Автор: Тяпкова Тамара Владиславовна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
Населённый пункт: город Нефтеюганск, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка обучающихся СПО по иностранному языку.
Раздел: среднее профессиональное
Подготовка обучающихся СПО по иностранному языку.
Обучение иностранному языку на сегодняшний день является одним из основных
элементов системы профессиональной подготовки специалистов. Существует потребность
в таких специалистах, которые владеют не только определенным объемом знаний по своей
профессии,
но
и
способных
осуществлять
свою
профессиональную
деятельность
в
области международного сотрудничества, уметь общаться с зарубежными партнерами и
использовать
в
своей
работе
профессиональный
и
культурный
опыт.
Современный
специалист должен иметь способности к инновационной деятельности, профессиональной
активности,
иметь
сформированные
ценности
и
убеждения,
творческое
мышление
и
коммуникативные способности.
В последние годы расширяются международные, экономические, политические,
культурные
связи,
на
предприятиях
используется
довольно
большое
количество
зарубежного оборудования, технологий, увеличивается число совместных предприятий,
значительно увеличивается поток населения, который путешествует по всему миру – все
это и многое другое влияет на значимость роли английского языка в нашей стране, и в
целом
мире.
Владение
английским
языком
необходимо
так
же,
чтобы
быть
конкурентоспособным на рынке труда.
Обучение английскому языку в системе СПО имеет свою специфику. Главная
структурная особенность содержания обучения заключается в его делении на два модуля:
основной и профессионально направленный. Первый направлен на усовершенствование
умений и навыков, сформированных в школе и
осваивается всеми обучающимися вне
зависимости от профиля среднего профессионального образования, а профессионально
направленный
модуль
предназначен
для
освоения
профессий
СПО
технического,
естественно-научного,
социально-экономического
и
гуманитарного
профилей
профессионального
образования,
т.е.
происходит
изучение
языка
с
учетом
профиля
профессионального образования.
Следующая особенность заключается в том, что процесс обучения иностранному
языку происходит в искусственной языковой среде. Никто не поспорит, что языковая среда
действительно
создает
наиболее
благоприятные
условия
для
изучения
иностранного
языка. Здесь язык используется в ситуациях повседневного общения в различных сферах
жизни
общества.
Овладение
языком
в
непосредственном
контакте
с
его
носителем
осуществляется в ситуации погружения (подчас не имеющего ограничений во времени)
человека в естественную языковую среду. В этих условиях у приобщающегося к новому
языку
формируется
творческая
компетенция,
позволяющая
использовать
языковые
средства
в
различных
контекстах
спонтанно
и
на
продуктивном
уровне,
которая
и
обеспечивает коммуникативную деятельность на изучаемом языке.
В связи с тем, что обучающиеся СПО изучают иностранный язык вне языковой
среде, то у них нет необходимости постоянно общаться на изучаемом языке, в связи с этим
появляется недостаток устной практики в целом. Здесь появляется необходимость учета
будущей профессиональной деятельности обучающихся и, соответственно, необходимость
подбирать такой материал, который будет в наибольшей степени приближен к будущей
профессиональной сфере и создаст естественную речевую ситуацию общения и будет
нести познавательную нагрузку. Именно связь с реальной действительностью в рамках
своей будущей профессиональной направленности позволит обучающимся более успешно
преодолеть трудности, связанные с учебной деятельностью по усвоению иностранного
языка.
Здесь
профессионально-ориентированный
подход
приобретает
особую
актуальность. Под профессионально-ориентированным понимают обучение, основанное
на
учете
потребностей
обучающихся
в
изучении
иностранного
языка,
диктуемых
особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют
его изучения. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным
иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры
страны
изучаемого
языка
и
приобретением
специальных
навыков,
основанных
на
профессиональных и лингвистических знаниях.
Следующая особенность в обучении иностранному языку в системе среднего
профессионального образования
связана с еще одним ограничением - объем учебных
занятий
и
соответственно,
отсутствием
систематических
тренировок.
И
перед
преподавателем СПО стоят важные задачи: грамотно распределить учебный материал и
нагрузку таким образом, чтобы обучающиеся овладели всеми компетенциями, которые
прописаны
во
ФГОС
и
правильно
выбрать
учебный
материал,
который
будет
соответствовать
специальности
обучающихся.
А
так
как
сегодня
образовательные
учреждения СПО готовят обучающихся по разным специальностям, то и предметное
содержание по каждой специальности будет различным.
Также хотелось бы отметить разный уровень подготовки у обучающихся СПО в
целом,
и
по
иностранному
языку
в
частности.
Здесь
предполагается,
что
студенты
получили основы знаний еще в школе и поэтому, на первом курсе подразумевается
корректировочная работа над лексикой и грамматикой, а на втором курсе уже даются
основы
профессионального
иностранного
языка.
Но
зачастую
преподаватели
сталкиваются
с
иной
ситуацией,
когда
обучающиеся
имеют
различную
базовую
подготовку. Они попадают в одну группу, где со временем могут потерять интерес к
предмету, т.к. для одних практически все может быть известно и никаких новых знаний
они почти не получают, а для других обучение представляется очень сложным из-за
слабой подготовки. Именно поэтому основная задача преподавателя на первых порах –
продиагностировать
языковую
подготовку
студента
и
помочь
ему
организовать
дальнейший процесс обучения. В этом поможет дифференцированный подход к учащимся
и учет предпочитаемых ими стратегий познавательной деятельности.
Для этого нужно
продумать разные варианты работ, чтобы удержать интерес, а это главная мотивация при
изучении
любого
предмета,
и
добиваться
усвоения
материала
программы. Здесь
необходимо продумать такие задания, которые будут дифференцированы по трудности.
В свою очередь хотелось бы обратить внимание на то, что на сегодняшний момент
существует недостаточное количество учебников и учебных пособий по английскому
языку
для
обучающихся
системы
среднего
профессионального
образования.
Так
как
отличительной
особенностью
профессионально
ориентированного
обучения
иностранному языку в СПО является максимальный учет специфики профессиональной
сферы, то преподавателю необходимо провести отбор материала с учетом определенной
терминологии, лексико-синтаксических и грамматических особенностей, формата устных
и письменных текстов, языковых ситуаций.
Основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное
отношение обучающихся к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная
потребность овладеть определенными знаниями по данному предмету. Довольно часто
можно столкнуться с такой ситуаций, когда обучающиеся , поступившие на первый курс
обучения, имеют цель получить специальность и у них возникает вопрос: а зачем мне для
этого
иностранный?
И
здесь
важную
роль
играет
преподаватель,
сможет
ли
он
заинтересовать обучающихся своим предметом, сможет ли поддержать должный уровень
этого интереса и развивать его дальше.
По мнению И.А.Зимней, необходимые условия для создания у обучающихся
интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности:
- возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность;
- чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся ;
- создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не
могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний;
- интересна та работа, которая требует постоянного напряжения, легкий материал, не
требующий умственного напряжения, не вызывает интерес;
- трудность учебного материала должна быть посильна, преодолима, в противном случае
интерес быстро падает;
- учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно)
разнообразны;
- новизна материала, однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у
школьника знания;
- положительные эмоции.
Как утверждает Н.Д. Гальскова, процесс овладения учащимися иностранного языка
будет успешным при условии, если он:
- направлен на личность ученика, его реальные потребности и мотивы, социокультурные,
индивидуальные программы развития;
- осознан обучаемыми как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от них
самих;
-
обеспечен
умениями
преподавателя
выявлять
мотивацию
к
обучению
у
каждого
обучающегося и направлять ее на успешное овладение языком;
- имеет деятельностный, когнитивный, творческий характер;
- ориентирован не на логику и системность предмета усвоения, а на логику развития
личности ученика, его субъективного внутреннего состояния;
- стимулирует проявление собственной активности учащихся, радости и удовольствия от
общения друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на уроках;
- учитывает прежде всего индивидуальные предпосылки обучения и условий обучения.
Учет этих особенности иностранного языка, повышении мотивации к дальнейшему его
изучению в сфере профессиональной деятельности.