Автор: Виноградова Людмила Рудольфовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: АПОУ УР "Техникум Строительных Технологий"
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения.
Раздел: среднее профессиональное
Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного
обучения.
Вопросы здоровья и отношение к здоровью в системе начального образования в
настоящее время имеет большое значение. Связано это с возрастающими требованиями не
только к уровню профессиональной компетентности выпускников НПО, но и к состоянию
их физического и психического здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и
последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации
образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья
обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного
состояния и развития.
Под
здоровьесберегающими
технологиями
понимают
систему
мер
по
охране
и
укреплению
здоровья
учащихся,
учитывающую
важнейшие
характеристики
образовательной среды, условия жизни ребенка и их воздействие на его здоровье.
Здоровьесберегающие
технологии
–
предполагают
совокупность
педагогических,
психологических
и
медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение
здоровья,
формирование
ценностного
отношения
к
своему
здоровью. По
личным
наблюдениям, при приёме учащихся на обучение и изучении медицинских карт,
за
последние
годы
произошло
значительное
ухудшение
здоровья
учащихся.
У
каждого
второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому
проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Принципы здоровьясбережения, на мой взгляд, не могут быть реализованы без учета
важнейших характеристик образовательной среды и условий, обеспечивающих их
выполнение. Эти условия в системе начального профессионального обучения можно
сгруппировать следующим образом:
условия внешней среды (экологические, экономические, социальные);
условия в сфере охраны труда и техники безопасности при обучении рабочим
профессиям;
условия, обеспечивающие образовательный процесс с позиций здоровьясбережения
(санитарно-техническое, медицинское, спортивное оборудование и оснащение
училища);
организация системы питания обучающихся;
рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;
разработка и использование педагогических технологий, ориентированных на
укрепление здоровья обучающихся;
организация физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
условия, обеспечивающие систему работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни;
условия, способствующие воспитанию духовности и развитию личности.
Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения – задача
особой
важности
для
мастеров
производственного
обучения.
Известно,
что
урок
производственного
обучения
оказывает
серьезнейшее
влияние
(положительное
или
отрицательное)
на
здоровье
учащихся. Специалистами выявлено, что у обучающихся,
заканчивающих
занятия с
сольно
выраженным
утомлением,
диагностируется
неспецифическое
напряжение
организма
–
десинхроноз,
являющийся
основой
формирования
психосоматических
заболеваний.
Следовательно,
снижая
утомление,
поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в
ход е
п р о ц е с с а
п р о и з в од с т в е н н о й
п р а к т и к и ,
м ы можем
спо собствовать
здоровьесбережению.
Создание благоприятного психологического климата на уроке производственного
обучения является, пожалуй, одним из важнейших аспектов именно психологического
комфорта ребят во время практики. С одной стороны, таким образом, решается задача
предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для
раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
На уроках производственного обучения, прежде всего, должны создаваться
условия для здоровьесберегающего развития учащегося:
1. Это физиологические основы учебно-воспитательного режима:
время трудоспособности, утомляемости учащихся, производственная нагрузка.
2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:
воздушно-тепловой
и
световой
режим;
режим
и
организация
учебно-воспитательного
процесса.
3. Формируется здоровый образ жизни.
Для рациональной организации производственного обучения на уроках производственной
практики
я
использую:
видеоматериалы,
индивидуальный
и
дифференцированный
подход, УМК; в ходе урока выделяю мотивационные линии.
Большое
значение
на
уроках
производственного
обучения
имеет
соблюдение
правил
техники безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований,
которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки
производственного
обучения
дают
возможность
переключения
учащихся
с
умственной
деятельности
на
физическую,
более
эмоциональную,
что
само
по
себе
является одним из способов здоровьясбережения.
Важно отметить, что комплекс здоровьесберегающих мероприятий приводит в порядок не
только физическое, но и психологическое состояние обучающегося.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс
учреждений
НПО
позволяет
сохранять
и
укреплять
здоровье
обучающихся,
создать
условия для успешной подготовки рабочих кадров, востребованных городом, областью,
регионом.