Напоминание

" Окислительно-восстановительные реакции"


Автор: Рогова Елена Валентиновна
Должность: учитель химии.биологии
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка Аннинский район Воронежская область
Наименование материала: технологическая карта урока по химии 8 класс
Тема: " Окислительно-восстановительные реакции"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока : Окислительно - восстановительные реакции.

Рогова Е.В.Учитель химии и биологии МКОУ Васильевская ООШ Аннинского района Воронежской области

Используемый УМК : 1. Химия 9 класс И.И. Новошинская, Н.С. Новошинский. ООО «Русское слово»,2008,2012г.

2. Окислительно – восстановительные реакции. Хомченко Г.П, Севастьянова К.И изд Просвещение 1985

г

3. Поверочные работы по неорганической химии. Гаврусейко Н.П, изд Посвещение 1990 г

Цель урока: 1) формирования у учащихся знаний об окислении и восстановлении, рассмотрение сущности окислительно -

восстановительных реакций, их взаимосвязь;

2) формирование у учащихся умений по составлению простых уравнений методом электронного баланса;

3) совершенствование навыков применять понятие «степень окисления» на практике.

Задачи урока:

обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней

окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”,

“окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;

систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;

развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить

причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.

воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование

культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей,

прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Оборудование: модели различных типов хим. связи.

Технологическая карта

Название и цели каждого этапа в

структуре урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развитие УУД

I.

Организационный

момент

1) Организовать деятельность

учащихся по установке

тематических рамок.

2) Создать условия для

возникновения у ученика

внутренней потребности

включения в учебный процесс.

.

Эпиграф

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его

применять. Р.Декарт.

Почему ружье стреляет?

Научно-популярная информация-подсказка. Черный

порох – это смесь тонко измельченной калиевой

селитры – нитрата калия (75%), древесного угля (15%) и

серы (10%). Воспламенение пороха может быть описано

реакцией взаимодействия этих веществ с образованием

азота, углекислого газа и сульфида калия.

Задание. Составьте уравнение реакции, в результате

которой ружье стреляет.

Обдумывание

Ответ:

2КNO

3

+ S + 3C = К

2

S + N

2

+ 3CO

2

.

Выделяющиеся при взрыве и

расширяющиеся от тепла реакции газы

и выталкивают пулю из ствола ружья.

Личностные

(смыслообразование, т. е.

установление

обучающимися связи

между целью учебной

деятельности и её

мотивом, другими

словами, между

результатом учения и

тем, что побуждает к

деятельности, ради чего

она осуществляется.

Ученик должен задавать

вопрос «Какое значение и

какой смысл имеет для

меня учение?»)

Познавательные

(Логические

универсальные действия

построение логической

цепочки рассуждений

)

II.

Актуализация знаний

1) Организовать актуализацию

изученных способов действий,

достаточных для проблемного

изложения нового знания.

2) Актуализировать

мыслительные операции,

необходимые для проблемного

изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию

затруднений в выполнении

учащимися индивидуального

задания или в его обосновании.

Какие типы химических реакций вам известны?

К какому из данных типов можно отнести данную

реакцию?

В чем особенность данной реакции?

Ответ:

Р. Соединение Р. Разложения

Р. Замещения Р. Обмена

Ответ:

В данной реакции несколько веществ

вначале и в конце. У элементов : N, S,C

изменяются степени окисления

Регулятивные

саморегуляция как

способность к

мобилизации сил и

энергии, к волевому

усилию (к выбору в

ситуации мотивационного

конфликта) и

преодолению

препятствий

III.Проблемное объяснение

нового знания

1) Зафиксировать причину

затруднения.

2) Сформулировать и

согласовать цели урока.

3) Организовать уточнение и

согласование темы урока.

4) Организовать подводящий или

побуждающий диалог по

проблемному объяснению

нового знания.

5) Организовать использование

предметных действий с

моделями, схемами, формулами,

свойствами и пр.

6) Соотнесение нового знания с

правилом в учебнике

7) Организовать фиксацию

преодоления затруднения.

.

Нам неизвестен данный тип реакции.

Чем же будем сегодня заниматься? Что изучать?

Сформулируйте тему урока.

Такие реакции можно рассматривать как совокупность

взаимодействующие процессов и поэтому имеют особое

название – ОВР.

Почему эти реакции так названы? В чем суть данных

реакций?

Как решить нам данную проблему?

Демонстрация слайдов

Задание для учащихся в помощь решения проблемы

Корректировка задания:

2КNO

3

+ S + 3C = К

2

S + N

2

+ 3CO

2

Составим электронные уравнения полуреакций (запись,

показывающая сколько ē отдает или принимает

элемент, чтобы поменять степень окисления):

Ответ:

Реакции, идущие с изменением степени

окисления элементов

Записывают тему урока и

определение

Ответ:

Рассмотреть изменения степеней

окисления элементов в реакции.

Определиться с понятиями

окисление восстановление.

Какие вещества могут менять

степень окисления в реакциях и

как?

Задание для учащихся в помощь

решения проблемы

а.

Попробуйте составить схемы,

которые отражали бы изменения

степеней окисления у элементов.

б.

Почему изменяется степень

Регулятивные

Целеполагание

как постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что

уже известно и усвоено

учащимися, и того, что

ещё неизвестно;

планирование —

определение

последовательности

промежуточных целей с

учетом конечного

результата; составление

плана и

последовательности

действий;

Познавательные

Самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели;

умение осознанно и

произвольно строить

речевое высказывание в

C

0

– 4ē → C

+4

р. окисления (отдачи ē)

вос-ль

S

0

+2ē → S

–2

р восстановления

ок-ль

2N

+5

+ 4ē → N

2

+

3

р восстановления

ок-ль

Элемент, понижающий свою степень окисления в ходе

реакции, называется окислителем, а повышающий –

восстановителем. Ок-лями и вос-лями называются

также вещества, содержащие соответствующий

элемент.

Обратите внимание: в общем случае ок-ль и вос-ль

определяется реакцией, а не веществом.

В ОВР всегда есть и ок-ль и в-ль.

Дифференцированные задания для определения

усвоения материала

Карточка № 1

Карточка № 2

Корректировка задания ( разноуровневое задание -

уравнение д – для высокого уровня):

Иногда окислителем и восстановителем является один

элемент. Такие реакции называются р.

диспропорционирования.

Сформулируйте и запишите определение данным

реакциям.

окисления?

в.

Как назвать данные процессы?

г.

Как назвать элементы, а значит и

вещества, содержащие их?

Дифференцированные задания для

определения усвоения материала

Карточка № 1

В уравнениях реакций расставьте

степени окисления элементов. Укажите,

является ли реакция ОВР. Укажите

элемент окислитель и элемент

восстановитель. Напишите

полуреакции окисления и

восстановления:

а.

4Al + 3O

2

= 2Al

2

O

3

б.

Zn + 2HCl = ZnCl

2

+ H

2

в.

ZnO + 2 HCl = ZnCl

2

+ H

2

O

г.

4Cl

2

+ H

2

S + 4 H

2

O = H

2

SO

4

+

8HCl

устной и письменной

формах;

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач в

зависимости от

конкретных условий;

постановка и

формулирование

проблемы,

самостоятельное

создание алгоритмов

деятельности при

решении проблем

творческого и

поискового характера.

подведение под

понятие, выведение

следствий;

установление

причинно-следственных

связей, представление

цепочек объектов и

явлений;

Коммуникативные

владение

монологической и

диалогической формами

речи в соответствии с

грамматическими и

синтаксическими

нормами родного языка,

современных средств

коммуникации

.

управление поведением

партнера — контроль,

коррекция, оценка его

действий

постановка вопросов —

инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации;

Одна из задач химии – предсказать, какие вещеста

получатся в той или иной реакции. Чтобы ответить на

этот вопрос для ОВР, надо знать:

Какие вещества могут быть ок-лями, а какие –

восстановителями;

Как может меняться степень окисления

окислителя и восстановителя в результате

реакции.

Сила ок-ля зависит от нескольких факторов:

Электроотрицательности элемента

Его степени окисления (чем выше – тем сильнее)

Прочности его связей (чем прочнее – тем слабее).

Можно ли предугадывать окислительно-

восстановительную способность веществ?

Какие вещества проявляют только окислительные

свойства, какие только восстановительные, или могут

быть и теми и другими?

Где взять ответы на данные вопросы?

Давайте выполним следующее задание:

д.

2NO

2

+ 2NaOH = NaNO

3

+

NaNO

2

+ H

2

O

Карточка № 2

В уравнениях реакций расставьте

степени окисления элементов. Укажите,

является ли реакция ОВР. Укажите

элемент окислитель и элемент

восстановитель. Напишите

полуреакции окисления и

восстановления:

а.

4P + 5O

2

= 2P

2

O

5

б.

2Al + 6HCl = 2AlCl

3

+ 3H

2

в.

CaO + 2HCl = CaCl

2

+ H

2

O

г.

2KMnO

4

+ 16HCl = 5Cl

2

+ 2MnCl

2

+ 2KCl+ 8H

2

O

д.

3Br

2

+ 6KOH = 5KBr +KBrO

3

+

3H

2

O

а.

Составьте валентную схему атома серы в основном

состоянии:

б.

Составьте валентную схему атома серы, который

принимает или отдает ē, приобретая ту или иную степень

окисления, приведите примеры веществ, в которых

элемент имеет данные степени окисления.

в.

Находясь в данных состояниях, что может делать атом со

своими электронами?

г.

Какие вещества могут быть только окислителями, только

восстановителями или тем и другим?

Корректировка задания

Окислители – элементы в высших степенях окисления:

Н

2

4

, НNО

3

, KMnO

4

, K

2

Cr

2

O

7

Cl

2

(до Cl

), O

2

( до H

2

O илиOH

), Br

2

(до Br

)

Неметаллы (F

2

)

Восстановители – элементы в низших степенях

окисления:

Ме

0

НЭ (Н

2

S, NH

3

, HCl СН

4

)

Все органические вещества

Окислители и восстановители – элементы в

промежуточных степенях окисления

Демонстрация слайдов

Ответ:

При окислении восстановлении

элементы отдают или принимают ē,

следовательно, узнать о их

окислительно-восстановительной

способности можно рассмотрев

строение их атомов.

Задание:

а.

Составьте валентную схему

атома серы в основном

состоянии:

б.

Составьте валентную схему

атома серы, который принимает

или отдает ē, приобретая ту или

иную степень окисления,

приведите примеры веществ, в

которых элемент имеет данные

степени окисления.

в.

Находясь в данных состояниях,

что может делать атом со своими

электронами?

г.

Какие вещества могут быть

только окислителями, только

восстановителями или тем и

другим?

Ответ:

Н

2

S, K

2

S – восстановители,

Н

2

4

, SО

2

– окислители,

S, SО

2

– ок-ль, в-ль.

Задание для определения усвоения материала

(парное)

Корректировка задания

Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.

Задание для определения усвоения

материала (парное)

Обсудите в паре, какие из приведённого

ниже списка полуреакции относятся к

окислению, какие к восстановлению и

выпишите полуреакции 1 вариант –

окисления; 2 вариант – восстановления.

Дополните схемы этих полуреакций,

показав число электронов:

а.

Fe

+2

→ Fe

+3

б.

Fe

+2

→ Fe

0

в.

N

+5

→ N

+2

г.

N

2

0

→ 2N

+2

д.

O

2

0

→ 2O

–2

е.

Mn

+7

→ Mn

+2

ж.

Mn

+7

→ N

+4

з.

2N

–3

→ N

2

0

и.

N

–3

→ N

+2

IV. Первичное закрепление

во внешней речи

1) Организовать усвоение детьми

Таким образом, изучив суть ОВР, обсудив в паре,

предложите некоторый алгоритм характеристики

данного типа реакций.

Задание:

Изучив суть ОВР, обсудив в паре,

предложите некоторый алгоритм

Познавательные

построение логической

цепочки рассуждений,

анализ истинности

нового способа действий при

решении данного класса задач с

их проговариванием во внешней

речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Демонстрация слайдов

характеристики данного типа реакций.

Ответ:

Алгоритм:

1.

Определить является ли данная

реакция ОВР – рассчитать степени

окисления у всех элементов.

2.

Выписать элементы, меняющие

степени окисления

3.

Составить уравнения электронных

полуреакций.

4.

Определить процессы окисления,

восстановления, ок-ль, в-ль.

утверждений;

самостоятельное

создание алгоритмов

деятельности при

решении проблем

творческого и

поискового характера.

Коммуникативные

управление поведением

партнера — контроль,

коррекция, оценка его

действий;

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами

и условиями

коммуникации;

владение

монологической и

диалогической формами

речи в соответствии с

грамматическими и

синтаксическими

нормами родного языка.

V. Самостоятельная работа с

самопроверкой

1) Организовать самостоятельное

выполнение учащимися типовых

заданий на новый способ

действия.

2) Организовать самопроверку

самостоятельной работы.

3) По результатам выполнения

самостоятельной работы

организовать выявление и

исправление допущенных

ошибок.

4) По результатам выполнения

самостоятельной работы создать

ситуацию успеха.

Для определения усвоения материала предлагается

следующее задание.

Задание

По предложенному алгоритму рассмотрите следующие

реакции по вариантам:

Один человек с варианта записывает на доске.

По истечению времени осуществляется

самопроверка.

Сравнивая запись на доске, выявляем ошибки,

трудности и ученик, отвечающий у доски, или из

класса поясняет.

Задание

По предложенному алгоритму

рассмотрите следующие реакции по

вариантам:

Для всех:

Вариант 1

Вариант 2

Регулятивные

коррекция — внесение

необходимых

дополнений и

коррективов в план и

способ действия в

случае расхождения

эталона, реального

действия и его

результата с учетом

оценки этого результата

самим обучающимся,

учителем, товарищами;

оценка — выделение и

осознание

обучающимся того, что

уже усвоено и что еще

нужно усвоить,

осознание качества и

Дополнительно для всех:

уровня усвоения;

оценка результатов

работы;

VI. Включение нового знания в

систему знаний и повторение

1) Организовать выявление

типов заданий, где возможно

использование нового

способа действия.

2) Организовать повторение

учебного содержания,

необходимого

для обеспечения содержательной

непрерывности.

.

Какие реакции (соединения, разложения, обмена,

замещения) можно отнести к новому типу – ОВР.

Корректировка задания

Только ОВР являются р. замещения,

Только не ОВР – р. обмена,

Р. соединения и р. разложения могут быть и ОВР и

неОВР.

Задание

Составьте по одному уравнению

реакций различных типов (соединения,

разложения, обмена, замещения) и

рассмотрите их с позиции ОВР.

Сделайте вывод:

Реакции какого типа могут быть ОВР?

VII Итог урока(рефлексия)

1) Организовать фиксацию

нового содержания, изученного

на уроке.

2) Организовать фиксацию

степени соответствия

результатов деятельности на

уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение

самооценки учениками работы

на уроке.

4) По результатам анализа

работы на уроке зафиксировать

направления будущей

Подведем итог урока:

Что изучали на уроке?

Какие понятия были введены?

Как можно определить окислительно –

восстановительную способность вещества?

ИЛИ

Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку

полученным знаниям, их значимости в дальнейшей

деятельности.

Я понял, что …

Я научился …

Мне необходимо…

На уроке мне понравилось…

Ответы учеников

Познавательные

рефлекция способов и

условий действия,

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности

Регулятивные

осознание качества и

уровня усвоения;

оценка результатов

работы;

деятельности.

5) Организовать обсуждение и

запись домашнего задания.

.

Домашнее задание: п.1 упр1-2, конспект



В раздел образования