Напоминание

"Трагедия Григория Мелехова"


Автор: Дудина Юлия Леонидовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Свечинский филиал Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения
Населённый пункт: пгт Свеча Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: "Трагедия Григория Мелехова"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Свечинский филиал Кировского областного

государственного профессионального образовательного бюджетного

учреждения

"Кировский сельскохозяйственный техникум имени

дважды Героя Социалистического Труда А.Д. Червякова

Методическая разработка урока литературы

Тема урока: «Трагедия Григория Мелехова»

(по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)

Преподаватель: Дудина Юлия Леонидовна

Модель учебного занятия

Тема: Трагедия Григория Мелехова

Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования,

систематизации и обобщения изученного материала, выявления уровня

овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности

средствами развивающего обучения (при использовании технологии

проблемного обучения, группового самостоятельного обучения, метода

проектов).

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели по содержанию:

Образовательная – способствовать систематизации, осознанию и

творческому осмыслению учебной информации по роману М.А. Шолохова

«Тихий Дон».

Развивающая – способствовать развитию умений применения знаний и

навыков в новых учебных ситуациях; комментирование и анализ

художественного текста, конструирование вопросов и заданий; сравнение,

обобщение, характеристика фактов, событий, литературных героев;

выполнение творческих и проблемных заданий в измененных учебных

сиьтуациях.

Воспитательная – на примере романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

способствовать нравственному воспитанию Обучающихся, развитию их

гуманистического отношения к миру и людям, осмыслению ими ценности и

смысла человеческой жизни; способствовать созданию условий для

творческой самореализации студентов.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,

фронтальная, групповая.

Продолжительность учебного занятия: 80 миннут.

Средства обучения:

1)

Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»

2)

Учебная хрестоматия (11 кл)

3)

Художественный фильм «Тихий Дон» (Видеофрагменты)

4)

Фотовыставка «По страницам «Тихого Дона»

5)

Выставка рисунков-иллюстраций к роману «Тихий Дон»

6)

Дидактический материал: карточки-задания, вопросы викторины

7)

Реквизиты к ролевой ситации «Из зала суда»

8)

Оформление доски и учебного кабинета: выставка рисунков,

фотоэкспозиция, высказывания писателей и литературных критиков о

романе, фонограммы казачьих песен в исполнении О.Газманова,

А.Розенбаума, план занятия.

Ход и содержание учебного занятия

Этапы

учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

I. Организацион-

ный момент

II.

Целеполагание и

мотивация

III.

Актуализация

знаний и

умений.

Приветствует

обучающихся,

о п р е д е л я е т

и х

у р о в е н ь

готовности к уроку, проверяет,

н а с к о л ь к о

к о м ф о р т н о

чувствуют

себя

обучающиеся.

Звучат

фонограммы

казачьих

песен.

1 )

В с т у п и т е л ь н о е

с л о в о

(определяет

цели

и

задачи

з а н я т и я ,

м о т и в и р у е т

деятельность обучающихся)

-

Сегодня

на

занятии

мы

подведем итоги нашей большой

и непростой работы по роману

М.А.Шолохова

«Тихий

Дон».

По ст араемся

ответить

н а

в о п р о с ы :

п о ч е м у

т а к

драматически сложилась судьба

г л а в н о г о

г е р о я

р о м а н а

Г.Мелехова,

почему

в

конце

р о м а н а

м ы

у в и д и м

опустошенного, надломленного

ч е л о в е к а ,

з а

ч т о

т а к

беспощадно

наказывает

его

жизнь?

- Да, эта книга привлекает ум и

сердце читателя к раздумьям о

вечных вопросах бытия…

-

Х у д о ж е с в е н н ы й

м и р

Шолохова суров и првдив… и в

т о

ж е

в р е м я

п р о н и з а н

оптимизмом,

верой

в

добро

и

справедливость.

-

Я

очень

надеюсь,

что

эта

книга

смогла

стать

частью

в а ш е й

д у ш е в н о й

ж и з н и ,

опалила ваше сердце…

1)Формулирует

вопросы

на

ассоциативное

мышление

( а с с о ц и а ц и и

н а

д а н н о е

призведение)

2)Проводит

фронтальный

и

индивидуальный

опрос

по

П р и в е т с т в у ю т

п е д а г о г а ,

распределяются

на

микрогруппы,

подготавливают

рабочее

место,

р е к в и з и т ы

д л я

з а н я т и я ,

настраиваются

на

успешную

и

творческую работу.

В м е с т е

с

п р е п о д а в а т е л е м

формулирует цели и задачи урока.

- Зачитывают слова А.Толстого о

романе: «Тихий Дон поистине

эпическое, насыщенное запахами

родной земли, живописное полотно

из жизни донского казачества…»

- Проблема нравственности и

насилия, любви и смерти, верности

чувству долга и измены…

- Это проблема выбора человеком

пути, когда, казалось бы, рушатся

все вековые устои…

Включаются в работу,

формулируют и задают вопросы

викторины друг другу по

микрогруппам.

IV.Систематиза

ция и

обобщение.

Осознание и

осмысление

учебного

материала.

биографии

М.Шолохова

и

тексту романа:

Викторина

«По

страницам

« Т и х о г о

Д о н а »

( с м .

Приложение №1)

-

П е р е ли с т а е м

с т р а н и ц ы

биографии

М.Шолохова

и

проверим

ваше

знание

текста

романа.

3)Организует

работу

п о

индивидуальным

карточкам-

заданиям

(см.

Приложение

№2)

I. О р г а н и зуе т

р а боту

п о

основному вопросу занятия:

1)Шолохов

в

своем

романе

столкнул

в

непримиримой

схватке

все

социальные

силы,

нравственные

представления,

эмоции эпохи… на первый план

выдвигается колоритная фигура

Г.Мелехова.

-

П о р а з м ы ш л я е м

н а д

непростым вопросом: в чем же

заключается трагедия главного

героя романа?

2)Каким

мы

видим

героя

на

первых страницах романа?

-

Почему

же

так

драматично

сложилась его судьба?

- З а

ч т о

т а к

б е с п о щ а д н о

наказывает его жизнь?

3)Трагедия

личной

жизни,

трагедия любви.

По одному представителю от

микрогруппы выполняют работу по

карточкам с заданиями.

1)Обучающиеся в микрогруппах

обсуждают вопрос, анализируют,

аргументируют свои доводы

примерами из текста (на основе

предварительного домашнего

задания)

2)Первое знакомство (выступления

микрогрупп) т.1 ч.1 гл.1,3,9…

-молодой и красивый;

-человечен и прост;

-настойчив и своеволен;

-знает труд до седьмого пота;

-радостно и легко воспринимает

жизнь…

3)Выступление первой

микрогруппы:

В личной жизни Григорий мечется

между женщинами – А.Астаховой и

Н.Коршуновой…он не может

определиться, причиняя им и себе

муки и страдания (зарождение

любви к Аксинье, женитьба на

Наталье, разлуки, измены, взлеты и

падения)

(примеры из текста)

4)Смутное и кровавое время…

5)Смерть близких и родных.

6)В поисках своей правды.

- Что будет с Григорием после

т я ж к и х

и с п ы т а н и й ?

К а к

сложится его судьба?

- Зачитывает последнюю фразу

романа.

последняя фраза романа – это

как

бы

завершение

великой

человеческой симфонии, в ней

4)Выступление второй

микрогруппы:

Сын страшных лет России: Первая

мировая война, революция,

гражданская война. Первые удары

шашки, боль за землю, тоска по

дому, раздумья над судьбой.

Война калечит души (первое

убийство, казачья честь, месть за

брата, бой с матросами…, ломает

усталость, хочется мира и

тишины…)

5)Выступление третьей

микрогруппы:

Григорий за короткое время теряет

почти всех своих близких (дочки

Танюша и Полюшка; от руки друга

юности – Петро; на чужой земле

найдет последнее пристанище –

отец; так и не дождется своего

младшенького Ильинична; роковая

ошибка Натальи; шальная пуля

обрывает жизнь Аксиньи)

6)Выступление четвертой

микрогруппы:

В годы гражданской войны

Григорий напряженно ищет истину,

стремится постигнуть правду.

Горькие искания бросают героя в

разные лагеря революции… В

тяжелых разочарованиях он с

болью проверяет свои идеалы (в

отряде Подтелкова, у повстанцев,

Верхнедонское восстание, «белая

ворона», в коннице Буденного, в

банде Фомина – примеры)

- Размышляют над вопросом

преподавателя:

Совершая просчеты и ошибки,

переходя из одного лагеря в другой,

герой сам судит себя, беспощадно

казнит за трагические ошибки… Но

у Григория осталась надежда на

возрождение – его сын, Мишатка.

Применение

знаний и умений

в нестандартной

учебной

ситуации.

конец и начало жизни, утрата и

надежда,

скорбь

и

вера

в

будущее героя.

II.Из зала суда.

Организует ролевую ситуацию.

-А сейчас откроем дверь в зал

судебных

заседаний.

Слово

председателю суда.

Участвуют в ролевой ситуации

(Распределяют между собой роли:

председателя суда, обвинителей,

стороны защиты, присяжных

заседателей).

Обучающийся (в роли

председателя суда):

- Сегодня рассматривается дело

Григория Пантелеевича Мелехова.

Место рождения – хутор Татарский,

станция Вешенская, область Войска

Донского.

Национальность – казак.

Семейное положение – женат, двое

детей.

- Я предоставляю слово стороне

обвинения и стороне защиты.

- Господа присяжные, выслушав

обе стороны, вы должны вынести

свой вердикт.

сторона

обвинения

сторона

защиты

выступление

обучающихся

в

микрогруппах

1)

Индивидуальные

черты

характера

диковат,

горяч,

вспыльчив,

«взгальный

черкесюка»…

ч у т к и й

и

простой,

человечный,

любит

землю,

труд,

выступает

за

справедливость..

2)

Личная жизнь:

причиняет

боль

и

с т р а д а н и я

А к с и н ь е

и

Наталье,

мечется

между

ними,

виновник

их гибели.

о

женитьбе

с

натальей

думал,

стерпится-

слюбится,

открыто

п р и з н а е т с я

л ю б о в ь

н е

подчиняется

иногда

разуму,

любит

каждую

V.Рефлексия.

подведение

итогов.

III. С о с т а в л е н и е

п л а н а

сочинения.

О р г а н и з у е т

п р о е к т н у ю

деятельность.

1)Минуты

откровения

«Уроки

«Тихого Дона»

Предлагает

о бу ч а ю щ и м с я

продолжить следующие фразы:

- прочитав роман, я понял(а)…

-

б о л ь ш е

в с е г о

м н е

запомнилось…

- благодаря Шолохову я …

2)Лист самоконтроля.

Предлагает

о бу ч а ю щ и м с я

заполнить лист самоконтроля:

- оценить уровень собственных

достижений на занятии;

по-своему…

3)

Первая мировая война

убивает,

грубеет

сердце,

уходит

б о л ь

п о

человеку…

н е

в и н а ,

а

беда…,

вместо

п л у г а

винтовка,не

у б ь е ш ь

т ы

убьют

тебя…,

наука

убивать

дается

нелегко,

храбр и ловок в

б о ю ,

4

Георгиевских

к р е с т а

и

4

медали…

4)

Гражданская война

м е ч е т с я

и з

лагеря в лагерь,

мутится

душа,

я р о с т ь

и

озлоюление,

месть…

хочет

разобраться,

найти

истину,

сам себя сурово

к а з н и т

з а

ошибки…

Вердикт

присяжных: Принимая во

внимание

искреннее

раскаяние

Григория, условия его воспитания,

с л о ж н о с т ь

и с т о р и ч е с к о г о

периода… учитывая тот факт, что

сама жизнь и так сурово наказывает

г р и г о р и я ,

м ы

п р и ш л и

к

следующему

заключеню:

н е

виновен!

Обсуждают

и

составляют

в

микрогруппах

проекты

планов

сочинений.

о з в у ч и в а ю т

и

з а щ и щ а ю т ;

представляют

свои

варианты

в с т у п л е н и я

и

з а к л ю ч е н и я

сочинения.

О б у ч а ю щ и е с я

п р о д о л ж а ю т

предложения.

Читают стихи, посвященные героям

романа.

Заполняют листок самоконтроля и

отвечают на вопросы.

VI. Оценка

результатов

работы.

Домашнее

задание.

-

назвать

имена

студентов,

особенно

активно,

ярко

и

творчески проявивших себя;

-

в ы с ка з ат ь

с о б с т в е н н о е

суждение об учебном занятии.

А н а л и з и р у е т

р е з у л ь т а т ы

д е я т е л ь н о с т и ,

в м е с т е

с

обучающимися подводит итоги.

Ф о р м у л и р у е т

д о м а ш н е е

задание:

подготовиться

к

сочинению

по

т во рч е с т ву

М.Шолохова.

Участвуют

в

подведении

итогов,

выражают свое отношение к работе

на

занятии.

Сдают

творческие

проекты преподавателю.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

По страницам романа «Тихий Дон» (Викторина)

1.

Казак по-тюркски означает… (вольный человек, удалец).

2.

С какого века и где начинается история казачества? (с 15 в. на Диком

поле)

3.

Временные рамки романа? (1912-1922г.г.)

4.

Роман-эпопея…(особенность жанра).

5.

С какого исторического факта задумал сначала начать роман Шолохов?

(поход Корнилова на Петроград)

6.

Задача автора? (показать сложный путь казачества в годы революции,

сказать правду об этом народе)

7.

Что использовал М.Шолохов в качестве эпиграфа к роману? (старые

казачьи песни)

8.

За что Григорий получил первый Георгиевский крест? (сам раненый

тащил раненого офицера)

9.

Какие награды заслужил Григорий во время Первой мировой войны? (4

Георгиевских креста, 4 медали)

10. «Казак стал батраком у пана. Видное ли дело…» У какого пана?

11. Кем чувствует себя Григорий среди офицеров Добровольческой армии?

(белой вороной)

12. Должности, которые занимал Григорий? (хорунжий, командир сотни,

полка, дивизии)

13. У каких командиров Красной армии служил Григорий? ( в отряде

Подтелкова, в коннице Буденного)

14.

Город,

в

котором

Григорий

отказывается

покинуть

Родину?

(Новороссийск)

15.

Друг

юности,

с

которым

развели

Григория

бушевавшие

на

Дону

события? (Мишка Кошевой)

16. Как прозвали на хуторе Мелеховский род? ( турками)

17. В какую банду вступает григорий? (в банду Фомина)

18. Как звали детей Григория? (Танюша, Полюшка, Мишатка)

19. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! Нам… палачи не сродни, так-

то!» Кто и кому говорит эти слова, почему? (Пантелей Прокофьевич –

Митьке Коршунову)

20. «Ты бога, сынок, не забывай! В измальстве какой ты ласковый был да

желанный,

а

зараз

так

и

живешь

со

сдвинутыми

бровями…»

Кто

говорит эти слова, почему? (Ильинична – после боя с матросами)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальный опрос

Карточка №1

1.

«Один лишний»

Я утверждаю, что всех перечисленных героев мы встречаем на

страницах романа «Тихий Дон»:

1)

Степан Астахов

2)

Пантелей Прокофьевич

3)

Мирон Григорьевич Коршунов

4)

Макар Нагульнов

5)

Мишка Кошевой

6)

Иван Котляров

2.

Все эти произведения созданы М.А.Шолоховым:

1)

«Донские рассказы»

2)

«Судьба человека»

3)

«Поднятая целина»

4)

«Тихий Дон»

5)

«Они сражались за Родину»

6)

«Хождение по мукам»

3.

В романе «Тихий Дон» М.Шолохов отразил следующие исторические

события:

1)

Гражданская война

2)

Октябрьская революция

3)

Первая русская революция

4)

Верхнее-Донское восстание казаков

5)

Февральская революция

6)

Первая мировая война

Карточка №2

1.

Факты биографии писателя М.А.Шолохова:

1905 г. –

1920 – 1922 гг. –

1925 – 1926 гг. –

1957 г. –

1965 г. –

Карточка №3

1.

Факты биографии писателя М.А.Шолохова:

1923 – 1924 гг. –

1930 – 1932 гг. –

1928 г. –

1940 г. –

1984 г. –

Карточка №4

Кому из героев принадлежат эти слова?

В какой ситуации они были сказаны?

1.

«Вот что, ежели, когда ты вдаришь меня – все одно: убью! Понял?»

2.

«А вот видишь, как людей стравили, и не попадайся! Хуже бирюков

стал народ. Злоба кругом… Меня совесть убивает… срубил человека

и хвораю через него, гада, душой. По ночам сниться, сволочь. Аль я

виноват?»

3.

«Мне он, бог, зараз ни к чему. Он мне и так всю жизнь мешал того

нельзя делать, этого нельзя, все грехами да страшным судом

пужали… Страшнее этого суда, какой я над собой делаю, не

придумаешь».

4.

Смолоду и я так думала. Мой-то тоже был кобелем не из последних.

Что я горюшка от него приняла и сказать нельзя. Только уйти от

родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом – сама

видишь».

5.

«У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь – коня

потеряешь, направо поедешь – убитым быть… И так – три дороги, и

ни одной нету путевой…»

Карточка №5

Кому из героев принадлежат эти слова?

В какой ситуации они были сказаны?

1.

«Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто… Ты – казак,

твое дело – рубить не спрашивая… Животную без потребы нельзя

губить – телка, скажем, или ишо что, а человека уничтожай. Поганый

он , человек… Нечисть, смердит, на земле живет вроде гриба-поганки».

2.

«Что же, расстреливаешь братов? Обернулся?... Вон ты какой… И

нашим и вашим служишь? Кто больше даст? Эх ты!...»

3.

«Меня к красным арканам не притянешь. Казачество против них, и я

против. Суперечить не хочу, не буду! Да ить как сказать… Незачем мне

к ним, не по дороге!»

4.

«К тихой жизни поклонило? Хозяйничать хочешь? Небось, детишков

хочешь иметь, жену, чтоб стирала на тебя, кормила, поила? Нет, уж,

спаси Христос! Старая я, морщины вон разглядел… И детей родить

разучилась… Нужна ли такая-то?»

5.

«Братцы, нет мне прощения!...Зарубите, ради бога…в бога мать…

Смерти…предайте!...»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Посвящение Григорию Мелехову

Как все переплелось в твоей судьбе:

Война и мир, любовь и смерть.

Как много довелось страдать тебе,

Изведать горечь слез и боль потерь.

Искал ты в жизни истину свою,

Метался, ненавидел, тосковал.

Мы помним юность светлую твою,

В огне войны ее ты потерял.

И одиноким стал твой дом,

Нет радости в глазах,

Надломлен духом и опустошен,

И нет улыбки на губах.

Мне жаль, что рядом не была,

Когда судьба под корень подкосила.

Но ты поверь, ведь жизнь не умерла,

Она – перед тобой, в ладошках сына…

*****

О, милый Мелехов Григорий!

Измучен ты своей судьбой.

Всю жизнь сквозь слезы и заботы

Прошел ты трудною тропой.

Войну, убийства, смерть, разлуку –

Все испытал ты на себе.

Ты нес в душе большую муку,

Но шел навстречу ты судьбе.

И были чудные мгновенья,

Когда любовь свою дарил,

Ты счастья ждал и, без сомненья,

Аксинью крепко ты любил.

Но бой тянул тебя от дома,

От близких, дорогих людей.

В краю чужом и незнакомом

Хотел ты дать отпор беде.

В бою сражался ты за честность,

Ты справедливости хотел.

И никогда не унижаясь,

Пред трудностями не робел.

Сражался ты за мать родную,

Сражался ты и за детей,

За жизнь казачью удалую,

Ведь нету Родины милей.

Но жизнь суровою бывает,

И даже, даже в счастья миг

Ты вдруг родных своих теряешь,

Стараясь их запомнить лик.

Вот так один на целом свете

Остался храбрый наш казак.

Но с ним остался сын, Мишатка,

Лишь боль души не заживет никак.



В раздел образования