Автор: Першина Вера Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: "Как открывали новые земли"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Тема: «Как открывали новые земли».
Цель: познакомить детей с понятием «путешествие», значение путешествий в жизни
людей.
Задачи:
1.сформировать у учащихся представления о путешествиях.
2.закреплять знания и умения, полученные на ранее изученных уроках.
3.развивать познавательный интерес к окружающему миру через развитие речи,
памяти, мышления.
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.
Учащиеся приветствуют учителя и садятся.
Учитель: Матросская шапка,
Веревка в руке.
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня: «Прокати капитан!»
Учитель: Кто такие капитаны? (ответы детей).
Учитель: Для чего по морю ходили корабли?
Учащиеся: торговали, искали новые, богатые земли.
Учитель: Каких путешественников вы знаете? (ответы детей).
Учитель: А вы знаете, что и до Колумба было много мореплавателей. Раньше
были викинги, они то и делали, что плавали по морям, а мы с вами познакомимся с
еще одним путешественником. Его зовут Ганнон. (табличка на доску).
Ганнон
Сейчас давайте откроем учебник на странице 48. (чтение текста).
Ребята, сейчас я буду читать текст, а вы следите за мной, будьте внимательны,
чтобы правильно ответить на вопрос.
- Какие приключения произошли с путешественниками?
Учащиеся: 1. Дикари, бросая камни, мешали высадке на берег. 2. В одной реке
моряков напугало обилие крокодилов и бегемотов. 3. Схватились моряки с
гориллами приняв их за местных жителей.
Учитель: Ребята, а ходили ли вы в лес с родителями? (ответы).
- На какое время вы ходили? (ответы).
- На час или на целый день? (ответы).
- Что вы брали с собой? (ответы).
- Представьте, что вам нужно отправиться на несколько месяцев? (ответы).
- Что вы будете брать с собой?
Учащиеся: Воду
Учитель: А зачем вам нужна вода, ведь вокруг море, можно воду с собой и не
брать.
Учащиеся: Морскую воду пить нельзя, так как она соленая.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что нужно было людям, когда они
отправлялись в дорогу?
Учащиеся: Ответы детей.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Потому что они не знали, что их ждет впереди.
Учитель: Почему Ганнон поплыл вдоль побережья?
Учащиеся: Можно было заблудиться.
Учитель: Как ориентируются современные моряки?
Учащиеся: Они ориентируются на современной технике.
Учитель: Ребята, как мы называем сейчас те огненные потоки, которые увидел
Ганнон?
Учащиеся: Вулкан.
Учитель: Каких африканских животных встретили мореходы?
Учащиеся: Крокодилов, бегемотов, горилл.
Учитель: А теперь посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Каких животных
вы видите еще? (один учащийся работает у доски?
Учащийся: Жирафы, верблюды.
Учитель: А сейчас немного отдохнем.
Физминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас, (шаги на месте)
Поднимаем руки мы (руки вверх-вниз)
По команде «Раз!»
А над нами весело
Шелестит листва (наклоны туловища влево-вправо)
Опускаем руки мы
По команде «Два!» (шагаем на месте).
Учитель: Ребята, почему 2000 лет назад никто не пытался повторить
путешествие Ганнона?
Учащиеся: Рассказ напугал моряков.
Учитель: Какое важное качество должно быть у мореплавателей?
Учащиеся: Отвага.
Учитель: Сейчас послушайте текст про морехода Неарха. (табличка на доску).
Неарх
Следите внимательно, и ответьте на вопрос: Что необычного встретил Неарх?
- Почему гребцы испугались?
Учащиеся: Каждый кит был величиной почти с их корабля.
Учитель: Что придумал Неарх, чтобы отпугнуть китов?
Учащиеся: Он выстроил флот в боевой порядок и ударами весел производили
шум.
Учитель: Как использовали прибрежные жители китов?
Учащиеся: Строительство дома.
Учитель: Посмотрите, что изобразил старинный художник? (ответы детей),
Как вы думаете, почему художник изобразил животных в таком необычном облике?
Учащиеся: Так как они не видели этих животных, а только слышали.
Учитель: Люди, которые не видели китов могли изобразить из не только на
картинках, но и в стихах. Послушайте отрывок.
(можно организовать выставку книг по теме)
Учитель: А сейчас подведем итоги урока.
- Мы сегодня на уроке говорили о путешественниках. Кто они?
- Для чего они совершали путешествия?
- О каких путешественниках мы сегодня читали?
- Почему путешественники берут с собой воду в путешествия?
- Что нового узнавали люди во время путешествия?
(поощрение активных детей).