Напоминание

Подготовка обучающихся СПО по иностранному языку.


Автор: Тяпкова Тамара Владиславовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка обучающихся СПО по иностранному языку.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Подготовка обучающихся СПО по иностранному языку.

Обучение иностранному языку на сегодняшний день является одним из основных

элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Существует потребность

в таких специалистах, которые владеют не только определенным объемом знаний по своей

профессии,

но

и

способных

осуществлять

свою

профессиональную

деятельность

в

области международного сотрудничества, уметь общаться с зарубежными партнерами и

использовать

в

своей

работе

профессиональный

и

культурный

опыт.

Современный

специалист должен иметь способности к инновационной деятельности, профессиональной

активности,

иметь

сформированные

ценности

и

убеждения,

творческое

мышление

и

коммуникативные способности.

В последние годы расширяются международные, экономические, политические,

культурные

связи,

на

предприятиях

используется

довольно

большое

количество

зарубежного оборудования, технологий, увеличивается число совместных предприятий,

значительно увеличивается поток населения, который путешествует по всему миру – все

это и многое другое влияет на значимость роли английского языка в нашей стране, и в

целом

мире.

Владение

английским

языком

необходимо

так

же,

чтобы

быть

конкурентоспособным на рынке труда.

Обучение английскому языку в системе СПО имеет свою специфику. Главная

структурная особенность содержания обучения заключается в его делении на два модуля:

основной и профессионально направленный. Первый направлен на усовершенствование

умений и навыков, сформированных в школе и

осваивается всеми обучающимися вне

зависимости от профиля среднего профессионального образования, а профессионально

направленный

модуль

предназначен

для

освоения

профессий

СПО

технического,

естественно-научного,

социально-экономического

и

гуманитарного

профилей

профессионального

образования,

т.е.

происходит

изучение

языка

с

учетом

профиля

профессионального образования.

Следующая особенность заключается в том, что процесс обучения иностранному

языку происходит в искусственной языковой среде. Никто не поспорит, что языковая среда

действительно

создает

наиболее

благоприятные

условия

для

изучения

иностранного

языка. Здесь язык используется в ситуациях повседневного общения в различных сферах

жизни

общества.

Овладение

языком

в

непосредственном

контакте

с

его

носителем

осуществляется в ситуации погружения (подчас не имеющего ограничений во времени)

человека в естественную языковую среду. В этих условиях у приобщающегося к новому

языку

формируется

творческая

компетенция,

позволяющая

использовать

языковые

средства

в

различных

контекстах

спонтанно

и

на

продуктивном

уровне,

которая

и

обеспечивает коммуникативную деятельность на изучаемом языке.

В связи с тем, что обучающиеся СПО изучают иностранный язык вне языковой

среде, то у них нет необходимости постоянно общаться на изучаемом языке, в связи с этим

появляется недостаток устной практики в целом. Здесь появляется необходимость учета

будущей профессиональной деятельности обучающихся и, соответственно, необходимость

подбирать такой материал, который будет в наибольшей степени приближен к будущей

профессиональной сфере и создаст естественную речевую ситуацию общения и будет

нести познавательную нагрузку. Именно связь с реальной действительностью в рамках

своей будущей профессиональной направленности позволит обучающимся более успешно

преодолеть трудности, связанные с учебной деятельностью по усвоению иностранного

языка.

Здесь

профессионально-ориентированный

подход

приобретает

особую

актуальность. Под профессионально-ориентированным понимают обучение, основанное

на

учете

потребностей

обучающихся

в

изучении

иностранного

языка,

диктуемых

особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют

его изучения. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным

иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры

страны

изучаемого

языка

и

приобретением

специальных

навыков,

основанных

на

профессиональных и лингвистических знаниях.

Следующая особенность в обучении иностранному языку в системе среднего

профессионального образования

связана с еще одним ограничением - объем учебных

занятий

и

соответственно,

отсутствием

систематических

тренировок.

И

перед

преподавателем СПО стоят важные задачи: грамотно распределить учебный материал и

нагрузку таким образом, чтобы обучающиеся овладели всеми компетенциями, которые

прописаны

во

ФГОС

и

правильно

выбрать

учебный

материал,

который

будет

соответствовать

специальности

обучающихся.

А

так

как

сегодня

образовательные

учреждения СПО готовят обучающихся по разным специальностям, то и предметное

содержание по каждой специальности будет различным.

Также хотелось бы отметить разный уровень подготовки у обучающихся СПО в

целом,

и

по

иностранному

языку

в

частности.

Здесь

предполагается,

что

студенты

получили основы знаний еще в школе и поэтому, на первом курсе подразумевается

корректировочная работа над лексикой и грамматикой, а на втором курсе уже даются

основы

профессионального

иностранного

языка.

Но

зачастую

преподаватели

сталкиваются

с

иной

ситуацией,

когда

обучающиеся

имеют

различную

базовую

подготовку. Они попадают в одну группу, где со временем могут потерять интерес к

предмету, т.к. для одних практически все может быть известно и никаких новых знаний

они почти не получают, а для других обучение представляется очень сложным из-за

слабой подготовки. Именно поэтому основная задача преподавателя на первых порах –

продиагностировать

языковую

подготовку

студента

и

помочь

ему

организовать

дальнейший процесс обучения. В этом поможет дифференцированный подход к учащимся

и учет предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности.

Для этого нужно

продумать разные варианты работ, чтобы удержать интерес, а это главная мотивация при

изучении

любого

предмета,

и

добиваться

усвоения

материала

программы. Здесь

необходимо продумать такие задания, которые будут дифференцированы по трудности.

В свою очередь хотелось бы обратить внимание на то, что на сегодняшний момент

существует недостаточное количество учебников и учебных пособий по английскому

языку

для

обучающихся

системы

среднего

профессионального

образования.

Так

как

отличительной

особенностью

профессионально

ориентированного

обучения

иностранному языку в СПО является максимальный учет специфики профессиональной

сферы, то преподавателю необходимо провести отбор материала с учетом определенной

терминологии, лексико-синтаксических и грамматических особенностей, формата устных

и письменных текстов, языковых ситуаций.

Основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное

отношение обучающихся к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная

потребность овладеть определенными знаниями по данному предмету. Довольно часто

можно столкнуться с такой ситуаций, когда обучающиеся , поступившие на первый курс

обучения, имеют цель получить специальность и у них возникает вопрос: а зачем мне для

этого

иностранный?

И

здесь

важную

роль

играет

преподаватель,

сможет

ли

он

заинтересовать обучающихся своим предметом, сможет ли поддержать должный уровень

этого интереса и развивать его дальше.

По мнению И.А.Зимней, необходимые условия для создания у обучающихся

интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности:

- возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность;

- чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся ;

- создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не

могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний;

- интересна та работа, которая требует постоянного напряжения, легкий материал, не

требующий умственного напряжения, не вызывает интерес;

- трудность учебного материала должна быть посильна, преодолима, в противном случае

интерес быстро падает;

- учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно)

разнообразны;

- новизна материала, однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у

школьника знания;

- положительные эмоции.

Как утверждает Н.Д. Гальскова, процесс овладения учащимися иностранного языка

будет успешным при условии, если он:

- направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы, социокультурные,

индивидуальные программы развития;

- осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от них

самих;

-

обеспечен

умениями

преподавателя

выявлять

мотивацию

к

обучению

у

каждого

обучающегося и направлять ее на успешное овладение языком;

- имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер;

- ориентирован не на логику и системность предмета усвоения, а на логику развития

личности ученика, его субъективного внутреннего состояния;

- стимулирует проявление собственной активности учащихся, радости и удовольствия от

общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках;

- учитывает прежде всего индивидуальные предпосылки обучения и условий обучения.

Учет этих особенности иностранного языка, повышении мотивации к дальнейшему его

изучению в сфере профессиональной деятельности.



В раздел образования