Автор: Устюгова Елена Николаевна
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГПОУ
Населённый пункт: Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Инновационный подход к преподаванию биологии и химии в условиях ФГОС.
Раздел: среднее профессиональное
ДОКЛАД
Инновационный подход к преподаванию биологии и химии
в условиях ФГОС
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и
используются при преподавании различных учебных дисциплин.
Интерактивное взаимодействие - это взаимодействие между человеком и человеком
или между человеком и машинными системами (ИКТ).
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить
информационно - коммуникативными технологиями. Урок с применением ИКТ – это
качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета биологии и
химии, возрастные и психологические особенности учащихся, на уроке должно быть
много наглядности. Как правило, все таблицы и плакаты с иллюстративным материалом к
урокам, давно физически и морально устарели, поэтому наличие компьютерных
программ, которые могут заменить целый шкаф учебных таблиц, это очень большое
подспорье для учителя при подготовке и проведении современных интересных,
нестандартных уроков.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные
порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем
требованиям современного процесса образования:
Что нам даёт? (ИКТ):
• качественно новый тип урока (динамика, информативность);
• быстрота получения нужной информации;
• большой спектр наглядных пособий;
• интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью
тренажеров;
• ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между
учителем и учащимися, желание учащихся отвечать.
Одним из таких случаев является использование в естественнонаучном практикуме ди-
намических анимационных компьютерных экспериментов (виртуальных лабораторных
практикумов), которые позволяют сделать лабораторные работы по химии и биологии бо-
лее живыми и интересными.
Для эффективности применения информационных технологий, учитель должен сво-
бодно владеть инструментами виртуальной среды обучения.
Лабораторный практикум является важной составной частью обучения химии и биоло-
гии. Цели лабораторного практикума — углубить знание теоретического материала, по-
знакомить с методиками измерения различных величин, изучить работу различных прибо-
ров, научить технологиям сбора и обработки экспериментальных данных, развить кон-
кретные навыки лабораторной работы.
Современный школьник, как правило, подготовлен к работе с компьютерными моделя-
ми, владеет навыками работы и тем арсеналом возможностей, которые предоставляет
современная вычислительная техника и аудио-видео оборудование школьных кабинетов.
В практикумах, основанных на компьютерных моделях, школьник попадает в уже знако-
мый и близкий ему по компьютерным играм новый виртуальный мир, тяга к которому
лишь усиливает обучающий эффект, создает мощную дополнительную мотивацию, зна-
чительно повышающую качество обучения.
Часто при организации «реального» эксперимента отсутствует возможность поста-
новки лабораторных работ по химии. Для таких работ, как правило, требуются специаль-
ные лаборатории, оснащенные дорогостоящим оборудованием. В виртуальном варианте
постановки лабораторных работ такая возможность появляется.
Как показывает опыт проведения компьютерного лабораторного практикума, школь-
ники с интересом экспериментируют с компьютерными моделями. Такая интерактивность
открывает перед ними большие познавательные возможности, делает школьников не
только наблюдателями, но в некоторых случаях и активными участниками проводимых
экспериментов.
Использование информационно- технологий позволяет:
активизировать познавательную активность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечивать высокую степень дифференциации обучения;
совершенствовать контроль знаний;
рационально организовывать учебный процесс;
обеспечивать доступ к различным информационным ресурсам
Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет.