Автор: Дудина Юлия Леонидовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Свечинский филиал Кировского областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения
Населённый пункт: пгт Свеча Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: "Трагедия Григория Мелехова"
Раздел: среднее профессиональное
Свечинский филиал Кировского областного
государственного профессионального образовательного бюджетного
учреждения
"Кировский сельскохозяйственный техникум имени
дважды Героя Социалистического Труда А.Д. Червякова
Методическая разработка урока литературы
Тема урока: «Трагедия Григория Мелехова»
(по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»)
Преподаватель: Дудина Юлия Леонидовна
Модель учебного занятия
Тема: Трагедия Григория Мелехова
Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования,
систематизации и обобщения изученного материала, выявления уровня
овладения системой знаний и умений, опыта творческой деятельности
средствами развивающего обучения (при использовании технологии
проблемного обучения, группового самостоятельного обучения, метода
проектов).
Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и умений.
Цели по содержанию:
Образовательная – способствовать систематизации, осознанию и
творческому осмыслению учебной информации по роману М.А. Шолохова
«Тихий Дон».
Развивающая – способствовать развитию умений применения знаний и
навыков в новых учебных ситуациях; комментирование и анализ
художественного текста, конструирование вопросов и заданий; сравнение,
обобщение, характеристика фактов, событий, литературных героев;
выполнение творческих и проблемных заданий в измененных учебных
сиьтуациях.
Воспитательная – на примере романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»
способствовать нравственному воспитанию Обучающихся, развитию их
гуманистического отношения к миру и людям, осмыслению ими ценности и
смысла человеческой жизни; способствовать созданию условий для
творческой самореализации студентов.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,
фронтальная, групповая.
Продолжительность учебного занятия: 80 миннут.
Средства обучения:
1)
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»
2)
Учебная хрестоматия (11 кл)
3)
Художественный фильм «Тихий Дон» (Видеофрагменты)
4)
Фотовыставка «По страницам «Тихого Дона»
5)
Выставка рисунков-иллюстраций к роману «Тихий Дон»
6)
Дидактический материал: карточки-задания, вопросы викторины
7)
Реквизиты к ролевой ситации «Из зала суда»
8)
Оформление доски и учебного кабинета: выставка рисунков,
фотоэкспозиция, высказывания писателей и литературных критиков о
романе, фонограммы казачьих песен в исполнении О.Газманова,
А.Розенбаума, план занятия.
Ход и содержание учебного занятия
Этапы
учебного занятия
Деятельность
преподавателя
Деятельность обучающихся
I. Организацион-
ный момент
II.
Целеполагание и
мотивация
III.
Актуализация
знаний и
умений.
Приветствует
обучающихся,
о п р е д е л я е т
и х
у р о в е н ь
готовности к уроку, проверяет,
н а с к о л ь к о
к о м ф о р т н о
чувствуют
себя
обучающиеся.
Звучат
фонограммы
казачьих
песен.
1 )
В с т у п и т е л ь н о е
с л о в о
(определяет
цели
и
задачи
з а н я т и я ,
м о т и в и р у е т
деятельность обучающихся)
-
Сегодня
на
занятии
мы
подведем итоги нашей большой
и непростой работы по роману
М.А.Шолохова
«Тихий
Дон».
По ст араемся
ответить
н а
в о п р о с ы :
п о ч е м у
т а к
драматически сложилась судьба
г л а в н о г о
г е р о я
р о м а н а
Г.Мелехова,
почему
в
конце
р о м а н а
м ы
у в и д и м
опустошенного, надломленного
ч е л о в е к а ,
з а
ч т о
т а к
беспощадно
наказывает
его
жизнь?
- Да, эта книга привлекает ум и
сердце читателя к раздумьям о
вечных вопросах бытия…
-
Х у д о ж е с в е н н ы й
м и р
Шолохова суров и првдив… и в
т о
ж е
в р е м я
п р о н и з а н
оптимизмом,
верой
в
добро
и
справедливость.
-
Я
очень
надеюсь,
что
эта
книга
смогла
стать
частью
в а ш е й
д у ш е в н о й
ж и з н и ,
опалила ваше сердце…
1)Формулирует
вопросы
на
ассоциативное
мышление
( а с с о ц и а ц и и
н а
д а н н о е
призведение)
2)Проводит
фронтальный
и
индивидуальный
опрос
по
П р и в е т с т в у ю т
п е д а г о г а ,
распределяются
на
микрогруппы,
подготавливают
рабочее
место,
р е к в и з и т ы
д л я
з а н я т и я ,
настраиваются
на
успешную
и
творческую работу.
В м е с т е
с
п р е п о д а в а т е л е м
формулирует цели и задачи урока.
- Зачитывают слова А.Толстого о
романе: «Тихий Дон поистине
эпическое, насыщенное запахами
родной земли, живописное полотно
из жизни донского казачества…»
- Проблема нравственности и
насилия, любви и смерти, верности
чувству долга и измены…
- Это проблема выбора человеком
пути, когда, казалось бы, рушатся
все вековые устои…
Включаются в работу,
формулируют и задают вопросы
викторины друг другу по
микрогруппам.
IV.Систематиза
ция и
обобщение.
Осознание и
осмысление
учебного
материала.
биографии
М.Шолохова
и
тексту романа:
Викторина
«По
страницам
« Т и х о г о
Д о н а »
( с м .
Приложение №1)
-
П е р е ли с т а е м
с т р а н и ц ы
биографии
М.Шолохова
и
проверим
ваше
знание
текста
романа.
3)Организует
работу
п о
индивидуальным
карточкам-
заданиям
(см.
Приложение
№2)
I. О р г а н и зуе т
р а боту
п о
основному вопросу занятия:
1)Шолохов
в
своем
романе
столкнул
в
непримиримой
схватке
все
социальные
силы,
нравственные
представления,
эмоции эпохи… на первый план
выдвигается колоритная фигура
Г.Мелехова.
-
П о р а з м ы ш л я е м
н а д
непростым вопросом: в чем же
заключается трагедия главного
героя романа?
2)Каким
мы
видим
героя
на
первых страницах романа?
-
Почему
же
так
драматично
сложилась его судьба?
- З а
ч т о
т а к
б е с п о щ а д н о
наказывает его жизнь?
3)Трагедия
личной
жизни,
трагедия любви.
По одному представителю от
микрогруппы выполняют работу по
карточкам с заданиями.
1)Обучающиеся в микрогруппах
обсуждают вопрос, анализируют,
аргументируют свои доводы
примерами из текста (на основе
предварительного домашнего
задания)
2)Первое знакомство (выступления
микрогрупп) т.1 ч.1 гл.1,3,9…
-молодой и красивый;
-человечен и прост;
-настойчив и своеволен;
-знает труд до седьмого пота;
-радостно и легко воспринимает
жизнь…
3)Выступление первой
микрогруппы:
В личной жизни Григорий мечется
между женщинами – А.Астаховой и
Н.Коршуновой…он не может
определиться, причиняя им и себе
муки и страдания (зарождение
любви к Аксинье, женитьба на
Наталье, разлуки, измены, взлеты и
падения)
(примеры из текста)
4)Смутное и кровавое время…
5)Смерть близких и родных.
6)В поисках своей правды.
- Что будет с Григорием после
т я ж к и х
и с п ы т а н и й ?
К а к
сложится его судьба?
- Зачитывает последнюю фразу
романа.
последняя фраза романа – это
как
бы
завершение
великой
человеческой симфонии, в ней
4)Выступление второй
микрогруппы:
Сын страшных лет России: Первая
мировая война, революция,
гражданская война. Первые удары
шашки, боль за землю, тоска по
дому, раздумья над судьбой.
Война калечит души (первое
убийство, казачья честь, месть за
брата, бой с матросами…, ломает
усталость, хочется мира и
тишины…)
5)Выступление третьей
микрогруппы:
Григорий за короткое время теряет
почти всех своих близких (дочки
Танюша и Полюшка; от руки друга
юности – Петро; на чужой земле
найдет последнее пристанище –
отец; так и не дождется своего
младшенького Ильинична; роковая
ошибка Натальи; шальная пуля
обрывает жизнь Аксиньи)
6)Выступление четвертой
микрогруппы:
В годы гражданской войны
Григорий напряженно ищет истину,
стремится постигнуть правду.
Горькие искания бросают героя в
разные лагеря революции… В
тяжелых разочарованиях он с
болью проверяет свои идеалы (в
отряде Подтелкова, у повстанцев,
Верхнедонское восстание, «белая
ворона», в коннице Буденного, в
банде Фомина – примеры)
- Размышляют над вопросом
преподавателя:
Совершая просчеты и ошибки,
переходя из одного лагеря в другой,
герой сам судит себя, беспощадно
казнит за трагические ошибки… Но
у Григория осталась надежда на
возрождение – его сын, Мишатка.
Применение
знаний и умений
в нестандартной
учебной
ситуации.
конец и начало жизни, утрата и
надежда,
скорбь
и
вера
в
будущее героя.
II.Из зала суда.
Организует ролевую ситуацию.
-А сейчас откроем дверь в зал
судебных
заседаний.
Слово
председателю суда.
Участвуют в ролевой ситуации
(Распределяют между собой роли:
председателя суда, обвинителей,
стороны защиты, присяжных
заседателей).
Обучающийся (в роли
председателя суда):
- Сегодня рассматривается дело
Григория Пантелеевича Мелехова.
Место рождения – хутор Татарский,
станция Вешенская, область Войска
Донского.
Национальность – казак.
Семейное положение – женат, двое
детей.
- Я предоставляю слово стороне
обвинения и стороне защиты.
- Господа присяжные, выслушав
обе стороны, вы должны вынести
свой вердикт.
сторона
обвинения
сторона
защиты
выступление
обучающихся
в
микрогруппах
1)
Индивидуальные
черты
характера
диковат,
горяч,
вспыльчив,
«взгальный
черкесюка»…
ч у т к и й
и
простой,
человечный,
любит
землю,
труд,
выступает
за
справедливость..
2)
Личная жизнь:
причиняет
боль
и
с т р а д а н и я
А к с и н ь е
и
Наталье,
мечется
между
ними,
виновник
их гибели.
о
женитьбе
с
натальей
думал,
стерпится-
слюбится,
открыто
п р и з н а е т с я
–
л ю б о в ь
н е
подчиняется
иногда
разуму,
любит
каждую
V.Рефлексия.
подведение
итогов.
III. С о с т а в л е н и е
п л а н а
сочинения.
О р г а н и з у е т
п р о е к т н у ю
деятельность.
1)Минуты
откровения
«Уроки
«Тихого Дона»
Предлагает
о бу ч а ю щ и м с я
продолжить следующие фразы:
- прочитав роман, я понял(а)…
-
б о л ь ш е
в с е г о
м н е
запомнилось…
- благодаря Шолохову я …
2)Лист самоконтроля.
Предлагает
о бу ч а ю щ и м с я
заполнить лист самоконтроля:
- оценить уровень собственных
достижений на занятии;
по-своему…
3)
Первая мировая война
убивает,
грубеет
сердце,
уходит
б о л ь
п о
человеку…
н е
в и н а ,
а
беда…,
вместо
п л у г а
–
винтовка,не
у б ь е ш ь
т ы
–
убьют
тебя…,
наука
убивать
дается
нелегко,
храбр и ловок в
б о ю ,
4
Георгиевских
к р е с т а
и
4
медали…
4)
Гражданская война
м е ч е т с я
и з
лагеря в лагерь,
мутится
душа,
я р о с т ь
и
озлоюление,
месть…
хочет
разобраться,
найти
истину,
сам себя сурово
к а з н и т
з а
ошибки…
Вердикт
присяжных: Принимая во
внимание
искреннее
раскаяние
Григория, условия его воспитания,
с л о ж н о с т ь
и с т о р и ч е с к о г о
периода… учитывая тот факт, что
сама жизнь и так сурово наказывает
г р и г о р и я ,
м ы
п р и ш л и
к
следующему
заключеню:
н е
виновен!
Обсуждают
и
составляют
в
микрогруппах
проекты
планов
сочинений.
о з в у ч и в а ю т
и
з а щ и щ а ю т ;
представляют
свои
варианты
в с т у п л е н и я
и
з а к л ю ч е н и я
сочинения.
О б у ч а ю щ и е с я
п р о д о л ж а ю т
предложения.
Читают стихи, посвященные героям
романа.
Заполняют листок самоконтроля и
отвечают на вопросы.
VI. Оценка
результатов
работы.
Домашнее
задание.
-
назвать
имена
студентов,
особенно
активно,
ярко
и
творчески проявивших себя;
-
в ы с ка з ат ь
с о б с т в е н н о е
суждение об учебном занятии.
А н а л и з и р у е т
р е з у л ь т а т ы
д е я т е л ь н о с т и ,
в м е с т е
с
обучающимися подводит итоги.
Ф о р м у л и р у е т
д о м а ш н е е
задание:
подготовиться
к
сочинению
по
т во рч е с т ву
М.Шолохова.
Участвуют
в
подведении
итогов,
выражают свое отношение к работе
на
занятии.
Сдают
творческие
проекты преподавателю.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
По страницам романа «Тихий Дон» (Викторина)
1.
Казак по-тюркски означает… (вольный человек, удалец).
2.
С какого века и где начинается история казачества? (с 15 в. на Диком
поле)
3.
Временные рамки романа? (1912-1922г.г.)
4.
Роман-эпопея…(особенность жанра).
5.
С какого исторического факта задумал сначала начать роман Шолохов?
(поход Корнилова на Петроград)
6.
Задача автора? (показать сложный путь казачества в годы революции,
сказать правду об этом народе)
7.
Что использовал М.Шолохов в качестве эпиграфа к роману? (старые
казачьи песни)
8.
За что Григорий получил первый Георгиевский крест? (сам раненый
тащил раненого офицера)
9.
Какие награды заслужил Григорий во время Первой мировой войны? (4
Георгиевских креста, 4 медали)
10. «Казак стал батраком у пана. Видное ли дело…» У какого пана?
11. Кем чувствует себя Григорий среди офицеров Добровольческой армии?
(белой вороной)
12. Должности, которые занимал Григорий? (хорунжий, командир сотни,
полка, дивизии)
13. У каких командиров Красной армии служил Григорий? ( в отряде
Подтелкова, в коннице Буденного)
14.
Город,
в
котором
Григорий
отказывается
покинуть
Родину?
(Новороссийск)
15.
Друг
юности,
с
которым
развели
Григория
бушевавшие
на
Дону
события? (Мишка Кошевой)
16. Как прозвали на хуторе Мелеховский род? ( турками)
17. В какую банду вступает григорий? (в банду Фомина)
18. Как звали детей Григория? (Танюша, Полюшка, Мишатка)
19. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! Нам… палачи не сродни, так-
то!» Кто и кому говорит эти слова, почему? (Пантелей Прокофьевич –
Митьке Коршунову)
20. «Ты бога, сынок, не забывай! В измальстве какой ты ласковый был да
желанный,
а
зараз
так
и
живешь
со
сдвинутыми
бровями…»
Кто
говорит эти слова, почему? (Ильинична – после боя с матросами)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Индивидуальный опрос
Карточка №1
1.
«Один лишний»
Я утверждаю, что всех перечисленных героев мы встречаем на
страницах романа «Тихий Дон»:
1)
Степан Астахов
2)
Пантелей Прокофьевич
3)
Мирон Григорьевич Коршунов
4)
Макар Нагульнов
5)
Мишка Кошевой
6)
Иван Котляров
2.
Все эти произведения созданы М.А.Шолоховым:
1)
«Донские рассказы»
2)
«Судьба человека»
3)
«Поднятая целина»
4)
«Тихий Дон»
5)
«Они сражались за Родину»
6)
«Хождение по мукам»
3.
В романе «Тихий Дон» М.Шолохов отразил следующие исторические
события:
1)
Гражданская война
2)
Октябрьская революция
3)
Первая русская революция
4)
Верхнее-Донское восстание казаков
5)
Февральская революция
6)
Первая мировая война
Карточка №2
1.
Факты биографии писателя М.А.Шолохова:
1905 г. –
1920 – 1922 гг. –
1925 – 1926 гг. –
1957 г. –
1965 г. –
Карточка №3
1.
Факты биографии писателя М.А.Шолохова:
1923 – 1924 гг. –
1930 – 1932 гг. –
1928 г. –
1940 г. –
1984 г. –
Карточка №4
Кому из героев принадлежат эти слова?
В какой ситуации они были сказаны?
1.
«Вот что, ежели, когда ты вдаришь меня – все одно: убью! Понял?»
2.
«А вот видишь, как людей стравили, и не попадайся! Хуже бирюков
стал народ. Злоба кругом… Меня совесть убивает… срубил человека
и хвораю через него, гада, душой. По ночам сниться, сволочь. Аль я
виноват?»
3.
«Мне он, бог, зараз ни к чему. Он мне и так всю жизнь мешал того
нельзя делать, этого нельзя, все грехами да страшным судом
пужали… Страшнее этого суда, какой я над собой делаю, не
придумаешь».
4.
Смолоду и я так думала. Мой-то тоже был кобелем не из последних.
Что я горюшка от него приняла и сказать нельзя. Только уйти от
родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом – сама
видишь».
5.
«У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь – коня
потеряешь, направо поедешь – убитым быть… И так – три дороги, и
ни одной нету путевой…»
Карточка №5
Кому из героев принадлежат эти слова?
В какой ситуации они были сказаны?
1.
«Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто… Ты – казак,
твое дело – рубить не спрашивая… Животную без потребы нельзя
губить – телка, скажем, или ишо что, а человека уничтожай. Поганый
он , человек… Нечисть, смердит, на земле живет вроде гриба-поганки».
2.
«Что же, расстреливаешь братов? Обернулся?... Вон ты какой… И
нашим и вашим служишь? Кто больше даст? Эх ты!...»
3.
«Меня к красным арканам не притянешь. Казачество против них, и я
против. Суперечить не хочу, не буду! Да ить как сказать… Незачем мне
к ним, не по дороге!»
4.
«К тихой жизни поклонило? Хозяйничать хочешь? Небось, детишков
хочешь иметь, жену, чтоб стирала на тебя, кормила, поила? Нет, уж,
спаси Христос! Старая я, морщины вон разглядел… И детей родить
разучилась… Нужна ли такая-то?»
5.
«Братцы, нет мне прощения!...Зарубите, ради бога…в бога мать…
Смерти…предайте!...»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Посвящение Григорию Мелехову
Как все переплелось в твоей судьбе:
Война и мир, любовь и смерть.
Как много довелось страдать тебе,
Изведать горечь слез и боль потерь.
Искал ты в жизни истину свою,
Метался, ненавидел, тосковал.
Мы помним юность светлую твою,
В огне войны ее ты потерял.
И одиноким стал твой дом,
Нет радости в глазах,
Надломлен духом и опустошен,
И нет улыбки на губах.
Мне жаль, что рядом не была,
Когда судьба под корень подкосила.
Но ты поверь, ведь жизнь не умерла,
Она – перед тобой, в ладошках сына…
*****
О, милый Мелехов Григорий!
Измучен ты своей судьбой.
Всю жизнь сквозь слезы и заботы
Прошел ты трудною тропой.
Войну, убийства, смерть, разлуку –
Все испытал ты на себе.
Ты нес в душе большую муку,
Но шел навстречу ты судьбе.
И были чудные мгновенья,
Когда любовь свою дарил,
Ты счастья ждал и, без сомненья,
Аксинью крепко ты любил.
Но бой тянул тебя от дома,
От близких, дорогих людей.
В краю чужом и незнакомом
Хотел ты дать отпор беде.
В бою сражался ты за честность,
Ты справедливости хотел.
И никогда не унижаясь,
Пред трудностями не робел.
Сражался ты за мать родную,
Сражался ты и за детей,
За жизнь казачью удалую,
Ведь нету Родины милей.
Но жизнь суровою бывает,
И даже, даже в счастья миг
Ты вдруг родных своих теряешь,
Стараясь их запомнить лик.
Вот так один на целом свете
Остался храбрый наш казак.
Но с ним остался сын, Мишатка,
Лишь боль души не заживет никак.