Автор: Ефремова Ирина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "СШ с УИОП №80"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки в школе - музыкотерапия".
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки в школе -
музыкотерапия.
К
здоровьесберегающим
технологиям
относятся
педагогические
приемы,
методы,
технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью
учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Здоровьесберегающие возможности музыки связаны, прежде всего, с тем, что она –
это
источник
позитивных
переживаний
ребенка,
что
является
реализацией
одной
из
здоровье сберегающих функций музыки.
Музыка органично вошла в нашу жизнь, и является неотъемлемой частью
существования
современного
человека.
Она
не
ведает
границ,
не
знает
языковых
барьеров,– организм подсознательно откликается на нее, минуя стандартные стереотипы
мышления и вызывая целую палитру чувств и эмоций.
Стремление человека познать мир, познать себя не оставило в стороне царство звуков,
мир музыки. Пионерами в этом направлении являются Пифагор, Аристотель, Платон,
которые в своих трудах заложили основы теории и практики лечения музыкой.
На своих уроках я стараюсь использовать не только музыкально-педагогические методы
обучения, но и музыкально-терапевтические. Именно классическое воздействие музыки
позволит регулировать психоэмоциональное состояние детей, повысит их социальную
активность, облегчить усвоение новых положительных установок и форм поведения.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются
самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей нет. И решение
этому – музыкотерапия.
Нам
известно,
что
специально
подобранная
музыка
дозировано
тренирует
эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е.
приводит к снижению заболеваемости, активизация деятельности правого полушария при
музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной
сферы, что в свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью.
Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо
идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.
Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической
музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии
различных музыкальных характеристик на мозг ребенка.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового
образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий
эффект:
Медленная
музыка
в
стиле
барокко
(И.С.Бах,
А.
Вивальди)
даёт
ощущение
устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду;
Музыка В.А.Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она
способна
повышать
концентрацию
памяти
и
пространственное
восприятие,
хорошо
воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка.
Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И.Чайковский) подчеркивает выразительность и
чувственность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Эта музыка активизирует
симпатию и дружелюбность, снимает раздражительность и нервное напряжение.
Если
мучают
головные
боли,
то
в
качестве
лекарственного
средства
можно
использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей
имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости,
удовольствия,
развитие
детской
индивидуальности,
удовлетворение
индивидуальных
потребностей и интересов.
При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических
перегрузок,
восстановлению
положительного
эмоционально-энергетического
тонуса
учащихся.
На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности:
опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видеосюжетов,
слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания,
развитию познавательного интереса у учащихся к предмету "Музыка".
Рассказывая детям о знаменитом хирурге С.С. Юдине, который перед особо трудными
операциями перелистывал страницы партитуры шестой симфонии Чайковского,предлагаю
ребятам
«окунуться»
в
звуки
музыки
П.И.
Чайковского
(метод
погружения
музыку
Г.В.Стюхиной).
По окончании звучания музыки, дети высказывают свои ощущения:
«Хирургу
мало
таланта,
мастерства
и
опыта.
Ему
нужна
предельная
собранность,
сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество и спокойствие, Тут
музыка и приходит ему на помощь».
Произведение прослушивается ещё раз и предлагается передать его в цвете (цветовое
моделирование): каким цветом окрасилось ваше чувство?
По окончании звучания музыки, дети показывают свои работы и анализируют их.
Учитель
говорит
о
понятии
«музыкотерапии»,
о
благотворном
влиянии
музыки
на
организм
человека.
О
том,
что
музыка
П.И.
Чайковского
используется
при
лечении
бессонницы, язве желудка, для снятия нервного напряжения, для большой жизненной
силы.
Древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на
здоровье,
конечно,
оказывает
музыка.
Уже
в
Древней
Греции
Пифагор
в
своем
университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото
сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых.
Многочисленные
их
последователи
обогатили
своими
изысканиями
феномен
музыкотерапии, открыли новые грани и горизонты ее использования на благо человека.
Благодаря этому, в наше время специалисты, создающие композиции музыкотерапии,
располагают
драгоценными
рецептами,
позволяющими
целенаправленно
и
наиболее
эффективно помочь людям найти себя в мире звуков, в мире музыки. В том прекрасном
мире, который легко и приятно избавит их от болезней и недугов
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое
воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных
клеток
реагируют
на
конкретные
частоты
звуковых
колебаний,
соответствующие
определенным
музыкальным
нотам.
Поэтому
и
возникла
музыкотерапия
как
психотерапевтический
метод,
основанный
на
целительном
воздействии
музыки
на
психологическое состояние человека.
Музыкотерапия наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных
состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое
напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Обучаясь на курсах повышения квалификации при ХКИРО, мы с коллегой из школы
разработали
проект
«Музыкотерапия»
(см.
приложение)
С
огромной
радостью
и
интересом ребята восприняли его. Большинство учащихся занялись поиском музыки для
использования в домашних условиях как лекарство от многих недугов, начали создавать
свои презентации, проекты.
Таким образом, включение в урок музыкально-терапевтических упражнений можно
рассматривать как действенное, значимое направление в процессе обучения и воспитания
школьников для профилактики и сохранения здоровья, что подтверждают результаты
исследования, основанные на личных впечатлениях учащихся (анкеты, экран настроения,
дневники, рисунки, сочинения…). Наблюдая за детьми, я заметила, что музыка,
зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного
искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей» природы, более эффективно влияет
на их психоэмоциональное состояние ребенка.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.
Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого
музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры
неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.
По существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным
психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и
мироощущение своих учеников.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия
музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса,
кровяное давление, уровень сахара в крови;
-повышает и понижает мышечный тонус;
-стимулирует появление эмоций;
-улучшает вербальные и арифметические способности;
-стимулирует процессы восприятия и памяти;
-активизирует творческое мышление.
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на
организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других
уроках во время физминуток или в заключительной части урока.
Но и самое главное - медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от
улыбок учителей.
Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится
больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Вскоре улыбка внешняя
становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.Это
есть - Улыбкотерапия!
Поэтому, будем всегда встречать детей только доброй улыбкой!!!!!!