Напоминание

"Особенности педагогических конфликтов между учащимися"


Автор: Хованская Татьяна Валерьевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ АО "Центр "Надежда"
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: доклад
Тема: "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"
Раздел: среднее образование





Назад




Хованская Татьяна Валерьевна,

педагог-психолог отделения медиации

ГБУ АО «Центр «Надежда»

Особенности педагогических конфликтов между учащимися

Конфликты среди учащихся – частое явление и, по мнению учителей, являются обычным

делом для школы. Конфликты в ученической среде характерны для всех поколений.

Г. И. Козырев говорит о том, что снижение или увеличение количества конфликтов между

учащимися зависит от того, насколько успешно проходят процессы адаптации ребенка к

школе,

его

социализации,

от

характера

семейных

отношений,

того,

насколько

сформирована у него система ценностей (духовных, нравственных и др.) .

Непосредственные

причины

возникновения

конфликтов

между

детьми

носят

эмоционально-личностный

характер.

Они

связаны,

как

правило,

с

личностным

восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия

другого ребенка, с расхождением во взглядах на правильность игровых действий,

поступков и т. п.

Конфликты между учащимися по составу конфликтующих сторон

можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые. Конфликты

в

детском

коллективе

также

можно

классифицировать

по форме и степени

столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым

(действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и

преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие

конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо

вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой

целесообразности.

Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции – как

позитивные, так и негативные.

Лекция "Особенности педагогических конфликтов между учащимися"

Специфические причины конфликтов «учащийся – учащийся»

Помимо уже рассмотренных нами основной причиной конфликтов между учащимися

является, отсутствие у детей коммуникативных навыков (грубость, хамство, жестокость,

озлобленность) . Исследования конфликтов типа «учащийся – учащийся» показали, что

часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.

К внешним причинам можно отнести:

● учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению

противоречий;

● смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при этом трудности

адаптации новичков;

● общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу в классе.

К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.

Выделяют три

вида

рефлексии:

ситуативную

(актуальную),

ретроспективную

и

перспективную.

Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной

ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к

соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с

изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и

характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей

текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к

самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.

Ретроспективная рефлексия проявляется

в

склонности

к

анализу

свершившихся

событий:

предпосылок,

мотивов

и

причин

произошедшего;

своего

поведения,

допущенных ошибок.

Перспективная рефлексия соотносится

с

анализом

предстоящей

деятельности,

поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные

поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое

обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.

Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте 6–7 – 10–11 лет ребенок

переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и

сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника

складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и

саморегуляции.

Рефлексия

проявляется

в

возможности

выделять

особенности

собственных действий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность

самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.

Л. С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться

самооценка как обобщенное дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Эта

важнейший

личностный

конструкт,

позволяющий

контролировать

собственную

деятельность с позиции нормы, выстраивать свое поведение в соответствии с

социальными требованиями. Представление о себе в младшем школьном возрасте

формируется в процессе оценочной деятельности

самого

ребенка,

в процессе

его

общения с другими людьми.

Положительная самооценка ребенка играет важную роль в успешном обучении и

межличностном взаимодействии. Ребенок с положительной самооценкой уверен в себе и

своих поступках, действиях. Во многом формирование самооценки зависит от похвалы и

поддержки взрослых, в первую очередь – родителей и педагога.

Серьезной

причиной,

вызывающей

конфликтные

ситуации

среди

школьников,

является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном

социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от

эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от

того социометрического статуса, который он имеет в классе (группе).

Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер,

предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера

(«звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в

группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или

отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие

друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое

состояние личности (повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что

может явиться причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.



В раздел образования