Автор: Симонова Светлана Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Тольяттинский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г.Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование педагогического процесса, как условие подготовки конкурентоспособных выпускников".
Раздел: среднее профессиональное
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДОГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, КАК УСЛОВИЕ
ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ
С.П. Симонова, преподаватель,
ГАПОУ СО «Тольяттинский машиностроительный колледж» г.Тольятти
В условиях инновационного развития общества , производства и образования значительно
повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов , способных осуществлять
современные творческие процессы.
Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования зависят от
становления, развития и современного состояния профессионального развития в России и за
рубежом ; современных требований к профессионализму ; основных направлений развития
профессионального образования.
Педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении и его
проектирование – это единая система профессионального начального обучения, воспитания и
развития в целостном педагогическом процессе ; проектирование содержания, методов, форм и
средств профессионального обучения.
Таким образом, педагогический процесс должен быть направлен на подготовку
высококвалифицированных специалистов во всех сферах деятельности и, в том числе, в
организациях общественного питания .
Эффективность профессиональной подготовки поваров повысится, если :
-содержание и процесс профессиональной подготовки поваров будут организованы на основе
модульного подхода;
-интеграция содержания профессионального обучения будущих поваров будет осуществляться
на основе современных требований к работникам предприятий общественного питания , общих
трудовых функций и комплексности профессиональных задач ;
-будет обеспечено диалектическое единство подготовки учащихся на основе творческого
подхода ;
-процесс обучения будет моделировать реальные производственные ситуации ;
- изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике, выявить на этой тенденции,
закономерности, противоречия в профессиональной подготовке рабочих кадров для
общественного питания;
- выявить сущность и принципы профессионального обучения в процесс подготовки поваров;
-на основе инновационного подхода разработать модель профессионального обучения поваров;
- разработать и реализовать систему подготовки педагогов к инновационной деятельности;
-обосновывать и разрабатывать систему выполнения творческих заданий по
профессиональному обучению, а так же дидактических требований к процессу профессионального
обучения будущих рабочих.
Появления в настоящие время широкого спектра различных структур предприятий
общественного питания, новых технологий приготовления пищи, в соответствии с расширенным
ассортиментом продуктов и современным оборудованием , вытесняющим ручной труд повара,
создание совместных с зарубежными странами фирм, приводит к росту спроса
высококвалифицированных кадров, способных удовлетворить повышенные требования
потребителя. Отсюда следуют – специалисты, приходящие на предприятие общественного
питания, должны обладать профессиональными практическими навыками, иметь повышенную
квалификацию, быть интеллектуально развитыми. Для этого проводятся различные конкурсы по
профессии «Повар-кондитер» или «Лучший по профессии». Такие конкурсы проводятся в
несколько этапов , изучают и анализируют отечественные и зарубежные источники по теории. При
этом используется инновационный опыт профессиональных мастеров, разрабатываются различные
модели творческого выполнения по профессии «Повар», уточняются отдельные теоретические
положения, корректируются модели профессионального обучения поваров, проводится апробации
методически средств, обеспечивающих эффективность обучения, определяется степень
усовершенствования предложенной модели.
Научная новизна подобных конкурсов заключается:
- в теоретическом обосновании процесса профессиональной подготовки поваров, дальнейшем
осуществлении обучения на основе современных педагогических требований к профессиям,
базовых направлений развития профессионального образования, исходя из опыта конкурса;
- определяется сущность и принцип творческого обучения поваров;
- разрабатывается модель профессионального обучения поваров на основе теоретического
подхода с учетом обще профессиональных задач и специфических особенностей специалистов
общественного питания;
-определение содержания профессионального обучения к системе подходов теоретического и
производственного обучения, характеризующего уровень компетентности студентов в области
профессиональной деятельности на каждом этапе.
Теоретическая значимость проведения различных конкурсов предполагает:
- осуществление социально-экономических, научно-технических и производственных факторов,
влияющих на профессиональную подготовку повара;
- обеспечивание дидактическими материалами развивает творческий подход к учебно-
познавательной и учебно-производственной деятельности;
- система творческих подходов по профессиональному обучению поваров развивает «на
шаблоне» мышление;
- установление диалектической взаимосвязи педагога со студентом к инновационной
деятельности и профессиональной подготовке образует непрерывное действие в образовательном
процессе.
Теоретические положения, научно-практические подходы проведения различных конкурсов
могут быть использованы для обучения модели на основе творческого подхода в данном
профессиональном образовательном учреждении.
Исследования, проведенные в техникуме, позволяют создать современную модель
профессионального обучения поваров на основе модульного подхода. При этом учитывается
профессиональная деятельность современных специалистов общественного питания,
характеризующаяся высокой технологичностью и результативностью сформированных норм и
ценностей. Студент должен владеть всеми видами деятельности и производственными функциями:
Инновационное содержание профессионального обучения, представленное в виде системы
взаимосвязанных модулей, включающих часть содержания учебного материала и систему
действий по его усвоению; прогнозируемые результаты деятельности; нормативно-
диагностические требования к каждому этапу обучения, отражающие в целом требования к
современному специалисту, владеющему широким спектром производственных функций;
характеристику уровней компетентности учащихся.
Анализируя полученную информацию, можно сделать вывод, который заключается в том, что
модернизация содержания педагогического процесса на основе новых педагогических технологий
(создание модулей), проведение конкурсных мероприятий профессиональной деятельности
обучающихся, позволяет формировать у выпускников умения и навыки, подготовить
высококвалифицированных специалистов.