Автор: Газарян Инна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Пятигорск
Наименование материала: Конспекты
Тема: Управление качеством
Раздел: среднее профессиональное
Тема. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ
План
1.
Обязательные требования
2.
Добровольные требования
3.
Требования потребителей
Требования
к
качеству
продукции
—
выражение
определенных
потребностей
в
виде
количественных
характеристик
или
описаний
для
осуществления их реализации и (или) проверки.
Потребности
—
нужда
в
чем-либо,
объективно
необходимом
для
поддержания
жизнедеятельности
и
развития
организма,
человеческой
личности, социальной группы, общества в целом. Они представляют собой
отражение
объективно
необходимого
потребления
населения
и
занимают
доминирующее положение во всей деятельности
в области управления
качеством.
Разработка
всего
комплекса
требований
к
качеству
товаров
представляет собой сложную задачу, так как при этом необходимо учитывать
не только особенности объекта управления, но и множество разнообразных
условий и обстоятельств.
Обязательные
требования
—
требования,
которые
включены
в
технические регламенты, другие документы, имеющие такой же статус. Они
должны
неукоснительно
соблюдаться
всеми
государственными
органами,
субъектами
хозяйственной
деятельности,
организациями
и
учреждениями
независимо
от
их
подчиненности
и
форм
собственности. Технический
регламент
—
это
документ,
который
устанавливает
обязательные
для
применения
и
исполнения
требования
к
объектам
технического
регулирования. Он принимается федеральным законом или постановлением
Правительства РФ в установленном порядке. Технические регламенты как
обязательные для применения и исполнения документы создаются с целью:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или
юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
•
охраны
окружающей
среды,
жизни
или
здоровья
животных
и
растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
• обеспечения энергетической эффективности. В иных целях принятие
технических регламентов не допускается.
Обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах,
могут включать требования:
• к продукции;
• процессам, предусмотренным Законом о техническом регулировании
(далее — процессам)2;
• правилам идентификации.
• терминологии,
• упаковке,
• маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Разработка
требований
технических
регламентов
и
контроль
за
их
выполнением является сферой ответственности государства. В соответствии с
действующим в РФ законодательством обязательные технические требования
могут устанавливаться только федеральными законами, указами Президента
РФ
и
решениями
Правительства
РФ.
Не
включенные
в
технические
регламенты требования к продукции или к связанным с ними процессам,
терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения
не
могут
носить
обязательный
характер.
Эти
требования
имеют
прямое
действие
на
всей
территории
РФ
и
могут
быть
изменены
только
путем
внесения
изменений
и
дополнений
в
соответствующий
технический
регламент.
Основными
обязательными
требованиями,
содержащимися
в
технических
регламентах,
являются
требования
безопасности.
В
соответствии
с
законодательством
о
техническом
регулировании
безопасность продукции и процессов — состояние, при котором отсутствует
недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью
граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному
или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью
животных
и
растений.
Под вредом
в
гражданском
праве
понимается
материальный
ущерб,
который
выражается
в
уменьшении
имущества
потерпевшего и (или) умалении нематериального блага (жизни, здоровья
человека
и
т.
п.). Риск — это вероятность причинения вреда жизни или
здоровью
граждан,
имуществу
физических
или
юридических
лиц,
государственному
или
муниципальному
имуществу,
окружающей
среде,
жизни или здоровью животных и растений, с учетом тяжести этого вреда.
Управление
рисками
предполагает
соответствующие
требования
к
безопасности товаров.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда при
использовании
продукции
устанавливают
минимально
необходимые
требования
к
показателям
ее
биологической,
механической,
пожарной,
промышленной,
термической,
химической,
электрической,
ядерной
и
радиационной
безопасности,
электромагнитной
совместимости
в
части
обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; безопасности
излучений, взрывобезопасности; единству измерений и др.
К
началу
2010
г.
утверждены
и
введены
в
действие
следующие
технические регламенты на потребительские товары:
• Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей
(ФЗ РФ от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ).
• Технический регламент на масложировую продукцию (ФЗ РФ от 24
июня 2008 г. № 90-ФЗ).
• Технический регламент на молоко и молочную продукцию (ФЗ РФ от
12 июня 2008 № 88-ФЗ).
• Технический регламент на табак и табачную продукцию (ФЗ РФ от 22
декабря 2008 г. № 268-ФЗ).
Для
того
чтобы
не
создавать
технических
барьеров
в
торговле
и
облегчить
выход
отечественной
продукции
на
мировые
рынки,
Законом
предусмотрены только минимально необходимые требования к продукции и
процессам
на
основе
международных
и
(или)
национальных
стандартов.
Минимально необходимые требования к продукции — это требования к
безопасности, основанные на оценке риска причинения вреда, допустимого
для данного уровня развития национальной экономики, научно-технической
базы и научно-технических достижений. Эти требования не должны являться
препятствием для развития предпринимательской деятельности. Остальные
требования, например, к конструкции, выбирает сам производитель, исходя
из соображений экономической целесообразности обеспечения конкурентных
преимуществ на рынке и др.
Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для
исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от
рисков,
возникающих
в
связи
с
проникновением
или
распространением
вредных
организмов,
заболеваний,
переносчиков
болезней
или
болезнетворных организмов.
2.Добровольные требования
Добровольные
требования
—
требования,
содержащиеся
в
национальных
стандартах
(за
исключением
обязательных
требований),
стандартах организаций (СТО) и сводах правил. Их содержание определяется
требованиями рынка и направлено на обеспечение конкурентоспособности
товаров.
Правовой
статус
национальных
стандартов
в
РФ
как
документов,
определен Законом о техническом регулировании, содержащем следующее
положение:
изготовитель
может
добровольно
следовать
национальному
стандарту,
гармонизированному
с
соответствующим
техническим
регламентом, и применять все апробированные стандартные решения. В этом
случае он выполняет существенные требования регламента и не должен
доказывать соответствие производимой продукции техническим регламентам
(например, подавая декларацию о соответствии).
Национальные стандарты разрабатываются и внедряются для помощи
производителю правильно выполнить требования технических регламентов.
Если содержащиеся в них требования выполняются, к производителю не
может быть претензий со стороны контролирующих органов.
В Законе о техническом регулировании реализован широко известный
принцип
“презумпции
соответствия”
(принцип
Нового
подхода).
Он
заключается
в
том,
что
общие
требования
технического
регламента
считаются
выполненными,
если
изготовитель
выпускает
продукцию,
соответствующую
конкретным
требованиям
национальных
стандартов,
гармонизированных
с
этим
техническим
регламентом.
Данный
принцип
является
важной
правовой
нормой,
связывающей
обязательные
для
исполнения
требования
технических
регламентов
с
добровольными
требованиями стандартов.
Перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной
основе применяться для соблюдения требований конкретных технических
регламентов,
утверждается
национальным
органом
по
стандартизации
и
публикуется в соответствующих изданиях (например, в журнале “Вестник
технического регулирования”).
Добровольный статус применения стандартов в РФ распространяется
на продукцию независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также
на выполнение работ, оказание услуг и все виды сделок.
Стандарты
применяются
на
добровольной
основе
изготовителями,
исполнителями,
продавцами,
приобретателями
в
процессах
производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и
других,
предусмотренных
законодательством.
Обязательность
соблюдения
национальных
стандартов
наступает
при
прямом
указании
на
это
в
действующем
законодательстве,
договорах,
контрактах,
правомерно
принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной
власти или предприятий любых форм собственности. Например, требования,
содержащиеся в национальных стандартах, приобретают обязательную силу
в следующих случаях:
• если при заключении контрактов в контрактных документах указано,
что
требования
стандарта
на
поставляемую
продукцию
подлежат
обязательному соблюдению ее изготовителем. За несоблюдение контрактных
обязательств предприятиеизготовитель возмещает потерпевшей стороне все
причиненные их нарушением убытки, как имущественные, так и упущенную
выгоду,
которая
могла
быть
получена
при
выполнении
договорных
обязательств;
•
если
изготовитель
поставляемой
на
рынок
продукции,
который
добровольно пожелал выполнять содержащиеся к ней требования стандарта,
указал
на
это
при
маркировании
продукции.
Таким
образом,
принцип
добровольного применения национальных стандартов указывает на право
изготовителя (продавца, исполнителя) добровольно, т. е. по собственному
желанию, возложить на себя ответственность за выполнение требований,
предусмотренных стандартами.
Национальные стандарты днлятся на следующие виды:
-
-
1.
Стандарты
на
продукцию
содержат
требования
к
группам
однородной
продукции
или
к
конкретной
продукции
(конкретных
наименований, марок, артикулов). Общие требования к группам однородной
продукции (услуг) содержатся в стандартах общих технических условий;
требования к конкретной продукции или услуге — в стандартах технических
условий.
Объектами
этих
требований
могут
быть
следующие
показатели
свойств
продукции:
назначения;
экономного
использования
ресурсов;
надежности;
эргономические;
эстетические;
т ех н ол о г и ч н о с т и ;
транспортабельности;
стандартизации
и
унификации;
патентноправовые;
экологичности
и
безопасности.
Общая
характеристика
этих
показателей
содержится в различных источниках.
2 . Стандарты
на
процессы
(работы)
устанавливают
основные
требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к
методам
(способам,
приемам,
режимам,
нормам)
выполнения
различного
рода работ. Важной составляющей стандартов данного вида являются методы
контроля
установленных
требований
в
технологических
процессах
разработки,
изготовления,
xранения,
транспортирования,
эксплуатации,
ремонта и утилизации продукции.
3. Стандарты на услуги содержат требования к группам однородных
услуг
или
конкретным
услугам
(их
составу,
содержанию
и
формам
деятельности); к факторам, оказывающим существенное влияние на качество
услуги, а также методам контроля этих требований.
4. Основополагающие стандарты — стандарты, имеющие широкую
область распространения и содержащие основные или общие положения для
определенной
области
деятельности.
В
зависимости
от
содержания
они
подразделяются
на
организационно-методические
и
общетехнические
стандарты. Организационно-методические стандарты устанавливают общие
положения для определенной области деятельности,
5.
Стандарты
на
термины
и
определения
устанавливают
наименование
и
содержание
понятий,
используемых
в
стандартизации
и
смежных видах деятельности (например, ГОСТ Р ИСО 9000-2008 “Системы
менеджмента качества. Основные положения и словарь”, ГОСТ Р 51897-2002
“Менеджмент риска. Термины и определения”).
6.
Стандарты
на
методы
контроля,
испытаний,
измерений
и
анализа
устанавливают
требования
к
используемому
оборудованию,
условиям
и
процедурам
осуществления
всех
операций,
обработке
и
представлению полученных результатов, квалификации персонала.
Стандарты
организаций—
документы,
разрабатываемые
и
утверждаемые
самой
организацией,
направленные
на
совершенствование
производства, обеспечение, управление и улучшение качества продукции, а
также
распространение
и
использование
результатов
исследований
(испытаний), измерений, разработок, производственного опыта.
Наряду
со
стандартами
большое
распространение
в
РФ
получили
технические
условия
(ТУ) —
документы,
которые
в
соответствии
с
действующим в области технического регулирования РФ законодательством
не относятся к документам по стандартизации.
3. Требования потребителей
Требования
потребителей
—
требования
к
товарам
и
услугам,
формируемые
у
потребителей
на
основе
их
явных,
предполагаемых
и
потенциальных потребностей. При создании эффективных СМК большое
значение имеет фактор удовлетворенности потребителей, т. е. восприятие
потребителями степени выполнения их требований. Потребители не имеют
профессиональных знаний о качестве товаров, их создании и использовании.
Эти
требования
являются
результатом
как
их
собственного
опыта
потребления товаров, так и информации из различных источников (реклама,
отзывы
друзей
и
знакомых,
посещение
магазинов)
о
свойствах
товаров,
представленных
на
рынке.
Требования
к
товарам
зависят
от
множества
факторов и всегда должны быть однозначно определены.
Удовлетворение
требований
потребителей
к
товарам
—
главная
стратегическая
задача
любого
конкурентоспособного
предприятия.
Для
выявления
требований
большое
распространение
получают
опросы
потребителей,
широко
используемые
в
маркетинговых
исследованиях.
Например,
VOC
(Voice
of
the
Customer
Methods)
—
метод
изучения
потребительского и QFD (Quality Function Deployment) — методика перевода
потребительских требований на язык технических требований к продукции,
реализуемых затем в процессе ее проектирования и производства.
Опросы потребителей позволяют выявить их реально выраженные или
подразумеваемые требования, составляющие основу потребностей.
Большое внимание вовлечению потребителей в разработку стандартов
уделяют и международные организации по стандартизации. Так, Комитет
ИСО по защите интересов потребителей КОПОЛКО выдвинул инициативы,
н ап р а вл е н н ы е
н а
о бу ч е н и е
п от р е б и т е л е й
и
п о в ы ш е н и е
и х
информированности,
а
также
корректировку
политики
организаций,
связанных
с
потребителями
на
основе
Руководства
ИСО
/
МЭК
14
“Информация
для
потребителей
о
покупке
товаров
и
услуг”.
Благодаря
КОПОЛКО
усилилось
влияние
запросов
потребителей
при
создании
стандартов. Важными вехами на этом пути стали рекомендации ИСО / МЭК
“Об участии потребителей в стандартизации” и “Об учете запросов пожилых
людей и инвалидов”. Представители потребителей — участники подготовки
ряда
стандартов
ИСО
в
области
безопасности.
Например,
с
участием
потребителей был разработан стандарт ИСО 8124, содержащий требования к
безопасности игрушек, стандарты на отдельные виды детской мебели и т. д. В
ряде рекомендаций ИСО отражены требования не только к качеству товаров и
услуг, но и к стабильности их производства или поставок.