Напоминание

Педагогическое общение и его специфика


Автор: Гусева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №13 с УИОП
Населённый пункт: г.о. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое общение и его специфика
Раздел: начальное образование





Назад




Гусева Светлана Сергеевна

МОУ школа № 13 с УИОП г.о. Жуковский, Московская область

Тема. "Педагогическое общение и его специфика"

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и

воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-

воспитательном

процессе.

В

психологии

педагогическое

общение

определяется

как

взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и

направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых

образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне

его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического

процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения,

которые

должны

быть

приняты

всеми

субъектами

педагогического

процесса

в

качестве

императива их индивидуального поведения. Основная цель педагогического общения состоит

как

в

передаче

общественного

и

профессионального

опыта

(знаний,

умений,

навыков)

от

педагога

учащимся,

так

и

в

обмене

личностными

смыслами,

связанными

с

изучаемыми

объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых

свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно

направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного

развития, но и,

на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе

умений.

В

силу

этого

педагогическое

общение

характеризуется

как

бы

тройной

направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние,

перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). Педагогическое общение

определяется

и

тройной

ориентированностью

на

субъектов:

личностной,

социальной

и

предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над

освоением

какого-либо

учебного

материала,

всегда

ориентирует

ее

результат

на

всех,

присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Качество

педагогического общения определяется, тем, что оно реализует специфическую обучающую

функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации

оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер

обучения.

Педагогическое

общение

отражает

специфику

характера

взаимодействия

людей,

описываемого схемой «человек – человек».Основные характеристики этой группы :умение

руководить, учить, воспитывать, умение слушать и выслушивать, широкий кругозор, речевая

(коммуникативная)

культура,

наблюдательность

к

проявлениям

чувств,

ума

и

характера

человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать

именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по

опыту.

Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые

активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет

ему приобщить учеников к своим способам мышления. Если рассматривать общение как

сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-

дисциплинарную; личностно-ориентированную.

Учебно-дисциплинарная

модель

общения.

Для

этой

модели

общения

характерен

авторитарный

стиль

общения,

где:

способы

общения:

наставления,

разъяснения,

запреты,

требования,

угрозы,

наказания,

нотации,

окрик.

Тактика

общения:

диктат

или

опека.

В

результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка.

Альтернативу

этой

модели

составляет

личностно-ориентированная

модель

общения.

Традиционно

обучение

и

воспитание

рассматривались

как

односторонне

направленные

процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя -

педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких

представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как

пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту

ограниченную

информацию,

которая

предоставляется

ему

в

готовом

виде.

У

него

не

формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в

нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных.

Односторонне

направленный

учебно-воспитательный

процесс

практически

не

достигает

основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности,

способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира.

Личность

под

влиянием

авторитарного

директивного

воздействия

приобретает

черты

зависимости, комфортности.

Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели

общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру,

радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.

Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения

характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не

подгоняет

развитие

детей,

а

предупреждает

возникновение

возможных

отклонений

в

личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а

средством полноценного развития личности.

Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на

формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого,

учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения:

сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной

и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка

и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике все

большее

признание

приобретает

концепция

педагогического

процесса

как

диалога,

предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников

этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение

выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

Основные стороны педагогического общения: взаимное восприятие и понимание людьми

друг друга (перцептивный аспект общения);обмен информацией (коммуникативный аспект);

осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).

Каждый из названных компонентов в условиях педагогического процесса и педагогического

общения приобретает свои особенности.

Список использованной литературы

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.

2 Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии»,

Воронеж: НПО «Модэк», 1996г.

3 Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979г.

4 Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп.

М.; Нальчик, 1996г.



В раздел образования