция

всех

компонентов

интеллектуального

психофизического,

личностного

развития

ребёнка

с

умственной

отсталостью,

которое

строится

в

соответствии

с

обшей

целевой

установкой

обучения

и

воспитания

ребенка

с

ограниченными

возможностями

-

подготовить

его

к

самостоятельной

жизни

в

социуме.

Естественно,

что

состояние

здоровья,

общего

физического

развития

учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей

самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

Физкультурно-оздоровительная деятельность многообразна, она включает в себя

комплекс

различных

мероприятий:

спортивных,

оздоровительных,

лечебных,

профилактических, а также приобщение детей к физкультуре и спорту как особому

средству духовного и культурного развития человека в обществе. Вместе с тем, в

процессе коррекции и целенаправленного формирования физического развития детей

у

них

воспитываются

положительные

волевые

качества:

настойчивость,

целеустремленность, терпеливость и т.д.

Режим дня рассматривается как средство воспитания у детей качеств личности,

а

также

выработку

у

ребенка

динамического стереотипа

ответных

реакций.

Особенности психофизического развития детей диктуют необходимость включать в

режим

дня

охранительные

и

укрепляющие

здоровье

мероприятия:

утреннюю

гимнастику, подвижные игры на воздухе и др.

Параллельно ведется работа по санитарно-гигиеническому воспитанию и охране

здоровья. Воспитание у детей и подростков здорового и разумного отношения к

вопросам пола и половой жизни направлено половое воспитание, которое позволяет

выработать качества личности, определяющие полезные для общества отношения

человека к противоположному полу. Среди прогнозируемых результатов – стремление

воспитанников

иметь

прочную,

здоровую,

дружную

семью. Данное

направление

эффективно и по профилактике вредных привычек.

С целью безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях, а также

ознакомления с основами медицинских знаний предусмотрены занятия по основам

безопасности жизнедеятельности.

Цель: Формирование у воспитанников установки на здоровый образ жизни.

Задачи:

Содействие

коррекции

психического

и

физического

здоровья

учащихся,

формирование у детей с отклонениями в развитии валеологически обоснованного

режима труда и отдыха.

Коррекция двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями

здоровья.

Воспитания

личностных

качеств,

а

именно:

дисциплинированности,

аккуратности, собранности, умении организовать свое время и пр.

Воспитание

интереса

к

занятиям

спортом,

поддержка

и

развитие

детского

спорта.

Разделы:

физкультурно-оздоровительные мероприятия;

основы культурно - гигиенических навыков;

подвижные игры;

профилактика вредных привычек;

занятия по ОБЖ (основы медицинских знаний, безопасность и защита человека

в природных, техногенных, социальных чрезвычайных ситуациях).

4.

Трудовая деятельность.

Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной

работе с воспитанниками школы-интерната. Оно призвано подготовить учащихся к

самостоятельной

практической

деятельности,

приспособить

выпускника

школы

к

современной

жизни.

Правильно

организованный

труд,

посильный

для

ребёнка,

способствует развитию многих положительных качеств. Повседневные виды труда

представляют возможность ознакомить детей с инструментами и орудиями труда,

способами работы с ними. Труд существенно дополняет и конкретизирует знания

детей о явлениях живого и неживого мира, способствует развитию таких качеств, как

внимательность, сообразительность. Кроме того, трудовая деятельность способствует

физическому развитию, является благоприятным фактором коррекции имеющихся

психофизических недостатков, а труд детей на природе способствует закаливанию

организма,

повышает

его

работоспособность,

содействует

развитию

таких

двигательных качеств, как точность, ритмичность, согласованность.

Самым элементарным видом труда, но обязательным для каждого ребенка,

является

самообслуживание,

благодаря

которому

закладываются

навыки

чистоплотности, аккуратности, бережливости.

Самообслуживание – повседневная деятельность, которая требует внимания к

тому,

как

дети

умываются,

чистят

зубы,

убирают

свою

постель,

следят

за

опрятностью

одежды,

обуви,

других

вещей.

Опыт

работы

показывает,

что

дети

испытывают трудности в самообслуживании, так как требует устойчивой регуляции

произвольного

поведения,

выполнения

ряда

действий

в

определенной

последовательности,

умения

их

правильно

повторить,

оценить

достигнутые

результаты в соответствии с требованиями воспитателя. Другой аспект развития

трудовых

навыков

связан

с

хозяйственно-бытовым,

общественно-полезным

и

производительным трудом, которые формирует у них нравственные представления и

оценки, характеризующие деятельность людей. У детей развивается готовность к

безвозмездному труду на благо окружающих.

Ц е л ь : Усвоение

норм

общественного

поведения,

позволяющих

активно

участвовать в труде и общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной

жизни общества.

Задачи:

О вл а д е н и е

во с п и т а н н и ка м и

о б щ е т руд о в ы м и

и

с п е ц и а л ь н ы м и

профессиональными

знаниями,

умениями

и

навыками,

необходимыми

в

самостоятельной жизни.

Формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений

и

навыков,

воспитание

культуры

труда

и

умений

использовать

в

практической деятельности.

Формирование практической и психологической готовности к труду в целях

успешной социализации и самоопределения.

Коррекция поведения детей посредством трудотерапии.

Воспитание у учащихся таких нравственных качеств, как трудолюбие,

ответственное

отношение

к

заданиям,

бережное

отношение

к

общественному

имуществу,

умение

работать

в

коллективе

и

выполнять

требования

трудовой

дисциплины;

Разделы:

хозяйственно – бытовой труд;

самообслуживание;

общественно – полезный труд;

профориентация

5.

Художественно - творческая деятельность.

Художественно-творческая

деятельность

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья затруднена в силу их общего умственного недоразвития и

весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Часто

чувства детей неадекватны ситуации, они примитивны, поверхностны и конкретны

по

своему

содержанию.

Причиной

тому

является

дефицит

любознательности

и

активной

самостоятельной

деятельности.

Недоразвитие

деятельности

зрительных,

слуховых, двигательных и других анализаторов затрудняет накопление сенсорного

опыта, а выраженные недостатки памяти, речи и мышления затрудняют познания

окружающего мира в многообразии его связей и отношений.

Формирование

у

детей

эстетических

чувств,

знаний

и

представлений

осуществляется

комплексно

в

системе

воспитательного

процесса

и

ведется

в

нескольких взаимосвязанных направлениях.

Занятия

творчеством

являются

основой

знаний

о

прекрасном,

но

особое

значение приобретают воспитательные занятия, которые дают возможность более

широкого использования богатого арсенала различных направлений искусства.

Ц е л ь : Формирование

эстетической

культуры, эстетического

отношения

к

окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное,

воспитание

умения

воспринимать красоту природы, произведения искусства, внутреннюю и внешнюю

красоту человека.

Задачи:

Систематичное

развитие

эстетического

вкуса

у

детей

с

отклонениями

в

развитии во всех сферах деятельности.

Способствовантие развитию музыкальных и творческих способностей детей с

ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных возможностей.

Развитие интереса к традициям русской народной культуры, быта, воспитание

уважения к традициям других народов.

Развитие и коррекция тактильных, зрительных, слуховых, обонятельных основ

восприятия окружающего мира.

Компенсация недоразвития эмоциональной сферы детей.

Воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, ритма.

Разделы:

изодеятельность (рисование, лепка, аппликация и т.д.);

конструирование;

музыкальное воспитание (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические

движения, игра на простейших муз.инструментах).

6.

Культурно-досуговая деятельность.

Культурно-досуговая

деятельность

удовлетворяет

потребность

детей

в

общении, отдыхе и релаксации. В процессе этой

деятельности дети, с особыми

образовательными

потребностями

приобретают

опыт

самореализации

своих

способностей,

адекватные

формы

взаимодействия.

Праздники

и

вечера

являются

особой и предпочтительной формой организации детского досуга. Они способствуют

наиболее

эмоциональному

воздействию

и

эффективному

решению

ряда

воспитательных задач. Также способствуют формированию речевых навыков у детей

с нарушениями интеллектуальной деятельности, развивают их эстетический вкус,

эмоциональную отзывчивость, обогащают музыкальные впечатления воспитанников,

способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка,

формированию у воспитанников школы-интерната нравственных представлений.

Культурно-досуговая деятельность как бы объединяет все виды искусства, дает

возможность творчески использовать их, вызывает у воспитанников эмоциональный

отклик

при

восприятии

поэтического

слова,

мелодии,

изобразительных

и

художественных

образов,

имеет

большое

значение

для

формирования

интересов

детей, развития их творческой активности.

Ц е л ь : Способствовать

коррекции

эмоционально-волевой

сферы

посредством

приобщения воспитанников к досуговой деятельности.

Задачи:

Приучать детей рационально использовать свое свободное время заниматься

интересной и содержательной деятельностью.

Формировать

основы

досуговой

культуры

(игры,

чтение

книг,

занятия

по

интересам и т.д.).

Создавать условия для проявления культурно-познавательных потребностей,

интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и

умений для проведения досуга.

Формировать

у

детей

представления

о

будничных

и

праздничных

днях.

Вызывать эмоционально положительное отношение к праздникам.

Приучать активно участвовать в их подготовке.

Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с

памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

Поддерживать

увлечения

детей

в

разнообразной

деятельности,

создавать

условия для дополнительного обучения в кружках и секциях.

Разделы:

Мероприятия, проводимые в рамках школы-интерната;

Внешкольные мероприятия.

Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения

у воспитанников среднего школьного возраста.

Воспитанники

должны

осознавать

свое

«Я»

на

личностном

и

социальном

уровнях;

у

них

должны

быть

сформированы

основы

психологиче ской

компетентности.

- Знает «Какой я?», «Что я могу?»; заложены элементы позиции доверия и

уверенности в самом себе; понимает свои возможности, способности, особенности

характера; умеет общаться в разных социальных группах; имеет навыки речевого

жестового общения; знает правила взаимоотношений между людьми; умеет работать

сообща; знает основы интимно-личностного поведения.

- Сформирована мотивация учебной деятельности.

- Осознает ответственность за свое здоровье, стремится к здоровому образу

жизни. Понимает значение физкультуры и спорта для организма; владеет элементами

какого-либо вида спорта.

-

Умеет

организовать

свое

свободное

время;

имеет

развитое

воображение,

элементы

творческого

мышления;

осознает

прекрасное

и

сам

стремиться

быть

красивым

и

приумножать

красоту;

умеет

самостоятельно

заниматься

каким-либо

видом творчества.

- Развито трудолюбие, самостоятельность и ответственность; владеет навыками

самообслуживающего труда и способен выполнить работу по школе, на приусадебном

участке; знает о творческих профессиях и понимает их значение для жизни человека.

- Знаком с основами правового воспитания. Знает свои права и обязанности;

имеет представление о правонарушениях и ответственности за это; знает, что он

гражданин России; знаком с символикой, обычаями и обрядами.

Таким

образом,

основными

итогами

воспитательной

работы

в

плане

социализации воспитанников среднего школьного возраста являются: становление и

развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе,

формирование «чувства взрослости».

Прогнозируемый результат.

В целом решение задач коррекционно-воспитательной работы имеет три плана,

воспитанник последовательно и постепенно осваивает:

мир

(учится

видеть,

анализировать,

давать

оценку

окружающей

действительности);

человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное

и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств

окружающих);

деятельность

(знакомство

с

окружающим

миром,

познание

своего

«Я»

происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки,

развиваются личностные качества, способность к творчеству).

Итог: сформированность личностных качеств воспитанников, обеспечивающих

им способность управлять своим поведением с опорой на социально одобряемые

стандарты и нормы.

Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.

Тема занятия

Цель

Дата

Примечание

1.

День солидарности в

борьбе с терроризмом.

Создание почвы для

воспитания гражданской

позиции.

Вызвать чувство

протеста против

терроризма.

Воспитание

патриотических чувств и

чувства единения.

Воспитание чувства

милосердия и

сострадания.

2.09.19г.

2.

Права и обязанности

воспитанников.

Формирование у детей

представления о правах и

обязанностях

воспитанников.

16.09.19 г.

Закреплять навыки

вежливых форм общения.

3.

Экскурсия в осенний парк.

Учить детей наблюдать за

сезонными изменениями и

красотой в природе.

Воспитывать бережное

отношение к ней.

30.09.19г.

4.

Поиграем в экономику.

Знакомство с понятием

«экономика», рассказать

об экономической

обстановке в стране, в

игровой форме закрепить

некоторые экологические

понятия.

14.10.19г.

5.

«Его величество –

электричество»

Воспитание культуры

поведения в быту и общей

воспитанностью:

выключить свет, когда

выходишь из помещения.

28.10.19г.

6.

«Родина моя – Татарстан»

Привитие любви к

родному краю, татарскому

языку, формирование

чувства

гражданственности,

патриотизма.

11.11.19 г.

7.

«Что такое зло?»

Отработка навыков

коммуникативного

поведения; коррекция

эмоционально-волевой

сферы.

25.11.19 г.

8.

«Человек и природа».

Расширить представления

детей о связи человека и

природы. Воспитывать

правильное и бережное

отношение к

окружающему миру.

9.12.19 г.

9.

«Новый год у ворот».

Закреплять знаний детей о

государственных

праздниках, об обычаях и

традициях празднования.

Воспитывать интерес с

совместной деятельности.

23.12.19 г.

10.

Экскурсия на родник

«Кучканка»

Учить детей наблюдать за

сезонными изменениями и

красотой в природе.

Воспитывать бережное

20 01.20 г.

отношение к ней.

11.

«Копейка – рубль

бережёт».

Способствовать

приобретению

практического опыта,

необходимого для

правильного выбора при

покупке товаров,

правильного расходования

своего бюджета.

3.02.20г.

12.

«Поговорим о доброте».

Формирование

межличностных

отношений на основе

развития способности

сопереживать.

17.02.20 г.

13.

«Сколько нам нужно

воды?»

Формирование полезных

навыков и привычек,

воспитание бережного

отношения к воде,

развитие разумных

потребностей.

2.03.20 г.

14.

«Не нужен клад, коли в

семье лад».

Закрепить знания детей о

понятии «семья».

Воспитывать у детей

чувство любви к своей

будущей семье, чувство

уважение к окружающим

и близким.

16.03.20 г.

15.

«Путешествие по городу

Вежливости».

Формирование у детей

нравственного

представления о

вежливости. Закреплять

навыки вежливых форм

общения.

13.04.20 г.

16.

«Память прошлых лет».

Экскурсия в парк победы.

Формировать знания детей

о годах ВОВ. Воспитывать

патриотические чувства и

гордость за отчизну.

27.04.20 г.

17.

Живая природа «Мусор

Земле не к лицу».

Формирование системы

знаний об экологических

проблемах современности

и пути их разрешения.

Формирование мотивов,

потребностей и привычек

экологически

целесообразного

поведения и деятельности,

05.05.20 г.

здорового образа жизни.

18.

Безопасность на дорогах.

Формировать знания о

дорожных знаках и

умение безопасно

переходить через дорогу.

19.05.20 г.

Работа по профилактике правонарушений.

Содержание работы

Ответственные

Сроки

Примечание

1.

Вовлечение в

общественно-полезные

дела, требующие личной

ответственности.

Воспитатель.

В течении

учебного

года

2.

Индивидуальные беседы,

задания, разборы сложных

педагогических ситуаций.

Воспитатель, психолог.

По

необходимости.

3.

Обзор газет, журналов,

чтение статей на

морально-этические темы.

Воспитатель.

Еженедельно.

4.

Консультация

специалистов: психолога,

психоневролога,

социального педагога.

Воспитатель.

По

необходимости.

5.

Профилактика неврозов,

фобий путем

психосоматики.

Воспитатель, психолог,

мед.персонал

По

необходимости.

6.

Наблюдение за

воспитанниками и ведение

дневников наблюдений.

Воспитатель.

Регулярно.

7.

Сотрудничество с ПНД.

Воспитатель.

По

необходимости.

Познавательная деятельность.

Тема занятия

Цель

Дата

Примечание

1.

Занятие на развитие

слухового восприятия

«Угадай, чей голосок?»,

«Колокольчик» и т.д.

Развитие слухового,

зрительного восприятия и

внимания, слухоречевой

памяти, фонематического

слуха, зрительного анализа и

синтеза и коррекции их

недостатков.

10.09.19 г.

2.

Просмотр периодической

печати, журналов.

«В гости к книгам».

Создавать условия для

развития познавательных

интересов.

24.09.19 г.

3.

Игровое занятие «Ловкие

пальчики».

Развитие сенсомоторных

координаций, точных и

дифференцированных

движений пальцев и кистей

рук и коррекции их

недостатков.

8.10.19 г.

4.

«Бюджет. Как расходовать

деньги?».

Формировать представление

детей о том, что такое

семейный бюджет и из чего

он складывается, умения

распоряжаться

определенной

суммой наличных средств

(денег). Усвоение сущности

понятий «Доходы»,

«Расходы», «Сбережения»,

«Долги», «Дефицит

бюджета». Формирование

умения планировать свой

семейный бюджет.

22.10.19 г.

5.

Упражнения

кинезиологической

программы.

Активизировать моторику

рук, вырабатывать ловкость,

умение управлять своими

движениями,

концентрировать внимание.

19.11.19 г.

7.

Декада инвалидов «Дай

руку»

Привлечение внимания

детей к проблемам людей с

ограниченными

возможностями,

формирование стремления

детей милосердно,

внимательно,

доброжелательно относиться

к инвалидам

3.12.19 г.

8.

Занятие на развитие

зрительного восприятия

«Сколько квадратов на

рисунке?», «Сложи

«осколочную» картинку», и

т.д.

Развитие зрительного

восприятия и памяти,

зрительного анализа и

синтеза и коррекция их

недостатков.

17.12.19 г.

9.

Составление рассказа о зиме.

Побуждать рассказывать о

своих впечатлениях,

отрабатывать

интонационную речь,

закреплять правильное и

14.01.19 г.

отчетливое произношение

звуков. Воспитывать

эстетическое восприятие

зимней природы.

10.

«Все на свете интересно».

Коррекция познавательной

активности, развитие

высших психических

функций.

28.01.20 г.

11.

«История обыкновенных

вещей».

Расширить представление о

знакомых предметах,

историей их происхождения,

разнообразием (зубная

щётка, мыло, ручка,

карандаш, ножницы, игла).

11.02.20 г.

12.

«Вечер загадок»

Совершенствовать умения

узнавать объекты (Овощи,

птицы и др.) по словестному

описанию.

25.02.20 г.

13.

Информационный час «В

стране и за рубежом».

Познакомить с событиями,

происходящими в стране и в

мире. Активизировать

познавательную активность

воспитанников, расширять

их кругозор.

10.03.20 г.

14.

Игровое занятие

«Геометрические фигуры на

спичках».

Развитие пространственной

ориентации, оптико-

пространственного анализа

и синтеза и коррекции их

недостатков.

7.04.20 г.

15.

«Мир сказок и

приключений».

Развивать речь, пробуждать

интерес к чтению.

Упражнять детей в

составлении предложений.

21.04.20 г.

16.

Вечер «Отгадайка».

Активизировать

познавательную активность

воспитанников, расширять

их кругозор.

13.05.20 г.

17.

Чтение татарских сказок.

Побуждать рассказывать о

своих впечатлениях,

отрабатывать

интонационную речь,

закреплять правильное и

отчетливое произношение

27.05.20 г.

звуков. Воспитывать любовь

к татарским писателям.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Тема занятия

Цель

Дата

Примечание

1.

«Терроризм – враг всех

народов».

Дать элементарные сведения

о терроризме. Дать

практические советы о том,

как вести себя в

экстремальных ситуациях.

4.09.19 г.

2.

«Хорошие зубы – залог

здоровья».

Углубить знания детей о

человеке, как части природы

и о важном органе

пищеварения – зубах.

Убедить детей о

необходимости беречь зубы.

18.09.19 г.

3.

Эстафеты «Быстро по

местам».

Реализовывать двигательную

активность, физическое

развитие и укрепление

здоровья. Корригировать

моторные нарушения

посредством физических игр

и упражнений.

2.10.19 г.

4.

«Трагедия Чернобыля».

Дать элементарные сведения

о техногенных ЧС в жизни

людей. Дать практические

советы о том, как вести себя

в чрезвычайных ситуациях.

16.10.19 г.

5.

«Алкоголю - нет».

Показать пагубное влияние

алкоголя на детский

организм.

13.11.19 г.

6.

«Мы за здоровый образ

жизни».

Формировать у

воспитанников умений

делать правильный выбор в

пользу ЗОЖ. Воспитывать

разумный подход к

стрессовым ситуациям.

27.11.19 г.

7.

«Сестрички - вредные

привычки».

Формирование

отрицательного отношения к

вредным привычкам: грызть

ногти, ритмичные

покачивание.

11.12.19 г.

8.

Эстафета «Снежный городок».

Реализовывать двигательную

активность, физическое

развитие и укрепление

25.12.19 г.

здоровья. Корригировать

моторные нарушения

посредством физических игр

и упражнений.

9.

Если хочешь быть здоровым –

закаляйся!

Познакомить с основными

видами закаливания.

Стимулировать деятельность

по физическому

самосовершенствованию.

22.01.20 г.

10.

Занятие по ПДД «Причины

дорожно-транспортных

происшествий».

Разъяснить детям о причинах

дорожно-транспортных

происшествий. Повторить

правила ДД.

05.02.20 г.

11.

«Осторожно, гололед!»

Закрепить знания детей о

мерах предосторожности во

время гололеда.

19.02.20 г.

12.

«Курить – здоровью вредить»

Закрепить знания детей о

пагубной привычке

табакокурения.

04.03.20 г.

13.

Практическое занятие

«Провалы под лед».

Наглядно показать, как

помочь пострадавшему

(провалившемуся под лед) и

основные правила при ЧС.

18.03.20 г.

14.

Игровая программа «День

смеха».

В шуточной форме

организовать досуг.

Совершенствовать ранее

освоенные двигательные

навыки. Воспитывать

интерес к подвижным играм.

01.04 20 г.

15.

«Безнадзорность».

Дать информацию. Развивать

такие качества личности, как

ответственность за свое

поведение. Воспитывать

толерантность.

15.04.20 г.

16.

«Чистота – залог здоровья».

Закрепить навыки личной

гигиены. Воспитывать

аккуратность, опрятность,

умение следить за своим

внешним видом.

29.04.20 г.

17.

«Опасные ситуации контактов

с незнакомыми людьми».

Способствовать овладению

детьми правильными

формами поведения в

различных жизненных

ситуациях, связанных с

причинением здоровья.

07.05.20 г

18.

«От искры возгорится пламя»

На наглядном примере

разъяснить основные правила

пожарной безопасности.

21.05.20 г.

Трудовая деятельность.

Тема занятия

Цель

Дата

Примечание

1.

Уборка спальных помещений,

игровых комнат.

Формирование,

закрепление и

совершенствование

навыков х/б труда.

Коррекция

эмоционально-волевой

сферы посредством

трудотерапии.

По графику.

2.

Выполнение санитарно-

гигиенических требований.

Формирование,

закрепление и

совершенствование

навыков

самообслуживания.

постоянно.

3.

Режим дня.

Разъяснения

оздоровительного и

воспитательного

значения режима дня.

14.09.19 г.

4.

«Труд человека кормит, а

лень портит».

Углубление знаний детей

о труде взрослых,

воспитание уважения к

ним. Развивать

осознанное отношение к

трудовой деятельности,

как основе будущей

жизни.

12.10.19 г.

5.

Практические занятия: уход

за одеждой, обувью, стирка,

глажение, мелкий ремонт

одежды.

Формирование,

закрепление и

совершенствование

навыков

самообслуживания.

По

необходимости

6.

Дежурство по школе, по

столовой.

Способствовать

развитию и коррекцию

трудовых навыков,

формирование

коллективно трудовой

деятельности.

По графику

7.

Практическое занятие

«Мистер утюг».

Формирование у детей

прочных навыков и

умений глажения, умения

пользования утюгом.

суббота

8.

Уход за растениями, уборка

территорий.

Формирование,

закрепление и

совершенствование

навыков х/б труда.

Коррекция

эмоционально-волевой

сферы посредством

трудотерапии.

ежедневно

9.

Профориентационные

экскурсии.

Знакомить подростков с

доступными им

рабочими профессиями.

Вызвать уважение к

людям труда.

По

возможности

10.

Практические занятия:

«Лучший шкафчик».

Формирование,

закрепление и

совершенствование

навыков х/б труда.

Коррекция

эмоционально-волевой

сферы посредством

трудотерапии.

09.11 19 г.

11.

«Мир профессий».

В игровой форме

углубить знания детей о

трудовой деятельности

человека. Воспитывать

любовь и потребность к

труду.

18.01.20 г.

12.

«Труд - наш отец, счастья

кузнец».

Углубление знаний детей

о труде, воспитание

уважения к ним.

Развивать осознанное

отношение к трудовой

деятельности, как основе

будущей жизни.

01.02.20 г.

13.

«Характер закаливания

трудом»

Формировать, закреплять

и совершенствовать

общетрудовые навыки,

навыки работы с с/х

инвентарем.

14.03.20 г.

14.

Общешкольные субботники.

Формировать, закреплять

и совершенствовать

общетрудовые навыки,

навыки работы с с/х

По плану

инвентарем.

15.

Занятие «Все профессии

нужны, все профессии

важны».

Закрепить знания детей о

различных профессиях.

Показать важность и

необходимость рабочих

профессий.

11.04.20 г.

16.

«Волшебная иголка»

Формирование,

закрепление и

совершенствование

навыков

самообслуживания.

постоянно

Художественно-творческая деятельность.

Тема занятия

Цель

Дата

Примечание

1.

«Любим петь под караоке и

не только».

Формирование

музыкальной культуры у

воспитанников.

20.09.19 г.

2.

«Красавица Осень!» (из

природного материала).

Развивать умения

создавать сюжетную

композицию из

природного материала.

Закреплять умения и

навыки лепки

Воспитывать любовь к

природе.

26.10.19г.

3.

Просмотр и прослушивание

русских народных сказок.

Коррекция познавательной

деятельности.

29.11.19 г.

4.

Рисование «Первый снег».

Учить тампонированию по

трафарету, рисование

пальчиками.

13.12.19 г.

5.

Рисование на снегу.

Учить рисовать объемные

рисунки

нетрадиционными и

традиционными

способами; развивать

фантазию, творческое

воображение.

24.01.20 г.

6.

Аппликация

«Поздравительная открытка

23 февраля».

Развитие творческих

способностей, фантазии.

Коррекция познавательной

21.02.20 г.

деятельности.

7.

Рисование «Поздравительная

открытка 8 марта».

Развитие творческих

способностей, фантазии.

Коррекция познавательной

деятельности.

06.03.20 г.

8.

Лепка «Гороховые фантазии».

Учить детей украшать

лепку горошинами,

передавать характерные

особенности росписи на

пластилиновой основе.

03.04.20 г.

9.

Пение любимых детских

песен.

Формирование

музыкальной культуры у

воспитанников.

Май 2020 г.

Культурно-досуговая деятельность.

Тема занятия

Цель

Дата

Примечание

1.

Подготовка к празднику

«День учителя».

Коррекция эмоционально-

волевой сферы, воспитание

уважительного отношения к

педагогам школы.

октябрь

2.

Праздник Осени.

Воспитание ответственного

отношения к

общешкольным

праздникам.

октябрь

3.

Оформление игровой

комнаты.

Выявление творческих

способностей.

В течении

года

4.

« Вот у нас, вот у нас

развесёлый хоровод» - день

именинников.

Способствовать сплочению

коллектива.

По датам.

5.

Культпоходы (театр,

кинотеатр, цирк, выставка,

музей, концерты, творческие

конкурсы и т.д.).

Способствовать

социализации

воспитанников,

приобщение к культурным

и художественным

ценностям, ознакомление с

традициями и обычаями

разных народов.

По плану

школы

6.

Подготовка к торжественной

линейке «День Конституции

России».

Воспитание

патриотических чувств,

ответственного отношения

к порученному делу.

декабрь

7.

Подготовка к Новому году

Знакомство с обычаями и

декабрь

(украшение игровой

комнаты, разучивание стихов,

песен, изготовление

костюмов).

традициями отмечать

праздники.

8.

Театр и дети.

Развивать творческие

способности,

способствовать повышению

артистических качеств.

По плану

9.

Подготовка к празднику,

посвященному 23 февралю.

Развивать творческие

способности,

способствовать повышению

социометрического статуса.

февраль

10.

Подготовка к празднику,

посвященному 8 марта.

Развивать творческие

способности,

способствовать повышению

социометрического статуса.

Февраль-

март

11.

Участие в общешкольном

празднике «Масленица».

Приобщение детей к

участию в общешкольных

мероприятий.

март

12.

Подготовка и участие в

торжественной линейке

«День космонавтики».

Воспитывать интерес к

совместной деятельности.

апрель

13.

Подготовка и участие в

торжественной линейке «9

мая».

Воспитывать интерес к

совместной деятельности.

Апрель-

май

14.

Поход.

Способствовать

социализации

воспитанников,

приобщение к бережному

отношению к окружающей

среде.

май



В раздел образования