Автор: Замлелая Лариса Викторовна
Должность: учитель музыки и пения
Учебное заведение: ГБОУ "Алексеевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Белгородская обл., г. Алексеевка
Наименование материала: статья
Тема: "Личность учителя в современной школе".
Раздел: среднее образование
Личность учителя в современной школе.
Учитель должен осознать свое высокое предназначение:
он своего рода Бог, создающий образ, дающий образование.
Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает
сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы.
Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о
его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических
и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.
В
настоящее
время
много
говорится
на
тему
компетенции,
профессиональных качеств учителя. Этот вопрос актуален, так как со временем
изменяется
государство
и
общество,
а
значит,
меняются
требования,
предъявляемые к учителю. Возникает вопрос, какие качества учителя должны
быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть
изменены. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными
технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это
качество необходимо современному учителю.
Вот данные исследования «У какого учителя с удовольствием будут
учиться?» - мнение современного школьника об учителе. Ученикам была
представлена анкета:
- Какой учитель хороший и почему?
- Какой учитель плохой и почему?
- Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким
профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность,
эрудиция,
информированность,
прогрессивность,
способность
вести
интересные уроки, давать интересные задания. В различных возрастных
группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и
стиль учителя. Младшие школьники и будущие выпускники школы настаивали
на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой, а
ученики средней школы отдали предпочтение компьютеру. Очевидно, что
именно в процессе общения с учителем как с личностью
идет процесс
обучения и научения, ученикам важно, чтобы их воспринимали как личности с
их достоинствами и недостатками, на развитие ребенка влияние оказывают
окружающие его люди, среди которых особое место занимает учитель. Таким
образом, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд
качеств, которые являются для него отрицательными.
Качества учителя, успешно решающего свои задачи:
-Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать,
«доходит» до каждого ученика.
-Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
-Любит детей, доброжелательный, гуманный.
-Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
-Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
-Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
-Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.
-Тактичен.
-Всесторонне развит, умный, умеет говорить. 1
-Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.
А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:
-Агрессивен,
груб,
оскорбляет
учеников,
применяет
физическую
силу,
бестактен, использует свою власть над учеником.
-Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.
-Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а
поведение.
-Аморален, эгоистичен, корыстолюбив.
-Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права
ученика на свое мнение, нетерпим.
-Не
способен
заинтересовать
предметом,
решать
методические
и
педагогические проблемы.
-Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.
-Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.
- Не творчески работает. Педантичен, формалист.
Перестройка
общества
невозможна
без
перестройки
учительского
мышления в духе личностного подхода к воспитанию. Личностный подход —
не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг
от друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к
личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности.
Сейчас наблюдается постепенный переход от рецептивно-отражательного к
конструктивно-деятельному построению обучения. Это и есть особенность
современной системы, личностно ориентированное обучение. Ориентация на
личность в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического
общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе
выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и, уважение к
другим людям. Ориентация на личность в педагогической науке связана в
первую
очередь
с
разработкой
способов
реализации
личностно
ориентированных целей обучения и воспитания.
Развитие системы образования не останавливается, как не может
остановиться развитие всего человеческого общества в целом и процесс
накопления
знаний
в
частности.
Переход
от
древнейших
наглядно-
подражательных методов обучения к современным методам, с использованием
высоких технологий явление закономерное и неизбежное. Во все времена
образование,
знание
было
основой
общественной
жизни.
Учитель
конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими
представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание,
методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроках.
Главным недостатком современной школы, обучения и воспитания остается
недостаточный
учет
индивидуальных
особенностей
учащихся.
Учителю
следует постоянно изучать, а главное учитывать индивидуальные особенности
каждого своего воспитанника.
Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии
готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для
развития
индивидуального
профессионального
стиля.
Педагог
должен
приобщаться
к
научно-исследовательской
работе,
экспериментаторству,
творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть
психолого-педагогическими,
методическими,
исследовательскими,
прикладными
умениями.
К
общепедагогическим
умениям
относят
коммуникативные,
организаторские,
познавательные,
конструктивные.
Учитель
должен
обладать
убеждениями,
мировоззрением,
социально
одобряемыми
морально-волевыми
качествами,
рядом
педагогических
способностей
и
профессионально
значимыми
личностными
качествами:
навыками
общения,
педагогическим
тактом,
интуицией,
эмоциональной
уравновешенностью. Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога,
физиолога,
понимающего
ребенка,
создающего
ситуации
общения
и
деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий
выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника;
он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между
ребенком и взрослым миром.
От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения.
Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской
педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки,
предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому
минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.
Ведущими задачами педагога нового типа являются:
создание
благоприятных
условий
для
творческого
развития
и
саморазвития личности школьника;
учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;
коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка:
помощь ему в осознании основных социальных ценностей.
Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны
оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и
их
родителей;
оптимизм;
бодрость,
веселость;
доброжелательность;
удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к
ребенку с оптимистической гипотезой».
Профессия учителя – одна из весьма сложных. Веками накопленная
педагогическая теория, содержащая положения о том, как должно совершаться
обучение и воспитание, зачастую не содержит конкретных и точных ответов на
вопросы
повседневной
практики.
Но
как
показывают
психолого-
педагогические исследования, деятельность учителя бывает эффективной, если
он, обладая профессиональной компетентностью, способен создавать в классе
атмосферу тепла и взаимного доверия.
Давайте, входя в класс и начиная урок, помнить мудрые слова Л. Н.
Толстого: «Будущего нет - мы делаем его сами»...