Автор: Пашкова Алла Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ№18
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Разнообразные формы повышения познавательного интереса обучающихся к урокам литературы в рамках ФГОС".
Раздел: среднее образование
Разнообразные формы повышения познавательного интереса к урокам литературы в
рамках ФГОС .
Мы живём в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений,
художественных произведений, литературных текстов, информационных систем,
морально-правовых актов и международных норм.
Ситуация нового времени в постоянно меняющемся мире требует от каждого гибкости,
способности умения адаптироваться в калейдоскопе разных обстоятельств, и умения
оставаться при этом самим собой, сохраняя свою индивидуальность.
Такие способности адаптации и социализации личности напрямую зависят от того, умеет
ли человек поступать нешаблонно, а в соответствии с ситуацией, т.е. творчески.
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших
задач современного образования в рамках ФГОС.
Творчество личности - это способность удивляться и познавать, умение находить
правильное решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового,
оригинального, ранее неизвестного.
Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности
ребёнка, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать взаимосвязи,
выявлять противоречия, находить оптимальные решения и прогнозировать возможные
последствия в дальнейшем.
Сегодня задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в острую
социальную необходимость, так как резко снизился творческий потенциал, оставляет
желать лучшего и способность молодёжи создавать что-то новое, находить нестандартные
решения, просто даже занимать активную жизненную позицию.
Всё острее возникает проблема отсутствия детей креативных, творческих, одарённых.
Поэтому-то научить детей думать, мыслить творчески и самостоятельно- одна из
первостепенных задач, решаемых учителем-словесником
Уровень развития творческих способностей зависит целиком от учителя, от выбранных
педагогических технологий и методов обучения.
На своих уроках я стараюсь открыть для детей «прекрасный и яростный мир», способный
возвысить и разрушить человека одновременно, приобщить их к шедеврам мировой
художественной культуры, показать силу слова, вызвать интерес к литературе как к
искусству слова, научить выражаться чётко и предельно ясно, пробудить интерес к
осмысленному чтению.
Основной девиз нашего общения: «Нет мнений неправильных, есть неумение
аргументированно доказать свою точку зрения и отстоять свою позицию».
В своей работе я стараюсь развивать и поощрять литературное творчество обучающихся
прежде всего. Важно при этом не забывать, что неталантливых детей нет, творчество
каждому присуще, важно только это не упустить, сделать так, чтобы ученику самому
захотелось творить.
На уроках литературы я учу детей думать, рассуждать, находить способы решения
проблем, делать выводы, выражаться литературно и ярко.
Для этого я использую самые разнообразные методы, приёмы и типы уроков.
Технология критического мышления, интегрированные уроки и внеурочные занятия,
нестандартные формы уроков, технология проблемного обучения, АМО и технология
модерации -вот те немногие «секреты», которые позволяют моим ученикам создавать
творческие продукты и находить формы их презентации.
Срайбинг-(рисованная презентация)-технология будущего. Она особенно интересна на
уроках у пятиклассников и шестиклассников. Использование скрайбинга на уроках
помогает обучающимся наглядно представить отвлеченные понятия, а затем по-своему
воспроизвести увиденный материал. Визуализация помогает связать полученную
информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте. Кроме этого,
развивается логическое, образное и критическое мышление обучающихся.
Скрайбинг(от англ.)-набрасывать рисунки или эскизы. Речь выступающего
иллюстрируется с помощью рисунков на белой доске или бумаге. Получается «эффект
параллельного следования», когда мы слышим и видим примерно одно и то же. При этом
зрительная память и слуховое восприятие сосредоточены на одинаковых объектах.
Работа по созданию скрайбинг-презентации объединяет обучающихся, вызывает
положительные эмоции и располагает к творчеству.
Не менее интересным и действенным для развития творческих способностей
обучающихся в 5-6 классах является использование технологии лэпбукинга.
Лэпбук-(от англ.-«книга, сделанная на коленях»)-это самодельная книжка-раскладушка
или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями.
Вся информация в лэпбуке представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся
и разворачивающихся листочков и т.д. В ней собирается материал по определенной
учебной теме.
В процессе создания лэпбука обучающийся не только создатель своей книги, но и
дизайнер, художник, сочинитель собственных историй и стихотворений. Такая форма
работы создаёт условия для творчества, развития мотивации и способностей.
Данная форма работы очень подходит для групповой работы, групповых проектов, она
помогает создать условия для поддержки инициативы, творчества обучающихся.
Уроки литературы-уроки творчества.
Изучая литературу в разных классах, мои ребята не только увлечённо читают сказки,
былины, предания, рассказы литературных героев, пишут «стилизированные» письма
своим кумирам, но и по-своему переосмысливают их..
Любому учителю хочется, чтобы творчество его учеников имело выход на читателя,
поэтому работы различных жанров мы собираем вместе и создаем литературные
альманахи.
Главная цель этой работы- подтолкнуть обучающихся к литературному творчеству,
заинтересовать их. В этом году сквозной темой нашего литературного альманаха стала
тема : «История школы в событиях и лицах». Тема альманаха была выбрана неслучайно.
В этом году нашей школе исполняется 50 лет, поэтому каждый выпуск альманаха был
посвящён определённому периоду жизни школы, каждый месяц- новый альманах. Во всех
выпусках собраны лучшие работы обучающихся. Материал сгруппирован по разделам и
начинается колонкой главного редактора, в которой он рассказывает о тематике и
особенностях каждого выпуска альманаха.
В процессе работы ученик творит, а значит, развивает свою самостоятельность,
индивидуальность, учится мыслить нетрадиционно.
Не остались в стороне и мои старшеклассники, помимо альманахов, они освоили ёще и
новую педагогическую технологию -«Дебаты».
Дебаты-это технология личностно-ориентированного обучения, разновидность дискуссии,
поэтому лучше всего её применять на уроках гуманитарной направленности и во
внеурочной деятельности.
В «Дебатах» одно и то же событие, явление, факт рассматриваются с разных
(противоположных )точек зрения, что помогает глубже проникнуть в проблему. В
процессе обсуждения дети не только отстаивают свою точку зрения по конкретному
вопросу, но и общаются, полемизируют, конкурируют со сверстниками, проявляя
лидерские качества. Они учатся работать в команде, тренируют память, учатся
анализировать, приобретают опыт публичных выступлений.
Данную технологию можно использовать как форму урока или мероприятия, а также в
качестве его элемента.
Применение данной педагогической технологии помогает обучающимся соотносить свои
действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в зависимости от
меняющейся ситуации. Обучающиеся проявляют неравнодушие при обсуждении
социально значимых проблем, совершенствуют своё умение пользоваться аргументами
при отстаивании своей позиции.
Эта форма работы интересна не только детям-старшеклассникам, но и взрослым-
родителям и педагогам.
Таким образом, всё вышесказанное приводит к осознанию необходимости развивать у
обучающихся творческие способности, так как способствуют воспитанию
высоконравственной личности, которая так необходима именно сейчас, в такое непростое
время, когда коммуникабельность, креативность и индивидуальность-черты человека
будущего.