Напоминание

"Личность учителя в современной школе".


Автор: Замлелая Лариса Викторовна
Должность: учитель музыки и пения
Учебное заведение: ГБОУ "Алексеевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Белгородская обл., г. Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: "Личность учителя в современной школе".
Раздел: среднее образование





Назад




Личность учителя в современной школе.

Учитель должен осознать свое высокое предназначение:

он своего рода Бог, создающий образ, дающий образование.

Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает

сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы.

Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о

его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических

и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.

В

настоящее

время

много

говорится

на

тему

компетенции,

профессиональных качеств учителя. Этот вопрос актуален, так как со временем

изменяется

государство

и

общество,

а

значит,

меняются

требования,

предъявляемые к учителю. Возникает вопрос, какие качества учителя должны

быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть

изменены. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными

технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это

качество необходимо современному учителю.

Вот данные исследования «У какого учителя с удовольствием будут

учиться?» - мнение современного школьника об учителе. Ученикам была

представлена анкета:

- Какой учитель хороший и почему?

- Какой учитель плохой и почему?

- Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким

профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность,

эрудиция,

информированность,

прогрессивность,

способность

вести

интересные уроки, давать интересные задания. В различных возрастных

группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и

стиль учителя. Младшие школьники и будущие выпускники школы настаивали

на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой, а

ученики средней школы отдали предпочтение компьютеру. Очевидно, что

именно в процессе общения с учителем как с личностью

идет процесс

обучения и научения, ученикам важно, чтобы их воспринимали как личности с

их достоинствами и недостатками, на развитие ребенка влияние оказывают

окружающие его люди, среди которых особое место занимает учитель. Таким

образом, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд

качеств, которые являются для него отрицательными.

Качества учителя, успешно решающего свои задачи:

-Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать,

«доходит» до каждого ученика.

-Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

-Любит детей, доброжелательный, гуманный.

-Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

-Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

-Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

-Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

-Тактичен.

-Всесторонне развит, умный, умеет говорить. 1

-Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

-Агрессивен,

груб,

оскорбляет

учеников,

применяет

физическую

силу,

бестактен, использует свою власть над учеником.

-Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.

-Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а

поведение.

-Аморален, эгоистичен, корыстолюбив.

-Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права

ученика на свое мнение, нетерпим.

-Не

способен

заинтересовать

предметом,

решать

методические

и

педагогические проблемы.

-Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

-Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

- Не творчески работает. Педантичен, формалист.

Перестройка

общества

невозможна

без

перестройки

учительского

мышления в духе личностного подхода к воспитанию. Личностный подход —

не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг

от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к

личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.

Сейчас наблюдается постепенный переход от рецептивно-отражательного к

конструктивно-деятельному построению обучения. Это и есть особенность

современной системы, личностно ориентированное обучение. Ориентация на

личность в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического

общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе

выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, уважение к

другим людям. Ориентация на личность в педагогической науке связана в

первую

очередь

с

разработкой

способов

реализации

личностно

ориентированных целей обучения и воспитания.

Развитие системы образования не останавливается, как не может

остановиться развитие всего человеческого общества в целом и процесс

накопления

знаний

в

частности.

Переход

от

древнейших

наглядно-

подражательных методов обучения к современным методам, с использованием

высоких технологий явление закономерное и неизбежное. Во все времена

образование,

знание

было

основой

общественной

жизни.

Учитель

конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими

представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание,

методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроках.

Главным недостатком современной школы, обучения и воспитания остается

недостаточный

учет

индивидуальных

особенностей

учащихся.

Учителю

следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности

каждого своего воспитанника.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии

готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для

развития

индивидуального

профессионального

стиля.

Педагог

должен

приобщаться

к

научно-исследовательской

работе,

экспериментаторству,

творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть

психолого-педагогическими,

методическими,

исследовательскими,

прикладными

умениями.

К

общепедагогическим

умениям

относят

коммуникативные,

организаторские,

познавательные,

конструктивные.

Учитель

должен

обладать

убеждениями,

мировоззрением,

социально

одобряемыми

морально-волевыми

качествами,

рядом

педагогических

способностей

и

профессионально

значимыми

личностными

качествами:

навыками

общения,

педагогическим

тактом,

интуицией,

эмоциональной

уравновешенностью. Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога,

физиолога,

понимающего

ребенка,

создающего

ситуации

общения

и

деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий

выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника;

он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между

ребенком и взрослым миром.

От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения.

Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской

педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки,

предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому

минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

создание

благоприятных

условий

для

творческого

развития

и

саморазвития личности школьника;

учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;

коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка:

помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны

оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и

их

родителей;

оптимизм;

бодрость,

веселость;

доброжелательность;

удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к

ребенку с оптимистической гипотезой».

Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная

педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться

обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на

вопросы

повседневной

практики.

Но

как

показывают

психолого-

педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если

он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе

атмосферу тепла и взаимного доверия.

Давайте, входя в класс и начиная урок, помнить мудрые слова Л. Н.

Толстого: «Будущего нет - мы делаем его сами»...



В раздел образования