Автор: Цевелева Татьяна Александровна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Г. Находка, Приморского края
Наименование материала: Формирование и /или коррекция нейронных связей
Тема: Смысловое чтение
Раздел: среднее образование
Смысловое чтение
( средней школьный возраст)
Развитие и /или коррекция
нейроновых связей
Педагог- психолог Т.А.Цевелёва
•
Все чаще педагоги сталкиваются с проблемой не
понимания прочитанного печатного текста у учащихся, не
умение пересказать, вернее, перенести авторскую мысль в
устное повествования, причем, с собственным видением.
Одним словом, чтение потеряло смысл. И поэтому
актуальность формирования и/или коррекция
осмысленного чтения, в современном обучение, не менее
важна, нежели решение математических задач. Но и
математические задачи, это маленький рассказ, который
необходимо изначально осмыслить.
•
В образовательной среде нет предмета, где бы ученик не
сталкивается с печатным текстом. На многих уроках
педагог применяет специализированные тетради на
печатной основе, что должно облегчить понимание
изучения и удовлетворительного усваивания специальной
информации учеником. Но, иногда, результаты
диаметрально противоположные. Дети, сталкиваясь с
таблицами, графиками и диаграммами, а порой и просто с
заданиями, которые необходимо осмыслить, теряются и
выдают не верные ответы.
•
Таким образом, напрашивается вопрос- как помочь
ученикам, чтобы многолетнее обучение в школе не было
таким «ужасным», а ежедневный «мозговой штурм» давал
результаты, которые еще долго будут приносить плоды
учебной удовлетворенности?
•
В современной психологии очень много уделяется
вниманию нейронным связям, на разных этапах
пубертации. То есть, обмен поступающей информации,
между нейронами и синапсами. К сожалению, прейдя в
школу, у многих детей семилетнего возраста не всегда
достаточно развиты эти связи. Что и тормозит правильное
формирование смыслового понимания текста. Задача
педагога научить школьника управлять поступающей
информацией и изменять её.
•
Предлагаю подборку методических рекомендаций и
практических упражнений, которые помогут учащимся
принять, не отвергая, печатный текст и понять смысл
донесения информации.
Вот такой урок
№ 1
Методические рекомендации к
выполнению заданий
•
Предложить детям подобрать прилагательные. Первую пару разобрать всем
классом. Учитель помогает и направляет ребят к нахождению необходимых
прилагательных ( можно закрепить правило о прилагательных). Затем, дети ,
на своих подписанных листочках, «соединяют» прилагательными
последующие существительные.
•
В начале игры педагог определяет время, которое затратят дети на
выполнения того или иного задания. Это регламентирует сам учитель. Но
подгонять и вводить в нервозность ребят нельзя.
•
Можно изначально предлагать детям 1-2 слайда.
•
Учитель, проверив работы детей, на следующем уроки возвращается к
пройдённым слайдам и устно принимает ответы детей. Положительная
оценка- мотивация к успеху. Даже если ребенок нашел не подходящее
прилагательное , то ему дается время и наводящие вопросы для полного
понимания, что ответ не верный. И предлагается найти другой вариант или
повторить предложенные учащимися ответы, а так же порассуждать, почему
ответ верный!
1
. В каждом примере надо подобрать такое слово, которое
подходило бы сразу к двум словам – и слева , и справа
•
Кровь – цветок
•
Разговор – дождь
•
Друг - шкаф
•
Взгляд - куст
1.
•
Воспоминание - лекарство
•
Напиток - загар
•
Ткань - мысль
•
Утро - развитие
•
Душа – посуда
2
. Переставь буквы в словах и получи новые слова.
•
Барон
•
Корсет
•
Мазок
•
Сосна
2.
•
Шкала
•
Банка
•
Атлас
•
Ласка
•
Корма
2.
•
Крот
•
Стук
•
Влага
3.
•
Отвар
•
Рост
•
Колба
•
Мошкара
4.Провести аналогию
•
1. Пароход- пристань
•
Поезд – ( депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция)
•
2. Нога- костыль
•
Глаза – (зрение, очки, слёзы, веки, ресницы)
•
3. Игла- остриё
•
Бритва- (сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка)
4.
•
4. Музыка- оркестр
•
Пение – (хор , солист сцена, певец, концерт)
•
5. Гора – пещера
•
Дерево- ( корень, дупло, крона, ствол, листья)
•
6. Болезнь – лечение
•
Поломка- ( мастер, ремонт, деталь, смазка)
•
Методические рекомендации к выполнению пятого
задания( развития и /мили коррекция зрительной
памяти)
•
Ученикам предлагается прочитать слова на слайде.
Первоначально читают все про себя. Затем читает в слух
весь класс, педагог водит по словам указкой. Дальше
ребята читают по рядам.
•
Слайд закрывается и ребятам предлагается выполнить
задания.
Задание
•
Напишите все слова которые заканчиваются на гласную.
•
Какое слово отличается по значению от всех остальных слов.
•
Какие слова имеют одинаковое значение, но употребляется в
единственном и во множественном числе.
•
Напишите слова которые заканчиваются на согласную букву.
•
Напишите четвертое слово в первом ряду и второе слово во втором
ряду.
5.Прочитай слова, которые даны ниже, и попытайся
запомнить.
•
Мама дети человек брат
•
Доброта тетя мужчина ребенок
Задание
•
Далее педагог может импровизировать по
приведённой выше схеме.
5.
•
Школа семья утенок осень
•
Небо солнце магазин
дорога
5.
•
Класс карандаш бумага дом
•
Медаль оркестр победа углы