Автор: Каменева Ирина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 4,
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
имени Героя Советского Союза Хоменко И.С.
АКТИВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
(из опыта работы)
Каменева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Г.Комсомольск – на – Амуре
Слово.
Все
мы,
едва
научившись
говорить,
усваиваем
удивительные
возможности этого чуда: словом можно выразить свое желание обратиться к кому-
либо или просто назвать, обозначить один из окружающих нас предметов или
явлений. Но не только…
На уроках русского языка и литературы слово является не столько единицей
обсуждения
ученика
и
учителя,
сколько
предметом
пристального
внимания
и
изучения с точки зрения художественной ценности и грамматико-морфологической
принадлежности.
Сегодня
чрезвычайно
велико
значение
развития
творческих
способностей
личности.
Важно
развитие
чувственного
восприятия
и
фантазии,
без
чего
невозможно развитие творческого потенциала ребенка.
Однако для учителя-словесника пробудить внимание учащихся к слову – значит
сделать первый шаг на пути
раскрытия и развития творческих способностей,
задатков детей.
Творчество
затрагивает
самые
глубинные,
самые
сокровенные
стороны
человеческой личности. Детское литературное творчество, хотя и носит ученический
характер,
не
является
исключением.
Если
в
работах
логического
типа
ребенок
учится
понимать
и
словесно
выражать
заключенные
в
произведении
мысли
и
чувства, то задания творческого характера призваны прежде всего способствовать
тому,
чтобы
эти
мысли
и
чувства
были
поняты
ребенком
и
как
бы
«заново
пережиты». В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное,
творческое
начало.
Но
чтобы
тяга
к
литературному
творчеству
не
пропала,
необходимо
педагогическое
воздействие
на
ребенка,
работа
по
выявлению
и
улучшению его творческого потенциала.
В
попытках
создать
художественные
произведения
ребенок
на
практике
овладевает выразительными средствами языка, приобретает индивидуальный опыт
творческой
деятельности.
И
самое
главное
–
в
творческом
опыте
школьника
формируются эстетические ценностные ориентации, и реализуется одна из задач
современного воспитания – воспитание творческой личности.
Творческие
самостоятельные
работы
являются
венцом
системы
самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся
получать
принципиально
новые
для
них
знания,
закрепляет
навыки
самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность
школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична
умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа –
одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.
На своих уроках я использую различные методы и приемы творческой работы:
1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на
свободные темы).
2. Сочинение рассказов и сценок.
3. Инсценирование текста.
4. Составление киносценария.
5. Устное словесное рисование.
6. Иллюстрирование произведения.
7. Пересказы с творческими дополнениями:
- продолжить сюжет;
- рассказать, что случилось с героями дальше;
- пересказать произведение от лица одного из персонажей.
8. Лингвистический эксперимент.
9. Изложение с творческими заданиями.
10. Игры и викторины: “Кто это?” (угадай героя, автора, название произведения
и т.п.).
11. Лабораторная работа с текстом художественного произведения (на уроках
русского языка).
12. Работа с черновыми рукописями произведения.
13. Творческие диктанты.
14. Художественное рассказывание.
Все эти методы и приемы позволяют мне решать следующие задачи: во-первых,
выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-
особому; во-вторых, создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся,
творческие
работы
которых
помогают
им
раскрепоститься,
почувствовать
себя
уверенно;
в-третьих,
подвести
учащихся
к
мысли
о
том,
что
творчество
–
это
удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет
творчески
относиться
ко
всему
на
свете,
а
творческий
человек
–
интересный
человек, к нему тянутся люди, он никогда не скучает и находит увлекательные
занятия для всех, он всегда отыщет выход из самых трудных положений.
Я убеждена, что в каждом ребенке заложены творческие способности. Именно
нереализованные
задатки
часто
приводят
к
нравственному,
психологическому
и
социальному
искажению
личности.
Но
разбуженное
в
какой-либо
области
творческое
начало
послужит
импульсом
к
более
многостороннему
развитию
ребенка. Я не ставлю цели сделать из своих учеников писателей или художников, а
просто
учу
на
уроках
русского
языка
и
литературы
образному
видению
и
творческому осмыслению увиденного.
1.Приемы
активизации
творческих
способностей
учащихся
на
уроках
русского языка
Уроки
русского
языка,
прежде
всего,
должны
быть
направлены
на
формирование
и
совершенствование
навыков
грамотного
письма,
обогащение
словарного запаса учащихся, развитие умении строить высказывания на любую тему
и четко, логически верно излагать свои мысли. Значительную роль при этом играют
не только разнообразные учебные упражнения, но и задания творческого характера.
На уроках русского языка я использую различные виды творческих заданий:
а) творческие диктанты;
б) сочинение по данному началу;
в) изложения творческого характера;
г) решение кроссвордов;
д) составление сказок на грамматическую тему.
1 . Творческий диктант – одна из самых распространенных и удобных форм
работы,
позволяющая
не
только
проверить
степень
усвоения
материала,
но
и
помогающая
учащимся
проявить
свои
способности
к
творческому
мышлению.
Особенно эффективен этот вид работы в 5 классе, где изучается большое количество
орфограмм.
Например, такие диктанты я использую на уроках повторения и обобщения
материала.
Тема: “Правописание букв ё - о после шипящих”.
Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная
орфограмма.
1.Мельничный круг для размола зерна (жернов) 2. Водитель машины (шофер).
3. Место соединения сшитых кусков ткани (шов). 4. Тихая речь (шепот). 5. Плод
дуба (желудь). 6. Глухой звук от трения предметов друг о друга (шорох). 7. Тонкая
веревка (бечевка). 8. Откидной головной убор, пришитый к воротнику верхней
одежды (капюшон). 9. Цвет лепестков подсолнуха (желтый). 10. Трудный день
(тяжелый). 11. Вчерашний хлеб (черствый).
2. Сочинение по данному началу или по заданной теме позволяет учащимся
проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю –
проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и
насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал.
Подобный вид работы я применила на занятиях по развитию речи в 7 классе при
повторении темы “Типы речи”: написать сочинение - фантастический рассказ по
данному началу.
Продолжая
текст,
пофантазируйте
о
помощи,
которую
могут
оказать
роботы космонавтам при исследовании других планет. Оформите свое сочинение в
виде описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).
«Думающие помощники, роботы, пригодятся космонавтам, отправляющимся в
далекий
рейс.
Во
время
пути
интеллектуальные
роботы
будут
следить
за
исправностью всех агрегатов. Подскажут космонавтам. Что испортилось и как
провести ремонт. При посадке они рассчитают наилучшие варианты спуска. В
случае необходимости роботы первыми высадятся на поверхность исследуемой
планеты, произведут разведку, определят, нет ли какой опасности».
В 5 классе во время закрепления темы "Правописание приставок на з(с) и
приставок
пре-
,
при-
"
я
использовала
сочинение
на
заданную
тему
с
использованием опорных слов: «Составьте с данными словами рассказ о вашем
путешествии в космос, о высадке на какую-нибудь далекую планету.
Беспредельный,
неисследованный,
приготовления,
приборы,
перегрузки,
принять горизонтальное положение, преодолеть притяжение Земли, приступить,
непрерывно, беспримерный, безвоздушный, приближение, преломление солнечных
лучей, причудливая природа, пребывание, приземлиться»
3.
Творческие
изложения
способствуют
закреплению
знаний
учащихся
по
русскому
языку,
обогащению
словарного
запаса
и
развитию
коммуникативно-
творческих
навыков
учащихся.
Они
могут
предполагать
изменение
формы
и
содержания текста, преобразование композиции или формы речи, изменение жанра
или стиля речи и т.п.
На уроках развития речи я применяла два вида творческих изложений (5 класс):
- творческое изложение с преобразованием стиля текста;
- творческое изложение с воспроизведением основной мысли текста.
4.
Использование
на
уроках
русского
языка игровых элементов – решение
кроссвордов, составление и отгадывание ребусов и загадок и т.п. – также помогает
активизировать творческие способности учащихся. Особенно оправдана игра в 5-6
классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в игру,
не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно.
Возможность проявить свои творческие способности пятиклассники получили и
на уроке развития речи по теме “Описание предмета”:
-
составить
художественное
и
научное
описание
предмета
(телефон,
расписная ложка);
- придумать загадку, описав предмет, не называя его, чтобы его можно было
узнать (зубная щетка, расческа, столовая ложка, половник);
- описать красавицу-матрешку.
Эти
задания
не
только
активизировали
фантазию
учащихся
и
позволили
закрепить изученный на уроке материал, но и помогли детям увидеть интересное,
загадочное и красивое в самых обычных вещах.
5.
Еще
один
эффективный
способ
стимулирования
творческого
потенциала
ребенка и его связи с изучаемым на уроках русского языка материалом – сочинение
сказки
или рассказа на грамматическую тему. Переосмысляя языковые факты в
творческой форме, дети лучше усваивают научную теоретическую информацию,
поскольку в такой грамматической сказке очень важно не только рассказать о какой-
то орфограмме или части речи, но и отразить основные грамматические признаки
этой части речи или условия написания какой-либо орфограммы.
6. Многие упражнения по русскому языку предполагают если не объемную
творческую
работу,
то
отдельные
элементы
детского
творчества.
Автор
книги
“Первые встречи с искусством” А.Д. Артоболевская называет это “творчеством по
заданию” и утверждает, что такая работа необходима как первый, начальный этап,
первая
ступенька
к
индивидуальному
творчеству.
Я
вполне
с
ней
согласна
и
использую “творчество по заданию” при изучении самых разных тем. Например,
тема «Причастный оборот» в 7 классе:
«Найдите и исправьте речевые ошибки. В 1, 2 и 3 предложениях поместите
причастный оборот до определяемого слова, в 4 и 6 – после.
1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце из-за туч ярко
осветило лес и поляну. 3. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей
весне. 4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 5.
Молчаливо
стоят
одетые
березы
и
клены
листвой.
6.
Широко
разливаются
наполняемые реки талой водой».
7.
В
старших
классах
формы
творческих
работ,
безусловно,
должны
усложняться.
Один
из
самых
плодотворных
и
целесообразных
видов
работы
–
лабораторная работа, позволяющая соединить элементы лингвистического анализа
художественного текста с элементами творчества.
В
10
классе
результаты
показали,
что
такое
сочетание
репродуктивных
и
творческих заданий является оптимальным, так как не все учащиеся способны
раскрыть свой творческий потенциал в объемной работе, а в небольшом объеме им
это сделать легче. Например, лабораторная работа № 2 «Некоторые особенности
изменения лексики современного русского языка».
«Задача
работы
–
определить,
какие
изменения
в
обществе
влияют
на
пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в
соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика»
своими примерами».
Сферы жизни общества
Новая лексика
1.
И з м е н е н и е
п о л и т и ч е с к о й
структуры
государства,
совершенствование
системы районного, городского и регионального
управления.
Губернатор …
2.
Открытое
экономическое
и
культурное
сотрудничество
с
другими
странами:
с о в е р ш е н с т в о в а н и е
с р е д с т в
коммуникации;
изменение банковской системы;
интеграция массовой культуры
ноутбук, …
маклер, …
шоумен,
«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь,
клип,
дилер,
мэр,
дискета,
импичмент,
мюзикл,
пацифизм,
бартер,
принтер,
электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура,
менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор,
менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».
Таким образом, все используемые на уроках русского языка формы и виды
творческих
работ
эффективны
для
активизации
творческих
способностей
учащихся, для развития в детях творческого взгляда на окружающий мир, для более
осознанного
усвоения
ими
сложного
теоретического
материала
о
языке,
для
развития умения применять те знания и навыки, которые они получают на занятиях
по русскому языку.
3.Творчество на уроках литературы.
Наиболее
широкие
возможности
для
активизации
творческих
способностей
учащихся представляют уроки литературы.Работая в 5 классах, я пришла к выводу,
что
наиболее
эффективными
видами
творческой
работы
для
пятиклассников
являются иллюстрирование произведения (например, Н.Гоголь «Майская ночь, или
Утопленница»,
В.Жуковский
«Спящая
царевна»,
сказы
П.
Бажова,
сказки
Г.-Х.
Андерсена), позволяющее детям отобразить собственное видение героев, а также
придумывание историй со сказочным сюжетом. Причем подобная работа может
строиться по нескольким направлениям:
1.
Сказка,
условие
которой
задано
учителем
(например,
о
соломенном
человечке).
2.
Сказки, от начала и до конца придуманные детьми.
Естественно,
эти
творческие
работы
невозможны
без
предварительной
подготовки: анализа сюжета и композиции сказки.
Материал
сказок
может
служить
и
для
внеклассной
творческой
работы,
заинтересовывая ребенка литературой, побуждая прочесть произведение, отрывки из
которого
были
использованы
на
занятиях,
полностью.
Кроме
того,
творческую
активность детей можно стимулировать с помощью устного словесного рисования.
Например,
Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.
Подберите эпитеты к заданному слову.
Опишите в одно предложение ночь, ветер, закат, рассвет.
Опишите, каким вы представляете себе героя.
Какая
картина
вам
представляется
при
чтении
стихотворения?
Какие
чувства она вызывает?
Устно нарисуйте иллюстрацию к произведению.
Также я использую на уроках литературы составление киносценария. Это не
только один из вариантов анализа текста, это творческая игра с участием всего
класса, развивающая фантазию и помогающая детям глубже всмотреться в текст. Это
устное описание кадров воображаемого кинофильма, в форму которого условно
воплощается изучаемый текст. В отличие от статики устного рисования устный
киномонтаж – это описание динамически отраженного в произведении бытия.
Эта работа включает такие этапы:
1.Изъятие отрывков, которые невозможно экранизировать.
2.Перегруппировка
абзацев,
фраз
и
расположение
их
в
удобном
для
экранизации порядке.
3.Фиксация моментов, требующих дополнения, расширения.
4.Составление черновой редакции.
5.Редактирование сценария.
Результатом
такой
работы
стал
киносценарий
отрывка
«Ссора
Кирилы
Петровича Троекурова с Андреем Гавриловичем Дубровским» по роману А.С.
Пушкина «Дубровский», коллективно составленный семиклассниками.
Таким образом, всю работу по активизации творческого потенциала учащихся,
можно систематизировать, объединив уроки в следующие группы:
1.
«В творческой лаборатории писателя»
Это
уроки,
построенные
на
наблюдении
за
тем,
как
выдающиеся
мастера
русского слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова,
языковые конструкции.
стилистический эксперимент;
лингвистический эксперимент;
сопоставительный
анализ
черновых
рукописей
и
окончательного
варианта
произведения.
2.
«Глазами режиссера»
Это уроки, на которых идет работа над выразительным чтением произведений,
над составлением киносценариев, подготовкой инсценировок произведений или их
отрывков.
3.
«Сочиняем сами»
Уроки
литературного
творчества
учащихся.
На
занятиях
ребята
пытаются
использовать уже изученные языковые и художественные средства для создания
собственных текстов в разных жанрах.
Безусловно,
задача
-
стимулировать
творчество
и
общение,
воспитывая
потребность в познании нового и приобщении к ценностям культуры – не может
быть решена в течение нескольких уроков. Это планомерная и кропотливая работа.