Автор: Гусева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ школа №13 с УИОП
Населённый пункт: г.о. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое общение и его специфика
Раздел: начальное образование
Гусева Светлана Сергеевна
МОУ школа № 13 с УИОП г.о. Жуковский, Московская область
Тема. "Педагогическое общение и его специфика"
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и
воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-
воспитательном
процессе.
В
психологии
педагогическое
общение
определяется
как
взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и
направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых
образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне
его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического
процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения,
которые
должны
быть
приняты
всеми
субъектами
педагогического
процесса
в
качестве
императива их индивидуального поведения. Основная цель педагогического общения состоит
как
в
передаче
общественного
и
профессионального
опыта
(знаний,
умений,
навыков)
от
педагога
учащимся,
так
и
в
обмене
личностными
смыслами,
связанными
с
изучаемыми
объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых
свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно
направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного
развития, но и,
на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе
умений.
В
силу
этого
педагогическое
общение
характеризуется
как
бы
тройной
направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние,
перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения). Педагогическое общение
определяется
и
тройной
ориентированностью
на
субъектов:
личностной,
социальной
и
предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над
освоением
какого-либо
учебного
материала,
всегда
ориентирует
ее
результат
на
всех,
присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Качество
педагогического общения определяется, тем, что оно реализует специфическую обучающую
функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации
оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер
обучения.
Педагогическое
общение
отражает
специфику
характера
взаимодействия
людей,
описываемого схемой «человек – человек».Основные характеристики этой группы :умение
руководить, учить, воспитывать, умение слушать и выслушивать, широкий кругозор, речевая
(коммуникативная)
культура,
наблюдательность
к
проявлениям
чувств,
ума
и
характера
человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать
именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по
опыту.
Общение - это процесс развития и становления отношений между субъектами, которые
активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет
ему приобщить учеников к своим способам мышления. Если рассматривать общение как
сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-
дисциплинарную; личностно-ориентированную.
Учебно-дисциплинарная
модель
общения.
Для
этой
модели
общения
характерен
авторитарный
стиль
общения,
где:
способы
общения:
наставления,
разъяснения,
запреты,
требования,
угрозы,
наказания,
нотации,
окрик.
Тактика
общения:
диктат
или
опека.
В
результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка.
Альтернативу
этой
модели
составляет
личностно-ориентированная
модель
общения.
Традиционно
обучение
и
воспитание
рассматривались
как
односторонне
направленные
процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя -
педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких
представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как
пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту
ограниченную
информацию,
которая
предоставляется
ему
в
готовом
виде.
У
него
не
формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в
нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных.
Односторонне
направленный
учебно-воспитательный
процесс
практически
не
достигает
основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности,
способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира.
Личность
под
влиянием
авторитарного
директивного
воздействия
приобретает
черты
зависимости, комфортности.
Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели
общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру,
радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка.
Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. Данная модель общения
характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения. Он не
подгоняет
развитие
детей,
а
предупреждает
возникновение
возможных
отклонений
в
личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а
средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на
формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого,
учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции). Тактика общения:
сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной
и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка
и перспектив его дальнейшего развития. В связи с этим, в современной науке и практике все
большее
признание
приобретает
концепция
педагогического
процесса
как
диалога,
предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников
этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение
выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.
Основные стороны педагогического общения: взаимное восприятие и понимание людьми
друг друга (перцептивный аспект общения);обмен информацией (коммуникативный аспект);
осуществление совместной деятельности (интерактивный аспект).
Каждый из названных компонентов в условиях педагогического процесса и педагогического
общения приобретает свои особенности.
Список использованной литературы
1 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.
2 Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии»,
Воронеж: НПО «Модэк», 1996г.
3 Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. Ярославль, 1979г.
4 Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп.
М.; Нальчик, 1996г.