Автор: Рогова Елена Валентиновна
Должность: учитель химии.биологии
Учебное заведение: МКОУ Васильевская ООШ
Населённый пункт: с. Васильевка Аннинский район Воронежская область
Наименование материала: технологическая карта урока по химии 8 класс
Тема: " Окислительно-восстановительные реакции"
Раздел: среднее образование
Тема урока : Окислительно - восстановительные реакции.
Рогова Е.В.Учитель химии и биологии МКОУ Васильевская ООШ Аннинского района Воронежской области
Используемый УМК : 1. Химия 9 класс И.И. Новошинская, Н.С. Новошинский. ООО «Русское слово»,2008,2012г.
2. Окислительно – восстановительные реакции. Хомченко Г.П, Севастьянова К.И изд Просвещение 1985
г
3. Поверочные работы по неорганической химии. Гаврусейко Н.П, изд Посвещение 1990 г
Цель урока: 1) формирования у учащихся знаний об окислении и восстановлении, рассмотрение сущности окислительно -
восстановительных реакций, их взаимосвязь;
2) формирование у учащихся умений по составлению простых уравнений методом электронного баланса;
3) совершенствование навыков применять понятие «степень окисления» на практике.
Задачи урока:
обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней
окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”,
“окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;
систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить
причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование
культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей,
прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
Оборудование: модели различных типов хим. связи.
Технологическая карта
Название и цели каждого этапа в
структуре урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Развитие УУД
I.
Организационный
момент
1) Организовать деятельность
учащихся по установке
тематических рамок.
2) Создать условия для
возникновения у ученика
внутренней потребности
включения в учебный процесс.
.
Эпиграф –
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его
применять. Р.Декарт.
Почему ружье стреляет?
Научно-популярная информация-подсказка. Черный
порох – это смесь тонко измельченной калиевой
селитры – нитрата калия (75%), древесного угля (15%) и
серы (10%). Воспламенение пороха может быть описано
реакцией взаимодействия этих веществ с образованием
азота, углекислого газа и сульфида калия.
Задание. Составьте уравнение реакции, в результате
которой ружье стреляет.
Обдумывание
Ответ:
2КNO
3
+ S + 3C = К
2
S + N
2
+ 3CO
2
.
Выделяющиеся при взрыве и
расширяющиеся от тепла реакции газы
и выталкивают пулю из ствола ружья.
Личностные
(смыслообразование, т. е.
установление
обучающимися связи
между целью учебной
деятельности и её
мотивом, другими
словами, между
результатом учения и
тем, что побуждает к
деятельности, ради чего
она осуществляется.
Ученик должен задавать
вопрос «Какое значение и
какой смысл имеет для
меня учение?»)
Познавательные
(Логические
универсальные действия
построение логической
цепочки рассуждений
)
II.
Актуализация знаний
1) Организовать актуализацию
изученных способов действий,
достаточных для проблемного
изложения нового знания.
2) Актуализировать
мыслительные операции,
необходимые для проблемного
изложения нового знания.
3) Организовать фиксацию
затруднений в выполнении
учащимися индивидуального
задания или в его обосновании.
Какие типы химических реакций вам известны?
К какому из данных типов можно отнести данную
реакцию?
В чем особенность данной реакции?
Ответ:
Р. Соединение Р. Разложения
Р. Замещения Р. Обмена
Ответ:
В данной реакции несколько веществ
вначале и в конце. У элементов : N, S,C
изменяются степени окисления
Регулятивные
саморегуляция как
способность к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию (к выбору в
ситуации мотивационного
конфликта) и
преодолению
препятствий
III.Проблемное объяснение
нового знания
1) Зафиксировать причину
затруднения.
2) Сформулировать и
согласовать цели урока.
3) Организовать уточнение и
согласование темы урока.
4) Организовать подводящий или
побуждающий диалог по
проблемному объяснению
нового знания.
5) Организовать использование
предметных действий с
моделями, схемами, формулами,
свойствами и пр.
6) Соотнесение нового знания с
правилом в учебнике
7) Организовать фиксацию
преодоления затруднения.
.
Нам неизвестен данный тип реакции.
Чем же будем сегодня заниматься? Что изучать?
Сформулируйте тему урока.
Такие реакции можно рассматривать как совокупность
взаимодействующие процессов и поэтому имеют особое
название – ОВР.
Почему эти реакции так названы? В чем суть данных
реакций?
Как решить нам данную проблему?
Демонстрация слайдов
Задание для учащихся в помощь решения проблемы
Корректировка задания:
2КNO
3
+ S + 3C = К
2
S + N
2
+ 3CO
2
Составим электронные уравнения полуреакций (запись,
показывающая сколько ē отдает или принимает
элемент, чтобы поменять степень окисления):
Ответ:
Реакции, идущие с изменением степени
окисления элементов
Записывают тему урока и
определение
Ответ:
Рассмотреть изменения степеней
окисления элементов в реакции.
Определиться с понятиями
окисление восстановление.
Какие вещества могут менять
степень окисления в реакциях и
как?
Задание для учащихся в помощь
решения проблемы
а.
Попробуйте составить схемы,
которые отражали бы изменения
степеней окисления у элементов.
б.
Почему изменяется степень
Регулятивные
Целеполагание
как постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что
уже известно и усвоено
учащимися, и того, что
ещё неизвестно;
планирование —
определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата; составление
плана и
последовательности
действий;
Познавательные
Самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели;
умение осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание в
C
0
– 4ē → C
+4
р. окисления (отдачи ē)
вос-ль
S
0
+2ē → S
–2
р восстановления
ок-ль
2N
+5
+ 4ē → N
2
+
3
р восстановления
ок-ль
Элемент, понижающий свою степень окисления в ходе
реакции, называется окислителем, а повышающий –
восстановителем. Ок-лями и вос-лями называются
также вещества, содержащие соответствующий
элемент.
Обратите внимание: в общем случае ок-ль и вос-ль
определяется реакцией, а не веществом.
В ОВР всегда есть и ок-ль и в-ль.
Дифференцированные задания для определения
усвоения материала
Карточка № 1
Карточка № 2
Корректировка задания ( разноуровневое задание -
уравнение д – для высокого уровня):
Иногда окислителем и восстановителем является один
элемент. Такие реакции называются р.
диспропорционирования.
Сформулируйте и запишите определение данным
реакциям.
окисления?
в.
Как назвать данные процессы?
г.
Как назвать элементы, а значит и
вещества, содержащие их?
Дифференцированные задания для
определения усвоения материала
Карточка № 1
В уравнениях реакций расставьте
степени окисления элементов. Укажите,
является ли реакция ОВР. Укажите
элемент окислитель и элемент
восстановитель. Напишите
полуреакции окисления и
восстановления:
а.
4Al + 3O
2
= 2Al
2
O
3
б.
Zn + 2HCl = ZnCl
2
+ H
2
в.
ZnO + 2 HCl = ZnCl
2
+ H
2
O
г.
4Cl
2
+ H
2
S + 4 H
2
O = H
2
SO
4
+
8HCl
устной и письменной
формах;
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий;
постановка и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при
решении проблем
творческого и
поискового характера.
подведение под
понятие, выведение
следствий;
установление
причинно-следственных
связей, представление
цепочек объектов и
явлений;
Коммуникативные
владение
монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного языка,
современных средств
коммуникации
.
управление поведением
партнера — контроль,
коррекция, оценка его
действий
постановка вопросов —
инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации;
Одна из задач химии – предсказать, какие вещеста
получатся в той или иной реакции. Чтобы ответить на
этот вопрос для ОВР, надо знать:
Какие вещества могут быть ок-лями, а какие –
восстановителями;
Как может меняться степень окисления
окислителя и восстановителя в результате
реакции.
Сила ок-ля зависит от нескольких факторов:
Электроотрицательности элемента
Его степени окисления (чем выше – тем сильнее)
Прочности его связей (чем прочнее – тем слабее).
Можно ли предугадывать окислительно-
восстановительную способность веществ?
Какие вещества проявляют только окислительные
свойства, какие только восстановительные, или могут
быть и теми и другими?
Где взять ответы на данные вопросы?
Давайте выполним следующее задание:
д.
2NO
2
+ 2NaOH = NaNO
3
+
NaNO
2
+ H
2
O
Карточка № 2
В уравнениях реакций расставьте
степени окисления элементов. Укажите,
является ли реакция ОВР. Укажите
элемент окислитель и элемент
восстановитель. Напишите
полуреакции окисления и
восстановления:
а.
4P + 5O
2
= 2P
2
O
5
б.
2Al + 6HCl = 2AlCl
3
+ 3H
2
в.
CaO + 2HCl = CaCl
2
+ H
2
O
г.
2KMnO
4
+ 16HCl = 5Cl
2
+ 2MnCl
2
+ 2KCl+ 8H
2
O
д.
3Br
2
+ 6KOH = 5KBr +KBrO
3
+
3H
2
O
а.
Составьте валентную схему атома серы в основном
состоянии:
б.
Составьте валентную схему атома серы, который
принимает или отдает ē, приобретая ту или иную степень
окисления, приведите примеры веществ, в которых
элемент имеет данные степени окисления.
в.
Находясь в данных состояниях, что может делать атом со
своими электронами?
г.
Какие вещества могут быть только окислителями, только
восстановителями или тем и другим?
Корректировка задания
Окислители – элементы в высших степенях окисления:
Н
2
SО
4
, НNО
3
, KMnO
4
, K
2
Cr
2
O
7
Cl
2
(до Cl
–
), O
2
( до H
2
O илиOH
–
), Br
2
(до Br
–
)
Неметаллы (F
2
)
Восстановители – элементы в низших степенях
окисления:
Ме
0
НЭ (Н
2
S, NH
3
, HCl СН
4
)
Все органические вещества
Окислители и восстановители – элементы в
промежуточных степенях окисления
Демонстрация слайдов
Ответ:
При окислении восстановлении
элементы отдают или принимают ē,
следовательно, узнать о их
окислительно-восстановительной
способности можно рассмотрев
строение их атомов.
Задание:
а.
Составьте валентную схему
атома серы в основном
состоянии:
б.
Составьте валентную схему
атома серы, который принимает
или отдает ē, приобретая ту или
иную степень окисления,
приведите примеры веществ, в
которых элемент имеет данные
степени окисления.
в.
Находясь в данных состояниях,
что может делать атом со своими
электронами?
г.
Какие вещества могут быть
только окислителями, только
восстановителями или тем и
другим?
Ответ:
Н
2
S, K
2
S – восстановители,
Н
2
SО
4
, SО
2
– окислители,
S, SО
2
– ок-ль, в-ль.
Задание для определения усвоения материала
(парное)
Корректировка задания
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.
Задание для определения усвоения
материала (парное)
Обсудите в паре, какие из приведённого
ниже списка полуреакции относятся к
окислению, какие к восстановлению и
выпишите полуреакции 1 вариант –
окисления; 2 вариант – восстановления.
Дополните схемы этих полуреакций,
показав число электронов:
а.
Fe
+2
→ Fe
+3
б.
Fe
+2
→ Fe
0
в.
N
+5
→ N
+2
г.
N
2
0
→ 2N
+2
д.
O
2
0
→ 2O
–2
е.
Mn
+7
→ Mn
+2
ж.
Mn
+7
→ N
+4
з.
2N
–3
→ N
2
0
и.
N
–3
→ N
+2
IV. Первичное закрепление
во внешней речи
1) Организовать усвоение детьми
Таким образом, изучив суть ОВР, обсудив в паре,
предложите некоторый алгоритм характеристики
данного типа реакций.
Задание:
Изучив суть ОВР, обсудив в паре,
предложите некоторый алгоритм
Познавательные
построение логической
цепочки рассуждений,
анализ истинности
нового способа действий при
решении данного класса задач с
их проговариванием во внешней
речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
Демонстрация слайдов
характеристики данного типа реакций.
Ответ:
Алгоритм:
1.
Определить является ли данная
реакция ОВР – рассчитать степени
окисления у всех элементов.
2.
Выписать элементы, меняющие
степени окисления
3.
Составить уравнения электронных
полуреакций.
4.
Определить процессы окисления,
восстановления, ок-ль, в-ль.
утверждений;
самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при
решении проблем
творческого и
поискового характера.
Коммуникативные
управление поведением
партнера — контроль,
коррекция, оценка его
действий;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и условиями
коммуникации;
владение
монологической и
диалогической формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного языка.
V. Самостоятельная работа с
самопроверкой
1) Организовать самостоятельное
выполнение учащимися типовых
заданий на новый способ
действия.
2) Организовать самопроверку
самостоятельной работы.
3) По результатам выполнения
самостоятельной работы
организовать выявление и
исправление допущенных
ошибок.
4) По результатам выполнения
самостоятельной работы создать
ситуацию успеха.
Для определения усвоения материала предлагается
следующее задание.
Задание
По предложенному алгоритму рассмотрите следующие
реакции по вариантам:
Один человек с варианта записывает на доске.
По истечению времени осуществляется
самопроверка.
Сравнивая запись на доске, выявляем ошибки,
трудности и ученик, отвечающий у доски, или из
класса поясняет.
Задание
По предложенному алгоритму
рассмотрите следующие реакции по
вариантам:
Для всех:
Вариант 1
Вариант 2
Регулятивные
коррекция — внесение
необходимых
дополнений и
коррективов в план и
способ действия в
случае расхождения
эталона, реального
действия и его
результата с учетом
оценки этого результата
самим обучающимся,
учителем, товарищами;
оценка — выделение и
осознание
обучающимся того, что
уже усвоено и что еще
нужно усвоить,
осознание качества и
Дополнительно для всех:
уровня усвоения;
оценка результатов
работы;
VI. Включение нового знания в
систему знаний и повторение
1) Организовать выявление
типов заданий, где возможно
использование нового
способа действия.
2) Организовать повторение
учебного содержания,
необходимого
для обеспечения содержательной
непрерывности.
.
Какие реакции (соединения, разложения, обмена,
замещения) можно отнести к новому типу – ОВР.
Корректировка задания
Только ОВР являются р. замещения,
Только не ОВР – р. обмена,
Р. соединения и р. разложения могут быть и ОВР и
неОВР.
Задание
Составьте по одному уравнению
реакций различных типов (соединения,
разложения, обмена, замещения) и
рассмотрите их с позиции ОВР.
Сделайте вывод:
Реакции какого типа могут быть ОВР?
VII Итог урока(рефлексия)
1) Организовать фиксацию
нового содержания, изученного
на уроке.
2) Организовать фиксацию
степени соответствия
результатов деятельности на
уроке и поставленной цели.
3) Организовать проведение
самооценки учениками работы
на уроке.
4) По результатам анализа
работы на уроке зафиксировать
направления будущей
Подведем итог урока:
Что изучали на уроке?
Какие понятия были введены?
Как можно определить окислительно –
восстановительную способность вещества?
ИЛИ
Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку
полученным знаниям, их значимости в дальнейшей
деятельности.
Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо…
На уроке мне понравилось…
Ответы учеников
Познавательные
рефлекция способов и
условий действия,
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Регулятивные
осознание качества и
уровня усвоения;
оценка результатов
работы;
деятельности.
5) Организовать обсуждение и
запись домашнего задания.
.
Домашнее задание: п.1 упр1-2, конспект