Напоминание

"Доли и дроби в соответствии с ФГОС"


Автор: Михайлова Светлана Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 39
Населённый пункт: Краснодарский край Красноармейский район хутор Трудобеликовский
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Доли и дроби в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока : Доли и дроби.

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

- обучающие: Дать понятие о делении целого на доли, ввести понятие дроби и ее составляющих, учить моделировать в графической,

предметной форме доли и дроби, оперировать математическими символами: записывать доли в виде обыкновенной дроби, читать дроби,

называть числитель и знаменатель обыкновенной дроби, объяснять их содержательный смысл.

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

- воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки,

развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий

для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный , частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник:

Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на

электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2017. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник)

(Сферы), Задачник-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А.

Бунимович и др.. – М.:Просвещение, 2017. – 127 с.: ил., Тетрадь-тренажер Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: пособие для

учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Бунимович и др. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2017. – 128 с.: ил., мультимедиа проектор,

компьютер, ИД, рабочие тетради учащихся.

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный

ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организацио

нный момент

Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к

учебному занятию, организация внимания детей.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи

За работу, в добрый час!

Включаются в деловой

ритм урока

Саморегуляция.

1

Актуализаци

я знаний и

умений

Актуализация

опорных знаний и

способов действий

Найдите половину от 18 , от 42 , от 100, от 356, от

1000.

Загадка: Назовите слово, которое используется в

математике:

Она бывает барабанная или пальцами.

А еще она бывает охотничья. Что это?

А теперь, ребята, назовите тему нашего урока.

Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

Запись темы урока на доске

Устно: 9 , 21 , 50, 178 ,

500.

Устно: Дробь

Доли и дроби

Записывают

тему

урока в тетрадь

Наблюдение,

внимательность,

опыт,

умение

осознанно

и

произвольно строить

речевое

высказывание

в

устной

форме.

Развитие

навыка

сотрудничества.

Выдвижение

гипотезы.

Целеполаган

ие и

мотивация

Обеспечение

мотивации учения

детьми, принятия

ими целей урока

Цель урока

Сегодня мы узнаем, что такое доля и что такое

дробь, как записываются и читаются

обыкновенные дроби, что такое числитель и

знаменатель, как найти половину, треть, четверть.

Будем решать задачи на нахождение целого по

его доли.

Целеполагание,

прогнозирование,

осознание

целесообразности

теоретических

знаний

через

их

применение

в

решении

практических задач.

Усвоение

новых

знаний и

способов

усвоения

Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания детьми

изучаемой темы:

доли.

Определение доли

Людям часто приходится делить целое на доли.

Делить можно, что угодно: яблоко, круг, торт,

хлеб , арбуз.

Просмотр

анимированного

объяснения

«Деление

целого

на

дроби»

до

первой

логической остановки.

Самая известная доля – это, конечно, половина.

Слова с приставкой «пол» можно услышать,

пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма,

полбулки.

Приводят примеры

употребления

Развитие

самостоятельности,

умения слушать и

слышать.

Развитие

навыка

участия

в

коллективном

обсуждении тем.

2

Назовите еще несколько слов с этой приставкой.

Но есть и другие доли. Например, четверть,

десятая, сотая.

Просмотр анимированного объяснения «Деление

целого на дроби» до конца

- Когда образуются доли?

Доля – это каждая из равных частей единицы.

Название доли зависит от того, на сколько

равных частей разделили единицу. Разделили на

две части – «половина»

на три – «треть»

на четыре - «четверть»

на пять – «пятая» и т.д.

- Как можно сравнить доли?

-Запишем сравнение долей о которых шла

речь в объяснении материала.

приставки «пол»

Тогда, когда один

предмет (яблоко, булка

хлеба) или единица

измерения (час,

килограмм) делятся на

равные части.

-Чем на большее

количество разделили

целое, тем меньше

каждая доля.

1

2

¿

1

3

¿

1

4

¿

1

5

¿

Познавательная

активность.

Формирование

умения выделять и

сравнивать

стратегии решения

задач.

Организация

первичного

закрепления

Установление

правильности

и

осознанности

изучения

темы

«Доли».

Выявление пробелов

первичного

осмысления

изученного

Открываем Тетради-тренажеры на странице 78,

выполняем № 180. Необходимо разделить

разными способами прямоугольник на две равные

части.

- Какие фигуры называются равными?

- Фигуры, которые

можно совместить

наложением.

Ребята выполняют

Умение

структурировать

знания осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание

в

устной

и

письменной форме.

Элементы

волевой

3

материала,

коррекция

выявленных

пробелов,

обеспечение

закрепления

в

памяти детей знаний

и способов действий,

которые

им

необходимы

для

самостоятельной

работы

по

новому

материалу.

- Выполните задание, при необходимости

советуясь с соседом по парте. Пара,

предложившая самое оригинальное разделение,

получит наши аплодисменты.

А теперь поработаем по Задачникам-

тренажерам устно

№ 247 а) Как называют доли, полученные при

делении целого на 3, 5, 6, 8 равных частей?

б) На сколько равных частей разделили целое,

если в результате получились

четвертые доли?

седьмые доли?

десятые доли?

двенадцатые доли?

№ 249

1)

Сколько граммов содержится:

а) в половине килограмма;

б) в четверти килограмма?

2) Сколько минут:

а) в половине часа;

б) в четверти часа?

№ 250

работу в своих

тетрадях-

тренажерах,

сверяются и

советуются с соседом

по парте.

Демонстрируют свои

варианты разделения

на ИД.

- Одна треть;

- одна пятая;

- одна шестая;

- одна восьмая.

-на четыре;

-на семь;

- на десять;

- на двенадцать.

- 500 граммов

- 250 граммов

- 30 минут

- 15 минут

- четверть двенадцатого

- половина

двенадцатого

-

три

четверти

саморегуляции

,

выбор

наиболее

эффективных

способов

задач

в

зависимости

от

конкретных

условий.

Контроль и оценка

процесса

и

результатов

деятельности,

построение

логической

цепи

рассуждений,

применение методов

поиска решений.

4

Используя

слова

«половина»,

«четверть»,

прочитайте, который час.

двенадцатого или без

четверти двенадцать.

Усвоение

новых

знаний

и

способов

усвоения

Обеспечение

восприятия,

осмысления

и

первичного

запоминания детьми

изучаемой

темы:

дроби

Понятие о дроби как о сумме нескольких

долей

Просмотр анимированного объяснения «Деление

целого на дроби»

- Из чего состоит запись дроби?

Делаем запись в тетрадях:

Дробь

=

числитель

знаменатель

- Что показывает знаменатель дроби?

- Что показывает числитель дроби?

-Из числителя, знаменателя и дробной черты.

- На сколько равных

частей разделили

целое.

- Сколько частей взяли.

Делают запись в

тетрадях

Умение

систематизировать

знания.

Организация

первичного

закрепления

Установление

правильности

и

осознанности

изучения

темы

«Дроби».

Выявление пробелов

первичного

осмысления

изученного

материала,

коррекция

выявленных

пробелов,

обеспечение

закрепления

в

памяти детей знаний

- Выполним устно по Учебнику № 468.

- одна треть,

знаменатель 3

показывает, что целое

разделили на 3 равные

части, числитель 1, что

взяли одну часть из

трех;

- три седьмые,

знаменатель 7

показывает, что целое

разделили на 7 равных

частей, числитель 3,

что взяли три части из

семи;

- девять десятых,

знаменатель 10

5

и способов действий,

которые

им

необходимы

для

самостоятельной

работы

по

новому

материалу.

(№ 469)

- Запишите дроби: одна вторая, одна пятая, две

третьих, три четвертых.

На доске на клетках показывается образец записи.

№ 470

- Определить на сколько равных частей

разделен квадрат, какая его часть закрашена,

какая – нет.

показывает, что целое

разделили на 10 равных

частей, числитель 9,

что взяли девять частей

из десяти;

- тридцать одна сотая,

знаменатель 100

показывает, что целое

разделили на 100

равных частей,

числитель 31, что взяли

тридцать одну часть из

ста.

Записывают в

тетрадях под

диктовку:

1

2

,

1

5

,

2

3

,

3

4

.

Поясняют, что

означает каждая

дробь аналогично №

468.

а) фигура разделена на

шесть частей,

закрашено пять

шестых, не закрашена

одна шестая часть;

б) фигура разделена на

девять частей,

закрашено шесть

девятых, не закрашено

три девятых;

в) фигура разделена на

восемь частей,

6

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь , ребята , встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

- Работаем по Тетради-тренажеру: № 183.

Первый вариант записывает дробью, какая

часть фигуры закрашена, второй вариант,

какая часть фигуры не закрашена. Потом

посмотреть на результаты в парах и сделать

вывод.

закрашено три

восьмых, не закрашено

пять восьмых;

г) фигура разделена

на двенадцать частей,

закрашено

семь

двенадцатых,

не

закрашено

пять

двенадцатых.

1 вариант:

2

6

,

4

9

,

6

12

,

1

8

,

6

10

,

3

4

.

2 вариант:

4

6

,

5

9

,

6

12

,

7

8

,

4

10

,

1

4

.

Вывод:

Числители

соответствующих

дробей

у

разных

вариантов дополняют

друг друга до числа

7

Саморегуляция.

равного знаменателю.

Дробь,

у

которой

числитель

и

знаменатель

равны,

обозначает одну целую

фигуру.

Организация

первичного

контроля

Выявление качества

и уровня усвоения

знаний и способов

действий, а также

выявление

недостатков в

знаниях и способах

действий,

установление

причин выявленных

недостатков

Самостоятельная работа (6 мин)

Вариант I

По Задачнику-тренажеру: № 257 (а,в),

258(а), 259 (а)

Вариант II

По Задачнику-тренажеру: № 257 (б,г),

258(б), 259 (б)

Выполняют задания в

тетрадях,

проверяют

по заготовке на ИД.

Оценивают

успешность

своей

работы

Контроль и оценка

процесса

и

результата

деятельности,

выделение

и

осознание

обучающимися того,

что уже усвоено.

Подведение

итогов урока

Дать качественную

оценку работы

класса и отдельных

обучаемых

- Что изучали сегодня на уроке?

- Кто желает сформулировать определение доли?

- Что такое дробь? Из чего она состоит?

- Что показывает знаменатель дроби? А что

показывает числитель дроби?

- Как найти целое, если известна его доля?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но

особенно

хочется

отметить

некоторых

учащихся: ….

Формирование

регулятивного

опыта.

Информация

о

домашнем

задании

Обеспечение

понимания

детьми

цели, содержания и

способов

выполнения

домашнего задания

По Учебнику п. 29 (с.134),

Т-Т № 177, 181, 184,

Эл. Прилож. № 470.

Планирование.

Прогнозирование,

самоопределение по

выполнению

домашнего задания.

Развитие

умения

формулировать

вопросы.

Рефлексия

Инициировать

рефлексию детей по

Если

вы

считаете,

что

вы

поняли

тему

сегодняшнего урока, то хлопните три раза в

Навыки

рефлексии,

умение

8

поводу

психоэмоциональног

о

состояния,

мотивации,

их

собственной

деятельности

и

взаимодействия

с

учителем и другими

детьми в классе.

ладоши.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили

материал, то хлопните всего один раз.

Если вы считаете, что вы не поняли тему

сегодняшнего урока, то хлопать не надо.

Вы

аплодировали

себе

и

своим

новым

знаниям. Спасибо за урок.

анализировать свою

деятельность.

Список литературы:

1.Поурочное тематическое планирование. 5 класс( Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б .Суворова).-М.:Просвещение,2018.-96с.

2.Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников СФЕРЫ .5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных

учреждений

(Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова).- М.: Просвещение,2017. – 80с.

3.Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ( Е.А.Бунимович , Г.В.Дорофеев,

С.Б.Суворова и др.; изд.Просвещение, -М.Просвещение, 2017 – 223с.:ил. – (Академический школьный учебник) (СФЕРЫ).

4.Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс . Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др. изд. Просвещение.

М.: Просвещение, 2017. – 127с.

5.Математика.Арифметика.Геометрия. Тетрадь- экзаменатор. 5 класс.Н.В.Сафонова. изд. Просвещение,- М.: Просвещение, 2017. – 79с.

9



В раздел образования