Автор: Макарова Елена Геннадьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СШ №14
Населённый пункт: г.Нижневартовск,Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся"
Раздел: среднее образование
«Использование активных методов обучения на уроках английского
языка
как
средство
формирования
коммуникативных
компетенций
учащихся»
Важнейшая функция обучения иностранному языку – коммуникативная
(умение эффективно сотрудничать с другими людьми).
Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе, общаясь с
представителями
других
стран:
представить
себя,
сообщить
о
себе
определенные сведения и пр. В устной форме это осуществляется в виде
монолога
«Расскажите
о
себе»,
«Поделись
своими
мыслями
на
тему…»
(сложность
высказывания
возрастает
с
переходом
из
класса
в
класс)
и
диалогической
речи.
Последний
вид
работы
постоянно
практикуется
на
уроках.Дети определяют социальные роли и ведут диалог по различным
темам.Очень востребованы среди них бытовые «За столом» (гость – хозяин),
«В магазине» (продавец – покупатель) , «На улицах города» (местный житель
– приезжий, полисмен – прохожий) и т.д. Помимо того что такой вид заданий
прекрасно
практикует
устную
речь
вообще
и
речевые
клише
социокультурной направленности в частности, он еще и позволяет детям
проявить
креативность
мышления
и
способствует
формированию
компенсаторной компетенции – умения выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
В письменной речи о формировании коммуникативной компетенции
можно говорить , когда учащийся способен заполнить анкету, сообщив о себе
необходимую информацию (первоначальные навыки этого формируются еще
в начальных классах, когда ребенок учится писать свою фамилию и имя),
может написать письмо (это умение теперь закладывается уже на 2-м году
обучения иностранному языку. Пример: ученики 3 класса пишут письмо
другу с приглашением приехать к ним в гости) . Ученик 5 класса получает
навык заполнения следующей анкеты:
Name______________________________________________________________
Home Address______________________________________________________
Date of Birth________________________________________________________
School year_________________________________________________________
Father's occupation___________________________________________________
Mother's occupation__________________________________________________
Brothers___________________________________________________________
Sisters_____________________________________________________________
What foreign languages do you speak?___________________________________
In your opinion, what are your main characteristics?_________________________
How would you describe your family?___________________________________
What are your hobbies?_______________________________________________
Do you play a musical instrument? Which one?____________________________
Do you have any pets? What pets?_______________________________________
На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик
умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые
интересны,
необходимы
его
собеседнику.
К
примеру,
ученики
11
класса
овладевают очень полезной компетенцией – умением написать резюме. Они
знакомятся с условиями задания.
- Ты собираешься устроиться на работу за границей. Как ты думаешь,
что твоему иностранному работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши
все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к
кому обращаешься.
Учащиеся
осваивают
форму
составления
резюме,
анализируют
неудачные варианты, после чего пробуют силы в составлении подобных
деловых
писем.
Такая
практика
дает
старшеклассникам
шанс
обдумать
профессиональную пригодность, если они уже выбрали будущую профессию.
Личность
ученика,
его
нравственные
качества,
стремление
к
самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и
развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в
данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с
детьми, его духовные ценности и приоритеты.
Исходя из вышесказанного, были поставлены следующие методические
задачи:
− формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с
использованием новых информационных технологий
− формировать навыки самообразования, развивать способности к
академической мобильности обучающихся
− формировать умения и навыки критического мышления
с большим
объемом информации
− развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать
− формировать навыки самоконтроля.
Для реализации этих задач на уроках я:
− использую разнообразные формы и методы учебной деятельности,
позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся
− создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса
− стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный
ответ
− оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, но по
процессу его достижения.
Что касается коммуникативной языковой компетенции, то она включает
−
Лингвистическую
компетенцию -
систематическое
знание
грамматических
правил,
словарных
единиц
и
фонологии,
которые
преобразуют лексические единицы в осмысленное высказывание;
− Социолингвистическая компетенция (sociolonguistic competence) –
способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и
средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей
участников
коммуникации,
то
есть
от
того,
кто
является
партнером
по
общению;
− Дискурсивная
компетенция (discourse competence) – способность
построения
целостных,
связных
и
логичных
высказываний
разных
функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания
различных видов текстов при чтении и аудировании; предполагает выбор
лингвистических средств в зависимости от типа высказывания;
− Cоциокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание
культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм
поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в
процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;
формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию
личности в системе мировой и национальной культур.
Данная концепция стала ведущей в области обучения иностранным языкам.
Технология развития критического мышления часто применяется на
у р о к а х
и н о с т р а н н о г о
я з ы к а как
средство
ф орм и р ов ан и я
коммуникативных компетенций учащихся.
Данная технология позволяет учителю:
• давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу
изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным
учителем,
•
фиксировать
все
высказывания:
любое
из
них
будет
важным
для
дальнейшей работы,
• сочетать индивидуальную, парную и групповую работу:
− индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои
знания и опыт,
− групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без
риска ошибиться.
Из
всего
вышесказанного
можно
сделать
вывод,
что
технология
"критического мышления" имеет большое количество положительных черт и
ее можно смело внедрять в практику обучения иностранным языкам.
ИКТ как средство формирования коммуникативных компетенций
учащихся становится
неотъемлемой
частью
в
повышении
интереса
учащихся
к
изучаемым
предметам.
Применение
информационно-
коммуникационных
технологий
в
процессе
обучения
в
школе
даёт
возможность
активизировать
познавательную,
мыслительную
и
самостоятельную
деятельность
учащихся.
Как
показывает
опыт,
при
обучении
английскому
языку
использование
информа ционно-
коммуникационных
технологий
способствует
развитию
интеллекта,
воображения,
пространственной
ориентации,
внимания,
памяти,
наблюдательности и творческих способностей. В наше время применение
компьютерных технологий на уроках английского языка становится главным
высокоэффективным
творческим
фактором
использования
разнообразных
форм развития обучения. Учитель имеет уникальную возможность сделать
процесс обучения более наглядным и динамичным. Изучение английского
языка уже на начальной ступени обучения у многих учащихся вызывает
затруднения. Использование инновационных технологий облегчает процесс
изучения языка через реализацию одного из важных принципов обучения —
наглядности.
Важным
аспектом
использования
информационно-
коммуникационных
технологий
на
уроках
английского
языка
является
проектная
деятельность
в
сочетании
с
мультимедийной
презентацией.
В
процессе
работы
я
использую
нестандартные
методы
обучения:
ролевые
игры,
дискуссии,
интерактивные
обсуждения,
круглые
столы,
интегрированные
уроки,
которые
развивают
интерес
и
языковую
компетенцию
учащихся.
ИКТ
позволяет
на
уроках
активно
использовать
аудио,
видео
–
записи.
Тем
самым
учащиеся
имеют
возможности
для
систематического восприятия на слух и зрительно особенностей разговорной,
устной и письменной речи на английском языке. Кроме того для повышения
заинтересованности
в
изучении языка
учитель
может
использовать
видеофильмы,
мультфильмы,
записи
литературных
произведений
на
английском языке.
Использование компьютерной презентации на уроке
позволяет:
повысить мотивацию учащихся;
использовать большое количество иллюстративного материала;
вовлечь
учащихся
в
самостоятельный,
исследовательский
процесс
обучения, что особенно важно для их развития.
широкое использование иллюстративного материала в презентациях
позволяет легко и доступно предъявить новые лексические единицы, не
прибегая к переводу на русский язык.
Необходимо
тщательно
выбирать
оптимальные
пути
введения
новых
лексических единиц. Этап предъявления начинается с введения новых слов
на
отдельном
слайде
и
фонетической
отработки
данного
лексического
материала,
который
сопровождается
звуковыми
файлами,
что,
в
свою
очередь,
позволяет
осуществить
многократное
повторение
лексических
единиц
за
диктором.
Такой
подход
к
обучению
позволяет
формировать
графический
образ
слова
одновременно
с
его
звуковым
образом.
Предъявленная таким образом лексика позволяет преподавателю учитывать
индивидуальные особенности каждого учащегося — и тех, у кого больше
развита
слуховая
память,
и
тех,
у
кого
преобладает
зрительная
память.
Презентации
по
разнообразным
грамматическим
и
лексическим
темам
учителя английского языка выкладывают для общего пользования в интернет.
Таким
образом,
целью
учителя,
который
хочет
провести
урок
с
использованием
мультимедийной
презентации,
является
отобрать
презентацию, соответствующую теме и целям урока.
Таким образом, современность нынешнего дня предъявляет более высокие
требования к обучению и практическому владению английским языком в
повседневном
общении,
профессиональной
сфере,
жизни.
Использование
информационных
технологий
раскрывает
огромные
возможности
компьютера как средства обучения, способствует развитию функциональной
грамотности обучающихся.
В заключение необходимо подчеркнуть, что интегрирование образовательных
технологий в преподавании отдельных предметов требует готовности учителя
к
динамичному
развитию,
активному
использованию
во
взаимосвязи
аспектов
обучения,
что
является
показателем
компетентного
понимания
процесса обучения и преподавания.