Автор: Першина Вера Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка урока по русскому языку
Тема: "Как используются синонимы"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
Предмет: русский язык.
Тема: «Как используются синонимы».
Цель: рассмотреть в каких случаях используются синонимы.
Задачи:
1. узнать, как используются синонимы.
2. воспитывать аккуратность при письме в тетради.
3. сформировать знания о многозначности значения слова.
Планируемый результат: знают, как используются синонимы.
Тип: изучение нового материала.
Вид: традиционный урок.
Форма организации: фронтальная.
Этапы
Действие учителя
Действие
учащихся
1.Организацион
ный момент
зарядка
Словарный
диктант
Открываем тетрадь, записываем дату,
классная работа.
Сейчас записываем под диктовку слова:
корова, отец, картина, январь, сорока, мечта,
завтра.
Проверьте работу по орфографическому
словарю в учебнике.
Прочитайте тему урока и назовите цель?
Открывают,
записывают
Проверяют
Как
используются
синонимы.
Будем учиться
использовать
синонимы.
2.Изучение
нового
материала
Что такое синоним? (запись на доске)
Синоним – слова, близкие по значению.
Синоним – слова, которые имеют одинаковый
корень.
Давайте обратимся к заданию, которое
предлагает нам человечек. Нужно подобрать к
словам синонимы:
Гладкий
Зрелый
Мчаться
А теперь синонимы к слову мокрый запишем
в тетрадь.
Слова близкие
по значению
Ровный
Спелый
Нестись, гнать
Мокрый –
влажный, сырой
Словарная
работа
Скажите, какой праздник мы отмечаем в
феврале, посвященный мужчинам?
Как можно назвать храброго человека,
который идёт на жертву ради спасения
другого?
Давайте запишем слово герой в тетрадь,
поставим ударение и выделим опасное место.
Придумайте предложение со словом герой:
23 февраля
Герой
Мой папа –
герой! Герой
получает
награду. В
нашей стране
много героев.
Давайте прочитаем правило.
Что помогают объяснить синонимы.
Например: воин-солдат, крепкий-прочный,
оборонять-защищать, носиться-бегать.
Физминутка
Работа по теме
Давайте обратимся к заданию упражнения 1.
Слово резкий в данном упражнении может
быть в разном значении.
Резкий ветер – сильный, неприятный
Резкая боль – острая
Резкий поворот – крутой
Резкий свет – яркий
….(имя учащегося) иди к доске.
Ребята, слово резкий употребляется со
многими словами. Оно имеет многозначное
значение.
Если слово употребляется со многими
словами, то слово имеет многозначное
значение. Значит, слово резкий в этом
упражнении имеет многозначное значение.
Выполним упражнение 2.
Слово большой в данном тексте имеет
многозначное или однозначное значение?
Почему?
Упражнение 3.
Отгадайте загадку? Назовите ответ?
Найдите синонимы в загадке? Выйди к доске
и запиши их.
Смотрят и
читают задание
Записывает на
доске
Выходят к доске
Многозначное,
употребляется
со многими
словами.
Рак
Потемки-
темнота-тьма-
мрак-рак
3.Итог урока
Чему учились на уроке?
Слова, с которыми сегодня знакомились какое
имеют значение?
Учились
использовать
синонимы.
Многозначное