Автор: Кудряшова Ольга Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.п. "Село Боктор"
Населённый пункт: село Боктор Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и средства используемые на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Методы и средства, используемые на уроках истории для формирования у учащихся
исторического мышления как основы гражданской идентичности
целостно-ориентированной личности
Кудряшова О.М.
МБОУ ООШ с.п. «Село Боктор»
Село Боктор, Хабаровский край
Сегодня, отвечая вызовам современного мира, главная задача школьного исторического
образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы формирования
гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Исходя из этого, одно из
главных направлений педагогики - формирование активного, творческого ученика, гражданина
своей страны. Чтобы добиться поставленных целей,
учителю необходимо в своей работе
использовать технологии развивающего обучения, направленных на развитие у учащихся
нестандартного, или креативного
мышления, которое дает возможность с разных сторон
взглянуть на исторические ситуации, найти различные пути решения проблемы, развивать
творческие способности.
Исходя из опыта
работы, остановлюсь на некоторых методах, которые позволяют
современному учителю выполнить требования к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1.
Метод проблемного обучения.
Суть в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения
в его подлинных, но доступным учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении
по пути решения. Назначение этого метода состоит в том, что учитель создает познавательные
трудности, соответствующие интеллектуальным
способностям обучающихся; обеспечение
обучаемых
совокупностью
знаний
по
предметному
содержанию
проблемной
ситуации;
формированию у обучаемых операционных умений решения проблемных задач. Последнее
условие особенно важно и одним из путей его реализации является личное решение проблемной
задачи руководителей в присутствии обучающихся, анализ ситуации, выявление проблемы,
формулировка задачи и осуществление поиска ее оптимального решения. Таким образом,
обучающиеся имеют возможность как бы наглядно проследить все этапы интеллектуальной
деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.
2.
Частично-поисковый или эвристический, метод обучения.
В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их
необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов
исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем,
предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от
них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем – сделать выводы из
представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом – построить план его
проверки и т.д. Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию
доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.
Третьим
вариантом
служит
построение
эвристической
беседы,
состоящей
из
серии
взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и
большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и
осуществление небольшого поиска.
3.
Исследовательский метод обучения.
Этот метод необходим для полноценного усвоения опыта творческой деятельности и
одновременно усвоения знаний и умений на третьем уровне. Он выполняет весьма важные
функции:
1.
Обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и
применения их.
2.
Формирует черты творческой деятельности.
3.
Формирует интерес, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности
мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности не возникают.
4.
Дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Отдельно хочу остановиться
на использование в своей работе образно – исторических
словесных средств, с помощью которых у учащихся создается
образ-представление
о
противоречивых
сторонах
конфликта
действующих
субъектов
истории
в
историческом
представлении: историческое описание, словестная характеристика, сюжетная характеристика.
Главная задача – это подготовка мышления учащихся к дальнейшей более глубокой
аналитической работе.
Образные художественно-исторические словесные средства.
К
образным
художественно-историческим
словесным
средствам
относят
поэзию
и
художественно-историческую прозу. В основе ее содержания – образы нравственных конфликтов,
передаваемые историческими персоналиями на уровне «Я» и народ моей страны», «Я» и
государство», «Я» и сословие», «Я» и окружающие меня в непосредственной жизни люди».
Художественное слово в процессе изучения истории имеет огромное значение и выражается в
специально выделенной системе средств. Это объясняется тем, что помимо рационального
осмысления моделей жизнедеятельности субъектов истории как инвариантов для адаптации
учащихся в современной общественной жизни необходимо еще сформировать эмоциональное
отношение, или, точнее, привести ребят к тому, чтобы они прочувствовали, пропустили через себя
исторические события.
Содержание художественно-исторических словесных средств основано:
- на персонифицированном (т.е. поданном через судьбу исторической личности) конфликте
между служением государству, обществу и личным самосохранением;
- в содержании художественно-исторических словесных средств представлены не реальные
участники событий, а художественно-обобщенные персонажи;
- художественно-исторические словесные средства представляются исторической поэзией,
художественно-исторической
прозой,
системой
нравственно-исторических
эстетических
понятий.
Художественно-исторические словесные средства выполняют в процессе обучения три
вспомогательные функции:
- функция создания художественно-исторического образа нравственного конфликта, явления;
- функция анализа созданного художественно-исторического образа;
- функция деятельного введения учащихся в ситуацию взаимодействия и сопереживания
историческим персонажам в событии.
Образные художественно-исторические словестные средства, в свою очередь, подразделяются на:
- художественно-историческое символическое описание;
- художественно-историческую бессюжетную характеристику;
- художественно-историческую сюжетную характеристику.
Художественно-историческое символическое описание.
Это поэтические и прозаические
фрагменты, либо целостное произведение, в котором символически выражена главная идея
нравственно-исторического конфликта.
Обычно символ не вскрывает и не объясняет его
содержания,
а
лишь
обозначает
ведущие
идеи
нравственно-исторического
конфликта,
активизирующие предчувствие его развития и разрешение. Используется обычно, в начале
изучения того или иного сюжетного исторического явления.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить…»
Ф. Тютчев.
Бессюжетная
художественно-историческая
характеристика.
Это
характеристика
исторического
явления,
даваемая
художественно-историческим
персонажем
(исторической
личностью)
в
ракурсе
вскрываемого
нравственного
конфликта.
Человек,
наделенный
способностью, видит явление в целом, через один из его моментов, интерпретирует происходящее
через нравственный конфликт в себе.
«Прощай немытая Россия
Страна рабов, стьрана господ
И вы мундиры голубые
И ты им преданный народ
Быть может за стеной Кавказа
Сокроюся от ее ушей
От их всевидящего глаза
От их всеслышащих ушей.»
М.Ю. Лермонтов.
Сюжетная художественно-историческая характеристика. Это характеристика, в которой
создается условие, вбирающее в себя все признаки явления, события, при этом исторический
персонаж принимает в его развитии непосредственное участие. Каждое событие делится на
маленькие события, в которых также присутствует художественный замысел, и именно в них
развивается
нравственно-исторический
конфликт,
способствующий
формированию
художественно-исторического образа, активизирующего нравственные переживания учащегося.
Аналитические
художественно-исторические
словестные
средства
–
это
такая
организация словестного художественного материала, которая дает возможность анализировать
образы нравственно-исторических конфликтов, возникающих в сознании школьников. К ним
относятся:
художественно-историческое
объяснение,
художественно-историческая
беседа,
художественно-исторические познавательные задачи.
Художественно-историческое
объяснение.
Это
монологическое
изложение
учителем,
содержанием
которого
являются
нравственно-исторические
умозаключения,
суждения
нравственных понятий и связанных с ними исторических фактов и художественно-исторических
образов, готовящих будущее действие. Главная задача объяснения состоит в подведении учащихся
к пониманию сущности нравственного конфликта в действиях исторических персонажей,
участников явлений и событий.
Художественно-исторические
познавательные
задачи.
Решение
специально
сконструированных
проблемных
(познавательных)
художественно-исторических
задач,
включающих условие в виде факта или группы фактов и вопросов к ним, содержит нравственную
проблему.
О каком событии сказано?
«А наезжая сила незримая
Бьет и рубит и колет без устали –
Слышно только, что русские витязи,
А нельзя полонить ни единого…
Вопят батыри в страхе и ужасе:
«Мертвецы, мертвецы встали русские,
Встали с поля рязанцы убитые!»
В. Максимов.
Такие задачи могут быть основаны на выполнение логических действий (анализ, обобщение,
сравнение).
Практические художественно-исторические словестные средства – это художественная
литература, произведения исторического жанра
и учебные пособия, в которых построение
материала отражает взаимодействие персонажей в исторических событиях:
- художественно-исторический рассказ;
- художественно-исторические оценки;
- художественно-исторические фонопособии (фоноспектакли).
Овладение нравственным и эстетическим мировоззрением как главным мотивом поведения
в обществе – эта основная задача, которая ставится в процессе обучения и воспитания
школьников.
Перечисленные
выше
методы
и
образные
художественно-исторические
словесные средства помогут творческому учителю справиться с поставленными целями и
задачами.
Литература:
1.
Вагин А.А.Методика преподавания истории в средней школе. М: Педагогика. 1968.
2.
Коровкин Ф.Н. Методика преподавания истории в средней школе. М;
3.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. ч III (научно-
практическое пособие) Издательство «Учитель», 2006. С 17.
4.
Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студ. высш. учеб.
заведений. М: ВЛАДОС. 2002. С 75,142,
5.
Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Новая технология личностно-
ориентированного исторического образования. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007. С 81.