Напоминание

Проект "Юные кадеты"


Автор: Чертова Марина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовск ДС №17
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Юные кадеты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Юные кадеты»

«Кадетом быть …

А что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить!»

Чему кадетство может научить?

Отваге и любви к своей Отчизне!

Чему кадетство может научить?

Без страха шествовать по жизни!

Чему кадетство может научить?

Беречь семью, страну и детство!

Ну и, конечно, всю Планету в мире жить!

Вот этому научит нас кадетство !

Актуальность проекта:

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и

деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из

актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного

воздействия на человека, начиная с самого детства.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно

проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной

памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в

результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы

гражданственности и патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик

в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют

огромную роль в становлении личности патриота.

Наши ребята еще не много знают про настоящих кадетов, но уже понимают, что это хорошие ребята. И не только потому,

что у них красивая форма, а потому что кадет – это добрый, сильный, дисциплинированный маленький человек, и во взрослой

жизни он непременно станет героем, таким, на которого смотрят с восхищением и хотят быть похожими.

Проблема:

Создание непрерывного педагогического процесса по гражданско – патриотическому воспитанию в рамках

преемственности детского сада и кадетской школы.

Цель Проекта:

Создание условий для открытия кадетской группы в ДОУ, для решения задач нравственно-патриотического воспитания

детей старшего дошкольного возраста, воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего

народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

Формировать нравственно-патриотические качества: воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою

Родину;

Воспитывать уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов,

доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;

Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-

тружениках;

Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну; желание сохранять богатства города, страны;

Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к

родному дому, семье, улице, городу, стране;

Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический реализация проекта.

Итоговый подведение результатов, презентация работы над проектом.

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста «А»;

- воспитатели;

- родители воспитанников;

- музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО;

- ЦД и ЮТТ «Патриот».

Тип проекта:

По направленности – информационно- познавательный

По количеству участников – 28 человек

По возрасту – старший дошкольный возраст 5-6 лет

По продолжительности – долгосрочный.

Срок реализации проекта: – октябрь 2017года – май 2019 года.

Предполагаемые результат:

- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть

патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит;

- Создана предметно-развивающая среда;

- У детей появилось желание стать кадетом, пойти учиться в кадетский класс.

- Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).

- Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны.

Условия реализации проекта и особенности работы.

Проект «Юные кадетов» будет реализован на базе МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» города Нижневартовска ХМАО - Югра

Рабочий план реализации проекта

Название и содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

1 этап - Подготовительный

1.1

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана

работы над проектом, разработка Д/и и П/и.

Октябрь 2017г.

Воспитатели

1.2

Определение круга социальных партнеров.

Октябрь

Воспитатели

1.3

Цикл бесед с презентацией «Кто такой кадет?», «Кадет – это звучит гордо»,

«Из истории кадетского движения»; «Кадетская форма»; «Кадеты школы».

Октябрь

Воспитатели

1.4

Определение ресурсного потенциала.

Октябрь

Воспитатели

2.

2 этап – Основной (практический)

2.1

Взаимодействие с партнерами - родители

Ежедневно

2017-2019

Воспитатели

2.2

Создание символики кадетской школы (гимн, вымпел, форма)

Ноябрь – декабрь

Воспитатели

2017

Родители

2.3

Праздничное мероприятие

Торжественное посвящение в «Юные кадеты» детей из старшей группы «А»

Январь 2018

Воспитатели

Муз. руководитель

2.4

Из истории кадетского движения: Рассказ. Чтение. Показ видеофильма.

Рисунки на тему «Эмблема юных кадетов», «Кто такой юный кадет?»;

Рассказ-беседа «Святой Георгий Победоносец», «Государственные символы

России»

Д/и «Непобедимая и легендарная»

Рассматривание репродукций картин.

В.Васнецов «Богатыри»;

В.Васнецов «Витязь на распутье»;

В. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»;

П. Корин «Александр Невский»;

Б. Окороков «Пограничники».

Еженедельно

Воспитатели

2.5

Проведение экскурсий:

1. Краеведческий музей;

2. По городу Нижневартовску, ознакомление с достопримечательностями и

памятниками города;

3. Поездка ЮТТ «Патриот»

4. Парк Победы - Возложение цветов к памятнику «Неизвестному солдату»

Февраль

Апрель

Март

Май

Воспитатели

Родители

2.6

Проведение интегрированных занятий с использованием ИКТ:

1.

«Государственные символы России»

Цель: Ввести понятие символ через увлекательно-познавательные рассказы

(герб, флаг, гимн)

2.

«История моего родного города»

Цель: Познакомить с историей и названием города, гербом города

Нижневартовска. Воспитывать любовь к нему; обогащать и активизировать

словарный запас.

3.

«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»

Цель: Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте),

дать представление о том, что Москва – главный город страны. Воспитывать

чувство гордости и любви к своей стране.

Еженедельно по

плану

Воспитатели

1.

«Золотое кольцо России» (быт и традиции)

Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно –

прикладного искусства, фольклору.

2.

«Край родной – Югория»

Цель: Формировать интерес детей к жизни наших предков, обобщая новыми

знаниями об исторических событиях, коренных жителях.

3.

«Моя семья, моё богатство»

Цель: Воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким,

познакомить с понятием «семья».

4.

«Этот день Победы…»

Цель: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам

Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны,

воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы

нашего народа в ВОВ.

2.7

Проведение традиционных праздников: «День России», «День защитника

Отечества», «День Победы», «День государственного флага России»

В преддверие

праздников

Воспитатели

2.8

«День Победы» Встреча с ветеранами ВОВ, воинами – афганцами.

Участие в акциях «Письмо солдату», «Здесь живет ветеран»

Викторины на военную тематику;

В преддверие

праздников

Воспитатели

Родители

2.9

Проведение спортивных мероприятий:

1.

День Защитника отечества «Мой папа самый отважный»

2.

День Победы «Мы смелые ребята»

Спартакиада между старшими группами детского сада «Богатырские

забавы», Зарница», «Взятие снежной крепости», А ну – ка мамочки»

В преддверие

праздников

Воспитатели

Физ. руководитель

Муз. руководитель

2.10

Моя Родина – Россия (Оформление центра «Наша Родина -Россия»

(фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи);

Игры: «Моя родина Россия», «Государственные праздники России», «Нашей

родиной гордимся», «Государственные символы РФ», «Российская геральдика

и государственные праздники»;

Беседы: «Я люблю тебя Россия», «Родной край», «Памятные места нашего

В преддверие

праздников

Воспитатели

города», «Семья и семейные традиции»,

2.11

Продуктивная деятельность

1.Конструирование «Самолет».

2.Аппликация «Кораблик», «Вертолет»

3.Рисование «Пограничник с собакой», «Самолет», «Военная техника»

4. Лепка «Пограничник с собакой»

5.Ручной труд «Парусник», «Веселые

матросы», «Военный флот», «Военная авиация», «Русский витязь», «Портрет

богатыря»

Еженедельно

Воспитатели

2.12

Музыкальная деятельность

-песня «Служить России»,

сл. и муз. И. Резник, Э. Ханок ;

-танец «Вальс кадетов»;

-песня «Военная игра»

муз. П. Савинцева, сл. П. Синявского;

-песня «Вперед, гардемарины! »

муз. П. Протасова, сл. Н. Соловьевой;

-танец «Морячка» муз. и слова

О. Газманова;

-танец «Яблочко».

Еженедельно

Воспитатели

Муз. руководитель

2.13

Создание выставок

-выставка военных книг;

-книжки-самоделки;

-фотовыставка

В течении года

Воспитатели

Родители

2.14

Работа с родителями:

- знакомство с проектом;

-совместные экскурсии;

-помощь в подборе познавательного материала: фотографии, иллюстрации,

рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки на военную тематику;

-оформление выставок;

- социальные акции «Не рубите елочку», «Письмо солдату», «Посади дерево

Победы», «Помоги тем, кому трудно»;

Ежедневно

2017-2019

Воспитатели

Родители

- семейные фотогазеты, мини-альбомы «Этих дней не смолкнет слава!

Прадедушкам и прабабушкам посвящается…»;

- творческие мастерские; мастер-классы;

- интерактивные площадки;

- квест-игры;

3.

3 этап - Заключительный:

3.1

Оформление альбома по данной теме;

В течении года

Воспитатели

3.2

Разработка презентации;

В течении года

Воспитатели

3.3

Представление опыта работы для педагогов ДОУ.

Май 2019

Воспитатели

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Прогнозируемые результаты при реализации проекта:

будет обеспечена положительная динамика сформированности представлений у детей о семье, детском саде,

городе, крае, стране;

будут созданы оптимальные условия (программно-методические, материально-технические) для формирования

доброго, заботливого, уважительного отношения к природе, людям, своему городу, краю, стране;

улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных

связей);

повышение компетентности педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников кадетской группы, может

быть применено, воспроизведено и творчески дополнено любым образовательным упреждением в практической деятельности в

том случае, если кадетское движение представляет профессиональный интерес.

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и включиться в работу по их переносу в

условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.

Полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять

среди педагогической общественности нашего Ханты-Мансийского округа.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Этот день Победы»

Цель: Воспитание патриотических чувств.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

2. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, побуждать уважительно

относиться к подвигу наших соотечественников.

3. Закрепить навыки речевой, музыкальной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с

воспитателем, активизировать в речи детей слова, связанные с военной тематикой.

Развивающие:

1.Развивать у детей нравственные качества: самостоятельность, внимание, память, расширять кругозор.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

Предварительная работа:

1.Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, .рассматривание иллюстраций, проведение серии

познавательных бесед:

* «День защитников Отечества»

* «Военные профессии»

*Военная техника»

* «Никто не забыт, ничто не забыто»

2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

3. Экскурсия к Мемориальному комплексу, Обелиску Славы.

Материал к занятию:

1. Иллюстрациями о Великой Отечественной войне, стенд «Война в истории моей семьи».

2.«Фронтовое письмо»

6. Пилотки, санитарная сумка.

7. Фонограммы военных песен.

Ход занятия:

Рассматривание иллюстраций о войне

- Война закончилась и пушки замолчали

И годы сгладили великую беду.

И мы живём и мы опять весну встречаем

Встречаем День Победы - ,лучший день в году!

Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

(Ко Дню Победы)

Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет великой Победы.

Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?

(9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.)

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, какие чувства испытывают люди в этот день?

(В этот день и радость, и скорбь рядом.

Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений).

Почему война называется Отечественной? (Все люди поднялись на защиту своей Родины)

Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто

погиб в этой войне.

Что ещё происходит в этот день?

А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той Великой войны.

Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть прабабушки или прадедушки, которые сражались с фашистами во время войны?

Дети рассказывают…

Ребёнок читает стихотворение:

Победа

Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту -

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

***

«День Защитника Отечества»

Воспитатель: Дети, какими качествами должен обладать защитник Родины?

(Смелость, инициативность, смекалка, внимание)

Воспитатель: Назовите об этом пословицы.

*Без смелости не возьмёшь крепости.

*Русский солдат не знает преград.

*Кто честно служит, с тем слава дружит.

*Дружно за мир стоять – войне не бывать

Игра на военную тематику:

Наша армия сильна? (Да)

Защищает мир она? (Да)

Мальчишки в армию пойдут? (Да)

Девочек с собой возьмут? (Нет)

У Буратино длинный нос? (Да)

На корабле он был матрос? (Нет)

В пруду он плавал в тине? (Да)

Враги утопят Буратино? (Нет)

Стоит лётчик на границе? (Нет)

Он летает выше птицы? (Да)

Сегодня праздник отмечаем? (Да)

Мам и девчонок поздравляем? (Нет)

Мир важней всего на свете? (Да)

Знают это даже дети? (Да)

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем селе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

(В нашем городе есть мемориальный комплекс, вечный огонь и обелиск Славы, имена погибших на фронте написаны здесь

навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и

возлагают цветы, здесь проходят митинги.

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь

мир стала «Катюша»

Дети поют 1 куплет песни «Катюша»

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

(Это письмо треугольной формы, без марки.)

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Фронтовые письма – это частичка нашей

истории. В них – сама жизнь.

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор бережно хранят письма с фронта.

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным более 70 лет назад. Выцвели чернила, поблёкла типографская

краска на почтовых открытках. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало так, что весточка с фронта

о том, что родной человек жив приходила после похоронки.. И дома продолжали ждать, что они вернутся…Ждали годы,

десятилетия…

Давайте послушаем одно такое письмо.

Ребёнок читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник» (в одежде ребёнка – элементы солдатской

формы)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт.

Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.

Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение В. Голубевой «Медсестричка»

Сапоги скользили по траве

До чего ж тяжёлым был солдат.

«Ты не умирай!» - она просила

«Попадёшь ты скоро в медсанбат».

«Дочка! Брось меня…не донесёшь!»

Медсестричка простонала вновь

Но сцепила зубы и ползёт.

В кровь ладошки и коленки в кровь.

Стоп! Воронка! «Здесь передохнём.

Я бинты поправлю, напою…

Медсестричке девятнадцать лет

И девчонка первый раз в бою.

Слёзы по измазанным щекам.

Страшен пули свист над головой.

Но ещё немного – и свои

Дотащила – главное – живой!

Сколько вынесла она потом.

И считать не думала девчонка.

Милая! Земной тебе поклон

От спасённых и от их потомков!

Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы,

боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»

Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших

принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания.

Итог занятия

Что нового мы сегодня узнали на занятии?

Воспитатель: В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Сейчас

мы с вами проведём экскурсию к обелиску Славы, где возложим цветы погибшим воинам и прочитаем стихи.

Стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».

1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда

Мой прадед любимый

Галина Щербакова

Мой прадед любимый.

Совсем постарел ты,

И вся голова в седине.

Тебя я жалею,

Горжусь а тобою -

Ты выстоял в страшной войне.

А 6ыл ты мальчишкой,

Меня чуть постарше,

Когда началась та война,

Но взял ты винтовку,

И дрогнула сердце:

Отчизна на бой позвала!

Под городом Ржевом

В тот август суровый

В бою ты был ранен, солдат,

К награде представлен.

Медаль «За отвагу»

Вручил тебе строгий комбат.

Отчизну спасая,

Совсем повзрослел ты,

И вот он - решающий бой!

А в снах тебе снилось,

Что в поле пшеничном

Бежишь по тропинке, босой.

Немало рассказов

От прадеда слышал,

Я зною их все наизусть,

А в праздник Победы,

Такой долгожданный,

В глазах его радость и грусть.

Сергей Зимняков

Письмо и фотография

лежат передо мной

на старой фотографии

мой прадед молодой.

Мой прадед улыбается

и с фронта шлёт привет.

В ту пору было прадеду

неполных двадцать лет.

Мой прадед улыбается,

а дед не знал отца,

погиб тот в сорок пятом

сражаясь до конца.

Письмо и фотография

лежат передо мной

на старой фотографии

мой прадед молодой...

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Пословицы о Родине.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – всем матерям мать.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Народное братство дороже всякого богатства.

Родину-мать учись защищать.

Герой – за Родину горой.

Главное в жизни – служить отчизне.

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Москва всем городам мать.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском в детском саду. – М., 2007.

4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др.

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб.:

ООО Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. -192 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для

воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.

6. Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И.

Оверчук. - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.

7. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского

сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.

8. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию

дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое

воспитание дошкольников. – М., 2007.

10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.

11. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.:

ТЦ Сфера, 2007.

12. Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста. – М., 2005.

13. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - М., 2005.

14. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет:

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

15. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.

16. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под. ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,

2013. -144 с.

17. Ривина Е.К. Российская символика. – М., 2005.



В раздел образования