Напоминание

Смысловое чтение


Автор: Цевелева Татьяна Александровна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Г. Находка, Приморского края
Наименование материала: Формирование и /или коррекция нейронных связей
Тема: Смысловое чтение
Раздел: среднее образование





Назад




Смысловое чтение

( средней школьный возраст)

Развитие и /или коррекция

нейроновых связей

Педагог- психолог Т.А.Цевелёва

Все чаще педагоги сталкиваются с проблемой не

понимания прочитанного печатного текста у учащихся, не

умение пересказать, вернее, перенести авторскую мысль в

устное повествования, причем, с собственным видением.

Одним словом, чтение потеряло смысл. И поэтому

актуальность формирования и/или коррекция

осмысленного чтения, в современном обучение, не менее

важна, нежели решение математических задач. Но и

математические задачи, это маленький рассказ, который

необходимо изначально осмыслить.

В образовательной среде нет предмета, где бы ученик не

сталкивается с печатным текстом. На многих уроках

педагог применяет специализированные тетради на

печатной основе, что должно облегчить понимание

изучения и удовлетворительного усваивания специальной

информации учеником. Но, иногда, результаты

диаметрально противоположные. Дети, сталкиваясь с

таблицами, графиками и диаграммами, а порой и просто с

заданиями, которые необходимо осмыслить, теряются и

выдают не верные ответы.

Таким образом, напрашивается вопрос- как помочь

ученикам, чтобы многолетнее обучение в школе не было

таким «ужасным», а ежедневный «мозговой штурм» давал

результаты, которые еще долго будут приносить плоды

учебной удовлетворенности?

В современной психологии очень много уделяется

вниманию нейронным связям, на разных этапах

пубертации. То есть, обмен поступающей информации,

между нейронами и синапсами. К сожалению, прейдя в

школу, у многих детей семилетнего возраста не всегда

достаточно развиты эти связи. Что и тормозит правильное

формирование смыслового понимания текста. Задача

педагога научить школьника управлять поступающей

информацией и изменять её.

Предлагаю подборку методических рекомендаций и

практических упражнений, которые помогут учащимся

принять, не отвергая, печатный текст и понять смысл

донесения информации.

Вот такой урок

№ 1

Методические рекомендации к

выполнению заданий

Предложить детям подобрать прилагательные. Первую пару разобрать всем

классом. Учитель помогает и направляет ребят к нахождению необходимых

прилагательных ( можно закрепить правило о прилагательных). Затем, дети ,

на своих подписанных листочках, «соединяют» прилагательными

последующие существительные.

В начале игры педагог определяет время, которое затратят дети на

выполнения того или иного задания. Это регламентирует сам учитель. Но

подгонять и вводить в нервозность ребят нельзя.

Можно изначально предлагать детям 1-2 слайда.

Учитель, проверив работы детей, на следующем уроки возвращается к

пройдённым слайдам и устно принимает ответы детей. Положительная

оценка- мотивация к успеху. Даже если ребенок нашел не подходящее

прилагательное , то ему дается время и наводящие вопросы для полного

понимания, что ответ не верный. И предлагается найти другой вариант или

повторить предложенные учащимися ответы, а так же порассуждать, почему

ответ верный!

1

. В каждом примере надо подобрать такое слово, которое

подходило бы сразу к двум словам – и слева , и справа

Кровь – цветок

Разговор – дождь

Друг - шкаф

Взгляд - куст

1.

Воспоминание - лекарство

Напиток - загар

Ткань - мысль

Утро - развитие

Душа – посуда

2

. Переставь буквы в словах и получи новые слова.

Барон

Корсет

Мазок

Сосна

2.

Шкала

Банка

Атлас

Ласка

Корма

2.

Крот

Стук

Влага

3.

Отвар

Рост

Колба

Мошкара

4.Провести аналогию

1. Пароход- пристань

Поезд – ( депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция)

2. Нога- костыль

Глаза – (зрение, очки, слёзы, веки, ресницы)

3. Игла- остриё

Бритва- (сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка)

4.

4. Музыка- оркестр

Пение – (хор , солист сцена, певец, концерт)

5. Гора – пещера

Дерево- ( корень, дупло, крона, ствол, листья)

6. Болезнь – лечение

Поломка- ( мастер, ремонт, деталь, смазка)

Методические рекомендации к выполнению пятого

задания( развития и /мили коррекция зрительной

памяти)

Ученикам предлагается прочитать слова на слайде.

Первоначально читают все про себя. Затем читает в слух

весь класс, педагог водит по словам указкой. Дальше

ребята читают по рядам.

Слайд закрывается и ребятам предлагается выполнить

задания.

Задание

Напишите все слова которые заканчиваются на гласную.

Какое слово отличается по значению от всех остальных слов.

Какие слова имеют одинаковое значение, но употребляется в

единственном и во множественном числе.

Напишите слова которые заканчиваются на согласную букву.

Напишите четвертое слово в первом ряду и второе слово во втором

ряду.

5.Прочитай слова, которые даны ниже, и попытайся

запомнить.

Мама дети человек брат

Доброта тетя мужчина ребенок

Задание

Далее педагог может импровизировать по

приведённой выше схеме.

5.

Школа семья утенок осень

Небо солнце магазин

дорога

5.

Класс карандаш бумага дом

Медаль оркестр победа углы



В раздел образования