Напоминание

Формирование здорового образа жизни современной молодежи


Авторы: Кожанова Людмила Ивановна, Седашов Олег Анатольевич
Должность: преподаватели физической культуры
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование здорового образа жизни современной молодежи
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование здорового образа жизни современной молодежи

Кожанова Л.И., Седашов О.А.

Областное государственное автономное образовательное

профессиональное учреждение

«Белгородский политехнический колледж»,

Г. Белгород

Во все времена здоровье считалось основой активной творческой

жизни, счастья, радости и благополучия людей.

Одной из главных проблем нашей страны является проблема здоровья и

формирования здорового образа жизни.

К негативным тенденциям в состоянии здоровья молодежи относятся

ухудшение показателей физического развития; проблемы с массой тела – от

дистрофии до избыточного века и ожирения; ухудшение рационального

питания; эмоциональные и психологические перегрузки.

Особенную тревогу вызывает состояние здоровья студенческой

молодежи. Студенты относятся к числу наименее социально защищенных

групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные

особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем

органам и системам их организма. Анализ мониторинга физического

развития обучающихся, в средне-специальном профессиональном учебном

заведении показывает, что здоровье не улучшаются, а в ряде случаев

ухудшаются. При этом, сами студенты практически не предпринимают

никаких мер к укреплению своего здоровья, хотя в рейтинге ценностей ставят

здоровье на второе место после образования, вполне понимая, что высокий

уровень здоровья дает конкурентные преимущества на рынке труда

.

Анализ

функционального состояния выявил, что состояние здоровья студентов

характеризуется следующими показателями: высокий уровень здоровья -

11%; средний - 38%; низкий - 32%; очень низкий – 16 %.

Ежегодно

увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе.

Известно, что здоровье человека на 10-20% - зависит от

наследственности, на 10-20% - от состояния окружающей среды, на 8-12% -

от уровня здравоохранения и на 50-70% - от образа жизни.

Что же такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных

мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление

здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого

долголетия.

Здоровый образ жизни подростка включает целый ряд разнообразных

общественных и бытовых моментов. Сюда легко отнести решение

медицинских проблем, наличие определенных необходимых жилищных

условий, материальное благополучие, рациональное использование

свободного времени, сознательное решение об отказе от вредных привычек,

физическая активность, контроль над проблемой злоупотребления

медикаментов, наличие успешных межличностных отношений. Вообще этот

список продолжать можно и дальше, но мы остановимся только на

нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого

родителя.

Водные процедуры — прекрасный закаливающий инструмент

Сюда следует отнести ежедневные мероприятия по:

— закаливанию воздухом, солнцем, водой;

— гигиене;

— обеспечению двигательной активности;

— наличию рационального питания;

— созданию гармоничного психоэмоционального состояния;

— реализацию принципов охраны окружающей среды.

Помещать естественному и полноценному развитию достаточно легко, если в

жизни подростка есть следующие неблагоприятные факторы:

— недостаточное количество двигательной активности;

— нерационально составленное детское питание с избыточным содержанием

соли и жира;

— стресс;

— наличие вредных привычек;

— неполноценный, нарушенный сон.

Однако факторов окружающей среды, оказывающих вредное воздействие на

человека гораздо больше. Кстати, ВОЗ выделяет порядка двухсот.

Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни у подростков неразрывно

связано с наличием у него полноценного отдыха. Задачи, которые юноши и

девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей

профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека

динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на

восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся

способностей.

Формирование здорового образа жизни средствами физической

культуры крайне сложно переоценить. Движение вообще является одним из

самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической

активности означает повышение работоспособности и, естественно,

укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент

населения целенаправленно занимается физкультурой.

Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной

возникновения разнообразных заболеваний сердечно-сосудистой,

дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов

человеческого тела.

Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие,

что при нехватке физической активности умственная деятельность резко

снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы

достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет

раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время

выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому

так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для

нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг

задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных

клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Физическая активность влияет на качество учебного процесса

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного

трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является

следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и

глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена.

Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы

полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько

способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-

вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие

работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а

второй ведет к нервному истощению.

Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого

необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет

любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д.

Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные

свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек

зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные

болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не

только заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других

систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий

организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам

питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется

предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса.

Правильное питание для подростков меню включает порядка 50

разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных

веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных

пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других

факторов.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает

человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является

своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти

взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят

избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг

своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы

принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти

правила приживаются, используются и приносят пользу.

Список используемой литературы:

1.

Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П.

Лисицын. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 512 с.

2 .Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 10-11 классов:

учебно-методическое пособие для учителя/ С.Г. Арзуманов. – Ростов н/Д:

Феникс. 2010-413 с.

3. Кобылкин Р.А. Здоровый образ жизни – «новое» ценностное основание

жизни современных россиян / В сборнике: Социально-политическое развитие

России как комплексная проблема гуманитарного знания. - 2015. - С. 327-330.

4. Пилюшенко А.В. Аксиологическое содержание здорового образа жизни в

аспекте категорий «человеческий капитал» и «качество жизни» /В сборнике:

Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации,

социализации и реабилитации человека. / Сборник статей международной

научно-практической конференции. Ответственный редактор Соловьев В.Б.-

2015. – С. 137-141.



В раздел образования