Напоминание

"Методы и средства используемые на уроках истории"


Автор: Кудряшова Ольга Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.п. "Село Боктор"
Населённый пункт: село Боктор Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и средства используемые на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и средства, используемые на уроках истории для формирования у учащихся

исторического мышления как основы гражданской идентичности

целостно-ориентированной личности

Кудряшова О.М.

МБОУ ООШ с.п. «Село Боктор»

Село Боктор, Хабаровский край

Сегодня, отвечая вызовам современного мира, главная задача школьного исторического

образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы формирования

гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Исходя из этого, одно из

главных направлений педагогики - формирование активного, творческого ученика, гражданина

своей страны. Чтобы добиться поставленных целей,

учителю необходимо в своей работе

использовать технологии развивающего обучения, направленных на развитие у учащихся

нестандартного, или креативного

мышления, которое дает возможность с разных сторон

взглянуть на исторические ситуации, найти различные пути решения проблемы, развивать

творческие способности.

Исходя из опыта

работы, остановлюсь на некоторых методах, которые позволяют

современному учителю выполнить требования к результатам освоения основной образовательной

программы основного общего образования:

1.

Метод проблемного обучения.

Суть в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения

в его подлинных, но доступным учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении

по пути решения. Назначение этого метода состоит в том, что учитель создает познавательные

трудности, соответствующие интеллектуальным

способностям обучающихся; обеспечение

обучаемых

совокупностью

знаний

по

предметному

содержанию

проблемной

ситуации;

формированию у обучаемых операционных умений решения проблемных задач. Последнее

условие особенно важно и одним из путей его реализации является личное решение проблемной

задачи руководителей в присутствии обучающихся, анализ ситуации, выявление проблемы,

формулировка задачи и осуществление поиска ее оптимального решения. Таким образом,

обучающиеся имеют возможность как бы наглядно проследить все этапы интеллектуальной

деятельности по решению задачи, мыслительные операции и способы мышления.

2.

Частично-поисковый или эвристический, метод обучения.

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их

необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов

исследования, формируя их умения постепенно. В одном случае их учат видению проблем,

предлагая ставить вопросы к картине, документу, изложенному содержанию; в другом случае от

них требуют построить самостоятельно найденное доказательство; в третьем – сделать выводы из

представленных фактов; в четвертом - высказать предположение; в пятом – построить план его

проверки и т.д. Другим вариантом этого метода является расчленение сложной задачи на серию

доступных подзадач, каждая из которых облегчает приближение к решению основной задачи.

Третьим

вариантом

служит

построение

эвристической

беседы,

состоящей

из

серии

взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы и

большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и

осуществление небольшого поиска.

3.

Исследовательский метод обучения.

Этот метод необходим для полноценного усвоения опыта творческой деятельности и

одновременно усвоения знаний и умений на третьем уровне. Он выполняет весьма важные

функции:

1.

Обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и

применения их.

2.

Формирует черты творческой деятельности.

3.

Формирует интерес, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности

мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности не возникают.

4.

Дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

Отдельно хочу остановиться

на использование в своей работе образно – исторических

словесных средств, с помощью которых у учащихся создается

образ-представление

о

противоречивых

сторонах

конфликта

действующих

субъектов

истории

в

историческом

представлении: историческое описание, словестная характеристика, сюжетная характеристика.

Главная задача – это подготовка мышления учащихся к дальнейшей более глубокой

аналитической работе.

Образные художественно-исторические словесные средства.

К

образным

художественно-историческим

словесным

средствам

относят

поэзию

и

художественно-историческую прозу. В основе ее содержания – образы нравственных конфликтов,

передаваемые историческими персоналиями на уровне «Я» и народ моей страны», «Я» и

государство», «Я» и сословие», «Я» и окружающие меня в непосредственной жизни люди».

Художественное слово в процессе изучения истории имеет огромное значение и выражается в

специально выделенной системе средств. Это объясняется тем, что помимо рационального

осмысления моделей жизнедеятельности субъектов истории как инвариантов для адаптации

учащихся в современной общественной жизни необходимо еще сформировать эмоциональное

отношение, или, точнее, привести ребят к тому, чтобы они прочувствовали, пропустили через себя

исторические события.

Содержание художественно-исторических словесных средств основано:

- на персонифицированном (т.е. поданном через судьбу исторической личности) конфликте

между служением государству, обществу и личным самосохранением;

- в содержании художественно-исторических словесных средств представлены не реальные

участники событий, а художественно-обобщенные персонажи;

- художественно-исторические словесные средства представляются исторической поэзией,

художественно-исторической

прозой,

системой

нравственно-исторических

эстетических

понятий.

Художественно-исторические словесные средства выполняют в процессе обучения три

вспомогательные функции:

- функция создания художественно-исторического образа нравственного конфликта, явления;

- функция анализа созданного художественно-исторического образа;

- функция деятельного введения учащихся в ситуацию взаимодействия и сопереживания

историческим персонажам в событии.

Образные художественно-исторические словестные средства, в свою очередь, подразделяются на:

- художественно-историческое символическое описание;

- художественно-историческую бессюжетную характеристику;

- художественно-историческую сюжетную характеристику.

Художественно-историческое символическое описание.

Это поэтические и прозаические

фрагменты, либо целостное произведение, в котором символически выражена главная идея

нравственно-исторического конфликта.

Обычно символ не вскрывает и не объясняет его

содержания,

а

лишь

обозначает

ведущие

идеи

нравственно-исторического

конфликта,

активизирующие предчувствие его развития и разрешение. Используется обычно, в начале

изучения того или иного сюжетного исторического явления.

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать.

В Россию можно только верить…»

Ф. Тютчев.

Бессюжетная

художественно-историческая

характеристика.

Это

характеристика

исторического

явления,

даваемая

художественно-историческим

персонажем

(исторической

личностью)

в

ракурсе

вскрываемого

нравственного

конфликта.

Человек,

наделенный

способностью, видит явление в целом, через один из его моментов, интерпретирует происходящее

через нравственный конфликт в себе.

«Прощай немытая Россия

Страна рабов, стьрана господ

И вы мундиры голубые

И ты им преданный народ

Быть может за стеной Кавказа

Сокроюся от ее ушей

От их всевидящего глаза

От их всеслышащих ушей.»

М.Ю. Лермонтов.

Сюжетная художественно-историческая характеристика. Это характеристика, в которой

создается условие, вбирающее в себя все признаки явления, события, при этом исторический

персонаж принимает в его развитии непосредственное участие. Каждое событие делится на

маленькие события, в которых также присутствует художественный замысел, и именно в них

развивается

нравственно-исторический

конфликт,

способствующий

формированию

художественно-исторического образа, активизирующего нравственные переживания учащегося.

Аналитические

художественно-исторические

словестные

средства

это

такая

организация словестного художественного материала, которая дает возможность анализировать

образы нравственно-исторических конфликтов, возникающих в сознании школьников. К ним

относятся:

художественно-историческое

объяснение,

художественно-историческая

беседа,

художественно-исторические познавательные задачи.

Художественно-историческое

объяснение.

Это

монологическое

изложение

учителем,

содержанием

которого

являются

нравственно-исторические

умозаключения,

суждения

нравственных понятий и связанных с ними исторических фактов и художественно-исторических

образов, готовящих будущее действие. Главная задача объяснения состоит в подведении учащихся

к пониманию сущности нравственного конфликта в действиях исторических персонажей,

участников явлений и событий.

Художественно-исторические

познавательные

задачи.

Решение

специально

сконструированных

проблемных

(познавательных)

художественно-исторических

задач,

включающих условие в виде факта или группы фактов и вопросов к ним, содержит нравственную

проблему.

О каком событии сказано?

«А наезжая сила незримая

Бьет и рубит и колет без устали –

Слышно только, что русские витязи,

А нельзя полонить ни единого…

Вопят батыри в страхе и ужасе:

«Мертвецы, мертвецы встали русские,

Встали с поля рязанцы убитые!»

В. Максимов.

Такие задачи могут быть основаны на выполнение логических действий (анализ, обобщение,

сравнение).

Практические художественно-исторические словестные средства – это художественная

литература, произведения исторического жанра

и учебные пособия, в которых построение

материала отражает взаимодействие персонажей в исторических событиях:

- художественно-исторический рассказ;

- художественно-исторические оценки;

- художественно-исторические фонопособии (фоноспектакли).

Овладение нравственным и эстетическим мировоззрением как главным мотивом поведения

в обществе – эта основная задача, которая ставится в процессе обучения и воспитания

школьников.

Перечисленные

выше

методы

и

образные

художественно-исторические

словесные средства помогут творческому учителю справиться с поставленными целями и

задачами.

Литература:

1.

Вагин А.А.Методика преподавания истории в средней школе. М: Педагогика. 1968.

2.

Коровкин Ф.Н. Методика преподавания истории в средней школе. М;

3.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. ч III (научно-

практическое пособие) Издательство «Учитель», 2006. С 17.

4.

Студенкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студ. высш. учеб.

заведений. М: ВЛАДОС. 2002. С 75,142,

5.

Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Новая технология личностно-

ориентированного исторического образования. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2007. С 81.



В раздел образования