Автор: Мария Леонидовна Лисуме
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 40
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: разработка урока
Тема: " Система географических координат"
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40»
города Магнитогорска
455021, г. Магнитогорск, ул. Калмыкова, д. 8,
тел. 8(3519)41-77-61, school40m@yandex.
ru
Конспект урока
«Географические координаты»
6класс
учитель географии
Лисуме Мария Леонидовна
Урок географии в 6 классе
Цель урока: закрепить знания учащихся об основных понятиях, связанных с географическими
координатами,
сформировать у
обучающихся
целостную
систему
знаний
по
определению
географических координат, развивать умения определять их по географической карте, умения
работать
с
контурными
картами
и
атласом.
Воспитывать
умения
учащихся
толерантно
относиться друг к другу при работе в парах, интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний
Задачи урока: Создать условия для формирования и закрепления умений определять
географические координаты на картах полушарий и России.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;
-осознание необходимости понимать и читать карту;
-стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
Познавательные: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки,
сравнивать объекты;
-развитие интеллектуальных способностей.
Регулятивные: вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью,
выполнять учебные действия в соответствии с заданием;
-самостоятельное приобретение практических умений в работе с картой.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Предметные:
усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота»,
«географические координаты».
умение работать с картой (развитие картографической грамотности)
-умение определять географические координаты объектов;
использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.
Оборудование: инструктивные карточки-задания, листы самооценки, атласы, учебники и
контурные карты.
Ход урока
1 этап. Организационный момент (3 мин.)
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
2 этап. Актуализация знаний (7 мин)
А теперь у меня к Вам вопрос: «Кто умеет играть в морской бой?». Поднимите руку.
На столах у вас лежат листы самооценки, которые мы будем заполнять в течение урока.
Подпишите на листах Ф.И.
1 задание. Вы видите игровое поле, поле для ответа на географические вопросы. Итак,
прочитайте задание и ответьте на вопросы, ответы + поставьте в нужную клетку! Понятно
задание? 3 минуту, приступаем.
Сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»
а
б
в
г
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
1.
Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью
называется:
а)экватором;
б)параллелью
в) полюсом;
г) меридианом.
2.
Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного
полюса до другого называется:
а) экватором;
б)параллелью;
в) тропиком;
г) меридианом.
3.
Направления запад → восток показывают:
а) меридианы;
б) параллели;
г) полюса.
4.
Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
а) 90°;
б) 360°;
в) 180°.
5.
Самая длинная параллель
а) северный тропик;
б) южный тропик;
в) полярный круг;
г) экватор.
Проверьте себя! Поставьте себе в окошечко оценку. Все правильно –«5», одна ошибка -«4», две
ошибки – «3», более двух ошибок –«2». Поднимите руки, кто справился на 5.
3 этап. Мотивация учебной деятельности
Много гор, долин, морей
На планете на моей.
Чтоб на ней не заблудиться,
Надо нам определиться.
Точный адрес указать
На конверте подписать.
Учитель : Как вы думаете, о каком адресе на конверте идет речь? Зачем необходимо знать адрес?
Поэтому тема урока «Географические координаты». Записываем число, тему урока и все вместе
поставим цели урока:
Сегодня на уроке
Я узнаю…..
Я закреплю…..
Я научусь…..
А эпиграфом к нашему уроку станет китайская мудрость: «Не бойся, что не знаешь – бойся, что не
научишься».
Представьте, что вы юнги на корабле «Виктория», который отправляется в путь для того, чтобы
открыть новый остров. Выполняя задания, вы будете собирать буквы, которые в конце урока
сложите, и получите название нового острова. Но помните, что только все вместе, мы – одна
команда. Поэтому начнем с коллективной работы.
1.
Необходимо собрать рюкзачок из основных понятий. Чтобы отправиться в путь. В конверте
даны понятия по теме урока, вы даете понятие и складываете его в рюкзачок.
- параллели
- меридианы
- широта
- долгота
- градусная сетка ( Буква Е)
2. «Мяч»
- Какие основные стороны горизонта вы знаете?
- Какая форма земли?
- Что такое азимут?
- Что такое масштаб?
- Что такое план местности? (БУКВА С)
3. Работа с раздаточным материалом в парах.
На шаблонах земного шара изобразите:
А) - это линия, то черная, то синяя. Он делит Землю пополам, чтобы нам не спутать вдруг, где
же север, а где юг. (Экватор)
В) Нанести на шаблон точки
1 вариант ШИРОТА 2 вариант ДОЛГОТА
А 50 с.ш, 0д.
Б 20 с.ш. 20 з.д
В 10 ю.ш. 40 в.д.
Г 10 с.ш. 40 з.д.
Д 40 ю.ш. 50 в.д.
Взаимопроверка
Работа с атласом и контурной картой.
На уроках литературы вы изучали произведение Джонатана Свита «Путешествие Гулливера».
«Мы отплыли от Бристоля 4 мая 1699 года, и вначале наше путешествие было очень
спокойным. Но когда мы плыли к стране, координаты которой 20 с.ш, 80 в.д, (Индия), нас
застал ужасный шторм и отнес на юго - восток к Ван Дименовой Земле, так до 1853 года
назывался остров, который имеет координаты 42ю.ш, 145 в.д. ( о. Тасмания)
Нанести на контурную карту данные названия. (БУКВА П)
4. В 12 подвиге Геракла говориться о том, что Эврисфей приказал принести с подземного
царства
мертвых
сторожевого
пса
Цербера.
Где
находиться
царство
мертвых, если
его
координаты 65 с.ш., 15 з.д. (о. Исландия) Нанести на карту. (БУКВА Х)
5. Произведение
Даниэля
Дефо
«Жизнь
и
необычные
приключения
Робинзона
Крузо»
говориться, что его путешествие началось от города с координатами 52 с.ш. 0 д. (Лондон) на
корабле своего приятеля и едва спасся от бури. Однако следующее путешествие закончилось
намного хуже, он оказался на необитаемом острове Отчаяния. Гда провел28 лет, 2 месяца и 9
дней, этот остров в Тихом океане с координатами 28 ю.ш, 80 з.д.. Найдите его на карте и
подчитайте расстояние от г. Лондона. (БУКВА У).
4 этап. Рефлексия
Ребята, скажите, для чего нужны умения определять координаты по карте?
Для
некоторых
профессий
это
особенно
важно,
например,
для
штурманов
и
военных.
Штурманы
прокладывают
путь
корабля
с
помощью
географических
координат.
Геологи,
географы,
геодезисты,
находясь
в
экспедициях,
определяют
координаты
исследуемых
ими
объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого
необходимо
знать
место
их
нахождения.
И
наша
с
вами
задача
научиться
определять
географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.
- Скажите, мы сегодня достигли цели урока?
- Что на уроке Вас больше всего удивило?
- А что было сложным и непонятным?
5. Итог урока. Самооценка.
Выполните задание, написанное на белом листе.
Задание 3.
Распределите карточки в нужных секторах с.ш.
з.д; ю.ш. з.д.; с.ш. в.д; ю.ш. в.д.
В листе самооценки оцените себя по 5 шкале!
5.
этап. Практическая работа
А теперь откроем наши к/к и подпишем сектора прямо на карте!
Так что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?
Если, координаты уже заданы, значит, мы находим нужную точку на карте!
Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую
долготу.
Для того чтобы правильно определить широту объекта воспользуемся алгоритмом
«Шаг за шагом», который прописан в ваших листах самооценки.
Определяем географическую широту:
1.
Найти объект на карте.
2.
Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3.
Определить широту параллели, на которой расположен объект.
Если объект расположен между параллелями, следует:
1.
Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора
(смотри выше шаги 1-3)
2.
Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между
параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого
расстояния)
3.
Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.
Алгоритм определения долготы 0° до 180°.
Чтобы определить долготу объекта, необходимо:
1.
Найти объект на карте.
2.
Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3.
Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.
Если объект располагается между меридианами, следует:
1.
Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого
(Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
2.
Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите,
что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
3.
Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.
Итак, давайте вместе по координатам найдем наш город Озерск и подпишем его на к/к.
Озерск - 55 ° северной широты и 60° восточной долготы.
А теперь каждый из вас выполняет задание, прописанное в вашем листе самооценки, а
общее задание дано в инструктивной карточке под номером 4, лист красного цвета.
Задание 4. Каждый из вас выполнит задание в своем листе самооценки и определит одну
или несколько букв. Затем, соединив все буквы в слово, вы получите географический
объект.
Найдите
его
в
атласе,
подпишите
на
контурной
карте
и
определите
его
координаты. Один человек от группы представит объект, начав с описания, вставив
пропущенное слово:
Группа №1
«…..находится в центре
Азии. Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км в
виде гигантского полумесяца. Ширина ….. колеблется в пределах от 24 до 79 км.
О з е р о
н а х о д и т с я
в
с в о е о б р а з н о й
котловине,
с о
в с е х
с т о р о н
окружённой
горными х
ребтами и
сопками
.
При этом западное
побережье — скалист
ое и
о б р ы в и с т о е ,
рельеф в о с т о ч н о г о
п о б е р е ж ь я
—
более пологий (местами
горы отступают от
берега на десятки километров).
……. —
самое
глубокое
озеро
на
Зе
мле. Современное значение максимальной
глубины озера — 1642 м».
1.
34° ю.ш. 58° з.д. Буэнос-Айрес
2.
38°с.ш.77°з.д. Вашингтон
3.
33°ю.ш. 18° в.д.Кейптаун
4.
3° ю.ш. 37° в.д. Килиманджаро
5.
42°ю.ш 146°в.д Тасмания
6.
63° с.ш. 151° з.д. Мак-
Кинли Байкал 52 °с.ш 108°в.д
Группа №2
«……. —
водопад на реке
Замбези в Южной Африке. Ширина водопада — примерно 1800
метров, высота — 120 метров.
Шотландский
исследователь-путешественник
Дэвид
Ливингстон,
побывавший
на
водопаде
в
1855 году, назвал его в честь
королевы Виктории. Среди коренного населения этих мест
водопад был известен как «Гремящий дым.
Водопад …… является одной из главных достопримечательностей Южной Африки,
относится к
Всемирному
наследию
ЮНЕСКО единственный водопад
в мире, имеющий более 100 метров в высоту и более километра в ширину.»
1.
38°с.ш.77°з.д. Вашингтон
2.
33°ю.ш. 18° в.д.Кейптаун
3.
3° ю.ш. 37° в.д. Килиманджаро
4.
6° ю.ш. 105° в.д. Кракатау
5.
48° с.ш. 2° в.д. Париж
6. 42°ю.ш 146°в.д Тасмания Вдп.
Виктория 18° ю.ш. 27° в.д.
Группа №3
«……. — действующий
вулкан на юге
Италии, примерно в 15 км от
Неаполя. Имеет высоту
1281 м.
Везувий — единственный действующий вулкан континентальной
Европы, считается
одним из наиболее опасных вулканов.
Имеются
сведения
о
более
чем
80
значительных
извержениях,
наиболее
известное из
которых произошло 24 августа 79 года, когда
были уничтожены
древнеримские города
Помпеи,
Геркуланум. Б ы л о
о п и с а н о
древнеримскими
авторами
и
долгое
время
считалось
легендарным
событием.
Последнее
историческое извержение Везувия произошло в 1944 году.»
1.
38°с.ш.77°з.д. Вашингтон
2.
33°ю.ш. 18° в.д.Кейптаун
3.
63°с.ш 122° з.д. Маккензи
4.
34° ю.ш. 58° з.д. Буэнос-Айрес
5.
42° с.ш 45°в.д. Кавказ
6.
60° с.ш 90°в.д Енисей
Влк. Везувий 40°с. ш. 14°в. д.
Оценивание. Посчитайте свой средний балл, заработанный на уроке. Сложите все баллы
и разделите на количество заданий. Критерии смотрите в листе самооценки. 2,5-3,4 балла
– оценка «3»; 3,5-4,4 балла– оценка «4»; 4,5-5 балла - оценка «5»
6.
этап. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Понравилось ли вам работать в
группах? Оценка деятельности на уроке.
На доске прикреплены высказывания знаменитых людей:
Как приятно знать, что ты что-то узнал! Жан Батист Мольер (Поклен (франц.
комедиограф 17 века).
Я знаю, что я ничего не знаю! Сократ (древнегреч. философ)
Познание начинается с удивления. Аристотель
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).
Оцените свою деятельность на уроке, встаньте к той табличке, которая соответствует вашему
внутреннему состоянию. Объясните, почему вы сделали такой выбор?
7 этап. Домашнее задание
Параграф 18. Придумать подобные задания-загадки для одноклассников.
Приложение 1
Лист самооценки
Ф.И.
Тема:
1. Тестовое задание
а
б
в
г
1
2
3
4
5
Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
6.
Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью
называется:
а) экватором; б)
параллелью; в)
полюсом;
г) меридианом.
7.
Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного
полюса до другого называется:
а) экватором; б)
параллелью; в)
тропиком;
г) меридианом.
8.
Направления запад → восток показывают:
а) меридианы;
б) параллели; г)
полюса.
9.
Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°;
б) 360°;
в) 180°.
10. Самая длинная параллель а)
северный тропик;
б)
южный
тропик;
в)
полярный
круг;
г )
экватор.
Проверьте себя! Все правильно –«5», одна ошибка -«4», две ошибки – «3», более двух
ошибок –«2».
2. Устный ответ
Дайте определения понятиям:
1.
Меридиан
2.
Экватор
3.
Географическая широта–что? в чём? от чего? куда?
Если, вы дали ответы на все определения – оценка «5», если дали ответ на 2 определения –
оценка «4», на одно определение – оценка «3».
3. Практическая работа
Алгоритм определения географических координат «Шаг за шагом»
Определяем географическую широту:
4.
Найти объект на карте.
5.
Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
6.
Определить широту параллели, на которой расположен объект.
Если объект расположен между параллелями, следует:
4.
Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри
выше шаги 1-3)
5.
Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между
параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого
расстояния)
6.
Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.
Определяем географическую долготу:
4.
Найти объект на карте.
5.
Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
6.
Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.
Если объект располагается между меридианами, следует:
4.
Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого
(Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
5.
Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что
расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
6.
Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.
Задание. Определите географический объект по координатам: 2°
ю.ш.33° в.д. (озеро)
Средний балл за урок: 2,5-3,4 балла – оценка «3»; 3,5-4,4 балла– оценка «4»; 4,5-5 балла -
оценка «5»
1