Напоминание

«Познавательное развитие детей через восприятие окружающей действительности».


Автор: Унежева Вайдат Ануаровна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАо.
Наименование материала: статья
Тема: «Познавательное развитие детей через восприятие окружающей действительности».
Раздел: среднее образование





Назад




Педагог- психолог

МБОУС(К)Ш №18

г. Новый Уренгой

Унежева Вайдат Ануаровна

«Познавательное развитие детей через восприятие окружающей

действительности».

Я с солнца сбрасываю полог.

Я утро начинаю здесь.

Моя профессия – психолог……

Или призванье это есть?

Я здесь касаюсь откровенья.

Я здесь ступаю не спеша.

Моя профессия – доверье.

Мое призвание – душа.

В нем все – серьезность и ирония.

Вершин триумф, игра теней.

Моя профессия – гармония.

Мое призванье – верность ей.

О. А. Коваль

Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в

окружающем мире (природа, социум).

Детей дошкольного возраста нужно не

учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста

деятельности – игры.

Познавательные

процессы

являются

составной

частью

любой

человеческой

деятельности,

которые

обеспечивают

ту

или

иную

ее

информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому

развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети

лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе педагога – психолога

большое место занимают дидактические

игры.

Они

используются

как

в

совместной,

так

и

в

самостоятельной

деятельности

дошкольника.

Дидактические

игры

выполняют

функцию

средств

обучения

дети

осваивают

признаки

предметов,

учатся

классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я работаю по теме: «Познавательное развитие детей через восприятие

окружающей

действительности»,

целью

которой

стало

формирование

системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни,

как

основы

воспитания

правильного

отношения

к

ней

через

восприятие

окружающей

действительности,

которая

предусматривает

решение

следующих задач:

1.

Активизировать

познавательные

процессы

через

избирательную

направленность

личности

ребёнка

на

предметы

и

явления

окружающей

действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который

становится

основой

положительного

отношения

к

интеллектуальной

деятельности;

3.

Формировать

потребность

в

стремлении

к

познанию

новых,

знаний,

которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность,

настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5.

Формировать

связную

речь

(обогащение

и

активизация

лексической

стороны речи - словаря);

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый

результат:

в

процессе

восприятие

окружающей

действительности у детей развивается внимание, память, речь, мышление,

интеллектуальное развитие.

Свою работу начала с развития предметно-развивающей среды, что

позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной

деятельности

детей

неиссякаемый

источник

для

наблюдений,

бесед

с

ребёнком в течение всего учебного года. Созданы условия, где собраны

различные дидактические игры, многофункциональные пособия.

Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

«Бесконечная классификация»;

«Найди по описанию»;

«Найди лишний предмет»;

«Узнай по тени»;

«Соберем урожай»;

«Садовник и цветы»;

«Поиск общего»;

«Поиск аналогов»;

«Что к чему подходит? »;

«Что растет на грядке? »;

«Поиск противоположных предметов»;

Обучение

детей

строится

на

основе

адаптированной

программы.

Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

По каждому направлению подобраны подходящие по смыслу игры.

В

интеллектуальном

развитии

применяю

такие

игры:

«Отгадай

фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый

лишний», «Путаница».

В

развитии

внимания:

«Отражение»,

«Выложи

кружочки»,

«Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку»,

«Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри

внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что

я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При

подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их

интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я

использую

сюрпризные

моменты:

через

героя,

которому

нужно

помочь,

различные атрибуты.

При

ознакомлении

с

окружающим,

провожу

игры

на

закрепления

знаний

о

сезонных

явлениях,

растительном

и

животном

мире,

способствующие

развитию

любознательности,

наблюдательности:

«Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает? », «Отгадай-ка»

В ходе самих занятий в зависимости от возраста детей задаю вопросы,

даю

образец

действий,

образец

высказывания,

напоминаю

правила,

обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за

ходом игры. В процессе деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них

интерес

к

играм,

создать

у

них

состояние

увлеченности,

умственного

напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие

разрешения Я обратила внимание на то, что подача информации на мониторе

компьютера

в

игровой

форме

вызывает

у

детей

огромный

интерес.

Использовать эти электронные пособия при организации образовательной

деятельности

или

индивидуально

очень

удобно,

так

как

большое

разнообразие

заданий

способствует

развитию

познавательных

интересов.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело

сталкиваются

с

заданиями,

которые

требуют

от

него

мыслительной

деятельности. А закончить, хочу простыми словами и пожелать.

11. Оставляя после себя

Один человек сменяет другого, сын сменяет отца, дочь сменяет мать,

внук сменяет сына, поколение сменяет поколение и каждый что-то оставляет

после себя, свой след на этой планете… Одни оставляют после себя детей, –

и это замечательно. Другие – капитал, так называемую – «круглую сумму».

Третьи оставляют после себя картины, скульптуры, книги… … Четвертые –

оставляют после себя нечто совсем фундаментальное – корпорации, заводы,

мосты, дороги, здания, бизнес-центры, особняки, виллы, дворцы… Но есть и

пятые… Что оставляют после себя пятые? Пятые… – а пятые оставляют

после себя просто память… в сердцах огромного множества людей, с

которыми они успели соприкоснуться. Они оставляют после себя память о

своей жизни, о своих мыслях, о своих действиях, о своих поступках… память

о том, что они просто были, были Человеком с Большой Буквы или просто

человеком и просто состоялись на этой земле.



В раздел образования