Автор: Бондаренко Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №10"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: . "Хороший вопрос" - пространство для познавательной деятельности в решении проблем
Раздел: начальное образование
Мастер-класс
Бондаренко Татьяна Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №10»
Слайд 1.
«Хороший вопрос» - пространство для познавательной
деятельности в решении проблем
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально»
Джой Пол Гилфорд
– Добрый день, уважаемые коллеги!
Не
секрет,
что
перед
нами
каждый
день
возникает
много
проблем, задач, решая которые мы совершаем маленькие открытия,
используя свои маленькие хитрости.
Многие
педагоги
определяют
уровень
мыслительной
деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают.
– А умеете ли вы задавать вопросы? (Да.)
– Как часто вы задаете вопросы? (Каждый день.)
– В какой ситуации? (При решении проблемы.)
– Легко ли задавать вопросы? (Не всегда.)
Согласна, уважаемые коллеги. К сожалению, для большинства
людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за
семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не
знают, какие вопросы бывают.
Я предлагаю вашему вниманию инструмент, который позволит
научиться
задавать
различные
типы
вопросов
и
успешно
справляться с проблемами.
Для
начала
предлагаю
посмотреть
видеофрагмент
из
известного мультфильма (фрагмент «Буратино»)
Видео1
– Какую педагогическую проблему вы видите?
(Неумение задавать
вопросы приводит к сложным ситуациям.)
– Совершенно верно, уважаемые коллеги. Наши дети часто задают
односложные вопросы, в лучшем случае опирающиеся только на
факты.
Умение задавать вопросы – это тот навык, которому следует
уделять больше внимания и в процессе обучения. Именно этого
требуют новые стандарты.
1
Слайд 2.
Образовательная
технология
р а з в и т и е критического
мышления готова в этом помочь учителю.
Именно
с
помощью
неё
можно
научить
детей
не
бояться
задавать вопросы различного характера.
Ведь
именно
«хороший
вопрос»
запускает
глубокие
мыслительные
процессы, которые избегают простых, одномерных ответов.
Слайд 3.
Американский психолог и педагог Бенджамин Блум выделил 6
типов вопросов. Внимание на экран. Шесть лепестков — шесть
типов вопросов
Слайд 4.
Слайд 5.
Простые
вопросы.
Вопросы,
отвечая
на
которые,
нужно
назвать
какие-то
факты,
вспомнить
и
во спроизве сти
определенную информацию.
Простые вопросы – начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Как?». Простые
вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала, ориентированы на работу
памяти.
Например, вопросы Чуковского:
У меня зазвонил телефон.
-
Кто говорит?
-
Слон.
-
Откуда?
-
Что вам надо?
-
Шоколада.
-
Для кого?
-
Для сына моего
-
От верблюда.
Слайд 6-7.
2
Систематика
вопросов,
основана
на
созданной
Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по
уровням
познавательной
деятельно сти (знание,
понимание, применение, анализ, синтез и оценка)
«Блум»
можно
перевести
с
немецкого
языка
как
«цветок». Получившийся «цветок» назвали «Ромашкой
Блума».
Зачастую было сложно четко и однозначно определить,
к какому типу — по таксономии Б. Блума — относится
тот или иной вопрос.
Начался этап модификаций: уточнялись формулировки
вопросов,
придумывались
различные
способы
использования на занятиях самой формы «ромашки». В
результате была создана «Ромашка вопросов», которую
в России по-прежнему упорно называют «Ромашкой
Блума». Сам же перечень вопросов на ее лепестках был
заимствован
из
выступления
американских
коллег
Джеймса и Кэрол Бирс.
Уместно спросить: «Кто же автор этого приема?
•
Интерпретационные
(объясняющие)
вопросы.
О н и
направлены
на установление причинно-следственных связей.
Обычно начинаются со слова «Почему?»
В
некоторых
ситуациях
могут
восприниматься
негативно
—
как принуждение
к
оправданию. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».
Если ответ на этот
вопрос
известен,
он
из
интерпретационного
«превращается»
в
простой.
Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует
элемент самостоятельности, учит навыкам осознания причин тех или иных поступков
или мнений (почему?).
Например, вопросы к Дяде Степе:
– Почему, придя с Балтфлота,
Вы в милицию пошли?
– Неужели вы работу
Лучше этой не нашли?
Слайд 8-9.
Уточняющие
вопросы. Обычно задаются, чтобы получить
информацию,
не
названную
по
каким-то
причинам.
Обычно
начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я
правильно понял, то …?».
Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения
информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Например, вопросы ослика Иа:
- Воздушный шар?
- Ты сказал, воздушный шар?
- Это такие большие, красивые, яркие, их ещё надувают?
Слайд 10-11.
Оценочные
вопросы.
Нужны
для
выяснения
критериев
каких-либо событий.
«Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и
т.д. . Задавая оценочные вопросы используем слова: «Почему…хорошо, а …. плохо?»,
«Чем ….отличается от …?», «Кто из героев поступил хорошо, а кто плохо?», Чем
один герой отличается от другого?. т.е. оцениваем те или иные события поступки,
сравниваем.
Например, вопросы царя Салтана:
– «Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
– Ладно ль за морем иль худо?
– И какое в свете чудо?
3
Слайд 12-13.
Вопросы с частицей «бы» относятся к Творческим вопросам.
В
творческих
вопросах
есть
элементы
условно сти,
предположения, прогноза, фантазии.
«Что изменилось бы в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке,
а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» .
«Что будет, если….». – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Например, вопрос Незнайки:
– Что бы ты сделал, если бы прилетел на Луну?
Слайд 14-15.
Если
вопрос направлен на установление взаимосвязи между
теорией и практикой, мы называем его практическим.
Начинают их со слов «Как бы вы поступили на месте героя рассказа.: «Как можно
применить?», «Что можно сделать из…?», «Как бы ты поступил на месте….?». Они
направлены на установление взаимосвязи между
теорией и практикой.
Например, вопрос Малыша:
– Интересно, что скажет мама?
Итак, уважаемые коллеги, с типами вопросов мы разобрались.
Попробуем применить знания на практике, используя правило
«7 вопросов»
(сэвэн куэсчнс)
Слайд 16.
На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные
слова «Зачем?» и «Почему?». Нужно семь раз сформулировать
вопросы, начинающиеся с указанных слов.
Это
правило
очень
наглядно
выражено
в
фольклорных
прибаутках.
Например:
— Куда, Фома, едешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.
— На что ребятки?
— Уму-разуму учить.
— На что учить?
— Чтоб на свете могли жить, людям пользу приносить.
4
Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих
действий вы осознаете максимально четко.
Возьмите
на
вооружение
этот
универсальный
прием
и
попробуйте применить его на практике, когда будете озадачены
очередной проблемой.
Учащие ся
абсолютно
вс ех
возрастов,
начиная
с
первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. А вы?
Проверим?
Внимание на экран. Ваша задача – определить тип вопроса.
Слайд 17– полная ромашка.
Слайд 18 .
– А теперь видео вопросы. Ваша задача – запомнить вопрос и
определить его тип.
Видео2
Винни Пух
– Спрашиваю: «Эй, кто-нибудь дома?» (простой)
– Простите, а что совсем никого нет? (уточняющий)
Видео3
Малыш и Карлсон
– Вот мой братец-то вырастет, ну женится, ну умрет, а мне что
потом надо будет жениться на его старой жене? (творческий)
– Задание усложняется – сразу три героя задают вопросы:
Видео4
5
Простоквашино
Д.Ф. –Где денег взять? (практический)
Ш. – А может занять у соседей? (практический)
М. – А чем отдавать будем? (практический)
Благодарю вас за активную работу и хочу еще раз напомнить,
что
в
технологии
критического
мышления
есть
очень
много
стратегий,
позволяющих
вести
обучающую
деятельность
более
интересно и эффективно.
– Закончить своё выступление мне хочется вопросом Леонида
Мартынова.
Слайд 17.
А ты какой оставишь след?
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В детской душе на много лет?
– Как вы считаете, к какому типу он относится?
–
Совершенно
верно,
коллеги,
он
объединяет
все
типы
вопросов,
это
философский
вопрос. «Хороший
вопро с» –
пространство
для
познавательной
деятельности
в
решении
проблем.
Пусть этот вопрос станет самым главным и всегда будет вас
беспокоить.
Спасибо за внимание!!!
6