Напоминание

Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения.


Автор: Виноградова Людмила Рудольфовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: АПОУ УР "Техникум Строительных Технологий"
Населённый пункт: Удмуртская Республика г. Ижевск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного

обучения.

Вопросы здоровья и отношение к здоровью в системе начального образования в

настоящее время имеет большое значение. Связано это с возрастающими требованиями не

только к уровню профессиональной компетентности выпускников НПО, но и к состоянию

их физического и психического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и

последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации

образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья

обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного

состояния и развития.

Под

здоровьесберегающими

технологиями

понимают

систему

мер

по

охране

и

укреплению

здоровья

учащихся,

учитывающую

важнейшие

характеристики

образовательной среды, условия жизни ребенка и их воздействие на его здоровье.

Здоровьесберегающие

технологии

предполагают

совокупность

педагогических,

психологических

и

медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение

здоровья,

формирование

ценностного

отношения

к

своему

здоровью. По

личным

наблюдениям, при приёме учащихся на обучение и изучении медицинских карт,

за

последние

годы

произошло

значительное

ухудшение

здоровья

учащихся.

У

каждого

второго учащегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому

проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Принципы здоровьясбережения, на мой взгляд, не могут быть реализованы без учета

важнейших характеристик образовательной среды и условий, обеспечивающих их

выполнение. Эти условия в системе начального профессионального обучения можно

сгруппировать следующим образом:

условия внешней среды (экологические, экономические, социальные);

условия в сфере охраны труда и техники безопасности при обучении рабочим

профессиям;

условия, обеспечивающие образовательный процесс с позиций здоровьясбережения

(санитарно-техническое, медицинское, спортивное оборудование и оснащение

училища);

организация системы питания обучающихся;

рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

разработка и использование педагогических технологий, ориентированных на

укрепление здоровья обучающихся;

организация физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;

условия, обеспечивающие систему работы по формированию ценности здоровья и

здорового образа жизни;

условия, способствующие воспитанию духовности и развитию личности.

Здоровьесберегающие технологии на уроках производственного обучения – задача

особой

важности

для

мастеров

производственного

обучения.

Известно,

что

урок

производственного

обучения

оказывает

серьезнейшее

влияние

(положительное

или

отрицательное)

на

здоровье

учащихся. Специалистами выявлено, что у обучающихся,

заканчивающих

занятия с

сольно

выраженным

утомлением,

диагностируется

неспецифическое

напряжение

организма

десинхроноз,

являющийся

основой

формирования

психосоматических

заболеваний.

Следовательно,

снижая

утомление,

поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в

ход е

п р о ц е с с а

п р о и з в од с т в е н н о й

п р а к т и к и ,

м ы можем

спо собствовать

здоровьесбережению.

Создание благоприятного психологического климата на уроке производственного

обучения является, пожалуй, одним из важнейших аспектов именно психологического

комфорта ребят во время практики. С одной стороны, таким образом, решается задача

предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для

раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

На уроках производственного обучения, прежде всего, должны создаваться

условия для здоровьесберегающего развития учащегося:

1. Это физиологические основы учебно-воспитательного режима:

время трудоспособности, утомляемости учащихся, производственная нагрузка.

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

воздушно-тепловой

и

световой

режим;

режим

и

организация

учебно-воспитательного

процесса.

3. Формируется здоровый образ жизни.

Для рациональной организации производственного обучения на уроках производственной

практики

я

использую:

видеоматериалы,

индивидуальный

и

дифференцированный

подход, УМК; в ходе урока выделяю мотивационные линии.

Большое

значение

на

уроках

производственного

обучения

имеет

соблюдение

правил

техники безопасности, пожарной безопасности и санитарно-гигиенических требований,

которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки

производственного

обучения

дают

возможность

переключения

учащихся

с

умственной

деятельности

на

физическую,

более

эмоциональную,

что

само

по

себе

является одним из способов здоровьясбережения.

Важно отметить, что комплекс здоровьесберегающих мероприятий приводит в порядок не

только физическое, но и психологическое состояние обучающегося.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс

учреждений

НПО

позволяет

сохранять

и

укреплять

здоровье

обучающихся,

создать

условия для успешной подготовки рабочих кадров, востребованных городом, областью,

регионом.



В раздел образования