Автор: Хованская Татьяна Валерьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО "Центр "Надежда"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: доклад
Тема: "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"
Раздел: среднее образование
Хованская Татьяна Валерьевна,
педагог-психолог отделения медиации
ГБУ АО «Центр «Надежда»
Особенности педагогических конфликтов между учащимися
Конфликты среди учащихся – частое явление и, по мнению учителей, являются обычным
делом для школы. Конфликты в ученической среде характерны для всех поколений.
Г. И. Козырев говорит о том, что снижение или увеличение количества конфликтов между
учащимися зависит от того, насколько успешно проходят процессы адаптации ребенка к
школе,
его
социализации,
от
характера
семейных
отношений,
того,
насколько
сформирована у него система ценностей (духовных, нравственных и др.) .
Непосредственные
причины
возникновения
конфликтов
между
детьми
носят
эмоционально-личностный
характер.
Они
связаны,
как
правило,
с
личностным
восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия
другого ребенка, с расхождением во взглядах на правильность игровых действий,
поступков и т. п.
Конфликты между учащимися по составу конфликтующих сторон
можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые. Конфликты
в
детском
коллективе
также
можно
классифицировать
по форме и степени
столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым
(действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и
преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие
конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо
вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой
целесообразности.
Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции – как
позитивные, так и негативные.
Лекция "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"
Специфические причины конфликтов «учащийся – учащийся»
Помимо уже рассмотренных нами основной причиной конфликтов между учащимися
является, отсутствие у детей коммуникативных навыков (грубость, хамство, жестокость,
озлобленность) . Исследования конфликтов типа «учащийся – учащийся» показали, что
часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.
К внешним причинам можно отнести:
● учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению
противоречий;
● смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при этом трудности
адаптации новичков;
● общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу в классе.
К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.
Выделяют три
вида
рефлексии:
ситуативную
(актуальную),
ретроспективную
и
перспективную.
Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной
ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к
соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с
изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и
характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей
текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к
самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется
в
склонности
к
анализу
свершившихся
событий:
предпосылок,
мотивов
и
причин
произошедшего;
своего
поведения,
допущенных ошибок.
Перспективная рефлексия соотносится
с
анализом
предстоящей
деятельности,
поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные
поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое
обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.
Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте 6–7 – 10–11 лет ребенок
переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и
сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника
складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и
саморегуляции.
Рефлексия
проявляется
в
возможности
выделять
особенности
собственных действий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность
самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.
Л. С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться
самооценка как обобщенное дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Эта
важнейший
личностный
конструкт,
позволяющий
контролировать
собственную
деятельность с позиции нормы, выстраивать свое поведение в соответствии с
социальными требованиями. Представление о себе в младшем школьном возрасте
формируется в процессе оценочной деятельности
самого
ребенка,
в процессе
его
общения с другими людьми.
Положительная самооценка ребенка играет важную роль в успешном обучении и
межличностном взаимодействии. Ребенок с положительной самооценкой уверен в себе и
своих поступках, действиях. Во многом формирование самооценки зависит от похвалы и
поддержки взрослых, в первую очередь – родителей и педагога.
Серьезной
причиной,
вызывающей
конфликтные
ситуации
среди
школьников,
является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном
социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от
эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от
того социометрического статуса, который он имеет в классе (группе).
Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер,
предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера
(«звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в
группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или
отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие
друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое
состояние личности (повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что
может явиться причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.