Автор: Короткова Ася Эдиковна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Курганинск, Краснодарский край
Наименование материала: Разработка урока
Тема: "Решение текстовых задач с помощью уравнений"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока № 133
Тема урока
Решение задач с помощью уравнений
Тип урока
Урок закрепления знаний.
Формируемые
результаты
Предметные: формировать умение решать задачи с помощью уравнений
Личностные: формирование интерес к изучению темы и желание
применять приобретенные знания и умения.
Метапредметные:
Регулятивные – формировать умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами
Познавательные – делают предположение об информации, которая нужна
для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные – умеют взглянуть на ситуацию с иной, позиции и
договориться с людьми иных позиций.
Планируемые
результаты
Учащийся научиться решать задачи с помощью уравнений.
Основные понятия
Решение задач с помощью уравнений
Организационная структура урока
Этап урока
Форма
организац
ии УД
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению
планируемых результатов
Учебник
Комментарий
1. Организационный этап (Слайд №1)
Учитель: Добрый день, ребята.
Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся гостям и улыбнитесь мне.
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Сегодня у нас первый урок математики в этой четверти. Как вы думаете, что надо для того,
чтобы хорошо знать математику?
Ответы: желание учиться, внимание, смекалка, труд, сообразительность, прилежание…
Учитель: Посмотрим насколько вы внимательны и сообразительны. Загадка:
(Слайд №2)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь
скорей? (5)
Учитель: 5 – замечательное число. Почему?
Я хочу, чтобы вы все сегодня работали на «5». А какое сегодня число? А какое число будет через 8
дней? (12 апреля) Кто знает, чем знаменателен этот день?
(Слайд №3)
Учитель: Запишите в тетрадях дату, классная работа.
Игра прочитай: На группу раздаются карточки (группа — две парты). Задача детей собрать
разбросанные слоги в слова, слова в предложения.(Слайд №4)
Учитель: Прочитайте. Что получилось?
Математика - царица наук
Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит
Без муки нет науки
Даром ничего не дается
Мир освещается солнцем, а человек знанием
Решение задач с помощью уравнений
Учитель: Можно ли эти высказывания объединить в одну группу? Найдите лишнее предложение.
(Решение задач с помощью уравнений)
-Это и есть тема нашего урока. Значит, основная цель этого урока - ...(Учащиеся делают постановку
целей урока)
(Слайд №5)
3.
Актуализация
знаний
Ф
(Слайд №6)
Решим уравнения:
№1. 16 – 18х = - 25х - 12
№2. – 9х + 8 = - 10х - 2
№3. 22 – х = 73+ х
№4. 2( - 20х – 50) = 100
№5. 2 ( х – 6) = х + 1
№6. – 5 ( х – 6) = х – 30
Учащиеся решают уравнения, по
полученному ответу они
выбирают букву из таблицы №1 и
вписывают ее в таблицу №2 ,
заранее подготовленную на
доске.
Ответы
1) -4 4) - 5
2) – 10 5) 13
3) – 25,5 6) 10
Учитель: (Слайд №7)
Мы сегодня вспомнили первого
космонавта Ю. Гагарина. Как с
этим именем связано
расшифрованное вами слово
«Восток»?
Что такое уравнение?
Таблица №1
о
о
о
в
с
т
к
р
т
5
-
1
0
1
3
-
4
-
2
5
,
5
-
5
1
0
-
1
3
2
5
Таблица №2
(На маленькой доске :)
№1
№2
№3
№4
№5
№6
в
о
с
т
о
к
4.
ФИЗ.
МИНУТКА
Ф
Учитель: Давайте немного
отдохнем а затем приступим к
решению задач
(Слайд №8)
(под музыку из к/ф «Большая
перемена» учащиеся находят ошибки
и исправляют их под аплодисменты
одноклассников)
5.
Закрепление
изученного
материала
Ф
Учитель: Повторим этапы
решения задач.
1.
Математическое
моделирование
2.
Решение уравнения
3.
Ответ на вопрос задачи
Учитель: Что лучше обозначить
за х?
Решим задачу.
(Слайд №9)
Теплоход проходит за 15 ч против
течения столько же, сколько за 13 ч по
течению. Найти скорость течения,
если собственная скорость теплохода
70 км/ч.
Решение.
х км/ч — скорость течения реки.
t(ч)
V (км/ч)
S (км)
По теч.
13
70+х
13(70+х)
Против
течения
15
70-х
15(70-х)
13(70+х)=15(70 - х)
910+13х=1050 - 15х
13х+15х=1050 — 910
28х = 140
х=5
5 км/ч — скорость течения реки.
Ответ:5.
Г
Самостоятельная работа
Составить математические
модели к задачам
1 гр.
2 гр.
3 гр.
1183
1192
1199
Записывают модели на доске.
Обсуждение.
№1183.
1.
5х (см)
2.
х (см)
3.
х+68 (см)
Р=166 (см)
5х+х+х+68=166
№1192.
Р: х+42
Ж: 8х-42
х+42=8х-42
№1199.
А: 5х-240
Л: х-80
5х-240 - (х-80)=320
6. Рефлексия
Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Если вы забудете как решаются такие задачи вы обратитесь к
учебнику стр 244-245.(Мерзляк А.Г.)
Оцените свою работу на уроке, забыв про мою оценку. Поднимите
руки, кто сегодня поработал на «5», на «4» , на «3».
9. Домашнее
задание
Домашнее задание:(Слайд №10)
Повторить §42;
1 уровень сложности: решить составленные уравнения;
2 уровень сложности: задача № 1206;
3 уровень сложности: придумать и решить задачу