Автор: Чертова Марина Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовск ДС №17
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Юные кадеты"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Юные кадеты»
«Кадетом быть …
А что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить!»
Чему кадетство может научить?
Отваге и любви к своей Отчизне!
Чему кадетство может научить?
Без страха шествовать по жизни!
Чему кадетство может научить?
Беречь семью, страну и детство!
Ну и, конечно, всю Планету в мире жить!
Вот этому научит нас кадетство !
Актуальность проекта:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и
деды.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из
актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного
воздействия на человека, начиная с самого детства.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно
проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной
памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в
результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы
гражданственности и патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик
в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Наши ребята еще не много знают про настоящих кадетов, но уже понимают, что это хорошие ребята. И не только потому,
что у них красивая форма, а потому что кадет – это добрый, сильный, дисциплинированный маленький человек, и во взрослой
жизни он непременно станет героем, таким, на которого смотрят с восхищением и хотят быть похожими.
Проблема:
Создание непрерывного педагогического процесса по гражданско – патриотическому воспитанию в рамках
преемственности детского сада и кадетской школы.
Цель Проекта:
Создание условий для открытия кадетской группы в ДОУ, для решения задач нравственно-патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста, воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего
народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Формировать нравственно-патриотические качества: воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою
Родину;
Воспитывать уважение к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов,
доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
Расширять знания детей об особенностях края, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-
тружениках;
Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну; желание сохранять богатства города, страны;
Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительное отношение к местам, где они родились и живут: к
родному дому, семье, улице, городу, стране;
Воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста «А»;
- воспитатели;
- родители воспитанников;
- музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО;
- ЦД и ЮТТ «Патриот».
Тип проекта:
По направленности – информационно- познавательный
По количеству участников – 28 человек
По возрасту – старший дошкольный возраст 5-6 лет
По продолжительности – долгосрочный.
Срок реализации проекта: – октябрь 2017года – май 2019 года.
Предполагаемые результат:
- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть
патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит;
- Создана предметно-развивающая среда;
- У детей появилось желание стать кадетом, пойти учиться в кадетский класс.
- Развитие потребности в деятельности на общую пользу (добрые дела и поступки).
- Сплочение детей и родителей, воспитание ответственных будущих граждан своего города, страны.
Условия реализации проекта и особенности работы.
Проект «Юные кадетов» будет реализован на базе МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» города Нижневартовска ХМАО - Югра
Рабочий план реализации проекта
№
Название и содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1.
1 этап - Подготовительный
1.1
Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана
работы над проектом, разработка Д/и и П/и.
Октябрь 2017г.
Воспитатели
1.2
Определение круга социальных партнеров.
Октябрь
Воспитатели
1.3
Цикл бесед с презентацией «Кто такой кадет?», «Кадет – это звучит гордо»,
«Из истории кадетского движения»; «Кадетская форма»; «Кадеты школы».
Октябрь
Воспитатели
1.4
Определение ресурсного потенциала.
Октябрь
Воспитатели
2.
2 этап – Основной (практический)
2.1
Взаимодействие с партнерами - родители
Ежедневно
2017-2019
Воспитатели
2.2
Создание символики кадетской школы (гимн, вымпел, форма)
Ноябрь – декабрь
Воспитатели
2017
Родители
2.3
Праздничное мероприятие
Торжественное посвящение в «Юные кадеты» детей из старшей группы «А»
Январь 2018
Воспитатели
Муз. руководитель
2.4
Из истории кадетского движения: Рассказ. Чтение. Показ видеофильма.
Рисунки на тему «Эмблема юных кадетов», «Кто такой юный кадет?»;
Рассказ-беседа «Святой Георгий Победоносец», «Государственные символы
России»
Д/и «Непобедимая и легендарная»
Рассматривание репродукций картин.
В.Васнецов «Богатыри»;
В.Васнецов «Витязь на распутье»;
В. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»;
П. Корин «Александр Невский»;
Б. Окороков «Пограничники».
Еженедельно
Воспитатели
2.5
Проведение экскурсий:
1. Краеведческий музей;
2. По городу Нижневартовску, ознакомление с достопримечательностями и
памятниками города;
3. Поездка ЮТТ «Патриот»
4. Парк Победы - Возложение цветов к памятнику «Неизвестному солдату»
Февраль
Апрель
Март
Май
Воспитатели
Родители
2.6
Проведение интегрированных занятий с использованием ИКТ:
1.
«Государственные символы России»
Цель: Ввести понятие символ через увлекательно-познавательные рассказы
(герб, флаг, гимн)
2.
«История моего родного города»
Цель: Познакомить с историей и названием города, гербом города
Нижневартовска. Воспитывать любовь к нему; обогащать и активизировать
словарный запас.
3.
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!»
Цель: Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте),
дать представление о том, что Москва – главный город страны. Воспитывать
чувство гордости и любви к своей стране.
Еженедельно по
плану
Воспитатели
1.
«Золотое кольцо России» (быт и традиции)
Цель: Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно –
прикладного искусства, фольклору.
2.
«Край родной – Югория»
Цель: Формировать интерес детей к жизни наших предков, обобщая новыми
знаниями об исторических событиях, коренных жителях.
3.
«Моя семья, моё богатство»
Цель: Воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к своим близким,
познакомить с понятием «семья».
4.
«Этот день Победы…»
Цель: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам
Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны,
воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы
нашего народа в ВОВ.
2.7
Проведение традиционных праздников: «День России», «День защитника
Отечества», «День Победы», «День государственного флага России»
В преддверие
праздников
Воспитатели
2.8
«День Победы» Встреча с ветеранами ВОВ, воинами – афганцами.
Участие в акциях «Письмо солдату», «Здесь живет ветеран»
Викторины на военную тематику;
В преддверие
праздников
Воспитатели
Родители
2.9
Проведение спортивных мероприятий:
1.
День Защитника отечества «Мой папа самый отважный»
2.
День Победы «Мы смелые ребята»
Спартакиада между старшими группами детского сада «Богатырские
забавы», Зарница», «Взятие снежной крепости», А ну – ка мамочки»
В преддверие
праздников
Воспитатели
Физ. руководитель
Муз. руководитель
2.10
Моя Родина – Россия (Оформление центра «Наша Родина -Россия»
(фотографии, рисунки, поделки, авторские рассказы и стихи);
Игры: «Моя родина Россия», «Государственные праздники России», «Нашей
родиной гордимся», «Государственные символы РФ», «Российская геральдика
и государственные праздники»;
Беседы: «Я люблю тебя Россия», «Родной край», «Памятные места нашего
В преддверие
праздников
Воспитатели
города», «Семья и семейные традиции»,
2.11
Продуктивная деятельность
1.Конструирование «Самолет».
2.Аппликация «Кораблик», «Вертолет»
3.Рисование «Пограничник с собакой», «Самолет», «Военная техника»
4. Лепка «Пограничник с собакой»
5.Ручной труд «Парусник», «Веселые
матросы», «Военный флот», «Военная авиация», «Русский витязь», «Портрет
богатыря»
Еженедельно
Воспитатели
2.12
Музыкальная деятельность
-песня «Служить России»,
сл. и муз. И. Резник, Э. Ханок ;
-танец «Вальс кадетов»;
-песня «Военная игра»
муз. П. Савинцева, сл. П. Синявского;
-песня «Вперед, гардемарины! »
муз. П. Протасова, сл. Н. Соловьевой;
-танец «Морячка» муз. и слова
О. Газманова;
-танец «Яблочко».
Еженедельно
Воспитатели
Муз. руководитель
2.13
Создание выставок
-выставка военных книг;
-книжки-самоделки;
-фотовыставка
В течении года
Воспитатели
Родители
2.14
Работа с родителями:
- знакомство с проектом;
-совместные экскурсии;
-помощь в подборе познавательного материала: фотографии, иллюстрации,
рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки на военную тематику;
-оформление выставок;
- социальные акции «Не рубите елочку», «Письмо солдату», «Посади дерево
Победы», «Помоги тем, кому трудно»;
Ежедневно
2017-2019
Воспитатели
Родители
- семейные фотогазеты, мини-альбомы «Этих дней не смолкнет слава!
Прадедушкам и прабабушкам посвящается…»;
- творческие мастерские; мастер-классы;
- интерактивные площадки;
- квест-игры;
3.
3 этап - Заключительный:
3.1
Оформление альбома по данной теме;
В течении года
Воспитатели
3.2
Разработка презентации;
В течении года
Воспитатели
3.3
Представление опыта работы для педагогов ДОУ.
Май 2019
Воспитатели
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Прогнозируемые результаты при реализации проекта:
будет обеспечена положительная динамика сформированности представлений у детей о семье, детском саде,
городе, крае, стране;
будут созданы оптимальные условия (программно-методические, материально-технические) для формирования
доброго, заботливого, уважительного отношения к природе, людям, своему городу, краю, стране;
улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками (укрепление внутрисемейных
связей);
повышение компетентности педагогов и родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Создание условий для гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников кадетской группы, может
быть применено, воспроизведено и творчески дополнено любым образовательным упреждением в практической деятельности в
том случае, если кадетское движение представляет профессиональный интерес.
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и включиться в работу по их переносу в
условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.
Полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять
среди педагогической общественности нашего Ханты-Мансийского округа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Этот день Победы»
Цель: Воспитание патриотических чувств.
Программные задачи:
Обучающие:
1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
2. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, побуждать уважительно
относиться к подвигу наших соотечественников.
3. Закрепить навыки речевой, музыкальной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с
воспитателем, активизировать в речи детей слова, связанные с военной тематикой.
Развивающие:
1.Развивать у детей нравственные качества: самостоятельность, внимание, память, расширять кругозор.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
Предварительная работа:
1.Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, .рассматривание иллюстраций, проведение серии
познавательных бесед:
* «День защитников Отечества»
* «Военные профессии»
*Военная техника»
* «Никто не забыт, ничто не забыто»
2. Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.
3. Экскурсия к Мемориальному комплексу, Обелиску Славы.
Материал к занятию:
1. Иллюстрациями о Великой Отечественной войне, стенд «Война в истории моей семьи».
2.«Фронтовое письмо»
6. Пилотки, санитарная сумка.
7. Фонограммы военных песен.
Ход занятия:
Рассматривание иллюстраций о войне
- Война закончилась и пушки замолчали
И годы сгладили великую беду.
И мы живём и мы опять весну встречаем
Встречаем День Победы - ,лучший день в году!
Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?
(Ко Дню Победы)
Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет великой Победы.
Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?
(9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.)
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, какие чувства испытывают люди в этот день?
(В этот день и радость, и скорбь рядом.
Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений).
Почему война называется Отечественной? (Все люди поднялись на защиту своей Родины)
Воспитатель: Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто
погиб в этой войне.
Что ещё происходит в этот день?
А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той Великой войны.
Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть прабабушки или прадедушки, которые сражались с фашистами во время войны?
Дети рассказывают…
Ребёнок читает стихотворение:
Победа
Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту -
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!
***
«День Защитника Отечества»
Воспитатель: Дети, какими качествами должен обладать защитник Родины?
(Смелость, инициативность, смекалка, внимание)
Воспитатель: Назовите об этом пословицы.
*Без смелости не возьмёшь крепости.
*Русский солдат не знает преград.
*Кто честно служит, с тем слава дружит.
*Дружно за мир стоять – войне не бывать
Игра на военную тематику:
Наша армия сильна? (Да)
Защищает мир она? (Да)
Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Девочек с собой возьмут? (Нет)
У Буратино длинный нос? (Да)
На корабле он был матрос? (Нет)
В пруду он плавал в тине? (Да)
Враги утопят Буратино? (Нет)
Стоит лётчик на границе? (Нет)
Он летает выше птицы? (Да)
Сегодня праздник отмечаем? (Да)
Мам и девчонок поздравляем? (Нет)
Мир важней всего на свете? (Да)
Знают это даже дети? (Да)
Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?
Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.
Воспитатель: Ребята, а как в нашем селе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?
(В нашем городе есть мемориальный комплекс, вечный огонь и обелиск Славы, имена погибших на фронте написаны здесь
навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и
возлагают цветы, здесь проходят митинги.
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь
мир стала «Катюша»
Дети поют 1 куплет песни «Катюша»
Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?
(Это письмо треугольной формы, без марки.)
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Фронтовые письма – это частичка нашей
истории. В них – сама жизнь.
Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор бережно хранят письма с фронта.
Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным более 70 лет назад. Выцвели чернила, поблёкла типографская
краска на почтовых открытках. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало так, что весточка с фронта
о том, что родной человек жив приходила после похоронки.. И дома продолжали ждать, что они вернутся…Ждали годы,
десятилетия…
Давайте послушаем одно такое письмо.
Ребёнок читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник» (в одежде ребёнка – элементы солдатской
формы)
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт.
Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.
Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение В. Голубевой «Медсестричка»
Сапоги скользили по траве
До чего ж тяжёлым был солдат.
«Ты не умирай!» - она просила
«Попадёшь ты скоро в медсанбат».
«Дочка! Брось меня…не донесёшь!»
Медсестричка простонала вновь
Но сцепила зубы и ползёт.
В кровь ладошки и коленки в кровь.
Стоп! Воронка! «Здесь передохнём.
Я бинты поправлю, напою…
Медсестричке девятнадцать лет
И девчонка первый раз в бою.
Слёзы по измазанным щекам.
Страшен пули свист над головой.
Но ещё немного – и свои
Дотащила – главное – живой!
Сколько вынесла она потом.
И считать не думала девчонка.
Милая! Земной тебе поклон
От спасённых и от их потомков!
Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы,
боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»
Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших
принято чтить минутой молчания.
Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.
Дети встают, минута молчания.
Итог занятия
Что нового мы сегодня узнали на занятии?
Воспитатель: В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Сейчас
мы с вами проведём экскурсию к обелиску Славы, где возложим цветы погибшим воинам и прочитаем стихи.
Стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».
1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,
Не один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года.
Пусть не будет войны никогда
Мой прадед любимый
Галина Щербакова
Мой прадед любимый.
Совсем постарел ты,
И вся голова в седине.
Тебя я жалею,
Горжусь а тобою -
Ты выстоял в страшной войне.
А 6ыл ты мальчишкой,
Меня чуть постарше,
Когда началась та война,
Но взял ты винтовку,
И дрогнула сердце:
Отчизна на бой позвала!
Под городом Ржевом
В тот август суровый
В бою ты был ранен, солдат,
К награде представлен.
Медаль «За отвагу»
Вручил тебе строгий комбат.
Отчизну спасая,
Совсем повзрослел ты,
И вот он - решающий бой!
А в снах тебе снилось,
Что в поле пшеничном
Бежишь по тропинке, босой.
Немало рассказов
От прадеда слышал,
Я зною их все наизусть,
А в праздник Победы,
Такой долгожданный,
В глазах его радость и грусть.
Сергей Зимняков
Письмо и фотография
лежат передо мной
на старой фотографии
мой прадед молодой.
Мой прадед улыбается
и с фронта шлёт привет.
В ту пору было прадеду
неполных двадцать лет.
Мой прадед улыбается,
а дед не знал отца,
погиб тот в сорок пятом
сражаясь до конца.
Письмо и фотография
лежат передо мной
на старой фотографии
мой прадед молодой...
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Пословицы о Родине.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
Родина – всем матерям мать.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
Дома и стены помогают.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Если народ един, он непобедим.
Народное братство дороже всякого богатства.
Родину-мать учись защищать.
Герой – за Родину горой.
Главное в жизни – служить отчизне.
В бою за отчизну и смерть красна.
С родной земли умри, но не сходи.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Напоролись враги на русские штыки.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Русский солдат не знает преград.
Слава русского штыка не померкнет никогда.
Знает весь свет – твёрже русских нет.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Москва всем городам мать.
Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.,2003.
2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском в детском саду. – М., 2007.
4. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др.
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб.:
ООО Издательство ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. -192 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для
воспитателей детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година и др. – М.: Просвещение, 1989.
6. Воспитательная система «Маленькие россияне»/под общей редакцией Т.И.
Оверчук. - М.: «Мозаика – Синтез», 2007.
7. Горшенина В.В., Самошкина И.В., Черкасова Н.П. Система работы детского
сада по вопросам семейного воспитания. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
8. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию
дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М., Просвещение, 2006.
9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников. – М., 2007.
10. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.
11. Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2007.
12. Маханева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. – М., 2005.
13. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников - М., 2005.
14. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
15. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М., 2003.
16. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под. ред. Н.В.Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,
2013. -144 с.
17. Ривина Е.К. Российская символика. – М., 2005.